Деяния 8 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Савл оправдывал это убийство. С того дня в Иерусалиме началось жестокое гонение на церковь. Люди бежали в Иудею, в Самарию. Остались одни апостолы.
2 Стефана с великим плачем похоронили богобоязненные люди.
3 Савл терзал церковь. Переходя из дома в дом, он выволакивал мужчин, женщин и гнал их в тюрьму.
4 Тем временем бежавшие ходили по городам с проповедью Слова.
5 Филипп пришел в Самарию и возвещал Христа горожанам.
6 Толпа слушала. Люди видели, какие чудеса совершает Филипп, и прониклись к нему доверием.
7 С неистовым воплем выходили из одержимых нечистые духи и к паралитикам и хромым калекам возвращалось здоровье.
8 В городе поселилась великая радость.
9 Там все знали мага Симона. Он выдавал себя за какого-то божка, и до последнего времени его искусство повергало в изумление весь самаритянский люд.
10 Стар и млад, все доверчиво слушали его и говорили: «Вот она, великая Божья сила».
11 Колдовское искусство Симона пользовалось успехом уже много лет, и до сих пор его авторитет был непререкаем.
12 Но когда Филипп возвестил о Божьем Царстве и Иисусе Христе, поверили Филиппу. Мужчины и женщины стали приходить и принимать крещение.
13 Поверил и Симон, принял крещение и больше уже не отходил от Филиппа. Он все забывал, когда на его глазах происходили явления нездешней силы и чудеса.
14 Апостолам в Иерусалиме стало известно, что Самария приняла Божье Слово, и они послали туда Петра и Иоанна.
15 Те пришли и стали в молитвах просить за самаритян о даровании им Святого Духа:
16 После крещения во имя Господа Иисуса ни на кого из самаритян Дух еще не сходил.
17 Петр и Иоанн возложили на них руки — и людям был дарован Святой Дух.
18 Симон увидел, что возложением апостольских рук дается Святой Дух, принес им денег
19 И говорит: «Дайте и мне такие полномочия. Пусть при возложении моих рук людям даруется Святой Дух».
20 Но Петр сказал ему: «На погибель тебе твое серебро, потому что задумал приобрести Божий дар за деньги.
21 Тут тебе не рынок и не прилавок. Ты насквозь неправ перед Богом.
22 Покайся в своем бесчинстве и моли Господа: может быть, отпустится тебе недомыслие разума.
23 Вижу в тебе горькую желчь, а сам ты в узах неправды».
24 Тогда Симон сказал: «Помолитесь и вы за меня Господу, чтобы ничего из сказанного вами со мной не случилось».
25 Петр и Иоанн до всех донесли весть — Слово Господне — и на обратном пути в Иерусалим прошли с проповедью евангелия по многим селам Самарии.
26 А Филиппу ангел Господень сказал: «Знаешь на юге дорогу из Иерусалима на Газу? Ступай сейчас туда». (Этой дороги теперь нет).
27 Филипп тут же пошел. Тем временем евнух-эфиоп, вельможа эфиопской царицы Кандаки и ее казначей, приезжавший в Иерусалим на поклонение,
28 Ехал домой и, сидя в колеснице, читал пророка Исайю.
29 И Дух сказал Филиппу: «Поравняйся и иди рядом с колесницей».
30 Подбежав, Филипп услышал, что эфиоп читает пророка Исайю. Филипп спрашивает: «А ты все понимаешь, что читаешь?».
31 Тот ответил: «Куда мне! Разве что кто-нибудь подскажет» — и попросил Филиппа взобраться к нему и сесть рядом.
32 Место из Писания, которое читал евнух, было такое: «Как овца, Он был приведен на заклание. И как агнец в руках стригущего безгласен, так и Он не разомкнул Своих уст.
33 Ему, уничиженному, было отказано в правосудии. Что будет с Его родословным древом? Пресеклась жизнь Его на земле».
34 И евнух спрашивает: «Скажи, о ком говорит пророк? О себе или о ком другом?».
35 Филипп ответил и начиная с этого места Писания подвел его к евангелию Иисуса.
36 Так они ехали, пока не показался водоем. Евнух сказал: «Вот и вода. Почему бы нельзя мне креститься?» —
37 [ отсутствует ]
38 И приказал остановить колесницу. Оба вошли в воду, и Филипп окрестил евнуха.
39 Евнух ехал и радовался всю обратную дорогу. А Филиппа он больше не видел: когда они вышли из воды, его подхватил Господень Дух.
40 Филипп появился в Азоте и оттуда с евангельской вестью прошел по всем городам до самой Кесарии.

Учебной Библии МакАртура

8:1 одобрял Смертельная ненависть Павла ко всем верующим проявилась здесь в отношении Стефана (1Тим 1:13−15).
кроме Апостолов Они остались из-за своей преданности Христу, чтобы поддерживать других братьев и продолжать евангелизацию в этом регионе (ср. 9:26−27).
рассеялись Гонения, которыми руководил Павел из Тарса, привели к рассеянию верующих Иерусалимской церкви и породили первую миссионерскую волну. Главная сила удара пришлась на еллинистов, к которым, вероятнее всего, принадлежал Стефан (ср. 11:19−20).

8:2 благоговейные Возможно, набожные иудеи (ср. 2:5; Лк 2:25), которые открыто протестовали против казни Стефана.

