По Луке 6 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Как-то в субботу Иисус проходил по хлебным полям. Ученики срывали колосья и, растирая в ладонях, ели.
2 Фарисеи говорят: «Зачем вы это делаете? В субботу нельзя».
3 Иисус ответил: «А то вы не знаете, что сделал Давид, когда он со своими людьми захотел есть!
4 Он вошел в Божий Дом и взял и ел жертвенный хлеб, и, хотя этот хлеб нельзя есть никому, кроме священников, дал еще и своим людям» —
5 И говорит: «Каждый сам хозяин своей субботы».
6 И опять в другую субботу Он пришел в синагогу и учил народ. Там у одного калеки была сухая правая рука.
7 Книжники и фарисеи не спускали с Иисуса глаз: если исцелит в субботу, им будет что вменить Ему в вину.
8 Он прочитал их мысли и говорит сухорукому: «Выйди вперед». Тот вышел.
9 Иисус говорит им: «Спрашиваю вас: что можно и что нельзя в субботу? Делать добро или делать зло? Спасать жизнь или губить жизнь?».
10 Он обвел их взглядом и говорит калеке: «Подними руку». Тот поднял — и рука исцелилась.
11 И вышла им большая досада. Они стали думать, как им управиться с Иисусом.
12 В те дни Он поднялся на гору для молитвы и молился перед Богом всю ночь.
13 Наутро Он созвал Своих учеников и избрал из них Двенадцать и дал имя «апостол»
14 Симону, которого назвал также Петром, и брату его Андрею, Иакову и Иоанну, Филиппу и Варфоломею,
15 Матфею и Фоме, Иакову Алфееву и Симону, по прозванию Зелот,
16 Иуде, сыну Иакова, и Иуде Искариоту, который стал предателем.
17 Иисус спустился с ними в долину и стоял в окружении учеников и огромного скопления народа со всей Иудеи, из Иерусалима и с побережий Тира и Сидона.
18 Люди пришли послушать Его и исцелиться от болезней и от власти нечистых духов. Все исцелялись.
19 Каждый в толпе хотел дотронуться до Иисуса. Сила, исходившая от Него, всех исцеляла.
20 Он обвел взглядом учеников и сказал: «Блаженны нищие — вы снискали себе Божье Царство.
21 Блаженны, кто сегодня голоден — вам будет насыщение. Блаженны, кто сегодня в слезах — вам будет радость.
22 Вы ли не блаженны, если из-за Сына человеческого ненавидят вас люди, из-за Него не знаются с вами, охаивают вас, произносят ваше имя как проклятие!
23 Радуйтесь! В тот День будет вам праздник — великая награда на небесах. Так отцы этих людей поступали с пророками.
24 Горе вам, кто богат! Все ваши утехи у вас уже были.
25 Горе вам, кто сегодня сыт! Будете терпеть голод. Горе вам, кто сегодня весел! Будете скорбеть и плакать.
26 Горе вам, кого хвалит толпа! Когда-то вот так же толпа пела хвалу лжепророкам.
27 Говорю вам всем, кто слушает: любите своих врагов, отвечайте добром на их ненависть,
28 Благословляйте их, когда от них вам хула, молитесь за них, когда — обида.
29 Если кто ударит тебя по щеке, подставь и другую; отнимет у тебя ризу — уступи и рубаху;
30 Попросит у тебя — дай; возьмет в долг — не требуй возврата.
31 Какого отношения от людей вы хотите к себе, так и сами к ним относитесь.
32 Если вы любите тех, кто любит вас, в чем тут ваша заслуга? И грешники любят тех, кто их любит.
33 Если вы отвечаете добром на добро, в чем тут ваша заслуга? И грешники делают то же самое.
34 И если даете взаймы тому, кто возвращает, в чем тут ваша заслуга? И грешники дают взаймы грешникам и получают обратно сколько давали.
35 Нет, любите своих врагов, делайте добро и давайте взаймы, не ожидая с другой стороны того же — и выйдет вам великая награда: будете сынами Всевышнего. А к неблагодарным и злым людям Он тоже добр.
36 Будьте милостивы, как милостив ваш Отец.
37 Не судите — и не будете судимы. Не клеймите — и на вас не будет клейма. Прощайте — и вам будет прощение.
38 Давайте — и дастся вам: меру щедрую, полновесную утрясут и насыплют вам полные колени. Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено».
39 Иисус рассказывал народу притчу: «Слепой не может водить слепого. Оба упадут в яму.
40 Ученик не выше учителя, но если наука пошла ему впрок, он такой же учитель.
41 Зачем ты так занят соринкой в глазу у брата, а у себя в глазу не замечаешь бревна?
42 Как можешь ты говорить брату: “Брат! Дай выну у тебя из глаза соринку,” если у себя в глазу не видишь бревна? Лицемер! Сначала вынь у себя из глаза бревно. Исправь свое зрение, тогда и займись соринкой в глазу у брата.
43 Не может хорошее дерево приносить гнилые плоды, а гнилое дерево приносить хорошие плоды.
44 Дерево узнается по плодам. Смокву собирают не с терния и виноград — не с колючей купины.
45 Добрый человек из кладовой своего доброго сердца извлекает добро, а злой человек из своего недоброго сердца извлекает зло. От родного нутра говорят уста.
46 Почему вы зовете Меня: “Господи! Господи!” — и не делаете, как Я говорю?
47 Кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и полагается на них, того посмотрите с кем можно сравнить.
48 Его можно сравнить с человеком, который поставил дом на камне, на врытом фундаменте. Случилось наводнение, река с силой ударила в дом, но дом не тронулся с места, потому что был построен как надо.
49 А кто слушает и не верит, того можно сравнить с человеком, который построил дом на голой земле, без фундамента. Река ударила в дом, и дом сразу рухнул, рассыпался по земле».

