2-е Тимофею 2 глава

Второе послание Тимофею
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 Сын мой, черпай силу в Божьей благодати, а это Христос Иисус.
2 Я говорю о Нем всем. Говорил и тебе. Пусть и от тебя услышат теперь о Нем люди, способные оправдать доверие и научить других.
3 Свою долю тягот и лишений переноси, как хороший воин Христа Иисуса.
4 Воин не будет забивать себе голову житейскими заботами, если хочет быть у командира молодцом.
5 Венец победителя не достанется атлету, если он будет состязаться не по правилам.
6 Кропотливым трудом добывает земледелец свое право первым вкушать от урожая.
7 Вдумайся в мои слова. Господь поможет тебе понять, что к чему.
8 Помни Иисуса Христа, потомка Давидова, воскресшего из мертвых, как и евангелие мое говорит.
9 За него претерпеваю страдания, забит в цепи, как злодей. Да только Божье Слово в цепи не забьешь!
10 Что ж, я все терплю ради избранных. Хочу, чтобы и они с Христом Иисусом обрели спасение и вечную славу.
11 Тут каждое слово — правда: с Ним умрем — с Ним будем жить.
12 Сегодня терпим беды — с Ним царствовать будем. Отречемся — и Он от нас отречется.
13 А утратим веру — Он останется верен, потому что от Себя отрешиться не может.
14 Не позволяй забывать об этом никому. Запрещай перед Богом препираться из-за пустяков. От этого проку никакого нет, а лишь бывает смятение среди учащихся.
15 Старайся оставаться перед Богом работником надежным, безукоризненным, несбивчивым в слове истины.
16 Избегай тех, кто предается вздорному пустословию. Чем больше они болтают, тем больше невнятицы в их представлениях о вере.
17 Их слово расползается, как гангрена. Среди них — Гименей и Филет.
18 Они отошли от истины, утверждают, что воскресение уже было, и убивают в некоторых веру.
19 Но незыблемо основание Божье и на нем печать: «Господь знает Своих» и «Да отрешится от неправды взывающий к Господу».
20 В хорошем хозяйстве всегда найдутся сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные: одни для изящного, другие для грубого употребления.
21 Кто достигает чистоты и делается сосудом изящным, тот обретает новое качество на пользу Хозяину — пригодность ко всякому лучшему наполнению.
22 Избегай обольщений юности, зато преуспевай в праведности, вере, любви, мире со всеми, кто призывает Господа от чистого сердца.
23 Не встревай ни в какие бестолковые и невежественные прения. С них-то и начинаются дрязги. Знай это.
24 Рабу Господню не пристало вздорить, а нужно быть со всеми приветливым, находчивым на слово назидания, терпимым.
25 Его дело — с кротостью разубеждать упрямцев: может быть, даст им Господь покаяние и познание истины,
26 И они, одумавшись, выберутся из сетей Дьявола, и он потеряет над ними власть.

Учебной Библии МакАртура

2:1 укрепляйся Это главное увещевание первой части послания. Павел призывает Тимофея победить очевидную тенденцию к слабости и обновить посвящение служению (см. во Введении: Исторические и теологические темы).
сын мой Павел привел Тимофея ко Христу во время первого миссионерского путешествия (ср. 1Кор 4:17; 1Тим 1:2, 18).

2:2 слышал от меня См. пояснение к 1:13; ср. 3:14. За долгие годы близкого общения с Павлом (см. во Введении к 1-му Тимофею: Автор и время написания) Тимофей слышал Божью истину, которую Бог открыл через Апостола.
при многих свидетелях Таких как Сила, Варнава, Лука и многие другие верующие в церквях, которые могли засвидетельствовать, что учение Павла подлинно Божье. Это напоминание было необходимо Тимофею в связи с многочисленными проблемами в Ефесе (ср. 1:15).
верным людям, которые были бы способны и других научить Тимофей должен был принять Божье откровение, которому учил его Павел, и научить других верных людей, то есть людей, обладающих соответствующим духовным характером и одаренностью, которые могли бы передать эти истины следующему поколению. От Павла к Тимофею, от Тимофея к верным людям, от них — к четырем поколениям благочестивых руководителей. Процесс духовного воспроизводства, начавшийся в ранней церкви, должен продолжаться до возвращения Господа.

