Деяния 13 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 В Антиохийской церкви были свои пророки и учителя: Варнава, Симеон Нигер, киренеец Луций, Манаин (брат-приемыш Ирода-тетрарха) и Савл.
2 Когда церковь, служа Господу, постилась, Святой Дух сказал: «Отрядите Мне Варнаву и Савла для дела, на которое Я их призвал».
3 После поста и молитвы на них возложили руки и отпустили.
4 Ведомые Святым Духом, они пришли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.
5 Пришли в Саламин и там в иудейских синагогах возвещали Божье Слово. Иоанн был у них помощником.
6 Пройдя весь остров до самого Пафоса, они повстречали там некоего мага, лжепророка из иудеев, по имени Вар-Иисус.
7 Он подвизался у проконсула Сергия Павла. Проконсул, человек неординарный, пожелал выслушать Божье Слово и пригласил Варнаву и Савла.
8 Но этот маг (так надо понимать его другое имя — Элима) чинил им препятствия, уводил проконсула от веры.
9 Савл, он же Павел, исполнившись Святого Духа, посмотрел на мага в упор
10 И сказал: «Ты, напичканный интригами и кознями сын Дьявола, враг всякой правды! Так и будешь искривлять прямые пути Господни? Ну нет!
11 Сейчас пала на тебя рука Господня. Ослепнешь и до своего часа не увидишь солнца». Тотчас нашли на мага сумерки и тьма, и он заметался, ища себе поводыря.
12 Проконсул видел все это и проникся верой, потрясенный Господним учением.
13 Павел отплыл из Пафоса и прибыл со спутниками в Пергу. Здесь, в Памфилии, Иоанн бросил их и вернулся в Иерусалим.
14 Из Перги они двинулись дальше, добрались до Писидии и там в Антиохии в субботний день зашли в синагогу и сели.
15 После чтения Закона и Пророков старейшины синагоги передали им приглашение: «Мужи братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
16 Павел встал, поднял руку и начал говорить: «Израильтяне и все, кто боится Бога! Слушайте.
17 Бог нашего народа Израиля избрал наших отцов и, пока они жили в чужой Египетской земле, сотворил им великую численность и вознесенной рукой всех оттуда вывел.
18 Сорок лет в пустыне Он терпеливо сносил их нрав.
19 На земле Ханаанской Он истребил семь народов и отдал их землю им в наследство.
20 Так прошло четыреста пятьдесят лет. Потом были судьи. Бог ставил им судей до самого пророка Самуила.
21 И тут они запросили царя. Бог дал им на сорок лет Саула, сына Кисова, из племени Вениамина.
22 Потом Он убрал его, поставил на царство Давида, о котором есть Его же свидетельство: “Давида, сына Ессеева, по сердцу Себе Я нашел. Все Мои надежды он оправдает.”
23 Из его потомства Бог привел и дал Израилю Спасителя Иисуса, как и обещал.
24 А до Его прихода Иоанн призывал весь народ Израиля к покаянному крещению.
25 Завершая свое дело, Иоанн говорил: “За кого вы меня принимаете? Я другой. Тот идет следом за мной. Я не гожусь даже на то, чтобы носить за Ним сандалии.”
26 Мужи братья! Дети рода Авраамова! Все, кто пребывает здесь в страхе Божьем! Кому как не нам послано Слово спасения?!
27 Жители Иерусалима и советники не узнали Его и осудили, исполнив пророческие слова, читаемые здесь каждый раз по субботам.
28 Не найдя за что осудить Его на смертную казнь, они убить Его уговорили Пилата.
29 Все, что написано о Нем, они исполнили и тогда сняли Его с креста и положили в гробницу.
30 Но Бог поднял Его из мертвых!
31 Много дней Он являлся тем, кто прошел с Ним путь от Галилеи до Иерусалима. Сегодня они — Его свидетели перед народом.
32 И вот примите от нас прекрасную весть: Свое обещание нашим отцам
33 Бог обратил на их детей, то есть на нас, и обещание исполнил, когда воскресил Иисуса, как и во втором Псалме написано: “Ты — Сын Мой. Я ныне родил Тебя.”
34 А о том, что, воскресив из мертвых, не даст Ему взяться тлением, Он сказал так: “Через Давида даю вам святое Мое слово непреложное.”
35 И другими словами говорит: “Не дашь святому Твоему взяться тлением.”
36 Давид, произволением Божьим послужив своему времени, почил, отошел к отцам и тления не избежал.
37 А Того, кого поднял Бог, тление не коснулось.
38 Да будет вам известно, мужи братья, что ради Него возвещается вам отпущение грехов.
39 И там, где не могло быть вам оправдания по Закону Моисея, Иисус оправдывает всех, кто в Него верит.
40 Позаботьтесь, чтобы миновала вас напасть, о которой сказано у пророков:
41 “Поверьте своим глазам, зубоскалы! Поудивляйтесь и сгиньте! Не Я ли совершаю все это на ваших глазах? Никакому рассказу об этом вы никогда бы не поверили”».
42 Когда Павел и Варнава стали прощаться, их попросили говорить опять в очередную субботу.
43 За порогом синагоги стали расходиться. Немало иудеев и прозелитов, чтущих Бога, пошли за Павлом и Варнавой, и те, продолжая беседу, учили их, как дальше жить, полагаясь на Божий дар благодати.
44 В следующую субботу чуть не весь город пришел послушать Слово Господне.
45 Иудеи позавидовали такому стечению народа, стали бранить Павла, во всем ему перечить.
46 Павел и Варнава ответили им со всей прямотой: «Божье Слово должно было дойти прежде всего до вас, но вы отринули его, посчитали вечную жизнь недостойной внимания. Мы поворачиваемся к язычникам,
47 Как и обязал нас Господь: “Я положил Тебе быть светом язычников, до крайних пределов земли быть спасением”».
48 Язычники радовались тому, что говорилось, и прославляли Слово Господне. Уверовали все, кто был приобщен к вечной жизни.
49 Многих захватывало там Слово Господне.
50 Но иудеи подбили против них женщин из знати, чтущих Бога, привлекли в свой лагерь первых особ города. Павла и Варнаву начали травить и выгнали за пределы края.
51 И они, отряхнув в их сторону прах со своих ног, ушли в Иконий.
52 Радость Святого Духа не оставляла учеников.

