По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Как-то в субботу Иисус был в гостях у советника-фарисея. И все они там примечали за Ним.
2 У одного из гостей была водянка. Он сидел как раз напротив Иисуса.
3 Иисус спрашивает законников и фарисеев: «Врачевание в субботу позволяется или нет?».
4 Они молчали. Тогда Он поднял гостя, исцелил его и велел идти.
5 И говорит им: «Если ваш ребенок, или хоть бык, вдруг упадет в колодец в субботу, кто из вас не побежит вытаскивать его наверх?».
6 Ответа на Его слова у них не нашлось.
7 Приглашенные занимали лучшие места. Он это заметил и рассказал притчу:
8 «Когда пригласят тебя на свадебный пир, не усаживайся на почетном месте, потому что может появиться гость поважнее тебя.
9 Подойдет хозяин, пригласивший вас обоих, и скажет тебе: “Уступи ему место.” И придется тебе, пристыженному, сесть на последнее место.
10 Наоборот, в гостях занимай скромное место. Подойдет хозяин и скажет тебе: “Друг! Пересядь поближе.” И окажешься почетным гостем.
11 Кто возвышает себя — будет унижен, а кто ставит себя ниже всех — возвысится».
12 И сказал пригласившему Его фарисею: «К званому обеду или ужину не зови ни друзей, ни братьев, ни родню, ни богатых соседей, чтобы не звали тебя в ответ из благодарности.
13 Когда затеваешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых —
14 Такие гости ничем не могут тебе воздать. А воздастся тебе воскресением праведников».
15 Это услышал один из гостей и говорит: «Хорошо тому, кто будет угощаться в Божьем Царстве».
16 Иисус сказал: «Один человек затеял большой ужин и наприглашал гостей.
17 К началу ужина он послал раба сказать званым: “Приходите, уже все готово.”
18 И стали они все, один за другим, извиняться. Первый сказал: “Я купил землю и мне нужно ее обойти и осмотреть. Ты уж меня извини.”
19 Другой сказал: “Я купил пять пар волов. Мне нужно пойти испробовать их в работе. Ты уж меня извини.”
20 Третий сказал: “Я привел в дом жену. Прийти не могу.”
21 Раб вернулся и передал хозяину их слова. В гневе тот говорит рабу: “Обеги улицы и переулки и приведи сюда из города нищих, увечных, слепых и хромых.”
22 И вот раб доносит ему: “Сударь! Сделано, как ты велел, но свободных мест все еще много.”
23 Хозяин сказал: “Ступай на дороги и тропы и приглашай. Пусть весь мой дом наполнится гостями.
24 Говорю вам: никто из званых не отведает моего ужина”».
25 Люди толпами шли за Иисусом. Он повернулся к ним и сказал:
26 «Кто приходит ко Мне и не ставит Меня выше любви к отцу и матери, к жене и детям, к братьям и сестрам и к самой своей жизни, не может быть Моим учеником.
27 И кто своего креста не несет и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.
28 Кто из вас, затевая строительство башни, не сядет сперва за расчеты: достанет ли на все средств, —
29 Чтобы в случае их нехватки уже при готовом фундаменте люди не смеялись, видя это,
30 И не говорили: “Начал строить, а закончить не сумел”?
31 И какой царь, идя войной на другого царя, сперва не сядет и не призадумается, надо ли ему с десятью тысячами выходить против двадцати тысяч, идущих на него?
32 А не лучше ли будет выслать посольство и запросить мира, пока тот еще далеко?
33 Никто из вас не будет Моим учеником, пока не побросает всего, что у него есть.
34 Соль хороша сама по себе, но если соль рассолится, она не будет солить.
35 Ни в землю, ни в навозную кучу она не годится, разве что ее выбросить. У кого есть уши — слушай!».

Учебной Библии МакАртура

14:1 в субботу См. пояснение к 13:10. Христа, исцеляющего в субботу, Лука показывает чаще, чем любой другой евангелист. По-видимому, Христос понимал субботу как день для совершения дел милосердия.
наблюдали за Ним У фарисея были далеко не благородные побуждения для приглашения Его на трапезу.

14:2 водяною болезнью Иначе, «водянкой». Состояние, при котором в тканях и полостях тела удерживается жидкость, часто вызвалось болезнями почек или печени, включая рак.

14:3 законников Т.е. книжников. См. пояснение к 10:25.
позволительно ли Он неоднократно оправдывал исцеления в субботу, и Его доводы постоянно приводили в молчание противников (ср. 6:9, 10; 13:14−17). Здесь и в 6:9 Он заранее задал вопрос законникам о том, позволительно ли исцелять в субботу — и они все вместе не смогли привести никакого убедительного довода в подтверждение мнения, что исцеление было нарушением субботних законов (ср. ст. 6).

14:5 осел или вол Ср. 13:15; Мф 12:11−12. Даже обычное учение о гуманности (не говоря уже об экономической необходимости) говорило им, что правильно было в субботу проявить милосердие к животному. Не следовало ли руководствоваться теми же принципами, чтобы проявлять милосердие к страдающим людям?

14:7 первые места Т.е. лучшие места за столом. Ср. 11:43; Мф 23:6.

14:11 всякий, возвышающий сам себя, унижен будет Иисус оказывал предпочтение такому виду парадоксальной игры слов (ср. 9:24; 13:30; 17:33; 18:14; Мф 23:11−12). Это высказывание сделало понятной мысль в ст. 8−10. Суть всего этого урока созвучна с Притч 25:6, 7.

