1-е Тимофею 1 глава

Первое послание Тимофею
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Павел, апостол Христа Иисуса по воле Бога Спасителя нашего и Христа Иисуса, надежды нашей, —
2 Тимофею, истинному чаду моему по вере: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Уходя в Македонию, я просил тебя оставаться в Эфесе и разубеждать тех, кто учит не нашему,
4 Увлекается выдумками и бесконечными выяснениями родословных, приводящими лишь к разногласию, а не к Божьему созиданию веры.
5 Разубеждать же следует в пользу любви от чистого сердца, доброй совести и непритворной веры.
6 Некоторые отступили от этого и ударились в пустословие:
7 Желают учить Закону, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, зачем упорствуют.
8 Мы знаем, что Закон хорош, если употреблен по существу Закона.
9 Но известно, что Закон указывает не на праведника, а на бесчинствующих неслухов и глумящихся над всем святым беспутных и нечестивых смутьянов и богохульников, способных учинить расправу над отцом, матерью, убийц,
10 Развратников, взаимных осквернителей мужской сути, работорговцев, лжецов, отступников, всех тех, кто отвергает здравое учение,
11 Исходящее из славного евангелия блаженного Бога, которое и доверено мне.
12 Благодарю Христа Иисуса, Господа нашего. Он дал мне мою силу, посчитал меня верным, определил на служение.
13 А ведь когда-то я был святотатцем, гонителем и изувером. Но вышло мне помилование, потому что я был таким по невежеству и неверию.
14 Неисчерпаема благодать Господа нашего — вера и любовь Христа Иисуса.
15 Тут каждое слово — правда и достойно приветствия. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Из них я первый.
16 Но с тем я и помилован, чтобы ко мне первому Иисус Христос подошел с безграничным терпением и на моем примере расположил других к тому, чтобы поверить в Него и обрести вечную жизнь.
17 Царю всех веков, бессмертному, невидимому, единственному Богу: честь и слава во веки веков! Аминь.
18 Поручаю тебе, сын мой Тимофей, заботу по смыслу известных о тебе пророчеств. В согласии с ними будь искусным воином, как на войне.
19 Полагайся на веру и добрую совесть, без которой некоторые, отбросив ее, потерпели крушение веры, как терпят кораблекрушение.
20 Среди них — Гименей и Александр, которых я предал Сатане, чтобы отучились богохульствовать.

Учебной Библии МакАртура

1:1 Апостол Иисуса Христа См. пояснения к 2Кор 12:11−12; ср. Деян 1:2; Деян 2:42; Рим 1:1; Еф 2:20.
Бога, Спасителя нашего Название, уникальное для пасторских посланий, имеющее корни в Ветхом Завете (Пс 17:47; Пс 24:5; Пс 26:9; Мих 7:7; Ав 3:18). Подчеркивается спасающая природа Бога. Бог есть Спаситель и Источник нашего спасения, которое Он предусмотрел от начала (см. пояснение к 4:10; ср. 2Фес 2:13).
Иисуса Христа, надежды нашей Христиане имеют надежду в будущем, поскольку Христос уже приобрел для них спасение на кресте. (Рим 5:1−2), освящает их через Свой Дух в настоящем (Гал 5:16−25) и приведет их к славе в будущем (Кол 1:27; 1Ин 3:2−3).

1:2 Тимофею См. во Введении: Название.
истинному сыну в вере Только Тимофей (2Тим 1:2; 2Тим 2:1) и Тит (1:4) удостоились этих слов в знак особого расположения Павла. Греческое слово «сын» правильнее перевести как «ребенок». Оно подчеркивает роль Павла как духовного отца Тимофея. Слово «истинный» говорит об искренности веры Тимофея (2Тим 1:5). Тимофей был нежно любимым учеником Павла и его подопечным (1Кор 4:17; Флп 2:19−22).
Благодать, милость, мир Обычное приветствие Павла, которое встречается во всех его посланиях (см. пояснение к Рим 1:7), здесь добавлено лишь слово «милость» (ср. 2Тим 1:2). Милость освобождает верующих от нищеты, которая является следствием греха.

