По Матфею 5 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Иисус видит толпы, идет на гору и садится. К Нему подошли ученики,
2 И Он начал говорить. Иисус учил:
3 «Блаженны нищие духом. Они снискали себе Царство Небесное.
4 Блаженны скорбящие. Они утешатся.
5 Блаженны кроткие. К ним перейдет вся земля.
6 Блаженны жаждущие правды. Они утолятся.
7 Блаженны милостивые. Им будет Божья милость.
8 Блаженны чистые сердцем. Они увидят Бога.
9 Блаженны созидающие мир и согласие. Их назовут “сынами Божьими.”
10 Блаженны гонимые за правду. Они снискали себе Царство Небесное.
11 Сколько будут охаивать вас, изгонять и всячески облыжно бесчестить вас из-за Меня — столько вы блаженны.
12 Это ли вам не радость, не праздник! Велика ваша награда на небесах: такие гонения были до вас на пророков.
13 Вы — соль земли. Если соль рассолится, то это уже не соль. Она уже ни на что не годна, разве что бросить ее под ноги людям.
14 Вы — свет миру. Не заслонить от взоров город, вставший на вершине горы.
15 Светильник ставят не под ковш, а на ножку — он горит и светит всему дому.
16 Хорошо, если свет будет исходить и от вас. Пусть люди видят ваши добрые дела и прославляют вашего Небесного Отца.
17 Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить.
18 Говорю вам: пока не придет конец небу и земле — ни одна йота, ни один штришок не изымется из Закона. Сбудется все!
19 Кто хоть одну из заповедей отставит как мелочь и будет учить этому других — мельчайшим назовется в Царстве Небесном. А кто заповедь исполнит и других научит — великим назовется в Царстве Небесном.
20 Говорю вам: если праведностью не превзойдете книжников и фарисеев, не будет вам места в Царстве Небесном.
21 Сказано было праотцам: “Не убий. Кто убьет — подлежит суду.” Это вы знаете.
22 А Я говорю вам: кто накричит на брата — подлежит суду. Кто скажет брату “олух!” — ответит перед синедрионом. Кто скажет “урод!” — обречет себя на геенну огненную.
23 Если идешь к алтарю с приношением и вдруг вспомнишь, что брат на тебя в обиде,
24 Оставь свой дар у алтаря и прежде пойди помирись с братом, а потом приноси дар.
25 Не медли поладить с противником еще по дороге в суд, не то он передаст тебя судье, судья — приставу, и бросят тебя в тюрьму.
26 Поверь Моему слову: не выйдешь оттуда, пока не отдашь все до последнего медяка.
27 Сказано было: “Не изменяй в супружестве.” Это вы знаете.
28 А Я говорю вам: кто ест глазами чужую жену, тот в мыслях с ней уже изменил и неверен.
29 Если правый твой глаз засмотрится на дурное — вырви его и отшвырни прочь. Пусть лучше часть не будет цела, чем все тело канет в геенну.
30 И если правая твоя рука раззудится на дурное — отсеки ее и отшвырни прочь. Пусть лучше часть не будет цела, чем все тело угодит в геенну.
31 Сказано было: “Кто уходит от жены, пусть дает ей разводное свидетельство.”
32 А Я говорю вам: кто уходит от верной жены, толкает ее на неверность. Кто женится на разведенной — сам неверен.
33 И еще сказано было праотцам: “Не нарушай клятвы. Поклялся Господу — не отступайся.” Это вы знаете.
34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом — это Божий престол;
35 Ни землей — это в ногах у Него подножие; ни Иерусалимом — это город великого Царя.
36 Не клянись и своей головой: ни одного волоса у себя не можешь сделать черным или белым.
37 Говорите одно: “да” — да, “нет” — нет, а что ни то и ни это — от Окаянного.
38 Еще сказано было: “Око за око и зуб за зуб.” Это вы знаете.
39 А Я говорю вам: не кидайся на обидчика. Кто ударит тебя по правой щеке — поверни к нему и левую.
40 Кто захочет судом отнять у тебя рубаху — отдай ему еще и ризу.
41 Кто отрядит тебя на часть пути — пройди для него две части.
42 Тому, кто просит у тебя — дай. Кому нужно взять у тебя в долг — не откажи.
43 Сказано было: “Люби своего ближнего и ненавидь своего врага.” Это вы знаете.
44 А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за своих гонителей —
45 И будете сынами вашего Небесного Отца. Он поднимает солнце над злыми и добрыми и дожди у Него одинаковы для честных и бесчестных.
46 Если вы любите только тех, кто любит вас, за что вам награда? Это и у сборщиков податей так.
47 И если вы рады видеть только своих друзей, что в этом особенного? Это и у язычников так.
48 Хотите быть совершенными? Берите от совершенства вашего Небесного Отца».

