По Матфею 3 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и в Иудейской пустыне возглашает:
2 «Покайтесь! Царство Небесное не за горами».
3 Это о нем сказано через пророка Исайю: «Голос, взывающий в пустыне: приготовьте путь Господу, проложите Ему прямую дорогу!».
4 Иоанн носил рубаху из верблюжьей шерсти и кожаную опояску. Пища его была акриды и дикий мед.
5 Туда шли и шли к нему из Иерусалима, Иудеи и с берегов Иордана
6 И исповедовались в грехах. Он крестил народ в реке Иордан.
7 Много приходило к нему креститься фарисеев и саддукеев. Он говорил им: «Отродье змеиное! Кто позволил вам не бояться грядущего гнева?
8 Живите по покаянию.
9 Выбросьте из головы свою присказку: “Наш отец — Авраам.” Говорю вам, что Бог может сотворить детей Аврааму даже из этих камней.
10 Топор уже на месте, под деревом. Дерево, не дающее хорошего плода, срубают и бросают в огонь.
11 С вашим покаянием я крещу вас водой. Но за мной идет Тот, кто сильнее меня. Я не гожусь даже на то, чтобы носить за Ним сандалии. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
12 Он с веялом в руке на току очистит и в закрома соберет пшеницу. А мякину сожжет огнем неугасимым».
13 Тем временем на Иордан приходит из Галилеи Иисус креститься у Иоанна.
14 Иоанн пытался отговорить Его: «Это я должен креститься у Тебя. А Ты ко мне!».
15 Но Иисус ответил ему: «Не препятствуй. Так лучше всего мы исполним всю правду». Тогда Иоанн уступил.
16 После крещения Иисус сразу вышел из воды. И видит: раскрылись небеса и на Него сходит голубем Божий Дух.
17 И был с неба голос: «Это Мой Сын, Мой любимый Сын, угожденье Мое».

Учебной Библии МакАртура

3:1 Иоанн Креститель Ср. Мк 1:2−14; Лк 1:5−25, 57−80; Лк 3:3−20; Ин 1:6−8, 19−39.
пустыне Иудейской Это абсолютно бесплодная пустыня, располагавшаяся к западу от Мертвого моря. Там находились общины иудейской секты ессеев. Но в Библии нет подтверждений того, что Иоанн каким-либо образом был связан с этой сектой. Иоанн, вероятно, проповедовал в северной части этого региона, ближе к месту, где Иордан впадает в Мертвое море (ст. 6). Эта местность находилась на расстоянии одного дня пути от Иерусалима и, на первый взгляд, была не совсем подходящим местом для возвещения о прибытии Царя. Но это полностью соответствует Божиим планам (1Кор 1:26−29).

3:2 покайтесь Это не просто абстрактное изменение сознания, не просто сожаление или угрызения совести. Иоанн говорит о покаянии, как о полном оставлении греха, плодом которого неизбежно является праведность (ст. 8). Первая проповедь Иисуса Христа начиналась с того же призыва (4:17). О сущности покаяния см. пояснения к 2Кор 7:8−11.
приблизилось С одной стороны, Царствие Божие — реальная действительность, но с другой, в более глубоком смысле, — Оно ждет своего осуществления в будущем.
Царство Небесное Это выражение присуще лишь Евангелию от Матфея. Матфей использует слово «Небесное» как эвфемизм, чтобы адаптировать текст для восприятия иудейских читателей (ср. 23:22). В остальных же частях Писания Небеса называются «Царствием Божиим». Эти понятия относятся к сфере Божьего управления теми, кто принадлежит Ему. Сейчас Царствие Небесное проявляется в Божьем водительстве в сердцах верующих (Лк 17:21) и однажды будет установлено на земле (Откр 20:4−6).

3:3 о котором сказал пророк Исаия Миссия Иоанна была описана много лет назад в Ис 40:3 (см. пояснение там же). Все четыре Евангелия ссылаются на это место, как на предсказание об Иоанне Крестителе (см. пояснение к Лк 3:6).

3:4 имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный Практичная и прочная одежда, хотя далеко не удобная и не модная. Облик Иоанна напоминает Илию (4Цар 1:8), которого ждали израильтяне перед наступлением дня Господня (Мал 4:5).
акриды Они были разрешенной пищей (Лев 11:22).

3:6 крестились Символизм Иоаннова крещения скорее всего уходит своими корнями в ветхозаветные обряды очищения (ср. Лев 15:13). Крещение также долгое время практиковалось при обращении язычников в иудаизм. Так, Иоанново крещение очень ярко и наглядно символизировало покаяние. Иудеи принимали крещение Иоанна и тем самым признавали, что и они такие же, как язычники (удивительное признание, учитывая их ненависть к ним). Люди каялись в преддверии прихода Мессии. Значение крещения, преподаваемого Иоанном, несколько другое, нежели значение христианского крещения (ср. Деян 18:25). Фактически христианское крещение изменило значение самого действия, символизируя этим отождествление верующего со Христом в Его смерти, погребении и Воскресении (Рим 6:3−5; Кол 2:12).