1:3−11 Открыто требуя прекратить распространение ложного учения в ефесской церкви, Павел характеризует лжеучителей и их учение.

1:3 отходя в Македонию… пребыть в Ефесе Прежде чем покинуть Ефес, Павел, вероятно, отлучил Именея и Александра (ст. 20), а затем предписал Тимофею остаться и завершить то, что он начал.
увещевать Это подобно военному приказу: подчиненный обязан повиноваться распоряжению начальника (ср. 2Тим 4:1).
некоторых Лжеучителей было немного, однако они имели большое влияние. Имеются указания, что эти люди были руководителями ефесской церкви или церквей, расположенных в близлежащей к Ефесу области:
1) они были учителями (ст. 7), а эта роль принадлежала руководителям (3:2; 5:17);
2) Павел лично отлучил Именея и Александра, а это указывает на то, что они занимали высшие руководящие должности;
3) Павел подробно говорит о качествах пресвитера (3:1−7), указывая, что люди, которые не обладали такими качествами и должны были быть заменены более достойными, тем не менее, занимали эти должности;
4) Павел подчеркивал, что согрешающих пресвитеров должно обличать перед всеми (5:19−22).
не учили иному Составное слово, состоящее из двух греческих слов, которые означают «другого типа» и «учить». Лжеучителя учили иному учению, отличному от апостольского (6:3, 4; Деян 2:42; Гал 1:6, 7). Различия касались Благой Вести о спасении. Очевидно, они проповедовали иную благую весть (см. пояснения к Гал 1:6−9), а не «славное благовестие блаженного Бога» (ст. 11).

1:4 баснями и родословиями бесконечными. Легенды и фантастические рассказы возникали на основе иудаизма (ст. 7; ср. Тит 1:14) и были связаны с аллегорическими или вымышленными толкованиями генеалогических линий Ветхого Завета. В действительности они являлись «учениями бесовскими» (4:1), выдаваемыми за истину Божию (ср. 4:7).

1:5 увещания См. пояснение к ст. 3, в котором использована глагольная форма «увещевать» (см. также ст. 8). Целью увещевания в ст. 3−4 являются духовные качества, перечисленные в ст. 5. Тимофей должен увещевать церковь. Цель проповедования истины и предостережения от ошибок — призвать людей к истинному спасению во Христе, которое производит любовь к Богу от чистого сердца (2Тим 2:22; 1Пет 1:22), непорочную совесть (Евр 9:22; Евр 10:14) и глубокую веру (Евр 10:22).
любовь Это решение, принятое человеком, акт воли, любовь, для которой характерно самопожертвование, самоотречение, любовь, которая отличает истинных христиан (Иоан. 13:35; Рим 13:10; 1Ин 4:7−8; см. пояснения к 1Кор 13:1−7). Ложные учения, напротив, способствовали возникновению конфликтов и «словопрений» (ст. 4; 6:3−5).
доброй совести Ср. ст. 19; 3:9; 4:2; см. пояснение к 2Кор 1:12. В греческом слово, переведенное как «доброй» означает «совершенной, приносящей удовольствие, удовлетворение». Бог создал человека с «совестью», т.е. со способностью судить себя. Бог написал Свой закон в человеческом сердце (см. пояснение к Рим 2:15), и потому человек знает основные различия между добром и злом. Когда человек нарушает принятые нормы, его совесть возбуждает в нем чувство вины, которое действует на мозговые центры, отвечающие за безопасность, и вызывает чувство страха, вины, стыда и сомнения, предупреждая об угрозе для человека (ср. Ин 8:9; 1Кор 8:7, 10, 12; Тит 1:15; Евр 10:22). С другой стороны, когда верующий выполняет волю Божию, он получает подкрепление, уверенность, мир и радость от доброй совести (ср. Деян 23:1; Деян 24:16; 2Тим 1:3; Евр 13:18; 1Пет 3:16, 21).

