По Иоанну 8 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 А Иисус пошел на Масличную гору.
2 Рано утром Он снова был в Храме. Все собрались вокруг Иисуса. Он сидел и учил народ.
3 Книжники и фарисеи привели женщину, уличенную в распутстве, вытолкнули ее вперед
4 И говорят Иисусу: «Учитель! Эту замужнюю поймали с другим.
5 Закон Моисея велит нам побивать таких камнями. Что скажешь Ты?».
6 Они спрашивали, надеясь найти в Его словах улику. Низко склонясь, Иисус писал пальцем на земле.
7 Они все спрашивали. Тогда Он поднял голову и сказал: «Кто без греха, первый брось в нее камень» —
8 И, склонившись, вернулся к написанному на земле.
9 Люди подумали-подумали и один за другим, во главе со старшими, разошлись. Остался один Иисус и перед Ним эта женщина.
10 Подняв голову, Иисус говорит ей: «Женщина! Куда все подевались? Так никто и не осудил тебя?».
11 Она отвечала: «Никто, сударь». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши».]
12 Все больше говорил о Себе народу Иисус: «Я — свет миру. Кто идет за Мной — не блуждает во тьме: ему светит свет жизни».
13 Фарисеи говорят Ему: «Ты свидетельствуешь Сам о Себе. Одни Твои слова не могут быть правдой».
14 Иисус ответил: «Даже если Я говорю Сам о Себе, в Моих словах — правда. Я знаю, откуда Я пришел и куда ухожу. А вы не знаете, откуда Я и куда ухожу.
15 Ваш суд — суждение человека. Я не сужу никого.
16 А если сужу, Мой суд — правда. Я не один, а с Отцом — это Он прислал Меня.
17 В вашем Законе написано, что свидетельство двух — правда.
18 О Себе свидетельствую Я Сам, а другой Мой свидетель — Отец, который Меня прислал».
19 Тогда они говорят Иисусу: «Где Твой Отец?». Иисус отвечал: «Вы не знаете ни Меня, ни Моего Отца. Если бы вы знали Меня, знали бы и Моего Отца».
20 Все это Иисус говорил, когда учил народ в Храме напротив сокровищницы. И никто Его не схватил: не пришел еще Его час.
21 И опять Он говорил: «Я ухожу. Будете искать Меня — и умрете в грехе. Куда Я ухожу, туда вам не прийти».
22 В толпе спрашивали: «Он что, убьет Себя, что ли, раз так говорит: “Куда Я ухожу, туда вам не прийти”?».
23 Иисус продолжал: «Вы — от всего низшего, Я — от всего высшего. Вы — от мира сего, Я — не от мира сего.
24 Я сказал: умрете в грехах. Если не поверите, что это — Я Есмь, умрете в грехах».
25 Они спрашивают Его: «Кто Ты?». Иисус отвечал: «Я уже с каких пор не о том ли вам говорю?
26 Многое и о вас должен Я сказать, многое осудить. Тот, кто послал Меня — сама Истина. Что Он сказал Мне, то Я скажу миру».
27 Они не поняли, что Он говорит об Отце.
28 Тогда Иисус сказал: «Когда Сына человеческого поднимете над толпой — поймете, что это — Я Есмь. Я ничего не делаю от Самого Себя, а только передаю вам слова Отца.
29 Тот, кто послал Меня — со Мной. Он не оставил Меня одного. Мое дело — Его дело».
30 После этих слов многие поверили в Него.