2:3 добрый воин Метафора христианской жизни как войны (против зла в мире, против грешной человеческой природы самого верующего, против сатаны) часто встречается в Новом Завете (ср. 2Кор 10:3−5; Еф 6:10−20; 1Фес 4:8; 1Тим 1:18; 1Тим 4:7; 1Тим 6:12). Павел здесь подразумевает столкновение с враждебно настроенным миром и с преследованием (ср. ст. 9; 1:8; 3:11, 12; 4:7).

2:4 не связывает себя Как солдат, призванный на действительную службу, полностью лишен связи с обычными событиями гражданской жизни, так и добрый воин Иисуса Христа не позволяет, чтобы мирское отвлекало его внимание (ср. Иак 4:4; 1Ин 2:15−17).

2:5 подвизается Греческий глагол («атлео») означает усилие и решительность, необходимые для успеха в спортивных состязаниях (ср. 1Кор 9:24). Для тех, кто имел представление об Олимпийских и Истмийских (проводились в Коринфе) играх, сравнение духовных усилий с усилиями и неустанным стремлением к победе атлетов было весьма удачным.
увенчивается Весь тяжкий труд спортсмена, его дисциплина оказывались напрасными, если он хоть в малейшем нарушал установленные правила. Для достижения духовной победы Павел призывает к послушанию Слову Божьему

2:6 Трудящемуся земледельцу Слово «трудящемуся» образовано от греческого глагола, обозначающего «трудиться до изнеможения». Древние земледельцы работали, не разгибая спины, в любых условиях с утра до позднего вечера в надежде получить в награду хороший урожай. Павел убеждает Тимофея не лениться и не жить в праздности, но упорно трудиться (ср. Кол 1:28−29), ожидая урожая. См. пояснения к 1Кор 3:6−7.

2:7 Разумей В греческом это слово, означает четкое восприятие, полное понимание и тщательное рассмотрение. Форма глагола предполагает не просто добрый совет, а настойчивое увещевание со стороны Павла, придавая глубокий смысл написанному.

2:8 Помни… Иисуса Христа Высший пример верного Учителя (ст. 2), Воина (ст. 3−4), Спортсмена (ст. 5), Земледельца (ст. 6). Тимофей должен был следовать Его примеру в учении, страдании, стремлении к награде и сеянии семян истины для получения духовного урожая.
от семени Давидова См. пояснения к Рим 1:3; Откр 22:16. Иисус как потомок Давида является законным наследником его трона (Лк 1:32−33). Здесь подчеркивается человеческая природа Господа.
воскресшего из мертвых Воскресение Христа является основополагающей истиной христианской веры (1Кор 15:3−4, 17, 19). Воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Иисуса Христа (см. пояснение к Рим 1:4).

2:9 я страдаю… но для слова… нет уз Павел противопоставляет своему заключению благовестие и безграничную силу Слова Божия.

2:10 ради избранных Избранные к спасению еще до начала мира (см. пояснение к 1:9), которые еще не пришли к вере в Иисуса Христа (см. пояснения к Деян 18:10; Тит 1:1).
спасение во Христе Иисусе Спасение может быть только в Нем (Деян 4:12; ср. Рим 8:29; Еф 1:4−5). Благовестие должно возвещаться (Мф 28:19; Деян 1:8), поскольку избранные еще не спасены верою в Иисуса Христа (Рим 10:14).
вечною славою Конечный результат спасения (см. пояснения к Рим 5:2; Рим 8:17).

2:11 Верно слово «Слово», которое упоминается в ст. 11−13. См. пояснение к 1Тим 1:15.
с Ним умерли… с Ним и оживем Имеется в виду духовное участие верующих в смерти и Воскресении Христа (Рим 6:4−8), а также возможные страдания ради Христа, что следует из контекста.