3:7 фарисеев и саддукеев См. пояснение к Ин 3:1. Фарисеи были маленькой (около 6 тыс.), законнической иудейской сектой, известной за свое строгое следование букве закона. Их название означает «отделенные». Встречи Иисуса с фарисеями носили характер противостояния. Он обличал их лицемерие (15:7−8; 22:18; 23:13, 23, 25, 29; Лк 12:1) и подмену ими Писания «заповедями человеческими» (15:3−9). Саддукеи были известны тем, что отрицали все сверхъестественное. Они отрицали воскресение мертвых (22:23) и существование ангелов (Деян 23:8). В отличие от фарисеев, они отвергали человеческие традиции и презирали законничество. Лишь Пятикнижие они считали заслуживающим доверия. Саддукеи стремились к богатству и, принадлежа к высшему духовенству, во времена Ирода управляли храмом (см. пояснение к 2:4), хотя их было меньше, чем фарисеев. Фарисеи и саддукеи имели мало общего. Фарисеи были приверженцами обрядности, саддукеи были рационалистами. Фарисеи были законниками, саддукеи были либералами. Фарисеи были сепаратистами (т.е. стремились к обособлению и отделению), а саддукеи шли на компромисс с властью и стремились к политическому сотрудничеству с ней. Но несмотря на все свои расхождения, они объединились, чтобы противостоять Христу (22:15−16, 23, 34−35). Иоанн Креститель публично называет их «порождениями ехидниными».
будущего гнева См. пояснение к Лк 3:7. Проповедь Иоанна вторит известной ветхозаветной теме великого гнева в день Господень (например, Иез 7:19; Соф 1:18; см. во Введении к книге пророка Иоиля: Исторические и теологические темы). Скорее всего, эта проповедь была направлена на обличение фарисеев, которые считали, что Божий гнев будет излит только на не-евреев.

3:8 достойный плод покаяния См. пояснение к ст. 2. Само по себе покаяние не является трудом, но труд является неизбежным плодом покаяния. Покаяние и вера в Писании неразрывно связаны между собой. Покаяние означает оставление греха, а вера значит обращение к Богу (ср. 1Фес 1:9). Их можно сравнить с двумя сторонами одной монеты. И вера, и покаяние связаны тем, что приводят к изменению человека, его сознания (Мк 1:15; Деян 3:19; Деян 20:21). Заметьте, что Иоанн призывал сотворить «достойные плоды покаяния». Но покаяние, в отличие от веры, не является трудом (см. пояснение к 2Тим 2:25).

3:9 «отец у нас Авраам» См. Ин 8:39−44. Они думали, что уже одно то, что они были потомками Авраама и принадлежали к богоизбранному народу, обеспечивало им допуск в Царствие Небесное. Но настоящими потомками Авраама являются те, кто разделял его веру (ср. Рим 4:16). И «верующие суть сыны Авраама» (Гал 3:7, 29), см. пояснение к Лк 3:8.

3:10 Уже и секира при корне дерев лежит Наказание неотвратимо (см. пояснение к 11:3).

3:11 В этом стихе описано три разновидности крещения:
1) в воде в покаяние Крещение Иоанна символизировало очищение (см. пояснение к ст. 6);
2) Духом Святым Все верующие в Иисуса Христа крещены Духом Святым (1Кор 12:13) и
3) огнем В данном месте огонь являет собой средство наказания (ст. 10, 12). Это должно говорить о суде над нераскаявшимися.

3:12 лопата Инструмент для просеивания зерна на ветру так, что сор выдувается ветром вон.

3:14 Иоанн же удерживал Его Иоанново крещение символизировало покаяние, и Иоанн считал это ненужным для Того, Который являлся безгрешным Агнцем Божиим (ср. Ин 1:29).

3:15 ибо так надлежит нам исполнить всякую правду Здесь Христос отождествляет себя с грешниками. В конечном счете Он понесет их грехи; в Нем они станут праведными пред Богом (2Кор 5:21). Крещение было необходимо для приобретения праведности, которую Он гарантировал грешникам. Это первое публичное событие Его служения также имело большое значение:
1) оно проиллюстрировало Его смерть и Воскресение (ср. Лк 12:50);
2) оно стало прототипом христианского крещения (см. пояснение к ст. 6);
3) оно ознаменовало Его первое публичное воссоединение с теми, чьи грехи Он понесет (Ис 53:11; 1Пет 3:18) и
4) мессианское предназначение Иисуса Христа было подтверждено Небесами (см. пояснение к ст. 17).

3:16−17 Иисус… Духа Божия… глас с небес глаголющий Здесь ясно описаны все три Лица Святой Троицы. См. пояснение к Лк 3:22. Повеление Бога Отца внять Его Сыну и сошествие Духа Святого (см. пояснение к ст. 12:31) официально ознаменовали вступление Христа на служение.

3:17 Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение В этом месте сочетаются слова из Пс 2:7 и Ис 42:1 — пророчеств, хорошо известных тем, кто ожидал Мессию. Ср. 17:5; Мк 1:11; Мк 9:7; Лк 3:22; Лк 9:35.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.