Учебной Библии МакАртура

13:1 Глава 13 является поворотным пунктом в Деяниях. В центре внимания первых 12 глав был Петр, в остальных главах действие будет разворачиваться вокруг Павла. Петр связан, главным образом, с иудейской верой и Иудеей, а Павел — с распространением христианской веры по римским владениям, начиная с Антиохии.
пророки Они сыграли важнейшую роль в Апостольской церкви (см. пояснения к 1Кор 12:28; Еф 2:20). Они были проповедниками Слова Божьего и отвечали за назидание верующих в ранних церквах. В некоторых случаях они получали новые откровения, которые имели практическое значение (ср. 11:28; 21:10). Это действие прекратилось, когда исчезла необходимость в дарах знамений. На место пророков встали пасторы-учителя и благовестники (см. пояснение к Еф 4:11).
Варнава См. пояснение к 4:36.
Симеон, называемый Нигер «Нигер» означает «черный». Возможно, это был темнокожий человек или выходец из Африки или и то и другое одновременно. Нет оснований отождествлять его с Симоном Киринеянином (Мк 15:21).
Луций Киринеянин Не Луций из Рим 16:21 и не Лука, врач и автор Деяний.
совоспитанник Можно перевести как «молочный брат». Манаил вырос в доме Ирода Великого.
Ирода четвертовластника Это Ирод Антипа, упоминавшийся в Евангелиях (см. пояснение к Мф 14:1).

13:2 служили Это слово, образованное от греческого корня, в Писании означает священническое служение. Священническое служение в церкви есть акт поклонения Богу, который состоит из приношения Ему духовных жертв, включая молитву, заботу о пастве, а также проповедь и учение Слова.
постились Пост чаще всего связан с продолжительной и страстной молитвой (ср. Неем 1:4; Пс 34:13; Дан 9:3; Мф 17:21; Лк 2:37) и означает либо отсутствие желания употреблять пищу, либо намеренное удаление от еды ради концентрации мысли на духовном (см. пояснения к Мф 6:16−17).

