По Марку 9 глава

Евангелие по Марку
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 И еще Иисус сказал: «Поверьте Мне, среди стоящих здесь есть те, кто не успеет умереть, как увидит: идет Божье Царство во всей своей силе».
2 Прошло шесть дней. Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и уводит их от всех на высокую гору. И преобразился перед ними.
3 Его одежда засияла ослепительной белизной. Так выбелить не мог бы никакой белильщик на земле.
4 И явились им Илья и Моисей: они беседовали с Иисусом.
5 Петр говорит: «Рабби! Как нам здесь хорошо! Вот и разбить бы три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Ильи».
6 Он не знал, зачем это говорит: так было им страшно.
7 И встало над ними облако, и из облака был голос: «Это Мой Сын, Мой любимый Сын. Слушайтесь Его».
8 Только что видели одно, а смотрят: рядом уже никого, один Иисус.
9 Когда шли с горы, Он сказал им, чтобы они об увиденном никому не говорили, пока Сын человеческий не встанет из мертвых.
10 Этого слова они держались, а только выясняли между собой, что значит «встанет из мертвых».
11 Потом спрашивают Иисуса: «А правильно ли книжники толкуют, что сначала придет Илья?».
12 Иисус ответил: «Да, правильно. Приходит Илья — и с него все начинается. И вот тут Писание говорит о Сыне человеческом, которому суждено перенести много страданий и унижений.
13 Должен вам сказать, что Илья уже приходил, но люди поступили с ним, как с чужим. Так они захотели. Об этом сказано в Писании».
14 Вернулись к ученикам и застали вокруг них книжников и большую толпу. Шел какой-то спор.
15 Толпа сразу увидела Иисуса. Люди радовались, подбегали и приветствовали Его.
16 Иисус спрашивает: «О чем это у вас тут спор?».
17 Кто-то из толпы говорит: «Учитель! Я привел к Тебе сына. В него вселился дух, отнял ему язык,
18 От случая к случаю хватает его, бросает наземь. Малый в пене, скрежещет зубами, деревенеет. Я говорил Твоим ученикам, просил изгнать, но им не под силу».
19 Иисус говорит: «Люди убогой веры! Долго ли еще Мне быть с вами?! Долго ли еще Мне терпеть вас?! Ведите его ко Мне».
20 Юношу подвели к Иисусу. Дух увидел Иисуса и сразу схватил малого судорогой. Тот упал и начал кататься по земле, исходить пеной.
21 Иисус спрашивает отца: «С каких пор это с ним так?». Тот ответил: «С детства.
22 Дух и в огне уже не раз его жег, и в воде топил. Ведь погубит малого. Если можешь помочь, помоги. Сжалься над нами».
23 Иисус говорит ему: «Если можешь помочь! Веришь — значит можешь».
24 Тут отец юноши крикнул: «Верю! Помоги малости веры моей!».
25 Сбежалась толпа. Иисус видит это и говорит: «Дух безъязыкий и глухой! Говорю тебе: выйди и забудь дорогу обратно!» — и изгнал нечистого духа.
26 Дух в последний раз сотряс юношу и с криком вышел из него. Малый сделался как мертвый. И стали было уже говорить, что он умер.
27 Но Иисус взял его за руку и поднял — малый встал.
28 Иисус вошел в дом, и там в своем кругу ученики спрашивают Его: «Почему мы не сумели изгнать беса?».
29 Иисус ответил: «На таких бесов действует только молитва».
30 Дальше шли через Галилею. Иисус не хотел, чтобы люди знали, где Он.
31 Ему нужно было одному поговорить с учениками, и Он сказал: «Против Сына человеческого совершится предательство. Его убьют. А через три дня Он воскреснет».
32 Ученики не поняли Его слов, а спросить побоялись.
33 Пришли в Капернаум, и дома Иисус спрашивает их: «О чем это вы спорили дорогой?».
34 Им нечего было ответить: дорогой они выясняли, кто у них всем голова.
35 Иисус сел, подозвал к Себе Своих Двенадцать учеников и сказал: «Кто хочет быть первым, ставь себя последним, будь всем слугой».
36 Он взял ребенка, поставил его перед ними, обнял и сказал:
37 «Кто ради Меня привечает такого ребенка — привечает Меня. А кто привечает Меня — привечает еще и Того, кто послал Меня».
38 Иоанн говорит: «Учитель! Мы встретили человека, который Твоим именем изгоняет бесов. Мы запретили ему, потому что не идет с нами».
39 Иисус сказал: «Не запрещайте. Кто творит чудо Моим именем, не станет тут же следом бросать в Меня грязью.
40 Кто не против нас, тот за нас.
41 Кто ради Меня напоит вас чашей воды за то, что вы Христовы, поверьте Мне, не утратит своей награды.
42 А кто собьет с пути одного из малых сих, верующих в Меня, то лучше бы его столкнули в море с мельничным жерновом на шее, чем это.
43 Если твоя рука раззудится на дурное — отсеки ее. Лучше калекой войти в жизнь, чем с обеими руками угодить в геенну, в огонь неугасимый.
44 [ отсутствует ]
45 Если на дурное раззудится у тебя нога — отсеки ее. Лучше безногим войти в жизнь, чем с обеими ногами кануть в геенну.
46 [ отсутствует ]
47 И если твой глаз засмотрится на дурное — вырви его. Лучше кривым войти в Божье Царство, чем с обоими глазами кануть в геенну,
48 Где червь не умирает и огонь не угасает.
49 В огне осолится каждый...
50 Соль хороша сама по себе. Но если соль потеряет силу, она не будет солить. Берегите в себе соль, а между собой — мир и согласие».

