По Луке 9 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Иисус созвал Своих Двенадцать учеников и дал им силу и власть над бесами и над болезнями,
2 И послал их возвещать Божье Царство и исцелять больных.
3 И сказал: «В дорогу ничего с собой не берите: ни посоха, ни котомки, ни хлеба, ни денег, ни рубахи под ризой.
4 Пригласят в дом — будь гостем, а там уходи.
5 Если не примут вас, отряхните им в укор пыль со своих ног и уходите из города».
6 И они шли и, проходя по селам, провозглашали евангелие и везде исцеляли.
7 Ирод тетрарх слышал об этих событиях разное и терялся в догадках. Одни говорили, что это Иоанн вернулся из мертвых,
8 Другие — что явился Илья, а третьи — что воскрес какойто еще древний пророк.
9 Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил. А это кто? О ком это я столько всего слышу?». Ему не терпелось увидеть Иисуса.
10 Вернулись апостолы и рассказали Иисусу, кто что сделал. Иисус тихо собрался с ними и повел их под город Вифсаиду.
11 Но это узналось, и за Ним толпами двинулся народ. Иисус всех приветливо встретил, долго говорил с ними о Божьем Царстве, а кто нуждался в лечении, всех исцелил.
12 День клонился к вечеру. Двенадцать учеников говорят Иисусу: «Скажи людям, пусть пойдут по окрестным домам и деревням. Им нужно гдето переночевать и поесть. Здесь пусто».
13 Он ответил: «Нет, дайте им поесть сами». Говорят Ему: «Вот пять лепешек и две рыбины, больше ничего нет. Хорошо бы накупить еды на всех».
14 А было народу что-то около пяти тысяч. Иисус говорит ученикам: «Скажите, чтобы расселись по пятидесяти».
15 Ученики сказали и всех рассадили.
16 Иисус взял лепешки, две рыбины и, глядя в небо, благословил. Разломил и дал ученикам, а те раздали в толпе.
17 Все вдоволь поели. И еще набралось двенадцать коробов лишков.
18 Иисус остался один, молился, а после спрашивает учеников: «За кого принимают Меня в народе?».
19 Они ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илью, а еще говорят, что воскрес какой-то еще древний пророк».
20 Он говорит им: «А вы за кого Меня принимаете?». Петр ответил: «За Христа Божьего».
21 Иисус строго-настрого запретил им говорить об этом с людьми.
22 Он сказал: «У Сына человеческого впереди большое страдание. Его отвергнут старейшины, первосвященники и книжниками. И убьют Его. А на третий день мертвый встанет».
23 Потом, обращаясь к народу, Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мной, забудь о себе. Изо дня в день бери свой крест и иди за Мной.
24 Кто хочет душу свою спасти — погубит ее, а кто ради Меня душу свою погубит — спасет ее.
25 Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а поплатится жизнью?
26 Кто Меня и Моих слов постыдится, того постыдится и Сын человеческий, когда придет в небесной славе с Отцом и святыми ангелами.
27 Поверьте Мне: среди стоящих здесь есть те, кто не успеет умереть, как увидит Божье Царство».
28 Прошло восемь дней после того, как это было сказано. Иисус берет с Собой Петра, Иоанна, Иакова и идет на гору и молится.
29 И когда Он молился, черты Его лица преобразились и одежда засветилась белым сиянием.
30 И с Ним беседовали двое: Моисей и Илья.
31 Стоя в свете небесной славы, они говорили о том исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
32 Петра и его товарищей одолевал сон, но все-таки они не спали и видели Его в свете славы и возле Него этих двух.
33 Но вот они стали отступать от Иисуса, и Петр сказал Ему, не совсем себя понимая: «Наставник! Как нам здесь хорошо! Вот и разбить бы три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Ильи».
34 И когда он это говорил, над ними встало облако и надвинулось, накрыло их. Они испугались.
35 И тут послышался голос из облака: «Это Мой Сын, Мой избранный Сын. Слушайтесь Его».
36 Голос прозвучал, и с ними остался один Иисус. В последующие дни они хранили молчание и ни с кем об увиденном не говорили.
37 На другой день, когда они спустились с горы, Его встретили толпы народа.
38 Кто-то из толпы во весь голос взмолился: «Учитель! Прошу Тебя, взгляни на моего сына, он у меня один.
39 Ни с того ни с сего хватает его нечистый: начинаются крики, судорога, пена изо рта, — и не отпускает, изматывает его вконец.
40 Я просил Твоих учеников изгнать беса — они не смогли».
41 Иисус сказал: «Люди убогой веры, испорченное поколение! Долго ли еще Мне быть с вами, терпеть вас?! Давай сюда своего сына».
42 Юноша шагнул к Иисусу, но вдруг упал и забился в судорогах. Это сделал бес. Но Иисус изгнал беса, исцелил юношу. Так сын вернулся к отцу.
43 Всех поразило Божье величие. Все удивлялись тому, что совершал Иисус. А Он сказал ученикам:
44 «Запомните Мои слова: против Сына человеческого совершится предательство».
45 Но они не поняли Его. Суть Его слов была скрыта от них, постичь ее было невозможно. И страх мешал им спросить.
46 Среди учеников зашел спор: кому у них быть главой?
47 Иисус видел их наскозь. Он поставил рядом с Собой ребенка
48 И сказал: «Кто Моим именем привечает ребенка — привечает Меня, а кто привечает Меня — привечает Того, кто послал Меня. Кто среди вас ниже всех — будет выше всех».
49 Иоанн сказал: «Наставник! Мы встретили человека, который Твоим именем изгоняет бесов. Мы запретили ему, потому что не идет с нами».
50 Иисус говорит: «Нет, не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас».
51 Приближались дни Его вознесения, и Иисус решительно повернул в сторону Иерусалима.
52 Он послал впереди Себя вестников, и они ушли. Пришли в село к самаритянам. Там нужно было все подготовить к Его приходу.
53 Но из-за того, что Иисус направлялся в Иерусалим, самаритяне встретили их враждебно.
54 Видя такое дело, ученики Иаков и Иоанн говорят: «Господи! Хочешь, скажем — и сойдет с неба огонь, убьет их?».
55 Но Иисус это не одобрил, отвернулся.
56 Пошли в другое село.
57 По дороге туда кто-то говорит Иисусу: «Пойду за Тобой, куда бы Ты ни шел».
58 Иисус ответил: «У лис есть норы, у птиц небесных — гнезда, а Сыну человеческому негде приклонить голову».
59 А другому сказал: «Иди за Мной». Тот ответил: «Господи! Позволь мне сначала пойти похоронить отца».
60 Но Иисус сказал: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а ты иди возвещай Божье Царство».
61 И еще другой говорит: «Господи! Пойду за Тобой, но позволь мне сперва проститься с родным домом».
62 Но Иисус сказал: «Кто идет за плугом и оглядывается за спину, не годится для Божьего Царства».