31 Обращаясь к ним, Иисус сказал: «Живите Моим Словом, будьте Моими верными учениками —
32 И придете к Истине. Истина даст вам свободу».
33 Они говорят Иисусу: «Мы, Авраамовы потомки, никогда ничьими рабами не были. Как же Ты говоришь: дастся нам свобода?».
34 Иисус ответил: «Поверьте истинному слову: кто делает грех — раб греха.
35 Раб причислен к дому на время, а сын всегда остается сыном.
36 Если свободу дает вам Сын, то это — настоящая свобода.
37 Я знаю, что вы — Авраамовы потомки. И на тебе, собираетесь убить Меня. Вы глухи к Моему Слову.
38 Я говорю то, чему научил Меня Мой Отец. А вы делаете то, что советует вам ваш».
39 На все это они отвечали: «Наш отец — Авраам!». Но Иисус сказал: «Будь вы чада Авраама, делали бы, как он.
40 А вы хотите убить Меня — Того, кто поведал вам правду, а эта правда — от Бога. Авраам не был таким.
41 Вы все просто повторяете дела своего отца». Они говорят: «А вот безродных детей среди нас нет. У нас один отец — Бог».
42 Иисус ответил: «Будь вашим отцом Бог, вы любили бы Меня. Я от Бога вышел в путь и пришел. Я пришел не Сам от Себя: это Он послал Меня.
43 Знаете, почему вам никак не понять, о чем Я говорю? Вы глухи к Моему Слову.
44 Ваш отец — Дьявол, и делаете вы то, что по нраву вашему отцу. С самого начала он был убийцей и уклонялся от правды. Правды в нем нет. Он лжет — и в этом вся его суть. Он — обманщик и источник обмана.
45 А Я говорю правду. Поэтому вы Мне не верите.
46 Кто из вас уличит Меня в грехе против правды? А если Я говорю правду, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слышит Божьи слова, но вы их не слышите. Вы — не от Бога».
48 Ему стали возражать: «Не зря тут у нас думают, что Ты самаритянин и в Тебе сидит бес».
49 Иисус ответил: «Никакого беса во Мне нет. Я чту Моего Отца, а вы обливаете Меня грязью.
50 Я не Сам Себе создаю славу. Есть Тот, кто создает. Он же и праведно судит.
51 Поверьте истинному слову: кто живет Моим Словом, никогда не увидит смерти».
52 Ему говорят: «Вот Ты и доказал нам, что в Тебе бес! Умер Авраам, умерли и пророки, а Ты говоришь: “Кто живет Моим Словом, никогда не умрет.”
53 Кто Ты перед нашим отцом Авраамом?! А не он ли и умер? Да и пророки умерли. Кем же Ты Себя возомнил?».
54 Иисус отвечал: «Это не Я Себя прославляю. Слава от себя — ничто. Меня прославляет Мой Отец, о котором вы говорите: Он — наш Бог.
55 Вы не знаете Его. А Я Его знаю. Я был бы таким же лжецом, как вы, если бы сказал, что не знаю. Нет, Я Его знаю. Он говорит Мне — и Я делаю.
56 Ваш праотец Авраам пребывал в счастливой надежде увидеть Мой день, а увидел — обрадовался».
57 Ему говорят: «Тебе и пятидесяти нет, и Ты видел Авраама?».
58 Иисус ответил: «Поверьте истинному слову: прежде Авраама — Я Есмь».
59 Они стали хватать камни, хотели убить Его. Никто не заметил, как Он вышел из Храма.