2:12 терпим Это верующие, которые постоянно доказывают искренность своей веры (см. пояснение к Мф 10:22; ср. 24:13; Ин 8:31; Рим 2:7; Кол 1:23).
с Ним и царствовать будем В Его будущем вечном царстве (Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:4, 6).
если отречемся, и Он отречется от нас Здесь говорится о постоянном, окончательном отречении, отступничестве (см. пояснение к 1Тим 1:19), а не о временных неудачах (случайных падениях) искренних верующих, например Петра (Мф 26:69−75). Те, кто отрицает Христа, таким образом доказывают, что они никогда в действительности не принадлежали Ему (1Ин 2:19) и, встретившись однажды со страшной реальностью, будут отвержены Им (Мф 10:33).

2:13 неверны Имеется в виду недостаток спасающей веры, а не колеблющаяся вера. Неверующие будут полностью отрицать Христа, поскольку вера не была искренней (ср. Иак 2:14−26).
Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может Христос был верен в том, чтобы спасти уверовавших в Него (Ин 3:16), а также верен в том, чтобы судить неверующих (Ин 3:18). Поступать иначе Иисус не может. Это противоречит Его святой неизменной природе. Ср. Евр 10:23.

2:14 словопрения Спорить с лжеучителями, т. е. с обманщиками, которые из человеческих побуждений искажали Слово Божие, было не только глупо (Притч 14:7) и бесполезно (Мф 7:6), но и опасно (ст. 16, 17; ср. ст. 23). Это первое из трех предостережений об опасностях бесполезных дискуссий (см. пояснения к ст. 16, 23). См. пояснения к 1Тим 4:6−7; 1Тим 6:3−5; 2Пет 1−3.
расстройству В греческом слово означает «ниспровергать», «разрушать». В Новом Завете встречается еще один раз (2Пет 2:6), где описывается гибель Содома и Гоморры. Заменяя истину ложью, лжеучение несет духовную катастрофу слушателям. «Расстройство» может оказаться вечным.

2:15 достойным Слово означает неизменное постоянство в достижении цели. Тимофей, как и все, кто проповедует или учит Слову, должен был прилагать максимум усилий для правильной, полной передачи Слова Божьего, точной и понятной слушателям. Это сокрушительное противодействие гибельному влиянию лжеучения (ст. 14, 16, 17).
верно преподающим Буквально «разрезающим прямо». Аналогия с точностью, необходимой в профессии плотника, каменщика а также профессии Павла — он изготовлял палатки из кожи. Точность и аккуратность необходимы для библейского толкования, как и для любого предприятия, поскольку толкователь управляет Словом Божьим. Отсутствие этих качеств приведет к краху.
слово истины Все Писание в целом (Ин 17:17) и благовестие в частности (Еф 1:13; Кол 1:5).

2:16 непотребного пустословия См. пояснения к ст. 14; 1Тим 6:20; ср. Тит 3:9. Подобные губительные ереси ведут только к еще «большему нечестию». Ересь не может спасти или освятить. Это второе предупреждение Павла. Ср. ст. 14, 23.

2:17 рак Обозначает болезнь, которая быстро распространяется и заканчивается летальным исходом. Метафора подчеркивает коварную опасность лжеучения. Оно врывается в человеческую жизнь и поглощает ее.
Именей См. пояснение к 1Тим 1:20.
Филит Он заменил Александра (1Тим 1:20) как соучастник Именея.

2:18 воскресение уже было Подобно лжеучителям, смущавшим коринфян (1Кор 15:12), Именей и Филит отрицали реальность телесного воскресения верующих. Они учили, что духовное отождествление верующих со смертью и Воскресением Христа (Рим 6:4, 5, 8) было единственно возможным воскресением, и оно уже произошло. Подобные еретические учения базировались на взглядах современных греческих философов, утверждавших, что материя есть зло, а дух добро.
разрушают… веру О тех, чья вера не была искренней (ср. Мф 24:24). Подлинно спасающая вера не может быть полностью и окончательно разрушена (см. пояснение к ст. 12). Ложная, неспасающая вера приводит к отступничеству (ср. 4:10). См. примечания к Мф 7:21−27; Мф 13:18−22; Ин 2:23, 25; Ин 6:64−66; Ин 8:31; 1Ин 2:19.