Учебной Библии МакАртура

9:1−6 См. пояснение к Мф 10:1−42.

9:3 ничего не берите Незначительные различия между Евангелиями от Матфея, Марка и Луки некоторых смущают. Матфей в 10:9−10 и текст здесь говорят, что ученики не должны были брать посохи (см. пояснение там же) ; но Марк в 6:8 говорит о запрещении всего, «кроме одного посоха». Также Марк в 6:9 говорит о предписании «обуваться в простую обувь», но в Мф 10:10 обувь включена в вещи, которые они не должны были брать. На самом деле Мф 10:10 и стих 3 здесь запрещали нести с собой запасные посохи и обувь. В путешествии ученики не должны были обременять себя ношей, а идти в простой одежде.

9:7 Ирод четвертовластник См. пояснение к Мф 14:1. Известие о Христе достигло высочайшего правительственного уровня.
Иоанн восстал из мертвых Конечно, это не соответствовало истине, но сам Ирод выглядел зажатым в тиски страха и чувствовавшим свою вину человеком (ср. Мк 6:16).

9:8 Илия См. пояснение к 1:17.

9:9 искал увидеть Его Такую подробность записывает только Лука. См. пояснения к 1:3; 8:3.

9:10 в пустое место Они пытались сделать перерыв и немного отдохнуть от толп народа. Ср. Мк 6:31−32.
Вифсаидою См. пояснение к Мф 11:21. Вифсаида находится на северном берегу Галилейского озера, где в него впадает река Иордан. Петр, Филипп и Андрей — все выросли там (Ин 1:44).

9:12−17 За исключением Его Воскресения, насыщение пяти тысяч является единственным чудом Иисуса, записанным во всех четырех Евангелиях (ср. Мф 14:15−21; Мк 6:35−44; Ин 6:4−13).

9:14 около пяти тысяч человек Если учесть женщин и детей, фактический размер толпы, возможно, был близок к 20 тысячам людей.

9:17 коробов См. пояснения к Мк 6:43; Мк 8:8.

9:18−21 См. пояснение к Мф 16:13−20.

9:19 Иоанна Крестителя… Илию… один из древних пророков Ср. ст. 7−8. Очевидно, такие слухи были вполне обычными. См. пояснения к 1:17; Мф 11:14; Мк 9:13; Откр 11:5−6.

