1-е Коринфянам 11 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Подражайте мне, как я подражаю Христу.
2 Похвально, братья, что вы во всех случаях обо мне помните и следуете правде, как я вам ее передал.
3 Но хочу, чтобы вы знали: всем нам глава — Христос, женщине глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Мужчине молиться или пророчествовать с покрытой головой — значит бесчестить свою голову.
5 И женщине молиться или пророчествовать с непокрытой головой — значит бесчестить свою голову. Это то же самое, что обриться.
6 Если женщина обнажит голову, пусть и острижется. Но если быть остриженной или обритой для нее бесчестье, пусть голову покрывает.
7 Мужчине не нужно покрывать голову. Он муж. Он — образ Божий и Божья честь. А жена — честь мужа.
8 Не мужчина от женщины, а женщина от мужчины.
9 И не он сотворен ради нее, а она ради него.
10 Поэтому женщина должна носить на голове подтверждение перед ангелами, что подвластна.
11 Однако, по вере в Господа, что женщина, что мужчина, оба друг без друга — ничто.
12 Женщина произошла от мужчины, это верно. Но никто как женщина дает жизнь мужчине. Это так от Бога.
13 Судите сами, хорошо ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 И не подсказывает ли вам сама природа, что мужчина унижает себя длинными волосами?
15 Но если волосы отпускает женщина, это ей к лицу. Длинные волосы у женщины — что покрывало.
16 А на сомнения, у кого они возникнут, отвечу: ни у нас, ни в других Божьих церквах другого порядка нет.
17 Вместе с наставлением мое вам и порицание: собираетесь на хорошее, а выходит нехорошо.
18 Во-первых, слышу, что на ваших собраниях в церкви бывает у вас разобщение. Это в какой-то мере можно понять.
19 Без разномыслия тоже нельзя, а не то у вас останутся в тени одаренные.
20 Но недаром, когда вы собираетесь, вечери Господней у вас не получается.
21 Сразу начинаете есть каждый свое. И вот один уходит голодным, а другой так и пьян.
22 А не лучше ли есть и пить у себя дома? Или вы ни во что не ставите церковь Божью и презираете неимущих? Что тут сказать? Уж не похвалить ли вас за это? Нет, не похвалю.
23 Я от Господа знаю и вам передаю: Господь Иисус в ту ночь, когда Его предали, взял хлеб,
24 С благодарением разломил и сказал: «Это — Мое Тело ради вас. Так делайте в память обо Мне».
25 Также и чашу после вечери. И сказал: «Эта чаша — новый договор на Моей Крови. Когда будете пить из нее, всегда делайте это в память обо Мне».
26 Всякий раз, когда едите этот хлеб и пьете эту чашу, смерть Господню возвещаете, пока Он не придет.
27 Поэтому, кто бы ни ел этот хлеб и ни пил эту чашу недостойно — виновен перед Телом Господним и Его Кровью.
28 Нужно понимать, что ты делаешь, когда ешь этот хлеб и пьешь из этой чаши.
29 Кто ест и пьет и не помнит Тела — ест и пьет к своему осуждению.
30 Вот почему среди вас так много слабых, больных и столько умирает.
31 А если бы мы не забывались, то не было бы нам осуждения.
32 Но осуждение есть и есть наказание. Плохо, когда Господь вот так судит нас заодно со всем миром.
33 Стало быть, братья, собравшись на вечерю, не начинайте, пока не придут все.
34 Если голоден, поешь у себя дома, тогда никому из вас не будет осуждения. Об остальном буду говорить с вами, когда приду.

Новой Женевской Библии

11:1 Призыв Павла («будьте подражателями мне») скорее воспринимается как заключительный стих гл. 10. Следует отметить, что апостол не предлагает себя в качестве абсолютного и непререкаемого авторитета; он призывает подражать ему в той мере, в какой сам он подражает Христу.

11:3 глава. Значение этого понятия являлось предметом споров: означает ли оно лидерство и власть или же основу, источник и первопричину? Вероятно, не следует считать эти истолкования взаимоисключающими. В двух местах из тех, где Павел говорит о Христе как о главе (Еф 4:15−16; Кол 2:19), присутствует значение основы, источника (ср. ст. 8); в остальных же местах (Еф 1:22; Еф 5:23−24; Кол 1:18; Кол 2:10) содержится определенное указание на власть или подчиненность, и такое понимание хорошо соответствует данному контексту (ст. 10). Здесь подчеркнута, скорее, идея власти, чем первоисточника.

11:4 с покрытою головою. То малое, что нам известно, как будто указывает, что, за редкими исключениями, мужчины в первом столетии считали важным совершать молитвы с непокрытой головой (невозможно определить, восходит ли практика мужчин-иудеев покрывать голову во время молитвы к новозаветному времени).

постыжает свою голову. Ни Библия, ни другие источники не проясняют, каковы основания такого представления (ср. ком. к ст. 10).

