Римлянам 2 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 А тебе, самозванному судье, тоже нет оправдания. Твой суд над другим оборачивается судом над самим собой. Ты сам делаешь то, за что осуждаешь.
2 А мы знаем, что на тех, кто так делает, есть беспристрастный Божий суд.
3 Неужели ты, самозванец, надеешься избежать Божьего суда, делая то, за что осуждаешь других?
4 Или ты ни во что не ставишь бесценное Божье сокровище доброты, снисходительности и долготерпения? Не по душе тебе, что Божья правда толкает тебя к покаянию.
5 Своим упрямством и нежеланием раскаяться ты на свою голову накапливаешь гнев на День гнева. Откроется Божий праведный суд,
6 И Бог каждому воздаст по его делам:
7 Терпеливому в добрых делаx искателю Божьей славы, чести и отмены погибели — вечную жизнь,
8 А знающему лишь свой интерес врагу истины, послушному рабу неправды — гнев и ярость.
9 Казнь и ущемление всякой душе человека, совершающего зло, сначала иудея, следом и эллина!
10 И наоборот, слава, честь и мир всякому добродетельному человеку, сначала иудею, следом и эллину
11 Бог беспристрастен!
12 На ком грех в отсутствие Закона — тот вне Закона и погибнет. А на ком грех при Законе — осуждение примет по Закону.
13 Праведность пeред Богом не от знания Закона: оправдаются исполнители Закона.
14 Когда язычники, далекие от Закона, природным понятием действуют по Закону, то он имеет среди них силу и без их согласия.
15 Язычники просто чувствуют нутром, что он занимает какое-то место в их жизни. Закон подчиняет себе их совесть и сортирует их мысли — одни будут им в осуждение, другие в оправдание
16 В тот День, когда Бог, по моему евангелию, будет через Христа Иисуса судить что есть у людей потаенного.
17 Ну, а ты? Ты зовешься иудеем, в наличии Закона нашел успокоение, чванишься Богом,
18 Знанием Его воли, упиваешься своей способностью ценить все самое лучшее, что сумел отыскать в Законе,
19 Возомнил себя поводырем слепых, светом для пребывающих во тьме,
20 Наставником недоучек, учителем новичков, усмотревшим в Законе образец познания истины.
21 Но как вышло, что ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуешь: «Не укради», а крадешь?
22 Говоришь: «Не сотвори измены жене», а сам это делаешь? Брезгуешь идолами, а грабишь храмы?
23 Похваляешься Законом, а преступаешь Закон, позоришь Бога?
24 Как написано: «По вашей вине Божье имя предано поношению у язычников».
25 Обрезание имеет смысл, если ты соблюдаешь Закон. Но если ты нарушитель Закона, твое обрезание — одно лишь название.
26 И вот, если необрезанный соблюдает требования Закона, не зачтется ли ему это за обрезание?
27 Не осудит ли природно необрезанный, но исполняющий Закон, тебя, преступившего Закон вопреки Писанию и обрезанию?
28 Не тот иудей, кто пришелся наружностью, и не то обрезание, что выражено плотью.
29 Тот иудей, кто очевиден изнутри, и то обрезание, что по духу, а не по букве является его сутью. И достоинство его не от людей, а от Бога.

Учебной Библии МакАртура

2:1−16 Показав греховность и аморальность язычников (1:18−32), Павел выступает против религиозных моралистов, иудеев и язычников — и приводит шесть принципов, которые влияют на Божий суд:
1) знание (ст. 1);
2) истина (ст. 2−3);
3) вина (ст. 4, 5);
4) дела (ст. 6−10);
5) беспристрастие (ст. 11−15) и
6) мотивы (ст. 16).

2:1 неизвинителен ты… судящий Как язычники (прежде всего Павел обращается к ним), так и иудеи, которые полагают, что они неподсудны перед Богом, поскольку не совершили деяний, описанных в первой главе, трагически заблуждаются. Они обладают большим знанием, нежели безнравственные язычники (3:2; 9:4), а следовательно, и большей ответственностью (ср. Евр 10:26−29; Иак 3:1).
осуждаешь себя Если кто-то имеет достаточно знания, чтобы осуждать других, он осуждает себя сам, поскольку он показывает, что имеет знания, чтобы оценить свое собственное состояние.
делаешь то же Осуждая других, они закрывают глаза на свои собственные грехи и оправдывают их. Самоправедность является следствием двух смертельных ошибок: 1) преуменьшения значения Божьих моральных норм по сравнению с показным и внешним и 2) недооценки глубины своей собственной греховности (ср. Мф 5:20−22, 27−28; Мф 7:1−3; Мф 15:1−3; Лк 18:21).

2:2 поистине Это означает «правильно». Все, что ни делает Бог, изначально правильно (ср. 3:4; 9:14; Пс 9:5, 9; Пс 95:13; Пс 144:17; Ис 45:19).