Учебной Библии МакАртура

6:2 не должно См. пояснение к Мф 12:2.

6:3 разве вы не читали Упрек, наводящий на мысль, что они были виновны в игнорировании такой основополагающей истины (ср. Мф 12:5; Мф 19:4; Мф 21:16, 42; Мф 22:31).
что сделал Давид См. пояснение к 1Цар 21:1−6.

6:4 хлебы предложения См. пояснение к Мф 12:4.

6:5 господин и субботы В другом тексте «Господь субботы». См. пояснение к Мф 12:8.

6:7 не исцелит ли в субботу Книжники и фарисеи увидели человека, имевшего сухую руку (ст. 6), и, зная, как поступает Христос, тотчас поняли, что Он исцелит человека. В противоположность действиям всех других так называемых целителей Христос не избирал отдельных людей, но исцелял всех, кто приходил к Нему (ст. 19; ср. 4:40; Мф 8:16).

6:8 зная помышления их Ср. 5:22. См. пояснение к Мф 9:4.
выступи на средину Иисус намеренно сотворил это чудо открыто, перед всеми, чтобы показать Свое неприятие фарисейских, созданных человеком постановлений.

6:9 делать… добро Закон о субботе запрещал труд для наживы, легкомысленные развлечения и вещи, чуждые поклонению. Деятельность сама по себе не была противозаконной. Суббота, главным образом, предназначалась для добрых дел — особенно дел благотворительности, милосердия и поклонения Богу. Был также разрешен труд, необходимый для сохранения жизни. Исказить закон о субботе, запретив подобные дела, — значило исказить Божий замысел. См. пояснение к Мф 12:2−3.
или зло Отказ делать добро равносилен творению зла (Иак 4:17).

6:10 посмотрев на всех их Т.е. давая им возможность ответить на вопрос ст. 9. Очевидно, никто не ответил.

6:11 пришли в бешенство Странная реакция в свете такого славного чуда. Такая безрассудная ненависть была ответом на публичное унижение — на то, чего фарисеи боялись больше всего (ср. Мф 23:6−7). Они были не в состоянии возразить Его объяснению (ст. 9−10). Тем более что, исцелив человека только повелением, Он фактически не совершил никакой работы, в которой можно было бы Его обвинить. Отчаянно ищущие причину для Его обвинения (ст. 7), они не могли найти ни одной. Их ответом стала слепая ярость.

6:12 пробыл всю ночь в молитве Часто Лука показывает молящегося Иисуса — и особенно перед основными событиями в Его служении. Ср. 3:21; 5:16; 9:18, 28−29; 11:1; 22:32, 40−46.

