По Иоанну 16 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 «Все это Я говорю вам, чтобы вас нельзя было сломить.
2 Сначала отлучат вас от синагоги, а потом придет время, когда убивать вас будет считаться делом, угодным Богу.
3 И по-другому не будет, потому что не знают ни Отца, ни Меня.
4 Все это Я говорю вам наперед. Вспомните Мои слова, когда сбудется предсказание. Я не говорил вам этого раньше, потому что был с вами.
5 Но теперь Я ухожу к Тому, кто Меня послал. И хоть бы кто-нибудь из вас спросил Меня: “Куда идешь?”!
6 Видно, тяжело у вас на сердце от Моих слов.
7 Поверьте Мне, лучше для вас, чтобы Я ушел. Не уйду — не придет к вам Заступник. А уйду — пошлю Его к вам.
8 Он придет и откроет миру глаза на грех, на правду и на суд.
9 На грех — грех неверия, потому что не верят в Меня.
10 На правду — правду Отца. Я ухожу к Отцу, и больше не увидите Меня.
11 На суд — суд над деспотом мира сего.
12 Еще много чего хотелось бы Мне сказать вам. Но всего знания вам сразу не осилить.
13 Придет Дух Истины. Он и наставит вас на постижение всей истины. Он будет говорить не от Себя, а лишь передаст, что Ему сказано. От Него вы узнаете, что будет дальше.
14 Он прославит Меня. Он будет говорить Моими словами.
15 Все, что Я говорю — это слова Отца, а Он будет говорить Моими словами.
16 Пройдет немного времени, и вы больше не увидите Меня. Но вскоре после этого снова увидите Меня».
17 У учеников не шла из головы мысль: «О чем это Иисус говорит: “Пройдет немного времени и вы больше не увидите Меня. Но вскоре после этого снова увидите Меня” и еще: “Я ухожу к Отцу”?
18 И такой вопрос: к чему Он сказал: “Вскоре после этого”? — Как знать, о чем Он говорит?».
19 Иисусу было понятно их желание расспросить Его. Он сказал: «Не о тех ли Моих словах вы спрашиваете друг у друга, что, мол, пройдет немного времени, и вы больше не увидите Меня, но вскоре после этого снова увидите Меня?
20 Поверьте истинному слову: весь мир будет радоваться, а вам будут печали и горькие слезы. Велико будет ваше горе, но обернется оно радостью.
21 Приходит время родов, и женщина в трудах претерпевает боль. Но является на свет младенец, и мать забывает о своих муках. Велика радость прихода человека в мир!
22 Подобно этому и у вас сейчас время боли. Но Я увижу вас опять к радости вашего сердца, и уже никто не отнимет у вас эту радость.
23 Меня вы уже ни о чем не будете просить в тот День. Поверьте истинному слову: о чем от Моего имени ни попросите Отца, Он все вам даст.
24 До сих пор вы еще ничего от Моего имени не просили. Просите — и обретете, и радости вашей не будет конца.
25 До сих пор Я говорил вам об этом иносказательно. Недалек тот день, когда Я без иносказаний, прямо заговорю с вами об Отце.
26 Просить у Него в тот День будете от Меня вы сами. Говорю вам: за вас Мне просить Отца не придется.
27 Отец и без того любит вас, потому что вы любите Меня и верите, что Мой путь простирается от Бога.
28 Я начал Свой путь от Отца. Я от Него пришел в этот мир. Теперь Я покидаю мир, ухожу к Отцу».
29 Ученики говорят Ему: «Ты сейчас как раз так и заговорил: прямо, без иносказаний.
30 Теперь мы видим, что Ты все-все знаешь. В этом не может быть никаких сомнений. Мы верим, что Ты пришел от Бога».
31 Иисус сказал: «Значит, теперь вы, верите?
32 Придет час. Он уже пришел! Вы все разбежитесь кто куда, бросите Меня. Но Я не останусь один: со Мной Отец.
33 Все это Я говорю вам вот для чего: во Мне найдете успокоение. В мире вас ожидают беды, но не отчаивайтесь: Я сильней этого мира».

Учебной Библии МакАртура

16:1−15 Иисус продолжил мысли, изложенные в 15:18−25, о ненависти мира к Его ученикам и сопротивлению мира свидетельству Святого Духа о Нем как о Мессии и Сыне Божьем. В этом разделе Иисус более подробно указал, как Дух противостоит миру, т.е. Он не только свидетельствует об Иисусе, но и признает людей виновными в грехе. Через осуждение греха и свидетельство Евангелия Дух обращает враждебные сердца людей от сопротивления истинам Бога к вере в Иисуса как Спасителя и Господа. Этот раздел имеет четыре части:
1) мир будет убивать учеников (ст. 1−4);
2) Господь будет утешать учеников (ст. 5−7) и
3) Дух Святой будет осуждать людей (ст. 8−12); 4) Дух Святой будет наставлять верующего на всякую истину (ст. 13−15).

