Римлянам 8 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Нет осуждения теперь никому, кто с Христом Иисусом.
2 Закон Духа и жизни по Христу Иисусу освобождает от закона греха и смерти.
3 Закон не справился с плотью, он бессилен перед грехом. Но Бог решил проблему. Он Сына Своего уподобил греховной плоти и на смерть осудил грех во плоти.
4 В нас, живущих не по плоти, а по духу, осуществляется оправдательная суть Закона.
5 Живущие по плоти обеспокоены плотским, а живущие по духу — духовным.
6 Обеспокоенность плотская — смерть, а обеспокоенность духовная — жизнь без войны.
7 Обеспокоенность плотская Богу враждебна, закону Божьему уступок не делает, да и не умеет.
8 Поэтому живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если, конечно, в вас есть Божий Дух. В ком нет Духа Христова, тот Ему не свой.
10 Но если в вас Христос, то телом вы мертвы для греха, а духом живы для праведности.
11 Если в вас живет Дух Того, кто воскресил из мертвых Иисуса, — точно так же Своим Духом, живущим в вас, воскресивший Христа оживит и ваши смертные тела.
12 Нет, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по правилам плоти.
13 Если живете по правилам плоти, вас ждет смерть. А если духом устраняете повадку тела, умертвив ее, будете живы.
14 Все, кого ведет Божий Дух, — сыны Божьи.
15 Так и вы не приняли духа рабства, от которого страх, зато приняли Духа усыновления, от которого и взываем: «Абба! Отче!».
16 Этот Самый Дух дает знать духу нашему, что мы — чада Божьи.
17 А если чада, то и наследники, наследники Божьи, и разделяем наследие Христа, если только разделяем Его страдания, чтобы разделить и Его славу.
18 Думаю, что страдания нынешнего времени не многого стоят по сравнению со славой, которая откроется с нами после.
19 Этой перемены в судьбе сыновей Божьих ждет не дождется все тварное,
20 Потому что прозябает в бренности не добровольно, а по воле принудившего, и не без надежды
21 Обрести, вместо рабского удела истлевать, свободу и небесную славу чад Божьих.
22 Мы-то знаем, что все тварное в целом доныне стонет от боли, как при родах.
23 А между тем и мы сами, первые, в ком обитает Дух, сдерживаем в себе стон, ожидая усыновления — искупления нашего тела.
24 Мы спасены — так говорит нам надежда. Представшая перед глазами надежда — не надежда. Как можно надеяться увидеть то, что уже видишь?!
25 Но мы тем более ждем терпеливо, что надеемся на невидимое.
26 Да еще и Дух укрепляет нас в наших немощах. Мы не знаем, о чем молиться, да и как. Но Сам Дух просит за нас воздыханиями неизреченными.
27 Проницающий сердца знает помышления Духа. Просьба Его за святой народ Богу внятна.
28 Конечно, мы знаем, что у тех, кто любит Бога, кто призван Им и несет Его замысел, все оборачивается ко благу.
29 Кого Он провидел, тому и предопределил уподобиться образу Своего Сына, чтобы за Его Сыном было первородство впереди всех братьев.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал. Кого призвал, тех и оправдал. Кого оправдал, тех и отметил славой.
31 Как это понимать? Если Бог за нас — кто против нас?
32 Нет, Тот, кто Сына Своего не пощадил, отдал Его за всех нас, уже больше ничего для нас не пожалеет!
33 Кто возьмется обвинять Божьих избранников, если Сам Бог оправдывает?!
34 Кто осудит, если Сам Христос, умерший, но и воскресший, сидя по правую руку Бога, за нас ходатайствует!
35 Ничто не отлучит нас от любви Христа, никакая напасть: ни гнет, ни гонение, ни голодная нищета, ни обездоленность, ни угроза расправы, ни меч. Как написано:
36 «Из-за Тебя что ни день предают нас смерти. Сочли нас за овец, согнанных на заклание».
37 С Тем, кто любит нас, мы выходим из всего этого победителями.
38 Остаюсь в уверенности, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни иные начала и силы, ничто ни в настоящем, ни в будущем,
39 Никакая вершина и никакая пропасть, ни другая какая тварная сущность не способны отлучить нас от Божьей любви — от Христа Иисуса, Господа нашего.