6:13 призвал учеников Своих См. пояснение к Мф 10:1−4. У Христа было много учеников. Он отправил одновременно 70 по двое для возвещения Евангелия (10:1). Но в этом случае Он избрал 12 и уполномочил их как Апостолов (т.е. «посланных») особой властью исполнять порученное Его именем (ср. Деян 1:21−22).

6:17−49 Проповедь на плоскогорье. Удивительно ее сходство с Нагорной проповедью (см. пояснения к Мф 5:1 — 7:29). Конечно возможно, что Иисус говорил одну и ту же проповедь несколько раз. (Очевидно, Он не однажды использовал одинаковый материал; см., например, 12:58−59; ср. Мф 5:25−26.) Однако кажется более вероятным, что это разные описания одного и того же события. Текст у Луки отчасти сокращен, потому что он опустил чисто иудейские части проповеди (особенно толкование Христом закона). За исключением этого, в обеих проповедях обнаруживается одинаковое течение мыслей, начиная с заповедей блаженства и оканчивая притчей о строительстве на камне. А различия в форме выражения двух описаний существуют, несомненно, из-за того обстоятельства, что проповедь первоначально была произнесена на арамейском языке. Лука и Матфей переводят ее на греческий с небольшими изменениями. Конечно же, оба перевода одинаково богодухновенны и авторитетны.

6:17 на ровном месте Где-то в другом месте говорится «на гору» (Мф 5:1). Это легко согласуется, если предположить, что Лука ссылается либо на плоскогорье, либо на ровное место на склоне горы. Такое место действительно существует возле Капернаума, где, согласно преданию, была произнесена эта проповедь.
Тирских и Сидонских См. пояснения к Мф 11:21; Мк 3:8.

6:18 нечистых духов Еще одно название бесов, использующееся в Евангелиях 10 раз.

6:19 исходила сила Ср. 8:45−46; см. пояснение к Мк 5:30.

6:20−25 Описание Лукой заповедей блаженства сокращено (ср. Мф 5:3−12). Он перечисляет только четыре и уравновешивает их четырьмя аналогичными «горе вам».

6:20 нищие Забота Христа о бедных и отверженных — одна из излюбленных тем Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы). В греческом оригинале перед словом «нищие» Лука использовал личное местоимение «вы». Там, где Матфей применил просто определенный артикль, Лука подчеркивал любящее, индивидуализированное значение слов Христа. Сравнение двух мест показывает, что Христос, однако, рассматривал нечто более важное, чем просто материальную бедность и богатство. Здесь говорится о бедности, которая относится к чувству чьего-то собственного духовного обнищания.

6:21 алчущие Речь идет не о простом желании пищи, а о голоде и жажде праведности. (см. пояснение к Мф 5:6).

6:22 за Сына Человеческого Не нужно самому искать преследования как такового. Но когда христиан ложно злословят за имя Христа (Мф 5:11), то такое гонение несет с собой Божье благословение.

6:29 подставь и другую См. пояснение к Мф 5:39.

6:31 См. пояснение к Мф 7:12.

6:35 сынами Всевышнего Т.е. Божьи дети обязаны нести неотразимый отпечаток Его нравственного характера. Поскольку Он любящий, милосердный и великодушный (даже к тем, кто является Его врагами), нам следует быть подобными Ему. См. пояснения к Мф 5:44−45; ср. Еф 5:1−2.

6:37 Не судите Эти слова запрещают лицемерие и осуждающий дух, происходящий из самоправедности. Они не осуждают истинную проницательность. См. пояснение к Мф 7:1.
прощены будете См. пояснение к Мф 6:15.

6:38 отсыплют вам в лоно ваше Т.е. насыплют вам в подол. Длинную одежду использовали для переноса избытка зерна. Ср. Пс 78:12; Ис 65:6; Иер 32:18.

6:41 сучек... бревна Несомненно, юмор этого образа был намеренным. Христос часто использовал гиперболу для изображения смешных ситуаций (ср. 18:25; Мф 23:24).

6:46 вы зовете Меня: «Господи! Господи!» Недостаточно одобрять власть Христа только на словах. Истинная вера производит послушание. Дерево узнается по плодам (ст. 44). См. пояснение к Мф 7:21−23.

6:47−49 См. пояснение к Мф 7:24−28.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.