Учебной Библии МакАртура

9:1 истинно говорю вам Торжественное утверждение, появляющееся в Евангелиях и всегда произносимое Иисусом. Оно предваряет темы величайшей важности (см. пояснение к 3:28).
не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие Событие, которое Иисус имел в виду, всегда толковали по-разному: и как Его Воскресение, и как Вознесение, и как Сошествие Духа в Пятидесятницу, и как распространение христианства или разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Самым точным в контексте стихов 2−8, однако, представляется связать обещание Христа с Его Преображением, которое стало предвкушением Его будущей славы. Подтверждает эту точку зрения то, что все три синоптических Евангелия помещают это обещание непосредственно перед Преображением. Кроме того, царское величие преображенного Христа как бы подтверждает «Царство».

9:2 по прошествии дней шести Матфей и Марк располагают Преображение через шесть дней после обещания Иисуса (ст. 1); Лука, без сомнения включая день, когда было сделано обещание, и сам день Преображения, описывает промежуток как «дней через восемь» (Лк 9:28).
Петра, Иакова и Иоанна См. пояснение к 5:37. Образуя внутренний круг учеников Иисуса, эти трое иногда были свидетелями событий, которых другим ученикам видеть не позволялось. (ср. 14:33).
гору высокую Это, вероятно, гора Ермон (около 9 200 футов или 2,8 км над уровнем моря), высочайшая гора поблизости Кесарии Филипповой (ср. 8:27).
преобразился От греческого слова, означающего «изменить внешние очертания». Каким-то необъяснимым образом Иисус проявил одну из граней Своей славы Бога перед тремя учениками (ср. 2Пет 1:16).

9:3 блистающими, весьма белыми Слава, исходящая от Иисуса как от Бога, даже одежду Его преобразила: она излучала потоки сверкающего белого света. Свет часто ассоциируется в Писании с видимым Божьим присутствием (ср. Пс 103:2; Дан 7:9; 1Тим 6:16; Откр 1:14; Откр 21:23).

9:4 Илия с Моисеем Они символизируют пророков и закон, т.е. два составных раздела Ветхого Завета. Порядок «Илия», а потом «Моисей» является уникальным для Марка (он изменяет такой порядок в ст. 5).
беседовали с Иисусом Предметом беседы была Его предстоящая смерть (Лк 9:31).

9:5 Равви! Буквально «мой господин». Звание, говорящее об уважении и почете, оно давалось иудеями уважаемым учителям. В Новом Завете оно также используется для Иоанна Крестителя (Ин 3:26).
сделаем три кущи Для того, чтобы сделать постоянным пребывание здесь трех прославленных личностей. Возможно также, что предложение Петра отразило его веру в то, что это начинается Тысячелетнее Царство (ср. Зах 14:16).