1:6 пустословие Ср. Тит 1:10. Имеется в виду бесцельная, не имеющая логического завершения речь. Слова, не относящиеся к делу и не содержащие в себе духовного смысла или наставления для верующих. Это слово может быть также переведено как «бесплодная дискуссия». Лжеучение не ведет ни к чему, как к смертельному концу человеческой теории и бесовского обмана (ср. 6:3−5).

1:7 желая быть законоучителями Лжеучителя желали иметь тот же престиж, которым пользовались иудейские раввины; но они вовсе не заботились о подлинном соблюдении закона и о наставлении других людей в законе (ст. 6:4; Мф 23:5−7). Напротив, они обманывали верующих в Ефесе законнической ересью, которая предполагала спасение в награду за добрые дела.

1:7−8 закон Имеется в виду закон Моисея, а не закон в целом. Это были мнимые иудейские учителя, желавшие навязать обрезание и сохранить обряды Моисея в Церкви как необходимые условия для спасения. Они досаждали ранней церкви (см. пояснения к Гал 3−5; Флп 3:1−8).

1:8 закон добр В греческом слово, переведенное как «добр» может означать «полезен». Закон полезен, так как отражает святую волю Божию и стандарты праведности (Пс 18:8; Рим 7:12), цель которых — показать грешникам их греховность (Рим 3:19) и их потребность в Спасителе (Гал 3:24). Закон вынуждал людей признать, что они виновны в непослушании Божьим заповедям, и посредством этого осуждал каждого человека, приговаривая его к пребыванию в аду (см. пояснения к Рим 3:19−20).

1:9 положен не для праведника Те, кто считают себя праведниками, никогда не получат спасения (Лк 5:32), поскольку они не понимают истинного назначения закона. Лжеучителя с их теорией о лично достигнутой праведности (в их понимании) ясно показали, что они совершенно не понимали закон. Закон служил не для осознания самоправедности, но для самоосуждения, осознания греха, признания вины, покаяния и мольбы к Богу о милости (ст. 15). См. пояснения к Лк 18:9−14; Рим 5:20; Гал 3:10−13, 19.
беззаконных… оскверненных Первые шесть качеств из перечисленных в трех парах определений этого стиха описывают грехи, относящиеся к первой половине Десяти заповедей и определяющие отношение человека к Богу. Слово «беззаконные» означает тех, кто не подчинялся никаким законам или нормам. Непослушание делало таких людей «непокоривыми», или бунтовщиками. «Нечестивые» пренебрегали святостью, они были «грешниками», поскольку не считались с Божьим законом. «Развратные» относились равнодушно к тому, что правильно и что неправильно, и это делало их «оскверненными», наступающими на святыни и попирающими их (ср. Евр 10:29).

1:9−10 оскорбителей отца… клятвопреступников Эти грехи связаны с нарушением второй половины Десяти заповедей и касаются взаимоотношений между людьми. Они, несомненно, характерны для лжеучителей, так как характеризуют поведение, свойственное последователям лжеучения (ст. 10). «Оскорбители отца и матери» нарушают пятую заповедь (Исх 20:12; ср. 21:15−17), которая подразумевает все от неуважения до убийства. «Человекоубийцы» нарушают шестую заповедь (Исх 20:13). «Блудники» и «мужеложники» (или гомосексуалисты) нарушают седьмую заповедь (Исх 20:14), которая запрещает сексуальные взаимоотношения вне брака. Поскольку похищение детей было обычным делом во времена Павла, он упоминает «человекохищников» в связи с восьмой заповедью (Исх 20:15), которая запрещает воровство. Наконец, «лжецы» и «клятвопреступники» нарушали девятую заповедь (Исх 20:16).