Новой Женевской Библии

8:1−39 Развивая тему о христианской уверенности и надежде (см. 5:1−11), Павел акцентирует внимание на размышлениях о славе спасения.

8:1 Итак. Апостол проявляет здесь пастырское попечение. Он как бы говорит: «В свете предшествующего напоминания о присутствующей в вас греховной природе вам следует ныне вспомнить, что вы призваны во Христе, оправданы и находитесь в безопасности под Его защитой».

осуждения. Вероятно, в смысле как объявления приговора, так и приведения его в исполнение.

8:2 закон духа жизни... от закона греха и смерти. «Закон духа» — подразумевается движущая сила Духа Святого (7:23); «закон смерти» — движущая сила греха, а также Божественный нравственный закон, посредством которого грех производит смерть (7:8−13).

8:3 закон... был бессилен. Павел не подвергает критике нравственный закон, но опять отмечает, что из-за греховности человека закон не может принести спасение.

Сына Своего. Эти слова напоминают об Исааке (Быт 22:2) и указывают на неизмеримую цену нашего искупления (ст. 32).

в подобии плоти греховной. Ср. 1:23; 5:14; 6:5; Флп 2:7. Указание на сходство с первообразом; «греховная плоть» означает человеческую природу, которая вследствие грехопадения была извращена и покорилась греху. Человеческая природа Христа была подобна нашей в том смысле, что Он изведал искушения и вся Его жизнь была составной частью падшего мира, хрупкая и подверженная многим тяготам. Однако Он не грешил, в Нем не было нравственной или духовной порчи, так что подобие не является полным. Если бы в Иисусе была хоть какая-то примесь греха, Он не отвечал бы ветхозаветному требованию: «жертва за грех» должна быть «без порока» (Лев 4:3).

осудил грех во плоти. Павел, видимо, подразумевает, что грех был судим и осужден распятием воплощенного Сына Божия, так что теперь любые притязания греха добиться нашего осуждения несостоятельны. Следовательно, над теми, кто во Христе, не тяготеет более никакое осуждение.

8:4−8 Павел подробно сопоставляет старый и новый образы жизни — жизнь по плоти и жизнь по Духу (7:6) — в терминах двух определенных состояний или умонастроений: одно под влиянием греховной природы, второе — под влиянием Христа силой Духа Святого.

8:7 вражда против Бога. Полное отпадение от Бога — таково умонастроение всякого человека, еще не обновленного Духом (3:9−18). Плотской человек считает Бога своим врагом.

8:9−11 Христиане не подвластны греховной природе («плоти») в Адаме, ими правит Христос, потому что Дух, живущий в них, есть Дух Христов. Хотя смерть как телесное переживание еще пребывает, однако побеждает жизнь, ибо те, кто соединен со Христом, живут для Бога в области Духа. Двойственность, о которой здесь говорится, это различие не между физическим и духовным аспектами бытия верующего, а между двумя сферами бытия — телесного бытия в падшем мире (с неизбежной в нем смертью) и жизнью в Духе.

8:10 дух жив. Букв.: «дух есть жизнь». Это может относиться к оживотворенному духу верующего или к Святому Духу. Последнее вероятнее ввиду того, что весь этот отрывок говорит о действиях Духа. В нем подчеркивается связь духа Святого со Христом. Живущий (в нас) «Дух Божий» (ст. 9) есть «Дух Христов» (ст. 9); «Христос в вас» (ст. 10) благодаря пребыванию в нас Духа. Павел считает это единение настолько тесным, что позволяет себе изречь «Господь есть Дух» (2Кор 3:17; ср. 1Кор 15:45). Эти выражения не означают, что Христос и Дух Святой теряют Свою индивидуальную Личность. Павел, скорее, указывает, что Христос и Дух Святой действуют как одно там, где жизнь воскресшего Христа заполняет верующего. Таким образом, присутствие Духа есть залог будущего телесного воскресения верующего (ст. 11).

