Евреям 12 глава

Послание Евреям
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Давайте же ради всех этих свидетелей, толпяшихся вокруг нас, освободимся от житейской кабалы, от привязчивого греха и на своем поприще проявим такое же завидное терпение.
2 Будем взирать на Инициатора и Подвижника веры — Иисуса. Он в предвидении радости не побоялся позора, претерпел крестную смерть и теперь сидит по правую руку от Божьего престола.
3 Поразмыслите о том, какое Он претерпел над Собой от грешников глумление. Это поможет вам не изнемочь душой и не отчаяться.
4 Вы еще не смертным боем бились, ополчившись против греха,
5 И забыли поучение, которое Бог дает вам, как Своим сыновьям: «Сын мой! Не ставь себя выше наказания от Господа и не повергайся в уныние от Его укоризны.
6 Господь, кого любит, с того взыскивает. Он не спускает никакому сыну, о котором печется».
7 Если случается вам от Бога наказание, значит, Он держит вас за сыновей. Какого сына не наказывал отец?
8 Если же нет вам наказания, а оно есть всем сыновьям, то вы — безродные дети, не сыновья.
9 К тому же, когда наказывали нас наши кровные родители, мы трепетали. У нас был перед ними страх. А перед Отцом духов? Ему тем более будем покорны — тогда будем жить.
10 Родители наказывали нас по своим понятиям, исходя из повседневного уклада жизни, а Он и вовсе полезное нам преподает — причастность к Его святости.
11 Сиюминутное наказание удручает, от него радости нет, зато впоследствии те, кто способен извлечь из него урок, обретают умиротворенность праведности.
12 Поэтому наберитесь сил, у кого опустились руки и в ногах слабость.
13 Идите прямо. Ковыляние уводит в сторону — исправьте его, если оно есть.
14 Устанавливайте мир со всеми и святость — без нее никто не увидит Господа.
15 Смотрите, чтобы никто у вас не лишился благодати Божьей, чтобы от нечаянного горького корня не вышло вам вреда и не осквернил он многих,
16 Чтобы не завелся среди вас какой-нибудь распутник или нечестивец, как Исав, который сторговал однажды похлебку за свое первородство.
17 Вы хорошо знаете, что впоследствии, желая вернуть себе отцовское благословение, он слезно просил об этом, но получил отказ, потому что раскаяние опоздало.
18 Вы пришли не к тому урочищу на земле, где разгорелся пожар, где сумерки, где мрак и буря,
19 И рев трубы, и громогласные слова, о которых те, кто слышал их, просили, чтобы им ничего такого больше не слышать,
20 Потому что свыше их сил было вынести слово заповедальное: «Зверя, ступившего на гору, побить камнями».
21 Присутствовать при этом было так страшно, что Моисей сказал: «Я потрясен и ужасаюсь».
22 Нет, вы пришли к горе Сион, ко граду Живого Бога, небесному Иерусалиму, к неисчислимому собранию ангелов, к торжествующему собору,
23 К Церкви первенцев, о которых есть запись на небесах, и к Судье всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 И к Посреднику нового договора — Иисусу. И к крови кропления — она, по сравнению с Авелевой, говорит о вещах лучших.
25 Смотрите, не будьте глухи к словам Говорящего. Если не сошло с рук тем, кто не услышал глашатая здесь, на земле, тем более не сойдет нам, если отвернемся от Того, кто взывает с небес.
26 Его голос поколебал тогда землю, да и сегодня есть от Него обещание: «Еще раз потрясу и землю, и небо».
27 Под словами «еще раз» надо понимать устранение из сотворенного мира всего зыбкого, чтобы незыблем был остаток.
28 Бог будет доволен, если мы с благодарностью примем Его незыблемое Царство, а наше служение Ему сопроводим преклонением и страхом.
29 Наш Бог — «огнь поядающий».

Новой Женевской Библии

12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под «поприщем» автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое «поприще» ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2:10.

совершителя веры. Как «совершитель» Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10:14; 11:40; 12:28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя «грехи всего мира», понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью — Он принял ее добровольно.

12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить «поругание от грешников» и не падать духом.

12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был «совершен» (воздвигнут) через страдания (2:10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5:8). Поэтому и усыновленные дети Божии, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12:12−13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч 4:25−27; Ис 35:3−4).

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим 12:18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10:10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом «святость» подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит «быть с Богом», что является главной целью спасения (Откр 22:4). См. также 1Ин 3:2; 2Кор 3:18.

12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор 29:18.

12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божии (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто «потерян» безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на «поношение Христово», поскольку он видел конечную награду (11:26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого «блага» (Быт 25:29−34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт 25:31−34; Быт 27:36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор 21:17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Иаков, который и получил Божие благословение (Быт 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт 12:2−3; Быт 27:29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт 27:38; ср. 2Кор 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех — пренебрежение Божиим обетованием.

12:18−24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх — доминирующее понятие, связанное с Синаем — горой, на которой был дан закон (ст. 18−21). Блаженство и доверие — основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто «осязаемое», гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8:13).

12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх 20:19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11:13), взирают с верой на град будущий (13:14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10:19−22). См. статью «Небеса».

12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ 3:11−13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются «первородными», посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1:6, 14; 2:11−12). См. статью «Церковь».

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2Кор 5:8; Откр 14:13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11:2, 4, 5, 39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт 4:10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9:12−15; 10:19−22).

12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1:1−14.

12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий — Иисуса Христа (2Кор 9:15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор 4:24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10:27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.