1:10 здравому учению Обычное для пасторских посланий выражение (ср. 2Тим 4:3; Тит 1:9; Тит 2:1). «Здравое» означает «здоровое», «благотворное». Учение, которое способствует духовной жизни и росту и указывает, что лжеучение вызывает духовную болезнь и слабость.

1:11 славному благовестию Благовестие открывает славу Божию, совершенство Его Личности и Его свойства, включая Его святость (ненависть ко греху), справедливость (требование наказания за нарушение Его закона) и благодать (прощение грехов). Эти свойства являются ключевыми для успешной проповеди Евангелия. вверено Это греческое слово означает передачу чего-либо, обладающего ценностью, другому человеку и может быть переведено как «поручено». Бог поручил Павлу попечение и заботу о Своем откровении. Ср. 2:7; 6:20−21; Рим 15:15−16; 1Кор 4:1−2; 1Кор 9:17; 2Кор 5:18−20; Гал 2:7; Кол 1:25; 1Фес 2:4.

1:12−17 Свидетельство Павла о своем спасении в этих стихах являет контраст между правильным пониманием закона Павлом и неправильными представлениями лжеучителей, между славой истинного благовестия и пустотой лжеучения.

1:12 признал меня верным Наивысшая цель Бога для Павла и для всех верующих осуществляется через личную веру. До тех пор, пока Павел не обратился с помощью Духа Святого от самоправедности (см. Флп 3:4−7) к вере исключительно во Христа, Бог не мог использовать его. Павел находился в тех же условиях, как и бесполезные лжеучителя (ст. 6, 7).

1:13 хулитель и гонитель и обидчик Этот стих показывает нам, что почувствовал Павел, когда взглянул на себя в свете Божьего закона и осознал, кем он был на самом деле (см. пояснения к Рим 7:7−12). «Хулитель» произносит злые слова, злословит Бога. Павел нарушал первую половину Десяти заповедей, открыто нападая на Христа (ср. Деян 9:4−5; Деян 22:7−8; Деян 26:9, 14−15). Как «гонитель» и «обидчик» Павел нарушал вторую половину заповедей, нападая на верующих. Греческое слово «обидчик» может быть переведено как «неистовый агрессор», указывая на неистовство Павла, изливавшееся на христиан. Ср. пояснение к ст. 20.
потому, что так поступал по неведению, в неверии Павел не был иудейским отступником, а также и фарисеем, который ясно понимал учение Христа и все же отвергал Его. Он был ревностным иудеем, пытающимся заработать свое спасение, потерянным и проклятым (см. пояснения к Флп 3:4−7). Оправданием его неведению служило то, что он не провозглашал свою невиновность и не оправдывал себя, отрицая свою вину. Утверждение это лишь показывало, что Павел не понимал истины Христова благовестия и честно пытался защитить свою религию. Его добровольное покаяние после встречи со Христом (ср. Рим 7:9; Флп 3:8−9) является доказательством, что он не понимал значения своих поступков, он действительно считал, что служит Богу (Деян 26:9).

1:14 благодать Всеобъемлющее прощение Божие, дарующее спасение и не требующее никаких заслуг со стороны спасаемых (см. пояснения к Рим 3:24; Гал 1:6).
с верою и любовью Отношения, связанные со спасением в Новом Завете (ср. Еф 1:15; Еф 3:17; Кол 1:4, 23). Они являются дарами Божией благодати во Христе.

1:15 Верно… слово Фраза, уникальная для пасторских посланий (ср. 3:1; 4:9; 2Тим 2:11; Тит 3:8). Подразумевает основные доктрины учения. Фраза «всякого принятия достойно» подчеркивает смысл сказанного. Очевидно, эти доктрины были хорошо известны в церквах как краткое изложение сути Евангелия.
спасти грешников Это верное высказывание основано на утверждениях Иисуса, записанных в Мф 9:13; Лк 19:10.
я первый Буквально «первый в ряду». Немногих можно назвать худшими грешниками в сравнении с теми, кто поносил Бога и преследовал Его Церковь (см. пояснения к 1Кор 15:9; Еф 3:8). Отношение Павла к себе изменилось коренным образом (ср. Флп 3:7−9; см. пояснения к Рим 7:7−12).