Учебной Библии МакАртура

8:6 искушая Его… к обвинению Его Если бы Иисус отверг закон Моисея (Лев 20:10; Втор 22:22), пропало бы доверие к Нему. Если бы Иисус последовал закону Моисея, то подверглась бы сомнению Его репутация сострадания и прощения.

8:7 кто из вас без греха Эти слова прямо относятся к Втор 13:9; Втор 17:7, где говорится, что казнь должны начать свидетели преступления. В ней могли участвовать только те, кто не был виновен в том же грехе.

8:8 Ср. ст. 6. По-видимому, это был способ продлить время, чтобы дать им подумать.

8:11 впредь не греши Фактически, «оставь свою греховную жизнь» (ср. 3:17; 12:47; Мф 9:1−8; Мк 2:13−17).

8:12−21 Исключая историю в 7:53 — 8:11 о женщине, взятой в прелюбодеянии, этот стих хорошо подходит к 7:52. Слово «опять» свидетельствует о том, что Иисус еще раз говорил народу на том же празднике кущей (см. 7:2, 10). Первый раз Иисус использовал обряд излияния воды (7:37−39) как метафору, чтобы отразить окончательную духовную истину о Себе как о Мессии (Христе), Который осуществляет все то, что предвосхищал этот праздник. Затем Он обратился к другому обряду, который по традиции совершался в праздник: к церемонии зажигания светильников. Во время праздника поставления кущей в женском дворе храма зажигались четыре больших светильника и при их свете совершалось бурное ночное празднование, когда люди всю ночь пляшут и держат в руках горящие факелы, воспевая песни хвалы. Также и левиты играли на инструментах. Иисус воспользовался традицией зажигания огней на этом празднике, чтобы наглядно изобразить людям духовную аналогию: «Я свет миру».

8:12 Я свет миру Это второе утверждение «Я есмь» (см. 6:35). Иоанн уже употребил для Иисуса метафору «света» (1:4). Здесь образ Иисуса пропитывается ветхозаветными ссылками (Исх 13:21−22; Исх 14:19−25; Пс 26:1; Пс 118:105; Притч 6:23; Иез 1:4, 13, 26−28; Ав 3:3−4). Эта фраза выдвигает на первый план роль Иисуса как Мессии и Сына Божьего (Пс 26:1; Мал 4:2). Ветхий Завет указывает, что грядущий век Мессии будет временем, когда Господь станет светом для Своего народа (Ис 60:19−22; ср. Откр 21:23−24), а также для всей земли (Ис 42:6; Ис 49:6). Пророк Захария в 14:5б-8 ставит особое ударение на Боге как свете миру, Который дает Своему народу живые воды. Это место Писания, возможно, составило литургические чтения для праздника кущей. Для дальнейших пояснений значения Иисуса как «света» см. пояснения к 1:4, 5; 1Ин 1:5.
кто последует за Мною Слово «последует» передает идею полной отдачи себя той личности, за которой следуешь. Для Иисуса не существует нерешительных последователей (ср. Мф 8:18−22; Мф 10:38−39). Здесь есть скрытая ссылка на иудеев, следовавших за столпом облачным и огненным, который вел их во времена исхода (Исх 13:21).

8:13 Ты Сам о Себе свидетельствуешь Иудеи издевательски привели собственные слова Иисуса из 5:31. Однако и здесь, и там слова Иисуса согласуются с тем, что для установления истины какого-то дела Ветхий Закон требовал наличие не одного, а многочисленных свидетелей (Втор 17:6). В Своем свидетельстве, указывавшем на Него как на Мессию, Иисус не был одинок, потому что об этой истине засвидетельствовали уже многие (см. пояснение к 1:7).

8:14−18 В этих стихах дается три аргумента истинности свидетельства Иисуса:
1) Иисус знает Свое происхождение и предназначение, тогда как иудеи не знали даже основных духовных истин, делая свой суд ограниченным и поверхностным (ст. 14−15);
2) сокровенное единение Сына с Отцом служит гарантией истинности свидетельства Сына (ст. 16) и
3) Отец и Сын единодушно свидетельствуют о Личности Сына (ст. 17−18).

8:17 в законе вашем написано См. Втор 17:6; Втор 19:5 и пояснения к 1:7.

8:19 где Твой Отец? Как и было свойственно иудеям (например, 3:4; 4:11; 6:52), они снова мыслили лишь человеческими понятиями, спрашивая об Отце Иисуса.

8:21−30 Иисус называет последствия отвержения Его как Мессии и Сына Божьего духовной смертью (ст. 24; ср. Евр 10:26−31). В этих стихах показано четыре причины, по которым люди умрут в своих грехах и, как следствие, переживут духовную смерть:
1) самоправедность (ст. 20−22);
2) привязанность к земному (ст. 23−24);
3) неверие (ст. 24) и
4) преднамеренное упрямство и невежество (ст. 25−29).
Иудеи, отвергнувшие Христа, проявили все эти четыре характерные черты.