2:3 См. пояснение к ст. 1.

2:4 пренебрегаешь Буквально «имеешь низкое мнение о», т.е. недооцениваешь значение чего-то или кого-то или относишься с насмешкой.
благости Это понятие созвучно «дару благодати», который Бог ниспосылает для всех людей (ср. Мф 5:45; Деян 14:15−17).
кротости Переведенное так в русском варианте слово, в других переводах имеющее значение «снисходительность, терпеливость», иногда использовалось также как перемирие между враждующими сторонами. Вместо того чтобы сразу уничтожить согрешающего, Бог милостиво отодвигает Свой суд (ср. 3:25). Он физически спасает грешников, отдаляя их по времени от того, чего они заслуживают (см. пояснение к 1Тим 4:10), чтобы явить им Свой спасительный характер, чтобы они могли прийти к Нему и получили спасение — духовное и вечное.
долготерпения Это слово говорит о долготе времени, на протяжении которого Бог проявляет Свою милость и кротость (ср. 2Пет 2:5). Эти три слова вместе говорят о даре Божьей благодати для всего человечества (ср. Иов 12:10; Пс 118:68; Пс 144:9).
покаянию Акт обращения от греха ко Христу за прощением и спасением. См. пояснения к 2Кор 7:9−11.

2:5 упорству От переведенного так греческого слова происходит термин «склероз» (при артериосклерозе происходит огрубление артерий). Упорство опасно не из-за физического, а из-за духовного огрубления (Иез 36:26; Мф 19:8; Мк 3:5; Мк 6:52; Мк 8:17; Ин 12:40; Евр 3:8, 15; Евр 4:7).
нераскаянному сердцу Означает отказ покаяться (ср. ст. 4) и принять Божье прощение греха через Иисуса Христа.
собираешь гнев Отвержение Божьего прощения и прилепление к своему греху служат накоплению Божьего гнева и увеличению степени вины (см. пояснения к Евр 10:26−30; Откр 20:12).
день гнева и… суда Имеется в виду окончательный суд над нечестивыми, который произойдет перед Великим Белым Престолом в конце тысячелетия (см. пояснения к Откр 20:11−15).

2:6−10 См. пояснения к 2:1−16. Хотя Писание повсеместно учит о том, что спасение основывается не на делах (см. пояснения к 4:1−4; Еф 2:8−9), оно неизменно говорит о том, что Божий суд всегда основывается на человеческих поступках (Ис 3:10−11; Иер 17:10; Ин 5:28−29; 1Кор 3:8; 2Кор 5:10; Гал 6:7−9; ср. Рим 14:12). Павел описывает дела двух разных групп людей: искупленных (ст. 7, 10) и неискупленных (ст. 8−9). Дела искупленных людей не могут быть основой для спасения, но они свидетельствуют о нем. Они несовершенны и склонны ко греху, но в их жизни есть неопровержимое свидетельство праведности (см. пояснения к Иак 2:14−20, 26).

2:7 жизнь вечную Это не просто продолжительность жизни, поскольку даже неверующие будут жить вечно (2Фес 1:9; Откр 14:9−11), но также и ее качество (см. пояснение к Ин 17:3). Вечная жизнь — это жизнь в святости, которая дается верующим вечным Богом.

2:8 упорствуют В других переводах — «ищут своего». Возможно, что первоначально это слово относилось к наемнику или наймиту, тому, кто действует из соображений корысти, не заботясь об интересах окружающих. гнев См. пояснение к 1:18.

2:9 во-первых, Иудея Поскольку иудеям первым была предоставлена возможность услышать и принять благую весть (1:16), они первыми получат и осуждение, если не примут ее (ср. Ам 3:2). Израиль получит более суровое наказание, потому что получил больше света и благословения (см. 9:3, 4).

2:11 лицеприятия Буквально «принять лицо», т. е. воспринимать кого-то по его положению, богатству, влиянию, популярности или внешности. Поскольку Бог справедлив по Своей природе, невозможно, чтобы Он был неодинаковым для всех (Деян 10:34; Гал 2:6; Еф 6:7−8; Кол 3:25; 1Пет 1:17).

2:12 не имея закона, согрешили Язычники, которые никогда не знали Божьего нравственного закона (Исх 20:1 и послед.) будут судимы за свое непослушание в рамках их ограниченного знания (см. пояснения к 1:19−20). по закону осудятся Иудеи и многие язычники, получившие доступ к Божьему нравственному закону, дадут отчет за свое большее знание (ср. Мф 11:20−23; Евр 6:4−6; Евр 10:26−31).

2:13 оправданы будут См. пояснение к 3:24; ср. Иак 2:20−26.

