По Иоанну 15 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 «Я — живая виноградная лоза, а Мой Отец — виноградарь.
2 Пустую Мою ветвь Он отсекает, а плодоносящую очищает, чтобы давала больше плодов.
3 Вы чисты, очистились Моим словом, сказанным для вас.
4 Живите во Мне, как Я живу в вас. Как ветвь не может плодоносить сама по себе отдельно от лозы, так и вы не можете без Меня.
5 Я — лоза, вы — ветви. Кто живет во Мне и в ком живу Я, тот изобилует плодами. Отдельно от Меня не произведете ничего.
6 Кто не живет во Мне — отмирает, падает сухой ветвью. Вместе с другими ее подбирают, бросают в огонь, и она сгорает.
7 А если вы живете во Мне и Мои слова живут в вас — просите, и вам все будет.
8 Оставайтесь Моими учениками. Обилием плодов прославьте Моего Отца.
9 Как Мой Отец любит Меня, так Я люблю вас. Живите Моей любовью.
10 Держитесь Моих заповедей — и будете жить в Моей любви, подобно тому, как Я держусь заповедей Моего Отца и живу в Его любви.
11 Все это Я говорю вам для того, чтобы Моя радость передалась вам как живая радость жизни.
12 Вот Моя заповедь: любите друг друга, как Я любил вас.
13 Не бывает любви краше той, которая жизнь кладет за друзей.
14 Вы — Мои друзья, если делом отвечаете на Мою заповедь.
15 Я больше не называю вас рабами. Рабу не дано знать, чем живет хозяин. Я называю вас друзьями, потому что теперь вы узнали от Меня все, о чем говорил Мне Отец.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил на путь к обилию плодов — и не иссякнут. От Меня просите Отца — и Он даст вам просимое.
17 На то вам и Моя заповедь: любите друг друга.
18 Мир возненавидел Меня первого. Теперь он ненавидит вас. Это знайте.
19 Будь вы от мира, ему пришлось бы любить вас как своих. Но вы не от мира: Я отрешил вас от него. Поэтому мир вас ненавидит.
20 Моих слов, сказанных вам, не забывайте: раб не выше хозяина. Те, кто преследовал Меня, и вас преследовать будут. Те, кто послушен Моему Слову, будут послушны и вашему.
21 Все это станется с вами из-за Меня. Того, кто послал Меня, люди не знают.
22 Не приди Я и не открой им всего, не было бы на них греха. А теперь нет извинения их грехам.
23 Кто ненавидит Меня, ненавидит и Моего Отца.
24 Не будь Моих дел, которые не под силу никому другому, не было бы на людях греха. Но люди, как только увидели их, возненавидели Меня и Моего Отца.
25 Так сбывается слово, запечатленное в их Законе: “Возненавидели Меня без вины, без причины.”
26 От Отца Я пришлю вам Заступника. Он, Дух истины, придет от Отца и будет Моим свидетелем.
27 Будете свидетелями и вы, потому что были со Мной с самого начала».

Учебной Библии МакАртура

15:1−17 Посредством этого общепринятого образа лозы и ветвей Иисус изложил основу христианской жизни. Иисус применил образ из сельскохозяйственной жизни того времени, т.е. виноградных лоз и виноградных плодов (см. также Мф 20:1−16; Мф 21:23−41; Мк 12:1−9; Лк 13:6−9; Лк 20:9−16). В Ветхом Завете виноградная лоза обычно используется как символ Израиля (Пс 79:10−17; Ис 5:1−7; Ис 27:2−6; Иер 2:21; Иер 12:10; Иез 15:1−8; Иез 17:1−21; Иез 19:10−14; Ос 10:1−2). На этот раз Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», а Отца — «виноградарем» или присматривающим за виноградником. У виноградной лозы есть два вида ветвей:
1) ветви, приносящие плод (ст. 2, 8) и
2) ветви, не приносящие плода (ст. 2, 6). Ветви, приносящие плоды, — это истинные верующие.
И хотя в непосредственном контексте внимание сосредоточивается на 11 верных учениках, этот образ охватывает всех верующих во все века. Ветви, не приносящие плод — это люди, которые изображают, что они верят, но отсутствие у них плода показывает, что не произошло истинного спасения и что они не питаются от лозы. В прямом контексте имелся в виду главным образом Иуда, но образ распространяется на всех, кто заявляет о вере во Христа, но на самом деле не имеет спасения. Образ сжигания ветвей, не приносящих плода, изображает суд последнего времени и вечное отвержение (см. Иез 15:6−8).

15:1 Я есмь истинная виноградная Лоза В Евангелии от Иоанна это — последнее из семи заявлений Иисуса о Своей Божьей сущности в форме утверждения «Я есмь» (см. 6:35; 8:12; 10:7, 9; 10:11, 14; 11:25; 14:6).

15:2 Он отсекает Образ виноградаря, т.е. Отца, избавляющегося от мертвой древесины для того, чтобы можно было отчетливо распознать живые и приносящие плод ветви. Это — образ отступников, которые никогда по-настоящему не верили и которые будут отсечены на суде (ст. 6; Мф 7:16; Еф 2:10); в них никогда не пульсировала преобразующая жизнь Христова (8:31−32; ср. Мф 13:18−23; Мф 24:12; Евр 3:14−19; Евр 6:4−8; Евр 10:27−31; 1Ин 2:19; 2Ин 1:9).
очищает Бог удаляет из жизни верующего все, что будет мешать принесению плода, т.е. Он очищает (дисциплинирует, наказывает), чтобы обрезать грех и препятствия, которые будут сушить духовную жизнь; точно как фермер удаляет с ветвей все, что будет мешать им приносить максимальный плод (Евр 12:3−11).