8:21 Иисус повторил Свои слова, сказанные в 7:33−34, но с более угрожающим подтекстом о последствии Его отвержения.
Я отхожу Т.е. посредством Своей предстоящей смерти, Воскресения и Вознесения к Отцу.

8:22 неужели Он убьет Сам Себя Иудеи говорили это либо в замешательстве (см. пояснения к 7:34−35), либо, вероятнее всего, насмехаясь над Христом. Иудейское предание осуждало самоубийство как особенно ужасный грех, который приводил к постоянному изгнанию в наихудшую часть преисподней (Иосиф Флавий, Иудейская война, iii. vii.5 [iii. 375]). Бог отдал Иисуса на смерть (Деян 2:23), и, будучи Богом, Иисус отказался от Своей собственной жизни (10:18).

8:23 вы от нижних Здесь показывается контраст Царства Божьего и царства падшего, греховного мира (т.е. «от нижних»). В этом контексте «мир» является невидимой духовной системой зла, которой управляет сатана, и все то, что она предлагает во вражде к Богу, к Его слову и к Его народу (см. пояснения к 1:9; 1Ин 5:19). Иисус провозгласил, что настоящее родство Его оппонентов было с сатаной и его царством. Они были духовно ослеплены этим господством (см. 2Кор 4:4; Еф 2:1−3).

8:24 если не уверуете Иисус подчеркнул, что смертельным, непростительным и вечным грехом является отсутствие веры в Него как Мессию и Сына Божьего. Поистине, если человек покаялся в этом грехе, то все другие грехи могут быть ему прощены. См. пояснения к 16:8−9. это Я Иисус строил предложение не обычным образом, а под влиянием ветхозаветного еврейского употребления. Это чистое словоупотребление, означающее «Я есмь» и имеющее огромное теологическое значение. Ссылка может быть как на Исх 3:14, где Господь объявил Свое имя как «Я есмь», так и на Ис 40−55, где фраза «Я есмь» появляется неоднократно (особенно в 43:10, 13, 25; 46:4; 48:12). В данном случае Иисус говорил о Себе как о Боге Ветхого Завета и, вызывая вопрос иудеев в ст. 25, прямо заявил о Своей полноте как Бога. См. пояснение к ст. 58.

8:25 кто же Ты? Иудеи были упрямы в своем неведении, потому что главы 1−8 показывают, что Личность Иисуса удостоверяли многочисленные свидетели, и Сам Иисус в словах и делах во время Своего служения на земле постоянно доказывал, что Он — Мессия и Сын Божий.
от начала Имеется в виду: с начала служения Иисуса среди иудеев.

8:28 когда вознесете Сына Человеческого О предстоящем распятии Иисуса. узнаете, что это Я Отказавшись принять Его верой и пригвоздив Его ко кресту, однажды они проснутся в ужасающем осознании того, что Тот, Кого они презирали, был Тем, Кому они должны были поклоняться (ср. Флп 2:9−11; Откр 1:7). После смерти и Воскресения Христа многие иудеи уверовали в Него, понимая, что Тот, Кого они отвергли, поистине был Мессией (Деян 2:36−37, 41).

8:31−36 Эти стихи являются основополагающим местом для понимания подлинного спасения и истинного ученичества. Иоанн подчеркнул эти реалии, делая особое ударение на словах «истина» и «свобода». В этом месте внимание сосредоточено на людях, которые проявляли начатки веры в Иисуса как Мессию и Сына Божьего. Иисус призывал, чтобы они шли дальше в их вере. Спасающая вера не переменчива, а тверда и постоянна. Такая зрелость выражается в полной приверженности истине в Иисусе Христе, приводящей к подлинной свободе. Этот фрагмент говорит о трех особенностях:
1) о развитии свободы (ст. 31−32);
2) о потребности в свободе и ложной свободе (ст. 33−34);
3) об обещании свободы (ст. 35−36).