Учебной Библии МакАртура

5:1 — 7:29 Нагорная проповедь предваряет цикл из пяти важных проповедей, записанных в Евангелии от Матфея (см. во Введении: Исторические и теологические темы). Эта проповедь, являясь великолепным изложением закона, резко обличает законничество фарисеев и заканчивается призывом к спасению через настоящую веру (7:13−29). Христос подробно растолковал закон и показал, что полностью его человеку исполнить невозможно (ср. 5:48). Вот должное применение закона в отношении к спасению: он сводит на нет все возможные заслуги человека и оставляет грешникам лишь надежду на Божью милость (ср. Рим 3:19−20; Гал 3:23−24). Христос проникает в глубину закона, показывая, что действительные требования закона выходят далеко за пределы поверхностного значения слов (5:28, 39, 44), и определяет совершенно новый критерий, гораздо выше тех, которые могли представить себе самые скрупулезные исследователи закона до сих пор (5:20). См. пояснения к Лк 6:17−49.

5:1 сел Это обычное положение учителя в то время, когда он учит (ср. 13:1−2; 26:55; Мк 4:1; Мк 9:35; Лк 5:3; Ин 6:3, Ин 8:2). См. пояснение к Лк 4:20.

5:3 Блаженны Буквально это слово означает «счастливый, удачливый, благоприятный». Здесь говорится не о простых поверхностных эмоциях. Христос описывал дарованное свыше благополучие, которое имеют только верующие. Заповеди блаженства показывают, что путь к небесным благословениям совершенно другой, чем тот, по которому обычно идут люди в поисках счастья. Люди ищут счастье в богатстве, развлечениях, всякого рода излишествах и тому подобных вещах. Но истина совершенно в другом. Заповеди блаженства дают Христово описание качеств настоящей веры.
нищие духом Прямая противоположность самоуверенности. Эта фраза говорит о глубоком смирении и осознании своей духовной несостоятельности без Бога. Эти слова описывают тех, кто остро осознают свою потерянность и безнадежность без Божьей милости (ср. 9:12; Лк 18:13). См. пояснение к 19:17.
их есть Царство Небесное См. пояснение к 3:2. Заметьте: уже в первом стихе Нагорной проповеди подчеркивается, что спасение даруется по милости Божией. Христос учил, что Царствие Небесное является даром милости Божией тем, кто осознает свою духовную бедность.

5:4 плачущие Здесь говорится об оплакивании греха, о печали «ради Бога», которая ведет к покаянию во спасение (2Кор 7:10). Утешением для «плачущих» является прощение грехов и спасение (ср. Ис 40:1−2).

5:5 кроткие Кротость является совершенной противоположностью непослушанию. Это не слабость, но предельный самоконтроль, который возможен благодаря силам, данным Духом Святым (ср. Гал 5:23). Слова о том, что «кроткие наследуют землю», процитированы из Пс 36:11.

5:6 алчущие и жаждущие правды Это противоположность самодовольству фарисеев. Этот стих говорит о тех, которые ищут Божией правды, а не своей (Рим 10:3; Флп 3:9). То, что они ищут, наполнит их, т.е. удовлетворит их жажду правильных отношений с Богом.