11:5 с открытою головою. Это высказывание позволяет предположить, что в I в. по Р.Х. женщины молились с покрытой головой. Некоторые ученые, однако, полагают, что речь идет об определенной прическе (в Чис 5:18 указывается, что обнажение головы женщины является частью испытания, в процессе которого выяснялось, виновна ли она в измене мужу. См. ком. к ст. 15).

это то же, как если бы она была обритая. В ст. 6 бритье женской головы уподоблено короткой стрижке, видимо, по образцу мужской. Из этого можно заключить, что практика, которую не одобряет Павел, вела к стиранию границ между полами. Возможно, спор отражает общее для некоторых коринфян мнение, что они уже достигли совершенства и, следовательно, прежние «правила» к ним не относятся (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

11:10 для ангелов. Существует множество толкований этой фразы, но все они гипотетические. Аргументы Павла тесно связаны с определенной исторической ситуацией, и оценивать универсальность их применения необходимо весьма осмотрительно.

11:11−12 Эти стихи представляются вариантом предыдущего текста. Специфическое определение наших отношений «в Господе» указывает на взаимную зависимость мужчины и женщины, поскольку в Нем мы едины (Гал 3:28).

11:14 Не сама ли природа. Павел обращается к естественному порядку, который шире национально-культурных традиций.

11:15 вместо покрывала. Возможно, Павел хочет сказать, что поскольку длинные волосы женщины служат ей как бы покрывалом, то пристойно ей иметь и «внешнее» покрывало. Есть, однако, и другое мнение: Павел будто бы имеет в виду, что волосы уже заменяют покрывало (а это подкрепляет мнение, что Павел имеет в виду не покрывало, а прическу; см. ком. к ст. 5).

11:16 мы не имеем такого обычая. Нигде больше в своих посланиях Павел не пользуется такого рода аргументом. Подобное завершение трудного для понимания места может служить подтверждением мнения, что апостол не намеревался составить схему богослужебных собраний, а разрешал вопросы культурного характера (которые, разумеется, косвенно отражались и в богословии; см. ком. к ст. 5). Важно, однако, отметить и то, что Павел обращается к природному порядку, который выходит далеко за рамки местных обычаев.

11:17 не хвалю вас. Контраст между этими словами и ст. 2 указывает на серьезность рассматриваемой проблемы.

11:19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами. Греческое слово «хаересис» можно перевести как «разномыслие» и «несогласие». Павел признает, что ничто не случается без воли Божией, однако, подчеркивает, что всемогущество Божие никак не может служить оправданием для непокорности.

11:20 не значит вкушать вечерю Господню. Вероятно, в результате такой практики она стала чем-то совсем противоположным тому, чем должна была быть.

11:21 иной бывает голоден, а иной упивается. Как становится ясно из следующего стиха, Павла тревожит здесь не пьянство как таковое, а унижение бедняков. Вечеря Господня являет единство народа Божия (10:17). Зажиточные коринфяне, по-видимому, пренебрегали своими менее обеспеченным согражданами на трапезах вечери Господней. Такое поведение являлось проявлением крайнего эгоизма и противоречило смыслу самой вечери.

11:23−25 Описанное Павлом установление вечери Господней во всех существенных моментах совпадает с тем, что рассказывается в Евангелиях (Мф 26:26−29; Мк 14:22−25; Лк 22:17−20).

11:26 смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Апостол подчеркивает связь между проповедью Евангелия и совершением вечери Господней. Последняя есть проявление Слова Божия через зримое — в отличие от слышимого слова. Косвенным образом участие в вечери является выражением нашего ожидания Второго пришествия Господа.

11:27−34 Весь этот раздел важно рассматривать в целом; из ст. 33−34 ясно, что Павел все еще думает о злоупотреблениях, упомянутых в ст. 21−22. Такие выражения, как «недостойно» (ст. 27) или «да испытывает себя человек» (ст. 28), могут расширенно применяться ко многим личным обстоятельствам, но следует остерегаться, чтобы не извратить их вне контекста. В частности, неверно было бы заключить из ст. 30, что Бог, как правило, наводит болезнь и смерть на христиан, которые участвуют в вечери, невзирая на свои духовные недостатки. Проблема в Коринфе была гораздо более специфична и серьезна. Некоторые из коринфян разрушали самое единство христианского общества, символом которого было вкушение от одного хлеба (10:17). Предупреждение ст. 29 «не рассуждая о Теле» (слово «Господнем» отсутствует в самых древних рукописях), по всей видимости, относится к этой истине (другое мнение — Павел говорит о физическом, распятом теле Иисуса). Из-за того, что некоторые члены общины в Коринфе так совершали вечерю, что разрушали единство, ею являемое, Бог навел суд на общину. Цель суда Божия над этими верующими — не допустить их осуждения «с миром» (ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.