2:19 твердое основание Божие Слова относятся к Церкви (ср. 1Тим 3:15), Которую не могут победить силы ада (Мф 16:18) и Которая состоит из людей, принадлежащих Господу. печать Символ собственности и достоверности. Павел приводит два отличительны признака людей, имеющих Божью печать подлинности.
«познал Господь Своих» Вероятно, ссылка на Чис 16:5. Он «познал». В смысле близких отношений, подобно тому как муж познает свою жену, а не в смысле «знакомства» вообще (см. пояснения к Ин 10:27−28; Гал 4:9). Бог всегда знает Своих, поскольку Он избрал их еще до начала времен. См. пояснение к 1:9.
«да отступит от неправды всякий» Это выражение перефразировано из Чис 16:26 и является вторым признаком, удостоверяющим, что верующие есть собственность Бога. Фраза отражает стремление их к святости (ср. 1Кор 6:19−20; 1Пет 1:15−16).

2:20 сосуды Греческое слово, употребляющееся в самом широком смысле, означавшее различные инструменты, посуду или мебель в доме. В «большом доме», проводит аналогию Павел, есть два типа сосудов.
одни в почетном В богатом доме сосуды были изготовлены из драгоценных металлов, «золота и серебра», и использовались в «почетных» целях: для сервировки стола во время приема пищи семьей и гостями.
другие в низком Сделанные из дерева и глины, они служили не для почетного употребления, а для низменного — для мусора и отходов домашнего хозяйства. См. пояснение к 2Кор 4:7.

2:21 кто Тот, кто хочет быть полезным Господу для высоких целей. Даже простое деревянное ведро или глиняный горшок становятся полезными, когда они очищены и освящены.
чист См. пояснение к ст. 19. В греческом слово, означает «полностью очистить», или «совершенно чистый». Для того, чтобы ведро для отходов использовалось для почетной цели, его нужно было освободить, тщательно вымыть и избавить от малейших следов грязи.
сего Сосуды «низкого» употребления (ст. 20). Связь с лжеучителями и живущими в грехе развращает (Притч 1:10−19; Притч 13:20; 1Кор 5:6, 11; 1Кор 15:33; Тит 1:16), особенно, если они являются руководителями церкви. Явный призыв к отделению от тех, кто провозглашает себя служителями Божьими, но поступает как негодный инструмент, полезный только для самого низкого употребления.

2:22 Юношеских похотей Не просто недозволенных сексуальных желаний, но также и таких похотей, как гордости, страсти к богатству и власти, ревности, самоуверенности и духа противоречия.

2:23 состязаний уклоняйся Третье предупреждение Павла об отказе от бесплодных споров с лжеучителями (см. пояснения к ст. 14, 16).

2:24 учительным Так переведено единственное в греческом языке слово, которое означает «искусный в учении». См. пояснение к 1Тим 3:2.

2:25 противников Прежде всего неверующих (пленников сатаны — ст. 26), но также и верующих, обманутых «глупыми и невежественными» (ст. 23) теориями лжеучителей, и, возможно, самих искренне заблуждающихся лжеучителей.
даст ли им Бог покаяния Ср. Деян 11:18; см. 2Кор 7:9−10. Всякое истинное покаяние происходит по высшей благодати Божией (Еф 2:7). Усилия, прилагаемые человеком, чтобы изменить себя, тщетны без этой благодати (ср. Иер 13:23).
познанию истины См. пояснение к 3:7. Когда Бог, по благодати, дарует спасающую веру, Он дарует также и покаяние в грехах. Ни то, ни другое не является заслугой человека.

2:26 сети диавола Обман есть ловушка сатаны, который является искусным интриганом, умно и утонченно преподносящим ложь. См. пояснения к Быт 3:4−6; Ин 8:44; 2Кор 11:13−15; Откр 12:9.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.