5:7 ибо они помилованы будут Обратное также верно. Ср. Иак 2:13.

5:8 Бога узрят Не только с помощью веры, но также и в вечности. Ср. Евр 12:14: Откр 22:3−4.

5:9 миротворцы См. в ст. 44−45 более подробно об этом качестве.

5:10 изгнанные Ср. Иак 5:10−11; 1Пет 4:12−14. См. пояснение к Лк 6:22.

5:13 Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль одновременно является и предохранителем от гниения и вкусовой добавкой. Нет сомнения в том, что Иисус имел в виду соль именно как предохранитель от гниения. Чистая соль не может утратить своих свойств, но соль, которая обычно встречается в районе Мертвого моря, имеет примеси селенита (гипса) и других минералов и может оказаться пресной или утратившей свойства предохранителя. Такая минерализованная соль могла быть использована лишь для очищения пешеходных дорог от растений.

5:16 светит свет Жизнь в Боге является убедительным свидетельством о спасающей силе Господа. Такая жизнь славит Его. Ср. 1Пет 2:12.

5:17 Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков Мы не должны думать, что Иисус своим учением изменяет или отвергает ветхозаветный закон. Он не дает новых заповедей и не изменяет прежних, но только лишь раскрывает истинный смысл закона Моисеева и других заповедей, данных в Ветхом Завете. Слова «закон и пророков» означают весь Ветхий Завет, а не какие-либо его толкования раввинами.
исполнить Здесь говорится об исполнении пророчеств. Христос указывал на то, что Он являлся исполнением закона во всех его проявлениях. Он исполнил духовный закон, соблюдая его в точности. Он исполнил и формальную сторону закона, будучи воплощением всего, о чем говорил закон. Он исполнил закон суда, олицетворив Божий праведный суд (ср. 12:18, 20).

5:18 доколе не прейдет небо и земля… пока не исполнится все В этом месте Христос подчеркивал богодухновенность и вечную непреложность всего Писания. Он особенно подчеркивал совершенную непогрешимость и абсолютный авторитет Ветхого Завета как Слова Бога — до последней иоты и черты. Это еще раз (см. пояснение к ст. 17) подтверждает, что Новый Завет не должен расцениваться как дополнение или как отмена Ветхого Завета, но как его исполнение и объяснение. Например, все церемониальные требования закона Моисея были исполнены во Христе, и христианам теперь нет нужды соблюдать их (Кол 2:16−17). Но тем не менее ни одна иота или ни одна черта не исчезла из закона; непреложные истины Ветхого Завета остаются — и фактически они лишь более полно открываются нам в свете Евангелия. Они никуда не исчезли из закона — вот что хотел сказать здесь Христос. ни одна иота или ни одна черта «Иота» — это самая маленькая буква в еврейском алфавите. Она изображается легким прикосновением ручки к бумаге. Она похожа на знак ударения или апостроф. «Черта» — это маленькое удлинение на еврейской букве, подобное засечке на гарнитуре современного шрифта.

5:19 малейшим наречется… великим наречется Человек, не следующий в своей жизни Слову Божьему или учащий этому других, «малейшим» будет назван в Царствии Небесном (см. пояснение к Иак 2:10). Определение положения человека в Царстве Небесном находится всецело во власти Бога (ср. Мф 20:23). Иисус провозглашает, что Он не будет считаться с теми, кто не считался с Его Словом. Верующие, которые не послушны Божьим законам, не доверяют им или принижают их, не остаются безнаказанными (см. пояснение к 2Кор 5:10). Тот факт, что нарушители, будучи назваными «малейшими», все же остаются в Царстве, показывает, что Иисус не говорит о потере спасения. Тот же, кто сам соблюдает и правильно научает Божьему Слову, «великим» будет назван в Божьем Царстве. Иисус снова подчеркивает два аспекта: учение и дела. Жители Царства должны утверждать каждую часть Божьего закона как в своем учении, так и в своей жизни.