9:7 облако, осеняющее их Это облако славы, шехина, которое на всем протяжении Ветхого Завета символизировало Божье присутствие (см. пояснение к Откр 1:7; ср. Исх 13:21; Исх 33:18−23; Исх 40:34−35; Чис 9:15; Чис 14:14; Втор 9:33).
из облака исшел глас Голос Отца из облака прервал неуместные слова Петра (Мф 17:5; Лк 9:34).
Сей есть Сын Мой возлюбленный Отец повторил подтверждение Своей любви к Сыну, впервые данное при крещении Иисуса (1:11). Параллельный рассказ о Преображении (см. также Мф 17:5; Лк 9:35) записывает и Петр (см. 2Пет 1:17).
Его слушайте Иисус, Человек, на Которого указывали закон и пророки (ср. Втор 18:15), является Тем, Кого ученики должны слушать и повиноваться (ср. Евр 1:1−2).

9:9 велел никому не рассказывать См. пояснение к 8:30.
доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых Это указывает на время, когда истинная сущность мессианства Иисуса (Он пришел победить грех и смерть, а не римлян) будет очевидной для всех.
Сын Человеческий См. пояснение к 2:10.

9:10 спрашивая… что значит: воскреснуть из мертвых Как большинство еврейских людей (саддукеи являются заметным исключением в этом), ученики верили в будущее воскресение (ср. Ин 11:24). Их привело в замешательство то, что подразумевалось Иисусом: Его Воскресение было близким, а, следовательно, и Его смерть тоже. Смятение учеников доказывает, что они все еще не понимали мессианскую роль Иисуса (см. пояснение к ст. 9; 8:30).

9:11 Илии надлежит прийти прежде Ср. 8:28, 29. В этом случае учение книжников было основано не на раввинском предании, а на Ветхом Завете (Мал 3:1; Мал 4:5). Пророчество Малахии было хорошо известно среди иудеев во дни Иисуса, и ученики, без сомнения, пытались разгадать, как согласовать с ним явление Илии, свидетелями которого они только что были. Книжники и фарисеи также, без сомнения, доказывали, что Иисус не мог быть Мессией, основываясь на обстоятельстве, что Илия еще не явился. Приведенные в замешательство три ученика попросили Иисуса объяснить это.

9:12 Илия должен прийти прежде Иисус подтвердил, что книжники правильно толкуют пророка Малахию (3:1; 4:5); это, должно быть, еще более озадачило учеников.
Сыну Человеческому См. комментарии на 2:10.
пострадать… быть уничиженному Иисус указал, что пророчества об Илии никоим образом не противоречат страданию и смерти Мессии, ибо это также предсказано в Ветхом Завете (Пс 21; Пс 68:21−22; Ис 53; см. пояснение к Рим 1:2).

9:13 и Илия пришел Иисус прямо ответил на вопрос учеников: пророчества о приходе Илии уже исполнились в Иоанне Крестителе. Хотя, конечно, это не было перевоплощением Илии (ср. Ин 1:21): Иоанн пришел в «духе и силе Илии», и он исполнил бы пророчества, если бы они поверили (см. пояснения к Мф 11:14; Лк 1:17). Поскольку они отвергли как Иоанна Крестителя, так и Иисуса, будет другой, который придет «в духе и силе Илии» перед Вторым пришествием Христа (см. пояснения к Мф 11:14; Откр 11:5−6).
поступили с ним Иудейские вожди отвергли Иоанна Крестителя (Мф 21:25; Лк 7:33), и Ирод убил его (6:17−29).
как написано о нем Никакие определенные ветхозаветные пророчества не предсказали, что предтеча Мессии умрет. Поэтому это утверждение лучше всего понимается как завершенное символически. Судьба пророка, предназначенная для Илии (см. 3Цар 19:1−2), постигла Крестителя. См. пояснение к Мф 11:11−14.

9:14 к ученикам Девять, которые остались позади.

9:17 одержимого духом немым Мальчик из-за связанности бесом не мог говорить — подробность, которая встречается только в рассказе Марка.

9:18 они не могли Неудача учеников удивительна в свете власти, дарованной им Иисусом (3:15; 6:13).

9:19 о род неверный! Ср. Пс 94:10. Слово «род» означает, что раздражение Иисуса относилось не только к отцу или девяти ученикам, но также к неверующим книжникам, которые, без сомнения, тайно злорадствовали над неудачей учеников (ср. ст. 14), и к неверующему Израилю в целом.

