Евреям 7 глава

Послание Евреям
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Этот Мельхиседек — царь Салима, священник Бога Всевышнего. Он встретил и благословил Авраама, когда тот возвращался после победы над царями.
2 Ему Авраам из всего, что у него было, выделил десятину. Во-первых, по смыслу своего имени он — «царь правды», а кроме того, царь Салима значит «царь мира».
3 Без отца, без матери, без рода и племени, без начала своих дней и предела жизни, он, подобно Божьему Сыну, остается священником навсегда.
4 В нем было достаточно величия, чтобы патриарх Авраам отдал ему десятую часть отборной добычи.
5 Обязанность собирать с народа десятину возложена по Закону на потомков Левия, исполняющих священническое дело. Они собирают ее со своих братьев, таких же потомков Авраама, как и они сами.
6 А он по происхождению им не свой. Несмотря на это, он принимает от Авраама десятину и благословляет наследника Божьих обещаний.
7 И это не вызывает возражений, потому что младшего благословляет старший.
8 В первом случае десятину собирают люди смертные, во втором — собирает тот, о ком Писание говорит, что он живет.
9 Образно говоря, Левий, собирающий десятину, тоже дал Мельхиседеку свою десятину рукой Авраама.
10 Он при встрече с Мельхиседеком предполагался в отце.
11 Конечно, если бы совершенство обеспечивалось левитским священством, а оно-то и доносит Закон до народа, то какая новая была бы надобность возводить еще одного священника в сан по чину Мельхиседека, а не именовать по чину Аарона?
12 Смена священства обязательно влечет за собой смену Закона.
13 А Тот, о ком идет речь, принадлежал к другому племени, из которого никто при алтаре не состоял.
14 Кто не знает, что Господь наш — из племени Иуды, которому Моисей никогда не приписывал священства!
15 Все становится на свои места, когда подобием Мельхиседека возникает иной священник
16 И занимает свой пост не в порядке живой очереди, а в силу жизни непреходящей.
17 Говорит свидетельство: «Ты священник навеки по чину Мельхиседека».
18 Прежнее правило утратило силу и не работает, оно теперь отменяется.
19 Закон ничего не довел до совершенства, зато нам подается теперь лучшая надежда, которая приближает нас к Богу.
20 К тому же была клятва. Те — священники без клятвы,
21 А этот — с клятвой, как сказано Ему же: «Господь дал клятву и не передумает: Ты священник навеки...».
22 А раз так, то Иисус становится поручителем нового, лучшего договора.
23 Священников всегда было много, потому что смерть не давала быть постоянно одному.
24 А Иисус живет вечно и священствует бессменно.
25 Поэтому Он может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу. Это — вечно живой за них Ходатай.
26 Таким и должен быть наш Архиерей: святой, безвинный, незапятнанный, возражение грешникам, выше небес превознесенный.
27 Ему не нужно ежедневно, как другим архиереям, приносить жертвы сначала за свои грехи, потом за грехи народа. Он сделал это раз навсегда, отдав Самого Себя.
28 Закон ставит архиереями людей, подверженных немощам. А клятвенное Слово, обойдя Закон, поставило Сына навеки совершенного.

Новой Женевской Библии

7:1−28 Основная идея данного раздела — обетование, данное в Пс 109:4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт 14:17−20 и Пс 109:4.

7:1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим — древнее название Иерусалима.

7:2 царь правды. Мелхиседек — имя, состоящее из двух слов: «мелек» (евр.) — «царь», «цедек» (евр.) — «праведность».

7:3 Существует предположение, что Мелхиседек — это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником «по чину Мелхиседека» (6:20) позднее — после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт, гл. 14, сказано, что Мелхиседек — живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус — царь Салима, — что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) — всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.

без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.

7:4−10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4−6; 8−10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).

7:5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же — потомок Авраама (Чис 18:21−29).

7:7 меньший благословляется большим. Авраам, как «меньший», принес десятину, Мелхиседек, как «больший», благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.

7:8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что «он живет». Это свидетельство, содержащееся в Пс 109:4, приводится автором в 5:6 и является основанием для аллюзии в 6:20 и 7:3.

7:9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о «предсуществовании» Левия.

7:11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4:8 и 8:7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в «последние дни» (1:2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, — составная часть закона и обслуживали именно его.

7:13−28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).

7:16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс 109:4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим 6:9−10).

7:19 См. ком. к ст. 11.

лучшая надежда. См. 6:17−18 и ком.

7:21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс 109:4.

7:22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер 31:31−34).

поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он — источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет — лучший.

7:23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.

7:26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса».

7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.

7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.