8:31 уверовавшим в Него Вера в Иисуса Христа как Мессию и Сына Божьего является первым шагом в движении к истинному ученичеству.
если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики Здесь показан второй шаг в движении к истинному ученичеству. Плодом или доказательством настоящей веры (см. Еф 2:10) является постоянное послушание Писанию (ср. Мф 28:19−20). Слово «пребудете» означает привычно пребывать в словах Иисуса. Истинный верующий прочно держится учения Иисуса, повинуется и применяет его. Тот, кто пребывает в учении, имеет и Отца и Сына (2Ин 1:9; ср. Евр 3:14; Откр 2:26). Настоящие ученики являются как учениками (в основном смысле слова), так и верными последователями.

8:32 истину Здесь слово «истина» относится не только к фактам, характеризующим Иисуса как Мессию и Сына Божьего, но и к учению, которое Он принес. Истинно спасенный и послушный последователь Господа Иисуса будет иметь Божью истину, свободу от греха (ст. 34) и проникновение в подлинную сущность. Эта Божья истина приходит не просто через интеллектуальное согласие (1Кор 2:14), но посредством спасающей передачи Христу (ср. Тит 1:1−2).

8:33 не были рабами никому никогда Так как иудеи часто находились в политическом порабощении у многих народов (Египта, Ассирии, Вавилона, Греции, Сирии и Рима), они, должно быть, говорили о духовном значении их свободы.

8:34 истинно, истинно См. пояснение к 1:51.
всякий, делающий грех Иисус имел в виду не физическое рабство, а духовное порабощение грехом (ср. Рим 6:17−18). Понятие «делающий грех» означает привычно совершать грех (1Ин 3:4, 8−9). Основной зависимостью является не политическое или экономическое рабство, а духовное порабощение греху и восстание против Бога. Таким образом, этим также объясняется, почему Иисус никогда не позволял превратить Себя просто в политического лидера (6:14−15).

8:35−36 Понятие рабства в ст. 34 приводит к положению рабов. Хотя иудеи считали себя исключительно свободными детьми Авраама, в действительности они были рабами греха. В этом контексте Сам Христос является истинным Сыном, делающим рабов свободными от греха. По-настоящему свободными становятся те, кого Иисус Христос освобождает от тирании греха и от рабства законничества. (Рим 8:2; Гал 5:1).

8:39 если бы вы были дети Авраама Конструкция этой фразы служит признаком того, что Иисус отрицал достаточность простого физического происхождения для спасения (см. Флп 3:4−9). Смысл здесь, вероятно, такой: «Если бы вы были дети Авраама, то вы бы поступали как Авраам, но вы не его дети». Подобно тому, как дети наследуют генетические особенности своих родителей, точно так же люди, являющиеся истинными потомками Авраама, будут поступать как Авраам, т.е. подражать вере и послушанию Авраама (см. Рим 4:16; Гал 3:6−9; Евр 11:8−19; Иак 2:21−24).
дела Авраамовы Вера Авраама проявилась в его послушании Богу (Иак 2:21−24). Иисус хотел сказать, что поведение неверующих иудеев было диаметрально противоположно поведению Авраама, который жил в послушании всему, что велел Бог. Их поведение по отношению к Иисусу показывало, что их настоящим отцом был сатана (ст. 41, 44).

8:41 мы не от любодеяния рождены Вполне возможно, иудеи намекали на дискуссию, ведущуюся вокруг рождения Иисуса. Иудеи знали историю об обручении Марии и о том, что Иосиф не был настоящим отцом Иисуса: поэтому они предполагали, что Иисус был рожден незаконно (см. Мф 1:18−25; Лк 1:26−38).