9:22 чтобы погубить его Этот бес был особенно неистовым и опасным. Попыткам беса погубить ребенка способствовали открытое пламя и неогороженные водные пространства, которые были обычными для Палестины первого века. Свидетельство отца усилило драматичность ситуации. Сам мальчик, вероятно, был обезображен шрамами от ожогов и, возможно, кроме того, подвергся изгнанию из общества из-за них. Его положение также создавало трудности для его семьи, которая, вероятно, должна была постоянно присматривать за мальчиком, чтобы защитить его от беды.

9:23 все возможно Самые древние манускрипты опускают слово «веровать», делая, таким образом, фразу «если сколько-нибудь можешь» вопросом или восклицанием со стороны Иисуса. Проблема была не в недостатке у Него власти, но в отсутствии веры у отца. Хотя Иисус часто исцелял, независимо от веры тех людей, которых исцелял, здесь Он решил подчеркнуть особое значение силы веры (ср. Мф 17:20; Лк 17:6). Иисус исцелил множество людей, но многие, если не большинство, не верили в Него. Ср. Лк 17:15−19.

9:24 верую! …помоги моему неверию Допуская несовершенство своей веры, смешанной, так сказать, с сомнением, доведенный до отчаяния отец умолял Иисуса помочь ему иметь ту большую веру, какую требовал от него Господь.

9:25 сбегается народ Замечая растущую толпу, Иисус действовал без дальнейшего промедления, может быть, чтобы избавить мальчика и его страдающего отца от всякого дальнейшего смущения. К тому же Господь совершал чудеса не для удовлетворения искателей острых ощущений (ср. 8:11; Лк 23:8−9).
Я повелеваю тебе Абсолютная власть Христа над бесами хорошо засвидетельствована в Новом Завете (например, 1:32−34; 5:1−13; Лк 4:33−35). Его исцеления продемонстрировали Его природу Бога посредством власти над естественным миром. Изгнание Им бесов продемонстрировало Его природу Бога посредством власти над сверхъестественным миром.

9:29 сей род Некоторые бесы являются более сильными и упорными и, таким образом, более стойкими к изгнанию, чем другие (ср. Мф 12:45) См. пояснение к Дан 10:10−21.
иначе, как от молитвы Может быть, слишком самонадеянные из-за прежних успехов (ср. 6:13), очарованные своими дарованиями ученики пренебрегли возможностью черпать силу в Боге.
поста В самых ранних манускриптах нет этого слова.

9:30 проходили чрез Галилею Оставляя район около Кесарии Филипповой, Иисус и ученики предприняли путь в Иерусалим, который завершится Его распятием несколькими месяцами позже. Ближайшей целью их пути был Капернаум (ст. 33). не хотел, чтобы кто узнал Иисус продолжал искать уединения, чтобы иметь возможность подготовить учеников к Своей смерти (ср. 7:24).

9:31 Сын Человеческий См. пояснение к 2:10.

9:31−32 Иисус продолжал учить их о Своей предстоящей смерти и Воскресении — о том, что ученики все еще не понимали (см. пояснения к ст. 10; 8:30−33).

9:33 Капернаум См. пояснение к 1:21. в доме Использование в оригинальном тексте определенного артикля наводит на мысль, что это был дом, в котором Иисус обыкновенно останавливался, когда был в Капернауме. Был ли это дом Петра (ср. 1:29) или кого-то еще — неизвестно.

9:34 Они молчали Осознавшие свою виновность и смущенные, ученики были безмолвны.
кто больше Спор, возможно, был вызван привилегией, дарованной Петру, Иакову и Иоанну быть свидетелями Преображения. Спор учеников ярко освещает их неспособность применить высказанное до конца учение Иисуса о смирении (например, в Мф 5:3) и пример Его собственного страдания и смерти (ст. 31−32; 8:30−33). Это также побудило их попросить Иисуса решить спорный вопрос, что Он и сделал, хотя не так, как они ожидали.

9:35 сев Раввины обычно садились, чтобы учить (ср. Мф 15:29; Лк 4:20; Лк 5:3; Ин 8:2).
кто хочет быть первым Говорится о том, чего ученики, несомненно, хотели (ст. 34; ср. 10:35−37).
из всех последним и всем слугою Представление учеников о величии и превосходстве, почерпнутое из их культуры, необходимо было полностью перевернуть. Не те, кто гордится своим превосходством над другими, велики в Царстве Божием, но те, кто смиренно служит другим (ср. 10:31, 43−45; Мф 19:30 — 20:16; Мф 23:11−12; Лк 13:30; Лк 14:8−11; Лк 18:14; Лк 22:24−27).