1:16 для того Павел был спасен, чтобы Бог смог явить Свое милосердие, сострадание и долготерпение по отношению даже к самым нечестивым грешникам.
долготерпение Имеется в виду терпение по отношению к людям (ср. Рим 2:4).
пример Образец или пример. Павел был живым доказательством того, что Бог может спасти любого грешника, вне зависимости от глубины его падения. Известие об обращении Павла послужило ко спасению многих. Свидетельство Павла повторяется в Новом Завете шесть раз (Деян 9; 22; 26; Гал 1−2; Флп 3:1−14).

1:17 Бог получает всю хвалу за чудесное спасение Павла. Это одна из многих доктрин, написанных Павлом (ср. Рим 11:33−36).

1:18 Тимофей См. во Введении: Название.
сообразно с бывшими о тебе пророчествами В греческом слово, переведенное как «бывшими», буквально означает «призывавшими на путь», подразумевая, что ряд пророчеств, данных Тимофею, касался получения им духовного дара (см. пояснение к 4:14). Эти пророчества особым, сверхъестественным образом призывали Тимофея на служение Богу.
воинствовал... как добрый воин Павел убеждал Тимофея вести войну против врагов Христа и благовестия. Ср. 2Кор 10:3−5; 2Тим 2:3−4; 2Тим 4:7.

1:19 веру… вере Первое слово означает продолжение веры в истину. Второе слово дополняет сказанное и означает суть христианского благовестия.
добрую совесть См. пояснение к ст. 5.
кораблекрушение Добрая совесть служит рулем, который направляет верующего между скалами и рифами грехов и ошибок. Лжеучителя игнорировали свою совесть и истину и в результате терпели кораблекрушение в христианской вере (в истинном учении благовестия), которое являлось серьезной духовной катастрофой. Это не означает потерю спасения истинно верующим (см. пояснения к Рим 8:31−39), но указывает на трагические потери, которые несут отступники. Они находились в церкви, слышали благую весть и отвергали ее, предпочитая лжеучение, описанное в ст. 3−7. Отступничество лжеучителей отвращает от благой вести и тех, кому она хорошо известна. См. пояснения к Евр 2:3, 4; Евр 3:12−15; Евр 6:1−8; Евр 10:26−31.

1:20 Именей и Александр Именей упоминается в 2Тим 2:17 вместе с Филитом, еще одним лжеучителем. Александр мог быть противником веры, упомянутым в 2Тим 4:14−15. Больше ничего неизвестно об этих двух людях (см. пояснение к ст. 3).
я предал сатане Павел отлучил обоих мужей от церкви, чтобы положить конец их влиянию и снять с них защиту и покровительство, которые Бог дает Своему народу. Они уже не находились под Божьим благословением, но под властью сатаны. В некоторых случаях Бог предает верующих сатане, чтобы достичь положительных результатов: постижение подлинной спасающей веры, воспитание в них смирения и доверия к Нему, способности укреплять других и воздавать Богу хвалу (ср. Иов 1:1−22; Мф 4:1−11; Лк 22:31−33; 2Кор 12:1−10; Откр 7:9−15). Бог предает сатане некоторых людей для суда, например, царя Саула (1Цар 16:12−16; 1Цар 28:4−20), Иуду (Ин 13:27) и согрешившего члена Коринфской церкви (см. примечания к 1Кор 5:1−5).
научились не богохульствовать См. пояснение к ст. 13. Павел научился не богохульствовать, когда встретился лицом к лицу с истинным пониманием закона и благовестия. Вот в чем нуждались запутавшиеся люди. Господь, говорится в богодухновенном тексте, научил бы их и оказал бы им милость, как и Апостолу Павлу. Однако эта работа не могла вестись ценой утраты чистоты церкви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.