8:11 Этот стих говорит об участии Божественной Троицы в осуществлении спасения и подразумевает единство Отца, Сына и Святого Духа в Их Существе, подобно тому, как они объединены в совершаемом Ими деле искупления.

8:12−13 Начиная с этих стихов и до конца главы Павел говорит обобщенно — о себе и обо всех верующих.

8:13 умерщвляете дела плотские. Тело само по себе не есть зло, но грех осуществляется посредством деяний тела; эти осуществления греха и следует умертвить, т.е. положить им конец, 6:12−13; 12:1.

8:14 Путь святости описывается далее как путь под водительством Духа, им следуют сыны Божии. «Водительство» напоминает об «усыновлении» Израиля и руководстве им на пути исхода через пустыню; возможно, такова основа рассуждений Павла (9:4; Втор 8:2, 15).

8:15 Духа усыновления. Христиане получили «Духа усыновления». Наряду с оправданием и избавлением от осуждения (ст. 1) верующие становятся членами семьи Божией и имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Верующий взывает: «Авва, Отче» (см. Мк 14:36). Этот возглас выражает уверенное осознание своего сыновства. Здесь «усыновление» означает приемное сыновство.

8:16 В возгласе «Авва, Отче» проявляется двойное свидетельство о нашем сыновстве — свидетельство нашего собственного духа и свидетельство, исходящее от Святого Духа (Гал 4:6).

8:17−21 Подобно тому, как все дети в семье являются наследниками своего отца наравне со старшим братом, так верующие являются наследниками Божиими во Христе и вместе с Ним. Но получение наследства, причитающегося нам во Христе, подразумевает участие в Его страданиях, они — путь к тому, чтобы нам «с Ним и прославиться» (2Кор 4:17). «Слава» (ст. 17−21; ср. ст. 30) означает преображающее, облагораживающее, приносящее радость проявление Бога в нашей человеческой личности. Слава, которая проявится в нас, предполагает, что сыны Божьи откроются в подлинной своей природе (ст. 19) и что вся тварь будет освобождена от своего теперешнего состояния несовершенства и тления (ст. 20−21). Эта слава, открывшись, совершенно уничтожит все зло и вред («суету», ст. 20), какие претерпел тварный миропорядок вследствие грехопадения Адама (Быт 3:17). Новое бытие (Мф 19:28; Деян 3:21; Откр 21:1) тварного миропорядка соответствует свободе в славе (ст. 17−18), которой наслаждаются чада Божьи, и является ее прямым результатом.

8:22−25 Теперешнее состояние тварного мира не окончательное; оно подобно состоянию матери, стонущей в муках деторождения. У всего творения есть эсхатологическая судьба, и тварь стонет, ожидая ее исполнения; стенают и верующие, и «Сам Дух» (ст. 23−26). Начало нашему спасению положено, в качестве его первого плода мы получили дар Духа, но оно не будет совершено прежде воскресения, т.е. до полноты нашего усыновления во Христе (ст. 23). Следовательно, христианской жизни неизбежно свойственно терпеливое ожидание в надежде.

8:24 мы спасены в надежде. Родовые муки (скорбь и печаль о теперешнем состоянии вещей (7:24−25; 8:18, 36) — проникнуты не разочарованием и горечью (5:5), а упованием, терпением (ст. 25).

8:26 Также и Дух подкрепляет. Дух укрепляет нас в немощи, которую мы ощущаем непрестанно. Недоумение, как молиться за себя, ведомо всем без исключения христианам. Наше безотчетное стремление молиться как должно свидетельствует, что живущий в нас Дух уже помогает нам, ходатайствуя за нас в наших сердцах, выражая прошения, на которые непременно отзовется Отец.

8:28 Притом знаем. Христианин оценивает настоящее положение дел в свете своей уверенности в будущем. По образу истинных израильтян, в коих исполняется первая и наибольшая заповедь (Мф 22:37−38), мы пробуждаемся к любви к Богу, познавая Его любовь к нам (5:5−8).

призванным. Призванным к вере (ст. 30; ср. 1:6).