8:42 если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня Конструкция этого предложения (как и в ст. 39) содержит в себе отрицание того, что Бог — их истинный отец. Несмотря на то, что в Ветхом Завете Бог называет израильский народ Своим «первенцем» (Исх 4:22) и подтверждает, что Он является Отцом Израиля по созданию народа и по отделению Его (Иер 31:9) от других, неверие иудеев в Иисуса доказывало, что в духовном смысле Бог не был их Отцом. Иисус подчеркнул, что явным критерием, подтверждающим чье-то утверждение, что он — дитя Божье, является любовь к Его Сыну, Иисусу. Так как Бог есть любовь, то люди, любящие Его Сына, также проявляют Его сущность (1Ин 4:7−11; 1Ин 5:1).

8:44 Ваш отец диавол Сыновство определяется по поведению. Сын будет проявлять характерные черты своего отца (ср. Еф 5:1−2). Поскольку в своей враждебности к Иисусу и в своей неспособности уверовать в Него как Мессию иудеи показали характер сатаны, их происхождение по отцу было прямо противоположно их утверждениям, т.е. они принадлежали сатане.
он был человекоубийца от начала Иисус намекает на грехопадение человечества, когда сатана искушал Адама и Еву и разрушил их духовную жизнь (Быт 2:17; Быт 3:17−24; Рим 5:12; Евр 2:14). Некоторые полагают, что здесь, возможно, также говорится об убийстве Авеля Каином (Быт 4:1−9; 1Ин 3:12).

8:46 обличит Меня в неправде Хотя иудеи доказывали, что Иисус был повинен в грехе (5:18), здесь имеется в виду, что совершенная святость Христа была доказана не только их молчанием в ответ на вопрос Христа, но и Его собственной убежденностью в полной чистоте Его жизни. Такое мог говорить только совершенно святой Человек, Который имеет самые близкие, самые тесные отношения с Отцом. Иудеи не могли привести убедительных доказательств, которые бы на небесном суде могли обвинить Его во грехе.

8:48 Ты Самарянин Поскольку иудеи не могли подвергнуть критике личную жизнь и поведение Иисуса (ст. 46), они применили по отношению к Нему тактику личного оскорбления. Вероятно, ссылка на Иисуса как на «самарянина» кроется в факте, что Иисус, подобно самарянам, спрашивал об исключительном праве иудеев называться детьми Авраама (см. ст. 33, 39).

8:51 не увидит смерти вовек Внимательное изучение учения Иисуса и следование за Ним приводят к вечной жизни (6:63, 68). Такая жизнь не может быть уничтожена физической смертью (см. 5:24; 6:40, 47; 11:25, 26).

8:52 Авраам умер Утверждение Иисуса, что всякий соблюдающий слово Его, не умрет никогда (ст. 51), вызвало резкий ответ иудеев, который снова открыл мышление на сугубо буквальном и земном уровне (см. 3:4; 4:15).

8:56 В Евр 11:13 указано, что Авраам видел время Христа («издали видели оные», см. пояснение там же). Особенно в продолжающемся семени Исаака Авраам видел начало исполняющегося Божьего завета (Быт 12:1−3; Быт 15:1−21; Быт 17:1−8; ср. 22:8), который достигнет кульминации во Христе.

8:58 истинно, истинно См. пояснение к 1:51.
Я есмь См. пояснения к 6:22−58. Здесь Иисус провозгласил Себя Богом, т.е. Господом Ветхого Завета. Для этого выражения основными являются такие места, как Исх 3:14; Втор 32:39; Ис 41:4; Ис 43:10, где Бог провозгласил Себя от вечности сущим Богом, явившим Себя иудеям в Ветхом Завете. См. также пояснения к ст. 24, 28.

8:59 взяли каменья Иудеи поняли притязание Иисуса и поступили согласно Лев 24:16, где указано, что следует побить камнями всякого человека, ложно называющего себя Богом.
скрылся… пройдя посреди них Иисус неоднократно избегал ареста и смерти, потому что Его час еще не настал (см. пояснения к 7:30, 44; 18:6). Вероятнее всего, это означает избавление чудесным образом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.