По Луке 1 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → В переводе Лутковского

 
 

После того как многие взяли на себя труд повествования о событиях, представляющих для нас истину
 
Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам

И известных нам от самых ранних очевидцев и служителей Слова,
 
по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,

Надумалось и мне, после тщательного изучения всего, отступив к началу, дать тебе, уважаемый Теофил, их последовательное описание,
 
то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2

Чтобы ты узнал достоверную суть того учения, в котором был наставлен.
 
чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3

Во времена Ирода, царя Иудеи, был священник по имени Захария, из чреды Авия. Его жена была из дочерей Аароновых. Звали ее Елизавета.
 
Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.

Оба были праведны перед Богом, по всем заповедям и порядкам Господним поступали безупречно.
 
Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,

Детей они не завели: Елизавета была бесплодна. Оба были в преклонных летах.
 
но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.

В тот день Захария исполнял служение перед Богом в порядке своей чреды,
 
И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,

И по священническому уставу выпал ему жребий войти в Храм Господень и возжечь благовонное курение.
 
ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,

Пока совершалось каждение, все множество народа молилось снаружи.
 
а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,

И явился ему ангел Господень, встав по правую сторону кадильного жертвенника.
 
явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.

Увидев его, Захария оробел, смешался.
 
Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.

Но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария. Услышана твоя молитва. Елизавета, жена твоя, родит тебе сына. Назови его Иоанном.
 
Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;

Он будет тебе радость и торжество. Многие отпразднуют его рождение.
 
рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.

И будет он велик перед Господом, не захочет пить вина и сикеры и исполнится Святого Духа прямо с рождения.
 
Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,

Многих сынов Израиля он возвратит Господу, их Богу,
 
многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;

Силой и духом Ильи будет предварять Господа, склонит сердца отцов к детям, гордыню юношей к мудрости старцев, представит Господу народ подготовленный».
 
он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.

Захария спрашивает ангела: «В чем видеть мне указание на это? Я уже стар, да и жена моя в преклонных летах».
 
И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.

Ангел отвечает ему: «Я Гавриил. Я стою перед Богом. Он послал меня говорить с тобой, донести до тебя это известие.
 
Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;

У тебя отнимется язык и будешь оставаться нем до тех пор, пока оно не подтвердится. Ты не поверил моим словам, а они сбудутся в свое время».
 
ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.

Люди ждали Захарию и не могли понять, почему он медлит в Храме.
 
Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.

Выйдя к ним, он не мог ничего выговорить, и они поняли, что в Храме ему было видение. Он объяснялся с ними знаками и оставался нем.
 
А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.

Подошли к концу дни его служения, и он вернулся домой.
 
И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.

Вскоре его жена Елизавета забеременела и пять месяцев не выходила из дому. Она говорила:
 
Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:

«Так сотворил мне Господь. И вовремя! Его взор остановился на мне, чтобы снять с меня людскую молву».
 
вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6

На шестой месяц Бог послал ангела Гавриила в город Назарет, что в Галилее,
 
А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,

К девушке, обрученной с Иосифом из дома Давида. Имя девушки — Мария.
 
к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.

Ангел пришел и сказал: «Радуйся, избранница! С тобой Господь».
 
Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!

От его слов Мария растерялась, не понимая, для чего такое приветствие.
 
Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.

Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария. Это тебе Божья милость.
 
Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,

Забеременеешь и родишь Сына. Дай Ему имя Иисус.
 
и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)

Он будет велик, назван Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Его отца Давида.
 
Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,

Он будет царствовать над домом Иакова вечно. Царству Его не будет конца».
 
и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Мария говорит ангелу: «Как это может быть, если я не знаю мужа?».
 
И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7

Ангел отвечал: «На тебя сойдет Святой Дух и осенит тебя сила Всевышнего, поэтому у рожденного Святого будет имя Сын Божий.
 
Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;

Елизавета, родственница твоя, считалась бесплодной, а зачала сына уже в годах и теперь на шестом месяце.
 
вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,

Для Бога нет ничего невозможного».
 
потому что для Бога нет ничего невозможного.

Тогда Мария сказала: «Я в руках Господа. Пусть будет как ты говоришь». И ангел ушел.
 
И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.

Теми же днями Мария не мешкая собралась и пошла в город Иудин, что на горах,
 
Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин

И с приветствием к Елизавете вошла в дом Захарии.
 
и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.

Елизавета услышала приветствие Марии, и в ней толкнулось дитя. Она исполнилась Святого Духа
 
Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,

И с чувством сказала: «Благословенна ты среди женщин! Благословенно твое дитя!
 
Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!

И кто я, что пришла ко мне Мать Господа моего?!
 
Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?

Лишь только прозвучало у меня в ушах твое приветствие, во мне от радости толкнулось дитя.
 
Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.

Счастлива та, что поверила! Все, что сказал ей Господь, совершится».
 
И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,

Мария говорит: «Величает душа моя Господа.
 
Мария воскликнула:славит душа моя Господа,

Счастлив дух мой перед Богом Спасителем моим,
 
и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)

Что обратил Он взор на смирение рабы Своей. Отныне благословенной будут почитать меня в поколениях.
 
Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)

Сотворил мне великое Сильный, свято имя Его.
 
Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)

Из поколения в поколение милость Его — к убоявшимся Его.
 
и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)

Явил Он силу руки Своей: рассеял высокомерных с их самомнением,
 
Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,

Свергнул властителей с престолов — и возвысил смиренных,
 
низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)

Забитых нуждой оделил благами, а богатых отпустил ни с чем.
 
бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;

Позаботился о рабе Своем Израиле, дал знать, что помнит о милости,
 
воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)

Обещанной нашим праотцам — Аврааму и потомкам его — навеки».
 
которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)

Мария прогостила у нее около трех месяцев и вернулась домой.
 
И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.

Пришло время Елизавете рожать, и она родила сына.
 
Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.

Узнали соседи и родственники о великой ей от Господа милости и радовались вместе с ней.
 
Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.

На восьмой день пришли обрезать младенца и хотели было дать ему имя по отцу — Захария.
 
На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.

Но мать сказала: «Нет, нужно назвать его Иоанном».
 
Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.

Ей говорят: «Таким именем никого в твоем роду не называли».
 
Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,

И знаками спрашивают отца, как он хочет его назвать.
 
стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.

Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн». Всем это было удивительно.
 
И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.

И тотчас отпустило ему уста и язык, и он заговорил, благословляя Бога.
 
И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.

Это потрясло всех живущих по соседству, и молва об этом прошла по всей нагорной стране Иудее.
 
Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,

Те, кто об этом слышал, молча задавали себе вопрос: «Кем же будет этот младенец?». С ним была рука Господня.
 
и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?

Захария, отец его, исполненный Святого Духа, прорекал:
 
А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:

«Благословен Господь, Бог Израиля. Он посетил Свой народ, сотворил ему свободу,
 
благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!

Воздвиг рог спасения нашего в доме раба Своего Давида;
 
Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.

Сдержал слово, сказанное в давние времена через святых Своих пророков,
 
Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,

Что спасет нас от наших врагов, от руки ненавидящих нас.
 
что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.

Он сотворил милость нашим отцам, не забыл о святом Своем договоре,
 
И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —

О клятвенном обещании отцу нашему Аврааму позволить нам
 
клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,

Уйти из вражеских рук и уже без оглядки
 
что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13

Служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни нашей жизни.
 
в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.

А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего. Ты идешь прежде Господа — путь Ему приготовить,
 
А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его

Народу Его открыть правду о спасении через отпущение грехов
 
народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,

По утробной Бога нашего милости. Сойдет к нам свет свыше
 
по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,

И будет светить всем, кто живет во тьме, в тени смертной — откроет нашему взору путь к миру».
 
чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.

Между тем младенец рос, укреплялся духом. И был он в пустынных местах до того самого дня, когда явился перед Израилем.
 
Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.