по Его изволению. Воля Божия является залогом «блага» для Его людей в терминах Божественного понимания «блага», т.е. не легкого покоя, а сообразности Христу, ст. 17−23. Пути промысла Божия таковы, что все случающееся с нами неизменно служит нашему конечному благу.

8:29 предузнал... предопределил. Стихи 29:30 поясняют «изволение» Божие (ст. 28), раскрывая его как Божественный план спасающей благодати, позволяющей всем верующим увидеть, что их вера и спасение происходят от предвечного решения Бога привести их к славе; они могут ожидать этой славы, нисколько не сомневаясь. Предназначенное для верующих состояние (сообразность Христу и прославление с Ним) проистекает из Божественного провидения. Это провидение («предузнал») объемлет не факты или события, а личность и означает, что Бог по Собственному изволению избрал объекты Своей деятельной спасающей любви. Такое знание подразумевает личные близкие отношения, а не просто «знание о ком-то» (Быт 4:1; Ам 3:2; Мф 1:25); по существу, оно равнозначно избранию.

8:30 Те, кто предопределены, в свое время бывают «призваны», т.е. задействованы через Евангелие к спасительному общению со Христом (1:6; ср. 1Кор 1:9). Отметим, что те, кто призваны, они же и оправданы. Призвание не может означать внешний призыв через проповедь Евангелия, который многие отвергают, это — внутренний зов Божий, осуществляющий Его предначертание. Поскольку все предопределенные призваны таким образом, ясно, что предопределение состоит в таком действенном призвании. Предопределение не основано на провидении того, как откликнется человек на призыв Евангелия. Как предопределение состоит в призвании, так плод призвания есть оправдание и, как следствие, прославление. Прошедшее время глагола «прославил» указывает, что с Божией точки зрения все уже совершено. Бог завершит дело согласно Своим намерениям (см. статью «Сохранение святых»).

8:31−39 Павел подводит всю аргументацию 1:16 — 8:39 к заключению, дерзновенно обращаясь ко всем силам, которые могут стать преградой нерушимой уверенности церкви в том, что она будет сохранена в нынешнем веке и прославлена в будущем. Ср. Ис 50:4−9.

8:31 Что же сказать на это? «Это» охватывает все ранее сказанное в послании относительно дарования благодати падшим грешникам.

кто против нас? Противодействие, несомненно, будет, но Павел хочет подчеркнуть, что оно бессильно сокрушить веру: поскольку «Бог за нас», можно не сомневаться в победной духовной стойкости.

8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил. Ср. Быт 22:12.

предал Его. В других местах это выражение имеет значение активного участия в судопроизводстве, вынесшем приговор Христу (Мф 20:19; Мф 26:15−16; Мф 27:2, 18, 26; ср. Ис 53:6, 10).

за всех нас. За ныне верующих (3:9−18; 5:6−8). То, что Бог отдал Сына Своего на смерть за нас, это наивысший дар, являющийся залогом последующего дарования всего остального, что потребно для нашего полного и окончательного прославления (ст. 30).

8:33 Бог оправдывает их. Смертью и воскресением Христа Судия уже снял все обвинения против нас (4:25). Самооправдание излишне.

8:34 Он и одесную Бога. Почетное место, занимаемое Тем, кто облечен исполнительной властью (ср. Пс 109:1). Над нами не может тяготеть осуждение (см. ком. к ст. 1), если принявший на Себя наши грехи воцарился и ходатайствует за нас на небесах (1Ин 2:1), в то время как Дух ходатайствует в сердцах наших (ст. 27).

8:35 любви Божией. Иначе: «любви Христовой». У Павла это выражение синонимично выражению «любви Божией во Христе» (ст. 39), что свидетельствует о его убежденности в единосущии Отца и Сына.

8:36 Обращение Павла к ВЗ указывает, что страдание не является неожиданностью для народа Божия. Однако во Христе такие страдания становятся средством достижения славы (5:1−5; 8:17−23).

8:37 преодолеваем. Сила проявляется в терпении, с которым переносятся гонения и скорби.

8:38−39 Никто в сотворенном мире не может воспрепятствовать нам пользоваться действенной любовью Бога к нам во Христе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.