13:3 возложив на них руки См. пояснение к 6:6.

13:4 Селевкию Этот город служил для Антиохии портом. Он был удален от Антиохии примерно на 16 милей (25,6 км) и располагался в устье реки Оронта.
Кипр См. пояснение к 4:36. Савл и Варнава избрали это место первым пунктом своего миссионерского похода, поскольку это была родина Варнавы. Путешествие туда из Антиохии составляло только два дня пути, и там было много иудейского населения.

13:5 быв в Саламине Это главный порт и торговый центр Кипра.
в синагогах См. пояснение к 6:9. У Павла установился обычай, приходя в новый город, проповедовать сперва иудеям (ср. ст. 14, 42; 14:1; 17:1, 10, 17; 18:4, 19, 26; 19:8), потому что, как иудей, он мог войти в синагогу и проповедовать благую весть. Если бы он сперва проповедовал язычникам, то иудеи уже ни за что не слушали бы его.
Иоанна для служения См. пояснение к 12:12.

13:6 Пафа Паф — столица Кипра, где, соответственно, заседал римский наместник. Это был также известный центр поклонения Афродите (Венере) и, соответственно, рассадник всяческого разврата.
некоторого волхва… Иудеянина Слово «волхв» лучше было бы перевести «волшебник». Первоначально в этом занятии не было никакого зла, но позднее оно превратилось в самый разнузданный оккультизм. Данный волшебник использовал свое знание, чтобы делать зло (см. пояснение к 8:9).

13:7 проконсулом Это римский чиновник, который исполнял обязанности губернатора провинции (ср. 18:12).

13:8 Елима В греческом Вариисус — это транслитерация арабского слова «волшебник».

13:9 Савл, он же и Павел Еврейское и латинское имена Павла.

13:13 прибыли в Пергию, в Памфилии Пергия была главным городом провинции Памфилия в Малой Азии. Расстояние оттуда до Кипра составляло около 200 милей (320 км) через Средиземное море.
Иоанн, отделившись от них Каковы бы ни были причины Иоанна Марка для ухода, Павел не принял их (15:38). Если уход Иоанна не повлиял на выполнение их задачи, то впоследствии он вызвал размолвку между Павлом и Варнавой (15:36−40), которая впоследствии была устранена (ср. Кол 4:10; 2Тим 4:11). См. пояснение к 12:12.

13:14 Антиохию Писидийскую Была еще Антиохия Сирийская, где располагалась первая церковь из язычников. Она находилась в горах Малой Азии (современная Турция).

13:15 чтение закона и пророков Чтение Писания. Это была третья часть литургии в синагоге, после пересказа шмы (Втор 6:4) и последующих молитв, но перед учением, которое обычно основывалось на прочитанном месте из Писания.
начальники синагоги Те, кто осуществлял общий надзор за синагогой (см. пояснение к 6:9); в том числе они определяли, кому читать из Писания.

13:16 боящиеся Бога См. пояснение к 10:2.

13:19 семь народов См. пояснение к Втор 7:1.

13:20 около четырехсот пятидесяти лет См. во Введении к книге Судей Израилевых.
Самуил пророк Последний судья, который помазал первого царя, Саула (см. во Введении к 1-й книге Царств; см. пояснение к 3:24).

13:21 Саула См. пояснение к 1Цар 13:14. Савл — фонетический вариант имени Саул.

13:22 мужа по сердцу Моему См. пояснение к 1Цар 13:14. Некоторые могут усомниться в справедливости этих слов, поскольку Давид временами впадал в большой грех (ср. 1Цар 11:1−4; 1Цар 12:9; 1Цар 21:10 — 22:1). Однако никакой человек не может быть совершенным по сравнению с Богом, но он должен признаваться в грехе и каяться в нем, как это делал Давид (ср. Пс 31:37, 50). Павел приводит цитату из 1Цар 13:14 и Пс 88:21.