16:1 Сие Это то, что Иисус только что сказал в 15:18−25.
соблазнились Сопутствующее значение этого слова имеет смысл «попали в ловушку, в западню». Ненависть мира такова, что он будет стремиться обмануть, уловить и погубить учеников в попытке воспрепятствовать их свидетельству об Иисусе как о Мессии и Сыне Божием. Иисус не хотел, чтобы они были застигнуты врасплох (ст. 4).

16:2 он тем служит Богу Павел до того, как был спасен, воплотил это отношение, так как он гнал церковь, думая, что тем служит Богу (Деян 22:4, 5; Деян 26:9−11; Гал 1:13−17; Флп 3:6; 1Тим 1:12−17). После своего обращения Павел вследствие ненависти мира из преследователя стал преследуемым (2Кор 11:22−27; ср. Стефана в Деян 7:54 — 8:3).

16:4 был с вами Ему не нужно было предупреждать их, потому что Он был с ними, чтобы защищать их.

16:5 никто из вас не спрашивает Раньше они спрашивали (13:36; 14:5), но потом они так отяготились своей собственной печалью и смущением, что потеряли интерес к тому, куда Иисус идет. По-видимому, их снедала мысль, что же будет с ними (ст. 6).

16:7 Утешитель не приидет Опять, чтобы утешить учеников, дается обещание послать Святого Духа. См. пояснение к 15:26−27. Первое обетование делало особое ударение на Его животворящей силе (7:37−39). Второе показывало Его постоянное присутствие (14, 16, 17). Следующее отмечало Его служение наставлением (14:26). Его служение принятия силы для свидетельства отмечается в 15:26.

16:8 Он, придя Пришествие Духа Святого было примерно через 40 или более дней после этого момента (см. Деян 2:1−13).
обличит Это слово имеет два значения: 1) судебный акт осуждения с целью вынесения приговора (судебный термин — признание виновности в грехе) или 2) акт осуждения. Здесь лучше подходит второе понятие, потому что цель Святого Духа — не осудить, а привести к осознанию необходимости в Спасителе. Сын совершает суд вместе с Отцом (5:22, 27, 30). В ст. 14 сказано, что Он явит славу Христа Его народу. Он также вдохновит написание Нового Завета, руководя апостолами, чтобы осуществить это (ст. 13), и Он откроет «будущее» через пророчества Нового Завета (ст. 13).

16:9 грехе Единственное число означает, что имеется в виду конкретный грех, т.е. грех неверия в Иисуса как Мессию и Сына Божьего. В конечном счете, это — единственный грех, который осуждает людей на муки ада (см. пояснение к 8:24). Несмотря на то, что все люди развращены, прокляты из-за нарушения Божьего закона и греховны по природе, в конечном счете на муки ада их осуждает именно их нежелание поверить в Господа Иисуса Христа как Спасителя (ср. 8:24).

16:10 правде Здесь целью Духа Святого является разрушить притязания на самоправедность, открыть тьму сердца (3:19−21; 7:7; 15:22, 24). Пока Иисус был на земле, Он осуществлял эту задачу, особенно по отношению к поверхностности и пустоте иудаизма, который выродился в законнические формы без животворной силы истинности (например, 2:13−22; 5:10−16; 7:24; Ис 64:5−6). После ухода Иисуса к Отцу Его обличающую роль продолжает выполнять Святой Дух.

16:11 суде Здесь суд — это осуждение мира, находящегося под властью сатаны. Как свидетельствует их мнение о Христе, суд людей не основан на фактах, ошибочен и греховен. Мир не может творить праведный суд (7:24), а Дух Христов может (8:16). Все суждения сатаны являются ложью (8:44−47), поэтому Дух обличает людей в их ложном, ошибочном мнении о Христе. Сатана, правитель этого мира (14:30; Еф 2:1−3), который, будучи богом этого мира, извратил суд и отвратил людей от веры в Иисуса как в Мессию и Сына Божьего (2Кор 4:4), был поражен на кресте. Хотя смерть Христа выглядела как величайшая победа сатаны, на самом деле сатана был поражен (ср. Кол 2:15; Евр 2:14−15; Откр 20:10). Дух будет вести грешников к истинному суду.