9:20 за Христа Божия Т.е. Мессию, обещанного в Ветхом Завете (Дан 9:25−26). См. пояснение к Мф 16:16.

9:21 никому не говорить См. пояснения к Мф 8:4; Мф 12:16.

9:22 Сыну Человеческому должно много пострадать Это заявление предвещало большой перелом в служении Иисуса. См. пояснение к Мф 16:21.

9:23 крест См. пояснение к Мф 10:38. Самоотречение было ведущей линией в наставлении Христа Его ученикам (ср. 14:26−27; Мф 10:38; Мф 16:24; Мк 8:34; Ин 12:24−26). Он искал самоотречения не в форме затворнического аскетизма (см. пояснение к 7:34), а в готовности повиноваться Его заповедям, служить друг другу и страдать (возможно, даже умереть) ради Него.

9:24 кто потеряет душу свою ради Меня За исключением повеления «следуй за Мной», это высказывание Христа повторяется в Евангелиях чаще, чем любое другое. Ср. 17:33; Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35; Ин 12:25; см. пояснение к 14:11.

9:26 кто постыдится Меня Т.е. кто не будет веровать. Ср. Мф 10:33; Рим 9:33; Рим 10:11; 2Тим 2:12. См. пояснение к 12:9.

9:27 увидят Царствие См. пояснение к Мф 16:28.

9:28 дней через восемь Обычное выражение, означающее приблизительно неделю (ср. Ин 20:26). См. пояснение к Мф 17:1.
после сих слов Это выражение связывает обещание увидеть Царствие (ст. 27) с последующими событиями (см. пояснение к Мф 16:28).
Петра, Иоанна и Иакова Только этим троим было позволено стать свидетелями воскрешения дочери Иаира (8:51), Преображения (ср. Мф 17:1) и борения Христа в Гефсиманском саду (Мк 14:33).
на гору Традиционное указание ее как горы Фавор маловероятно. Иисус и ученики в это время были в «странах Кесарии Филипповой» (Мф 16:13), и Фавор достаточно далеко от тех мест. Кроме того, Фавор, очевидно, являлся местом языческого поклонения (Ос 5:1), а во времена Иисуса на вершине горы располагалась крепость римского армейского гарнизона. Подлинное место Преображения нигде не указано, но многие полагают, что этим местом является гора Ермон (она на 7000 футов (2,13 км) выше г. Фавор и ближе к Кесарии Филипповой).

9:29 И когда молился См. пояснение к 3:21. Как и при Его крещении, в то время, когда Он молился, с небес раздался голос Отца (ср. во Введении: Исторические и теологические темы).
блистающею Буквально «излучающей свет». В Новом Завете это слово используется только здесь. Оно предполагает сверкающий, дающий отблеск свет, подобный молнии.

9:30 Моисей и Илия См. пояснение к Мф 17:3.

9:31 об исходе Его По-другому, «об отшествии Его». Петр использует то же греческое выражение, чтобы сказать о своей смерти (2Пет 1:15). Только Лука упоминает содержание их разговора и тот факт, что Петр, Иаков и Иоанн уснули (ср. ст. 32). Ср. 22:45.

9:32 увидели славу Его Ср. Исх 33:18−23.

9:33 три кущи См. пояснение к Мф 17:4.

9:34 облако Матфей в 17:5 говорит «облако светлое», т.е. окутывающее славу Бога, подобное столпу облачному, который вел Израильтян в Ветхом Завете (Исх 14:19−20). Свет этого облака и сонливость учеников (ст. 32) дают основание предположить, что событие, возможно, происходило ночью.

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный См. пояснение к Мф 3:17.

9:38 он один у меня Ср. 7:12; 8:42. Сын вдовы из Наина был ее единственным ребенком, и дочь Иаира также. Только Лука упоминает эти подробности.

9:39 его схватывает дух Это не было случаем простой эпилепсии; это была откровенная одержимость бесом. Нет никакого основания думать, что Лука, врач, просто приспосабливается к уровню понимания его читателей. Кроме того, Иисус исцелил мальчика посредством запрета бесу (ст. 42; ср. Мк 9:25).

9:40 они не могли См. пояснение к Мф 17:19−21.

9:41 род неверный и развращенный См. пояснение к Мф 17:17.

9:44 будет предан Т.е. «Сына Человеческого собираются предать». См. пояснение к Мф 17:22.

9:45 закрыто от них Т.е. в соответствии с суверенным Божьим планом. Ср. 24:45.

9:46 был больше См. пояснение к Мф 20:21.