5:20 если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев С одной стороны, Христос призывал своих учеников к более глубокому, более полному благочестию, чем праведность фарисеев. Фарисейство имело склонность к смягчению внутренних требований закона путем заострения внимания на внешних проявлениях праведности. В последующих стихах Иисус полностью раскрывает духовное значение закона и показывает, что действительная праведность, к которой призывает закон, предполагает в большей степени внутреннее соответствие его духу, чем просто следование его букве.
не войдете в Царство Небесное С другой стороны, Он указывает на то, что спасение невозможно заслужить. Писание неоднократно учит нас, что праведность грешников несовершенна, испорчена (например, Ис 64:6). По этой причине грешники могут быть оправданы лишь совершенной праведностью Бога, которая вменяется в праведность уверовавшим в Него (Быт 15:6; Рим 4:5).

5:21−22 Вы слышали… А Я говорю вам См. ст. 27, 31, 33, 38, 43. Это цитаты из Исх 20:13; Втор 5:17. Христос не изменял слов закона ни в одном из этих мест Писания. Он скорее исправлял то, что они «слышали», т.е. трактовку закона раввинами (см. пояснение к ст. 38).

5:22 «рака» Буквально это означает «пустой человек», или «пустоголовый». Христос говорит, что источником злословия являются те же греховные эмоции (злоба, ненависть), которые в конце концов приводят к убийству. Такое отношение запрещено законом, и поэтому человек, оскорбивший другого, настолько же виновен, как и убийца. геенне Понятие пошло от долины сынов Еннома, находящейся к юго-западу от Иерусалима. Ахаз и Манассия во время своего правления разрешали совершать там человеческие жертвоприношения (2Пар 28:3; 2Пар 33:6), и поэтому долина стала называться долиною смерти (Иер 19:6). Во времена Иисуса в том месте находилась свалка мусора, где постоянно горел огонь. Таким образом, эта долина являлась подходящим образом для вечного огня.

5:25 Мирись… скорее Иисус призывает к быстрому примирению — даже если это потребует какого-либо самопожертвования. Лучше остаться обиженным, чем позволить возникнуть распрям, которые пятнают Христа, между братьями по вере (1Кор 6:7). соперник Здесь говорится о сопернике на судебном процессе. темницу Тюрьмы для должников, где они могли отработать свой долг.

5:27 Цитата из Исх 20:14; Втор 5:18.

5:29 вырви его и брось от себя Иисус не пропагандировал членовредительство (так как это не искоренит из нас похоть, которая, по сути, является проблемой сердца). Он использовал гиперболу, чтобы проиллюстрировать серьезность греховных похотей и вожделений. Смысл этой гиперболы в том, что человеку будет «легче» (ст. 30) перенести потерю одного из членов своего тела, чем нести на себе вечные последствия совершённого греха. Грех должен искореняться полностью, так как он ведет к смерти.

5:31 сказано См. пояснения к Втор 24:1−4. Раввины очень вольно толковали это место Писания. Они обращались к Втор 24:1−4, чтобы просто соблюсти бумажные формальности, когда кто-либо хотел развестись (см. пояснение к 19:7). Таким образом, они ошибочно считали, что мужья могут требовать развода по любому поводу, достаточно им было дать «разводное письмо». Моисей предоставил это положение для защиты разведенных женщин (см. пояснения к 19:7−9), но совсем не для того, чтобы оправдать или узаконить развод по любому поводу.

5:32 кроме вины прелюбодеяния См. пояснение к 19:9. Развод был разрешен лишь в случае супружеской неверности. Стих Лк 16:18 также должен рассматриваться в свете этого места.
подает... повод прелюбодействовать Допускается, что разведенные люди могут вновь состоять в браке. Если же причиной развода не являлась супружеская неверность, то всякий повторный брак будет считаться прелюбодеянием, так как Бог не признает развод. Подробнее о разводе см. пояснение к 1Кор 7:15.

5:33 не преступай клятвы Это наставления из Лев 19:12; Чис 30:2; Втор 23:21, 23.