15:4−6 Пребудьте во Мне Слово «пребудьте» означает оставаться или жить вблизи. «Пребывание» является доказательством того, что совершилось спасение (1Ин 2:19), а не наоборот. Плодом или доказательством спасения является длительное пребывание в Иисусе и в Его учении (8:31; 1Ин 2:24; Кол 1:23). Только усыновленный верующий является пребывающим. Фактически пребывание и верование выступают как один и тот же результат истинного спасения (Евр 3:6−19). Для обсуждения стойкости святых см. пояснение к Мф 24:13.

15:6 Здесь образно показано уничтожение (ср. Мф 3:10−12; Мф 5:22; Мф 13:40−42, 50; Мф 25:41; Мк 9:43−49; Лк 3:17; 2Фес 1:7−9; Откр 20:10−15). Оно изображает суд, ожидающий всех людей, которые никогда не были спасены.

15:7−10 Истинные верующие исполняют заповеди Господа, подчиняясь Его слову (14:21, 23). Поскольку они вручили себя Божьему Слову, они преданы Его воле, поэтому их молитвы приносят плод (14:13−14). Это являет Божью славу, так как Он отвечает на просьбы Своих детей.

15:9−10 пребудьте в любви Моей Ср. Иуд 1:21. Это не эмоциональное или мистическое состояние, а определенное в ст. 10 послушание. Иисус подал пример Своим совершенным послушанием Отцу, мы должны использовать его как образец для нашего послушания Иисусу.

15:11 радость ваша будет совершенна Как утверждал Иисус, основанием для Его радости является Его послушание Отцу. И верующие, которые соблюдают Его заповеди, испытают такую же радость (17:13; ср. 16:24).

15:12 Ср. 13:34−35. См. пояснения к 1Ин 2:7−11.

15:13 Здесь говорится о высшем доказательстве и выражении любви Иисуса (ст. 12) — о Его жертвенной смерти на кресте. Христиане призваны служить примером такого же жертвенного даяния друг другу, даже если такая жертва предполагает, что, в подражание примеру Христа, кто-либо положит свою жизнь (ср. 1Ин 3:16).

15:14−15 друзья Как Авраам был назван «другом Божиим» (2Пар 20:7; Иак 2:23), потому что имел удивительный доступ к ведению Бога через Божье откровение, которому он верил, так и тем, кто следует за Христом, дается привилегия удивительного откровения через Мессию и Сына Божьего, и верующие стали «друзьями» Бога. Именно за Своих «друзей» Господь положил Свою жизнь (ст. 13; 10:11, 15, 17).

15:16 Я вас избрал Ср. ст. 19. На случай какой бы то ни было претензии среди учеников на духовную гордость из-за имевшихся у них привилегий Иисус указывает, что такая привилегия основывается не на их заслуге, а на Его суверенном выборе их. Бог избрал Израиль (Ис 45:4; Ам 3:2), но не за какую-то заслугу (Втор 7:7; Втор 9:4−6). Бог избрал ангелов, чтобы они всегда были святыми (1Тим 5:21). Он избрал верующих ко спасению вне всякой заслуги (Мф 24:24, 31; см. пояснения к Рим 8:29−33; Еф 1:3−6; Кол 3:12; Тит 1:1; 1Пет 1:2).
приносили плод Единственная цель Божьего суверенного избрания — это чтобы ученики, получившие благословение в таком откровении и понимании, приносили духовный плод. Новый Завет описывает плод как благочестивое состояние (Гал 5:22−23), праведное поведение (Флп 1:11), хвалу (Евр 13:15) и особенно обращение других к вере в Иисуса как Мессию и Сына Божьего (Рим 1:13−16).

15:18−19 Поскольку сатана господствует над порочной мировой системой в ее противостоянии Богу (14:30), то в результате мир ненавидит не только Иисуса, но и тех, кто следует за Ним (2Тим 3:12). Ненависть к Иисусу означает и ненависть к пославшему Его Отцу (ст. 23).

15:20 раб… господина Эта аксиома, высказанная также в 13:16, отражает очевидную истину, которая заставила Иисуса сообщить ее Своим ученикам. Они должны ожидать, что с ними будут обращаться так, как обращались с Ним, потому что ненавидевшие Его не знали Бога (ст. 21) и будут также ненавидеть их; и, наоборот, слушавшие Его с верой будут также слушать и их.

15:22−24 не имели бы греха Иисус не имел в виду, что если бы Он не пришел, то они были бы безгрешными. Он говорил о том, что Его приход ставил перед выбором и приводил непослушных к тяжелейшему и самому смертному греху — греху отвержения и восстания против Бога и Его истины. Это был решающий грех отвержения, обдуманный и пагубный выбор тьмы вместо света и смерти вместо жизни, о чем Он и говорил. Иисус сотворил столько чудес и говорил множество слов для доказательства того, что Он — Мессия и Сын Божий, а они были воинственны в своей любви ко греху и в отвержении Спасителя. См. Евр 4:2−5; Евр 6:4−6; Евр 10:29−31.

15:25 Иисус цитирует Пс 34:19; Пс 68:5. Здесь логика состоит в том, что, если Давида, всего лишь человека, в такой ужасной степени могли ненавидеть враги Бога, насколько больше нечестивые будут ненавидеть совершенного, божественного Сына Давида, обещанного Царя, Который противостанет греху и будет вечно владычествовать над Своим Царством правды (см. 2Цар 7:16).

15:26−27 Когда же придет Утешитель И снова Иисус обещал послать Духа Святого (7:39; 14:16, 17, 26; 16:7, 13, 14). На этот раз Он подчеркнул помощь Духа для свидетельства — возвещения Евангелия. См. пояснение к 16:7.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.