9:48 кто примет сие дитя См. пояснение к Мф 18:5.
кто из вас меньше… будет велик В Царстве Христа путь к величию лежит через жертвенность и самоотречение. См. пояснение к ст. 23.

9:49 потому что он не ходит с нами Это удивительно, что Иоанн, ставший известным как «Апостол любви», был человеком, выдвинувшим это возражение (см. пояснение к ст. 54). Иоанн понял, что единственным разумным мерилом оценки служения другого человека является критерий правильности доктрины (1Ин 4:1−3; 2Ин 1:7−11) и критерий принесения плода (1Ин 2:4−6, 29; 1Ин 3:4−12; 1Ин 4:5, 20; ср. Мф 7:16). Этот человек, вероятно, прошел проверку по обоим критериям, но Иоанн был склонен отвергнуть его, потому что он не был членом их группы. Это является ошибкой сектантства.

9:50 кто не против вас, тот за вас. Сопоставьте с 11:23. Нет середины и нет нейтралитета. Здесь Христос дал мерило для внешнего поведения (что применять для оценки других), а в 11:23 Он дал мерило для внутренней жизни (что надо применять для себя).

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим Здесь начинается основной раздел Евангелия от Луки. Отсюда, с этого момента и до событий после 19:27, лицо Христа было обращено к Иерусалиму (см. пояснение к ст. 53), и повествование Луки является описанием этого долгого путешествия ко кресту. Здесь начинается драматичный поворот в служении Христа. После этого Галилея перестает быть основным местом Его действий. Хотя в 17:11−37 и описано повторное посещение Галилеи, но все между этим моментом и недолгим пребыванием в Галилее Лука осмысливает как часть пути в Иерусалим. Из сравнения Евангелий нам известно, что в течение этого периода служения Христос совершал короткие визиты в Иерусалим для посещения праздников (см. пояснения к 13:22; 17:11). Тем не менее те недолгие посещения были всего лишь промежуточными эпизодами в периоде, который достигнет кульминации в заключительном путешествии в Иерусалим с целью умереть там. Таким образом, Евангелие от Луки показывает решимость Христа завершить Свою миссию дорогой на крест, подчеркивает этот поворот в служении Христа более драматично, чем любое другое Евангелие. См. пояснение к 12:50.

9:52 Самарянское Эти люди были потомками смешанных браков иудеев со времен пленения. Они соперничали с иудейским народом, придумали свое собственное поклонение, которое было смесью иудаизма с язычеством, и имели свой храм на горе Гаризим. Иудеи считали их нечистыми и ненавидели до такой степени, что большинство путешествующих из Галилеи в Иудею избирали более длинный путь восточнее Иордана, чтобы избежать пути через Самарию. См. пояснение к Ин 4:4.

9:53 потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим Путешествие для поклонения в Иерусалим означало, что храм на горе Гаризим отвергается и самарянское поклонение презирается (см. пояснение к ст. 52). Это было предметом сильного раздора между иудеями и самарянами (ср. Ин 4:20−22).

9:54 Иаков и Иоанн Иисус этим братьям дал прозвище «Воанергес» (Сыны Громовы; см. Мк 3:17) — явно подходящее название. В течение такого короткого времени Иоанн во второй раз согрешил против милосердия (см. пояснение к ст. 49). Интересно отметить, что несколько лет спустя Апостол Иоанн снова путешествовал через Самарию с Петром, на этот раз проповедуя Евангелие в самарянских селах (Деян 8:25).

9:55 запретил им Ответ Христа служит образцом для подхода церкви к вопросу религиозного преследования всех видов. Поклонение самарян было языческим, по сути явно неверным (см. пояснение к Ин 4:22). Смешение поклонений было недопустимо. Однако Господь не хотел применять против них силу. Он даже не поучал их. Он пришел, чтобы спасти, а не чтобы погубить, поэтому Его ответом была милость, а не разрушительная ярость. Тем не менее, неодобрительные слова Христа здесь не должны приниматься как осуждение действий Илии в 3Цар 18:38−40 или 4Цар 1:10−12. Илии было поручено особое служение пророка во время теократии, и его задачей, предопределенной Богом, было противостояние порочному монарху (Ахаву), который пытался узурпировать Божью власть. Илии было поручено отмерять действие Божьего гнева. Илия действовал с властью, сопоставимой с властью современных гражданских властей (ср. Рим 13:4), — а не в силе и полномочии служителей Евангелия.

9:59−60 См. пояснение к Мф 8:21−22.

9:62 озирающийся назад Пахарь, оглядывающийся назад, делает борозду кривой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.