5:34 не клянись вовсе Ср. Иак 5:12. Это место не должно быть воспринято, как осуждение клятвы во всех обстоятельствах. Сам Бог скрепил Свое обещание клятвой (Евр 6:13−18; ср. Деян 2:30). Сам Христос говорил под присягой (26:63−64). При определенных обстоятельствах закон разрешает клятвы (например, Чис 5:19, 21; Чис 30:2−3). Здесь Христос запрещает легкомысленное, необдуманное или небрежное употребление клятв в повседневной речи. Иудеи часто использовали клятвы для обмана. Чтобы заставить собеседника поверить, что все сказанное — правда, иудеи клялись «небом», «землею», «Иерусалимом» или своей «головою» (ст. 34−36), но не Богом, надеясь таким образом избежать Божьего наказания за свою ложь. Однако все вышеперечисленное создано Богом, поэтому эти клятвы касались и Его, следовательно, и вина перед Богом была такой же, как если бы в клятве употреблялось непосредственно Его имя. Христос говорил, что наша речь должна быть такой, как если бы мы находились под присягой (ст. 37).

5:38 око за око Этот принцип был установлен законом, чтобы ограничить возмездие до справедливого предела (Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21). Его целью была проверка соответствия наказания преступлению. Но этот принцип никогда не одобрял личной мести. Тут мы снова (см. пояснения к ст. 17−18) видим, что Иисус никак не искажает истинного значения закона. Он только лишь объясняет и подтверждает истинную сущность закона.

5:39 не противься злому Как ст. 38, это место касается лишь личного возмездия, но не преступления или военной агрессии. Иисус говорит о применении этого принципа в случае оскорбления чьего-либо достоинства (ст. 39), судебного процесса, цель которого — овладение чужим имуществом (ст. 40), посягательства на личную свободу (ст. 41), нарушения чьих-либо прав собственности (ст. 42). Он призывал к полному отказу от всех личных притязаний.

5:41 принудит Это слово означает «заставит, применяя физическую силу». Пример такого же принуждения мы находим в Новом Завете, когда римские солдаты «заставили» Симона Киринеянина нести крест Иисуса (27:32).

5:43 люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего Первая часть этого повеления находится в законе Моисея (Лев 19:18). Вторая часть выражает применение этой заповеди из Ветхого Завета книжниками и фарисеями. Применение, о котором говорит Иисус, совершенно другое: любовь к своему ближнему должна распространяться и на тех ближних, которые являются врагами (ст. 44). И опять здесь нет совершенно никаких новшеств, так как еще в Ветхом Завете говорилось, что Божий народ должен творить добро своим врагам (Притч 25:21).

5:44−45 любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного Здесь четко указывается, что Божья любовь распространяется даже на Его врагов. Всеобъемлющая любовь Бога ярко проявляется в благословениях, которые Он посылает независимо от чего-либо. Богословы говорят о ней, как о «милости для всех». Ее нужно отличать от той вечной любви, которую Бог приготовил для избранных (Иер 31:3), но она тем не менее является искренней и добровольной (ср. Пс 144:9).

5:46 мытари Это вероломные израильтяне, нанимаемые римлянами за деньги, чтобы собирать подати с других евреев. Они стали символизировать самых плохих людей. Ср. 9:10−11; 11:19; 18:17; 21:31; Мк 2:14−16; Лк 5:30; Лк 7:25, 29, 34; Лк 18:11−13. Матфей был одним из них (см. пояснения к 9:9; Мк 2:15).

5:48 будьте совершенны Христос устанавливает недосягаемый образец. Он воплощает в Себе все требования, предъявляемые законом (Иак 2:10). Хотя полностью соответствовать этим требованиям невозможно, Бог не может снизить их, не ставя под угрозу Свое совершенство. Он, Который совершенен, не может установить несовершенный образец праведности. Удивительная весть Евангелия состоит в том, что Христос достиг этого образца ради нас (см. пояснение к 2Кор 5:21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.