8:3 терзал церковь Так переведенное слово («терзать») в греческом встречается во внебиблейских текстах в значении разрушения города или гибели от клыков дикого животного.

8:4 ходили Это слово часто употребляется в Деян в значении миссионерского труда (ст. 40; 9:32; 13:6; 14:24; 15:3, 41; 16:6; 18:23; 19:1, 21; 20:2).

8:5 Филипп Ср. 6:5. Имя первого миссионера и евангелиста в Писании (21:8).
город Самарийский Самария — древняя столица Северного Царства Израиля, которое впоследствии пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.) после 200 лет идолослужения и противления Богу. В результате движения больших потоков людей язычники из других регионов смешались с Иудеями и их потомки стали называться самарянами (см. пояснения к Ин 4:9, 20)

8:7 нечистые духи См. пояснение к 5:16.

8:9 волхвовал Занимался волшебством: смесью науки и суеверия, включая астрологию и оккультизм (см. пояснения ко Втор 18:9−12; Откр 9:21).

8:10−11 великая сила Божия Симон утверждал, что имеет общение с Богом. Отцы ранней церкви называли его одним из основателей гностицизма, которые утверждали, что существует ряд сверхъестественных превращений, достигающих в итоге божественного состояния. Они назывались «Силы», и люди верили, что Симон находится на вершине лестницы превращений.

8:13 уверовал… Симон Его вера основывалась на корыстолюбии и никак не могла считаться настоящей. Ср. Ин 2:23−24. Он считал ее полезным явлением, необходимым для получения той силы, которой, по его мнению, обладал Филипп. Сопровождая Филиппа, он имел также возможность поддерживать контакт со своими поклонниками.

8:15 приняли Духа Святого См. пояснение к 2:4.

8:16 еще ни на одного из них Этот стих не утверждает о том, что христиане принимают Духа Святого вслед за спасением. Это был переходный период, в течение которого Апостолы должны были подтвердить включение новой группы людей в Церковь. Из-за враждебности, существовавшей между Иудеями и Самарянами, последним важно было принять Духа в присутствии вождей Иерусалимской церкви, чтобы слиться всем в единую Церковь. Эта задержка показала также потребность Самарян в переходе под апостольскую власть. Такой же переходный период имел место, когда к Церкви присоединялись язычники (10:44−46; ср. 15:6−12; 19:6).

8:17 возложили руки на них Это означало апостольское утверждение и солидарность. См. пояснение к 6:6.
они приняли Духа Святого То, что это действительно произошло, подтверждалось говорением на языках, как в Пятидесятницу (см. пояснение к 2:4), как это было с язычниками, когда они приняли Духа (10:46), как это было с последователями Иоанна (19:6). По мере того, как к Церкви прилагались самаряне, язычники и ветхозаветные верующие, устанавливалось и единство Церкви. На место одного народа — свидетеля Бога (Израиля) пришла церковь, состоящая из иудеев, язычников, полукровных самарян и верующих Ветхого Завета, которые стали верующими Нового Завета (19:1−7). Для демонстрации единства церкви было необходимо, чтобы повторилось то, что случилось с уверовавшими иудеями, а именно: присутствие Апостолов и сошествие Духа, обозначенное говорением на языках (2:5−12).

8:22−24 Хотя он определенно пребывал в страхе, Симон не хотел каяться и искать прощения, а хотел лишь избежать последствий своего греха.

8:26 в Газу Один из пяти главных городов Филистии. Первоначальный город был разрушен в первом столетии до Р. Х., а новый город был построен на побережье.

8:27 евнух Может означать оскопленного мужчину или, чаще всего, правительственного чиновника. Вполне вероятно, что к нему относилось и первое и второе, поскольку Лука говорит о нем, как о евнухе, и о его высоком положении при дворе царицы — хранителя сокровищ (что-то наподобие современного министра финансов). Как физический евнух, он не имел права входить в храм (Втор 23:1) и не мог стать прозелитом.
Кандакии Возможно, не имя, а официальный титул (вроде фараона или кесаря), который носили в той земле королевы-матери.
Ефиопской Ефиопия — в ту пору большое царство, расположенное на юг от Египта.

8:28 читал пророка Исаию Он знал о том, как важно искать Бога через Писание (Лк 24:25−27; Ин 5:39, 46; Рим 10:12−15).

8:32−33 место из Писания Ис 53:7−8.

8:34 о ком пророк говорит это? Его непонимание вполне объяснимо. Даже иудейские знатоки Писания расходились во мнениях по этому месту. Одни считали, что агнец для заклания — это Израиль, другие полагали, что Исаия говорит о себе самом, а кому-то виделся образ Мессии.

8:37 Этот стих отсутствует в наиболее древних рукописях.

8:39 Филиппа восхитил Илия (3Цар 18:12; 4Цар 2:16) и Иезекииль (Иез 3:12, 14; Иез 8:3) также были взяты от земли чудесным образом. Это было сильнейшим подтверждением для присутствующих того, что Филипп был представителем Бога.

8:40 Азоте Азот — так в первом столетии назывался древний филистимский город Ашдод, расположенный в 20 милях (32 км) на север от Газы.
Кесарию Возможно, там жили Филипп и его семья (21:9; см. пояснение к 9:30).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.