2:14 по природе законное делают Не зная писанного закона Божьего, язычники обычно пользуются каким-то сводом общих правил. Эти нормы создают подсознательную культуру (см. пояснение к ст. 15), включающую понятия о справедливости, честности, доброте и сострадании к другим, что и отражает Божий закон в их сердцах.
сами себе закон Их приверженность к некоторым добрым делам и их неприятие некоторых злых дел указывает на внутреннее существование закона Божьего — знания, которое будет свидетельствовать против них в день Суда.

2:15 дело закона Возможно, это следует понимать как «те же дела, что и предписывает закон Моисея».
совесть Буквально «со знанием». Это инстинктивное чувство правильного и неправильного порождает ощущение вины. Помимо подсознательного обладания Божьим законом, люди обладают еще предупредительной системой, которая действует при незнании или нарушении этого закона. Павел призывает верующих не заглушать голос своей совести и не учить этому других (13:5; 1Кор 8:7, 12; 1Кор 10:25, 29; 2Кор 5:11; ср. 9:1; Деян 23:1; Деян 24:16), потому что неоднократное пренебрежение голосом совести приводит к тому, что он впоследствии умолкает (1Тим 4:2). См. 2Кор 1:12; 2Кор 4:2.

2:16 в день, когда См. пояснение к 2:5.
по благовествованию моему Не его личное благовествование, а откровение Иисуса Христа (см. пояснение к 1:1), которое есть «благая весть» в свете плохой вести о суде.
тайные дела Прежде всего имеются в виду намерения, которые скрываются за человеческими поступками (1Пар 28:9; Пс 138:1−3; Иер 17:10; Мф 6:4, 6, 18; ср. Лк 8:17; Евр 4:12).
через Иисуса Христа См. пояснение к Ин 5:23.

2:17−29 Показав, что внешне нравственные люди — как иудеи, так и язычники — одинаковы и получат равное осуждение Божие, Павел обращается исключительно к иудеям, избранному Богом народу. Ни их наследие (ст. 17а), ни их знание (ст. 17б-24), ни их обряды, и, в частности, обрезание (ст. 25−29) не спасут их от праведного суда Божьего.

2:17 Иудеем До первого столетия употреблялись слова евреи и израильтяне, а затем потомков Авраама через Исаака стали называть иудеями. «Иудей» происходит от Иуда, по-еврейски хвала. Иуда — основатель одного из 12 колен. Иудея — южная часть царства Соломона после его смерти. От времени вавилонского плена весь народ назывался иудеями. Однако их великое наследие (ср. Быт 12:3) стало источником надменной гордости, которая привела к осуждению вместо «хвалы» (ср. Иона 4:2; Мих 3:11−12; Мф 3:7−9; Ин 8:31−34, 40−59).

2:19, 20 слепых… младенцев Имея закон, иудеи ощущали себя духовными наставниками: поводырями слепых язычников (ср. Мф 23:24−28), светом (ср. Ис 42:6), обладателями мудрости Божией, способными учить малых детей (возможно, это ссылка на прозелитов).

2:21, 23 Ряд вопросов, в которых сравнивается практическая жизнь иудеев и то, чему они были в свое время научены (ср. Пс 49:16−20; Мф 23:3, 4; Иак 3:1).

2:22 святотатствуешь Возможно, речь идет о злоупотреблениях с денежными пожертвованиями для храма или о сокрытии части соборного налога (ср. Мал 3:8−10). Однако более вероятно, что речь идет о таком обычном явлении, как прямое нарушение Божьей заповеди (Втор 7:25), т.е. о продаже идолов и сосудов при разрушении языческих храмов, ради личного обогащения (ср. Деян 19:37) под религиозными предлогами.

2:24 как написано Цитата из Ис 52:5.

2:25 обрезание См. пояснение к Быт 17:11. полезно Как акт повиновения, напоминающий о завете с Богом (см. пояснения к Быт 17:10−14).
необрезанием Иудей, который постоянно преступал закон Божий, лишался спасительной связи с Богом и как бы становился необрезанным язычником. Внешний символ ничего не значил без внутреннего содержания.

2:26 вменится ли ему в обрезание? Богу одинаково дороги как верующий язычник, так и обрезанный верующий иудей.

2:27 Покорность закону язычника служит суровым упреком иудею, который, несмотря на свои великие преимущества, живет в непокорности.

2:28 по наружности Речь идет о телесных наследниках Авраама, которые были надлежащим образом обрезаны (ср. 9:6; Мф 3:9).

2:29 тот Иудей Истинное дитя Божие; истинное духовное семя Авраама (см. 4:16; ср. Гал 3:29).
обрезание, которое в сердце Внешний ритуал имеет ценность только тогда, когда он отражает внутреннее состояние сердца, отделенного от греха для Бога. Ср. Втор 10:16; Втор 30:6.
духу… букве Спасение происходит от работы Святого Духа в сердце человека, а не от внешних попыток соблюсти закон.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.