16:13 всякую истину Этот стих, подобно 14:26, указывает на сверхъестественное откровение всякой истины, через которую Бог, в частности, явил Себя во Христе (ст. 14−15). Она является предметом вдохновенных писаний Нового Завета. См. пояснение к ст. 7.

16:14 Он прославит Меня Это то же самое, что в ст. 13, в котором вся новозаветная истина, открытая Богом, сосредоточивается на Христе (Евр 1:1, 2). Как утверждает Новый Завет, Христос был темой Ветхого Завета (1:45; 5:37; Лк 24:27, 44; Деян 10:43; Деян 18:28; Рим 1:1−2; 1Кор 15:3; 1Пет 1:10−11; Откр 19:10).

16:16−19 Иисус говорил о Своем Вознесении («вы не увидите Меня») и о сошествии Духа Святого («увидите Меня»), настойчиво утверждая, что Дух и Он — одно (Рим 8:9; Флп 1:19; 1Пет 1:11; Откр 19:10). Христос пребывает в верующих Духом Святым, и в этом смысле они видят Его. См. пояснения к 14:16−18.

16:20 печаль… в радость будет То самое событие, которое вызвало радость у злобного мира и печаль у учеников Иисуса, станет событием, которое приведет к скорби мира и радости верующего. Вскоре ученики поймут удивительную сущность Божьего дара спасения и дара Духа Святого посредством того, что Он совершил, а также познают благословение отвеченной молитвы (ст. 24). В Деяниях описано сошествие Духа Святого, сила и радость (Деян 2:4−47; 13:52) ранней церкви.

16:22 Я увижу вас После Воскресения Иисус действительно увидел Своих учеников (20:19−29; 21:1−23; ср. 1Кор 15:1−8). Кроме этого недолгого времени личного общения (Деян 1:1−3), Он будет с ними постоянно в Духе Своем (см. пояснения к ст. 16−19; 14:16−19).

16:23 в тот день Здесь говорится о Пятидесятнице, когда пришел Дух Святой (Деян 2:1−13) и печаль обернулась радостью. Также здесь говорится и о «последних днях», которые начались после Воскресения Иисуса и сошествия Духа (Деян 2:17; 2Тим 3:1; Евр 1:2; Иак 5:3; 2Пет 3:3; 1Ин 2:18). вы не спросите Меня ни о чем После того как Иисус ушел и послал Духа, верующие больше не будут спрашивать Его, потому что Его нет рядом. Вместо этого они будут просить Отца во имя Его (см. пояснения к ст. 26−28; 14:13−14).

16:24 радость… была совершенна В этом случае радость верующего будет связана с отвеченной молитвой и с полнотой небесного благословения для всего, согласующегося с волей Божией. См. пояснение к 15:11.

16:25 притчами Слово означает «скрытое, подчеркнутое утверждение», полное значения и смысла. То, что ученикам казалось трудным для понимания во время жизни Иисуса, станет понятным после Его смерти, Воскресения и сошествия Святого Духа (см. ст. 13−14; 14:26; 15:26−27). Фактически, они будут понимать служение Христа лучше, чем они понимали это, пока были с Ним, потому что Дух Святой вдохновил их написать Евангелия и послания и трудился в них и через них.

16:26−28 не говорю Иисус пояснял, что он имел в виду под молитвой во имя Его. Он не хотел сказать, чтобы они просили Его упрашивать Отца, как будто Отец равнодушен к верующим, но не равнодушен к Своему Сыну. Наоборот, Отец любит принадлежащих Христу. В сущности Отец послал Сына, чтобы Он искупил их и затем вернулся. Просить во имя Христа означает просить на основании Его заслуг, Его праведности, просить все, что будет славить Его, для того, чтобы строить Его Царство.

16:33 вы имели во Мне мир См. пояснение к 14:27. скорбь Это слово часто говорит о скорбях последнего времени (Мк 13:9; Рим 2:9) и преследовании верующих из-за их свидетельства о Христе (ср. 15:18 — 16:4; Деян 11:19; Еф 3:13).
победил Победа Христа над миром (12:31; 1Кор 15:57) является существенным основанием для стойкости в гонениях. Своей смертью Иисус сделал вражду мира бесполезной. И хотя мир продолжает нападать на народ Божий, такие нападки терпят крах, не причиняя вреда, потому что победа Христа уже нанесла сокрушительное поражение всей порочной мятежной системе. См. пояснения к Рим 8:35−39.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.