14:12 не зови друзей твоих, ни братьев твоих Понятно, что это не должно приниматься как полный запрет приглашать на обед друзей или родственников. В ст. 26 Христос употребил похожую гиперболу. В семитской речи распространен такой стиль и используется для выразительности. Здесь Его мысль заключается в том, что приглашение своих друзей и родственников нельзя расценивать как духовное деяние истинной благотворительности. Это также может быть упреком тем, кто склонен предназначать свое гостеприимство для «богатых соседей», которые, как они знают, будут чувствовать себя обязанными ответить тем же. Ср. Втор 14:28, 29.

14:14 воздастся тебе в воскресение Т.е. сокровищем на небесах (ср. 18:22).

14:15 кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Вероятно, этот человек придерживался общепринятого мнения, что только иудеи будут приглашены на небесный пир (см. пояснение к Мф 8:12). Возможно, это было праздным или лицемерным высказыванием, сделанным без особого серьезного размышления. Христос ответил притчей, которая изображает включение в число приглашенных и язычников.

14:16 большой ужин Эта притча, во многих отношениях подобная притче в Мф 22:2−14 и подчеркивающая ту же мысль, тем не менее от нее отличается. Она была сказана по другому поводу и отличается некоторыми основными деталями.
звал многих По-видимому, от приглашения никто не отказался и у того человека были все основания ожидать, что все приглашенные придут.

14:17 званым На свадьбу, которая могла длиться целую неделю, гостей приглашали заранее и давали общее представление о времени ее начала. Когда все многочисленные приготовления, наконец, заканчивались, заранее приглашенных гостей извещали, когда она начнется. Заранее приглашенные гости — это указание на израильский народ, которому через Ветхий Завет было сказано подготовиться к приходу Мессии.

14:18 извиняться Во всех этих извинениях чувствуется неискренность. Никто не покупает имение, предварительно не посмотрев на него. И поскольку покупка уже была совершена, то не было никакой срочности. После пира земля все еще будет там. Точно также (ст. 19), никто не покупает волов, сперва не испытав их. Недавно женившийся человек (ст. 20) освобождался от путешествия по служебным делам или от службы в армии (Втор 24:5), но не было никакой уважительной причины, чтобы новобрачные уклонялись от такого светского (уже принятого) приглашения.

14:21 нищих, увечных, хромых и слепых Т.е. людей, которых фарисеи склонны были рассматривать как нечистых или недостойных. Религиозные вожди осуждали Иисуса за то, что Он общался с блудницами и мытарями (ср. 5:29−30; 15:1; Мф 9:10−11; Мф 11:19; Мф 21:31−32; Мк 2:15−16).

14:22 и еще есть место У Бога есть место для спасения каждого грешника, и Его большое желание — чтобы они спаслись.

14:23 по дорогам и изгородям Здесь явно представлены языческие страны.
убеди прийти Т.е. не силой или принуждением, а ревностным убеждением.

14:24 никто из тех званых Т.е. тех, кто отказался. С презрением отвергнув приглашение, Израиль не мог войти на пир. Приговор Господа против них только утверждал их собственное решение. Большинство из них погибло от рук римлян в 70 г. по Р.Х. в результате исполнения Божьей кары. См. пояснения к Мф 22:7; Мф 23:36; Мф 24:2.

14:25 множество народа Целью Христа было не собирать благодарные толпы, а подготавливать истинных учеников (см. пояснение к 13:23). Он никогда не приспосабливал Свою проповедь к предпочтениям большинства, но всегда прямо провозглашал высочайшую цену ученичества. Здесь Он произнес несколько тяжело исполнимых требований, которые привели в уныние нерешительных.

14:26 не возненавидит Подобное утверждение в Мф 10:37 является ключом к пониманию этого трудного повеления. Требующаяся здесь «ненависть» — это, на самом деле, меньшая любовь. Иисус призывал Своих учеников взращивать такую преданность Ему, в сравнении с которой их привязанность к чему-то еще, включая их собственную жизнь, будет казаться ненавистью. См. 16:13 и Быт 29:30−31 для понимания подобного употребления слова «ненавидеть».

14:27 не несет креста Т.е. добровольно. Эти слова перекликаются с требованием возненавидеть свою собственную жизнь в ст. 26. См. пояснения к 9:23; Мф 10:38; ср. Мк 8:34.

14:28 вычислит издержек Толпы народа были решительно настроены, но не были преданны. Он отнюдь не облегчил им задачу, чтобы они ответили положительно, а наоборот, существенно возвысил цену ученичества (ст. 26−27, 33) и поощрил их серьезно подумать перед тем, как объявить о своей готовности следовать за Ним. Ср. 9:57−62.

14:33 не отрешится от всего Только готовые серьезно взвесить стоимость ученичества (ст. 28−32) и вложить все, что имеют, в Его Царствие, были достойны войти в число учеников. Здесь говорится о гораздо большем, чем о простом оставлении своего материального благосостояния; это — полный и безоговорочный отказ от себя. Ученикам не позволялось сохранять какие-либо привилегии и предъявлять какие-либо требования. Они не должны были сохранять никаких дорогих сердцу затаенных грехов; собирать хотя бы малых земных сокровищ и держаться скрытых потаканий своим желаниям. Их приверженность Ему должна была быть безоговорочной. См. пояснения к 9:23−26.

14:34 Соль — добрая вещь См. пояснения к Мф 5:13; Мк 9:50. В Своем служении Христос употреблял этот самый образ по крайней мере в трех разных случаях.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.