13:23 по обетованию Пророчества Ветхого Завета говорят о Мессии, как о Потомке Давида (ср. 2Цар 7:12−16; Пс 131:11; Ис 11:10; Иер 23:5). Иисус есть осуществление пророчеств Ветхого Завета о грядущем Мессии (Мф 1:1, 20, 21; Рим 1:3; 2Тим 2:8).

13:24 крещение покаяния Ср. 1:22; 10:37.

13:26 боящиеся Бога См. пояснение к 10:2.

13:27 начальники Признанные знатоки Ветхого Завета, включающего писания; это фарисеи, саддукеи и священники.

13:28 Пилат См. пояснения к 3:13; Мф 27:2.

13:29−30 древа… гроб… Бог воскресил В Ветхом Завете предсказывалось распятие Христа на кресте (Пс 21; Втор 21), хотя в ту пору такого вида казни не существовало. Положение Его во гроб тоже было предсказано (Ис 53:9), хотя обычно умерших на кресте бросали в массовые могилы. Кульминационной точкой благовествования Павла было Воскресение Христа — окончательное доказательство того, что Иисус есть Мессия и исполнение трех конкретных пророчеств (См. пояснения к ст. 33−35).

13:31 свидетели Более 500 человек (ср. 1Кор 15:5−8).

13:33 Цитата из Пс 2:7.

13:34 Цитата из Ис 55:3.

13:35 Цитата из Пс 15:10; см. пояснение к 2:27.

13:39 вы не могли оправдаться законом Моисеевым Соблюдение закона Моисея никого не освободило от греха (ср. Рим 3:28; 1Кор 1:30; Гал 2:16; Гал 3:11; Флп 3:9). Но искупительная смерть Христа полностью удовлетворила требования закона Божьего, сделав возможным прощение всех грехов всем верующим (Гал 3:16; Кол 2:13−14). Только прощение, которое дарует Христос, может освободить людей от их грехов (Рим 3:20, 22).
оправдывается Лучший перевод «освобождается».

13:41 Цитата из Ав 1:5.

13:43 обращенные из язычников Полностью принявшие иудаизм и обрезанные.
пребывать в благодати Божией Действительно спасенные постоянно подтверждают реальность своего спасения упорством и добрыми делами (ср. Ин 8:31; Ин 15:1−6; Кол 1:21−23; 1Ин 2:19). Такими ободряющими словами Павел и Варнава надеялись предотвратить отход к законничеству тех, кто умом понимал истины Евангелия, но не имел достаточно спасительной веры, и помочь им обрести полноту Христову.

13:46 вам первым Сначала Бог предложил план спасения иудеям (Мф 10:5−6; Мф 15:24; Лк 24:47; Рим 1:16). Хотя острие служения Павла было направлено на язычников, он желал видеть спасенными и иудеев (Рим 9:1−5; Рим 10:1) и обращался с первой проповедью в каждом городе к ним (см. пояснение к ст. 5).
мы обращаемся к язычникам Поскольку иудеи отвергли благую весть. Но Бог никогда не планировал спасение исключительно для одних иудеев (Ис 42:1, 6; Ис 49:6).

13:47 Цитата из Ис 49:6.

13:48 предуставлены к вечной жизни Одно из самых ясных указаний на то, что спасение дается по высочайшему изволению Божьему. Бог избирает людей ко спасению, а не наоборот (Ин 6:65; Еф 1:4; Кол 3:12; 2Фес 2:13). Сама вера есть дар Божий (Еф 2:8−9).

13:51 оттрясши … прах от ног своих Неприязнь иудеев к язычникам простиралась столь далеко, что они даже не допускали, чтобы пыль языческой земли попала в Израиль. Поступок Павла и Варнавы показывает, что они считали иудеев в Антиохии ничем не лучше варваров. Вряд ли можно себе представить более сильное осуждение.

13:52 исполнялись … Духа Святого См. пояснения к 2:4; Еф 5:18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.