9:36 дитя Греческое слово указывает на ребенка, начинающего ходить. Если дом, в котором они находились, был домом Петра (см. пояснение к ст. 33), это мог быть кто-то из его детей. Во властном учении Иисуса ребенок стал примером верующих, которые смирили себя и стали подобны доверчивым детям.

9:37 Кто примет одного из таких детей во имя Мое Не на самом деле детей, а истинных верующих — тех, которые уничижили себя, подобно малым детям (см. пояснение к ст. 36).

9:38 Иоанн сказал Единственный записанный в синоптических Евангелиях пример, где он говорит один. Из-за упрека Иисуса (ст. 35−37) Иоанна беспокоила совесть, потому что он тоже был вовлечен в спор о величии. Ясно, что безымянный человек, изгонявший злых духов, не был мошенником, потому что он в самом деле изгонял их. Очевидно, он истинно веровал в Иисуса; Иоанн и другие воспротивились ему, потому что он не был открыто, формально соединен с Иисусом, как они.

9:39−40 Иисус распорядился не препятствовать этому человеку, логично аргументируя, что кто-то, искренне действующий во имя Его, не восстанет вскоре против. Не существует нейтральной позиции относительно Иисуса Христа: те, «кто не против [Него, те] за [Него]», но, однако же, «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (см. Мф 12:30).

9:41 потому что вы Христовы Иисус рассматривал добрые дела, сделанные для Его последователей как сделанные для Него (ср. Мф 25:37−40).
истинно говорю вам См. пояснение к 3:28.
награды своей Т. е. своего уникального места и служения в вечном Царстве.

9:42 кто соблазнит Иначе «заставит оступиться». Слово, переведенное как «соблазнит», буквально значит «заставит упасть» или «станет причиной падения». Соблазнить, т.е. склонить верующего к запрещенному Богом, является очень серьезным прегрешением.
малых сих, верующих в Меня См. пояснение к ст. 37.
жерновный камень Это говорит о верхнем жерновном камне, таком большом и тяжелом, что его приходилось вращать с помощью осла (см. пояснение к Мф 18:6). Даже настолько ужасающая языческая форма казни не так страшна, как склонение христианина ко греху.

9:43 отсеки ее См. пояснение к Мф 5:29. Слова Иисуса не следует понимать буквально: никакое увечье и никакое количество увечий не могут побороть грех, который является проблемой сердца. Господь лишь подчеркивает серьезность греха и необходимость сделать все возможное в борьбе с ним.
жизнь Употребление слов «жизнь» и «геенна» в противопоставлении друг другу означает, что Иисус имел в виду жизнь вечную.
геенну Переведенное греческое слово называет долину Енном (или Хинном) возле Иерусалима — вначале место языческих жертвоприношений, а потом свалку гниющего мусора, где огонь горел постоянно. Это представляло наглядный символ вечного мучения (см. пояснение к Мф 5:22).
в огонь неугасимый См. пояснение к Мф 25:46. То, что наказание геенны длится вечно, является очевидным учением Писания (ср. Дан 12:2; Мф 25:41; 2Фес 1:9; Откр 14:10−11; Откр 20:10).

9:44, 46 Во многих греческих манускриптах этих стихов нет. Они просто повторяют цитату из Ис 66:24, встречающуюся в ст. 44.

9:47 Царствие Божие См. пояснение к 1:15.

9:49 Значение этого трудного стиха, кажется, в том, что верующие очищаются посредством страдания и преследования. Ссылка, связывающая воедино соль и огонь, по-видимому, основывается на жертвоприношениях Ветхого Завета, которые сопровождались осолением (Лев 2:13).

9:50 соль — добрая вещь В Палестине первого века соль была весьма ценной. В жарком климате при отсутствии холодильника соль была реальным средством сохранения пищи.
Имейте в себе соль Это действие Слова (Кол 3:16) и Духа (Гал 5:22−23), вырабатывающее в человеке благочестивый характер, делающий человека годным действовать в обществе в качестве предохраняющего от порчи средства. Ср. Мф 5:13.
мир имейте между собою Ср. Мф 5:9; Рим 12:18; 2Кор 13:11; 1Фес 5:13; Иак 3:18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.