Апокалипсис 18 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Толкование Мэтью Генри

Русского Библейского Центра

1 После этого я увидел еще одного ангела. Он спускался с неба. У него могучая власть, и землю залил свет его славы.
2 Громким голосом он прокричал: «Пал! Пал Вавилон! Великая столица стала местом обитания бесов, пристанищем всякого духа нечистого, пристанищем всякой птицы нечистой, пристанищем всякой животины нечистой, гадкой.
3 Бешеным вином распутства напились у шлюхи все народы. С ней предавались блуду цари земных царств. Купцы со всего мира обогатились от ее безумной роскоши».
4 И я услышал другой голос с неба, он сказал: «Беги от нее, Мой народ, в грехах ее не участвуй, пагуб ее на себя не навлекай.
5 В небо уперлось нагромождение ее грехов и Богу напомнили о себе ее бесчинства.
6 Воздайте ей, как и она вам воздавала. Двойной платой отплатите ей вдвое по ее делам. Подайте ей в чаше вдвое вина против того, что она подавала.
7 Сколько она заносилась и утопала в роскоши, столько верните ей казнями и горем. В душе она убеждает себя: “Сижу царицей, да и не вдова. Не знать мне никаких горестей!”
8 За это в одночасье придет на нее пагуба: смерть, горе, голод. И сгорит она в огне. Силен Господь Бог, что так ее осудил!
9 Обольются над ней слезами и зарыдают цари земных царств, предававшиеся с ней блуду и роскошеству, когда увидят вдали дым от ее пожарищ.
10 В ужасе от ее мучений, они побоятся подойти и скажут: “Горе! Горе тебе, великий город Вавилон, могучая столица! В одночасье свершился твой приговор.”
11 Плачут и сокрушаются над ней купцы со всего мира, потому что уже некому покупать их товары:
12 Золото, серебро, драгоценные камни и жемчуг и тонкое полотно, пурпур, шелк, алую ткань, и ароматное дерево, и всякие изделия из слоновой кости, из ценного дерева, из бронзы, из железа, из мрамора,
13 И корицу, и душистое снадобье, и фимиам, и миро, и ладан, и вино, и оливковое масло, и муку тонкого помола, и пшеницу, и племенной скот, и овец, и коней, и колесницы, и рабов — их тела и саму их жизнь.
14 Лишилась твоя душа плодов желанных. Покинуло тебя благополучие твое блистательное. Не вернешь его.
15 Те, кто торговал всем этим и на ней разбогател, ужаснутся издали ее мучениям и скажут, плача и сокрушаясь:
16 “Горе! Горе тебе, великая столица, наряженная в пурпур, в алые одежды тонкого полотна, убранная золотом, самоцветными камнями и жемчугом!
17 В одночасье сошло на нет такое богатство.” И капитаны, и заморские гости, и матросы, и купцы с кораблей, стоя в отдалении, —
18 Все смотрели на дым пожарищ и кричали: “Найдется ли где еще такой великий город?”
19 Разрыдавшись, они кричали, обливаясь слезами, посыпая голову пеплом: “Горе! Горе тебе, столица великая, роскошная, обогатившая всех, кто приходил сюда на кораблях! Постигло тебя в одночасье запустение.”
20 Радуйся этому, небо, и ты, святой народ, апостолы и пророки! Божий суд над ней за вас совершился».
21 Могучий ангел поднял огромный, с мельничный жернов, камень, швырнул его в море и сказал: «Вот такой катастрофой будет падение Вавилона, великой столицы. И не отыщется, где была.
22 Ни кифара в руках музыкантов и певцов, ни флейта, ни труба уже не прозвучат в тебе. Ни мастера, ни ремесла уже не останется в тебе. Шума жерновов уже не будет слышно в тебе.
23 Ни одна лампа не засветится в тебе. Ни одна свадьба не сыграется в тебе. Именитыми людьми были твои купцы на земле. Чародейством твоим обмануты все народы.
24 На тебе — кровь пророков и всех святых Божьих людей, убитых на земле».

Толкование Мэтью Генри

Здесь представлен ангел:

I. Провозглашающий о падении Вавилона (ст. 1−2).

II. Объясняющий причины его падения (ст. 3).

III. Предупреждающий всех принадлежащих Богу выйти из Вавилона (ст. 4−5) и содействовать его уничтожению (ст. 6−8). Затем описывается:

IV. Великий плач о Вавилоне тех, кто участвовал в греховных удовольствиях этого города и получал прибыли от него (ст. 9−19).

V. Великая радость всех остальных при виде его окончательной гибели (ст. 20 и далее).

Стихи 1−8. Падение и разрушение Вавилона — событие, предопределенное в планах Божиих и имеющее огромное значение для Его интересов и славы, поэтому видения и предсказания о нем повторяются.

1. Здесь представлен другой ангел, посланный с неба и наделенный великой властью и сиянием славы, ст. 1. Он имел свет не только в самом себе, чтобы различать истину своих предсказаний, но и освещал весь мир, чтобы открыть ему это великое событие. Кроме света для освещения его, он имел также власть для осуществления его.

2. Этот ангел возвещает о падении Вавилона как о событии, уже совершившемся, и говорит об этом очень громким голосом, чтобы все могли услышать его возглас и понять, как приятно было ему возвестить об этой новости. Здесь, по-видимому, содержится намек на пророчество о падении языческого Вавилона (Ис 21:9), где тоже повторяются слова пал, пал Вавилон. Некоторые полагают, что под этим подразумевается двойное падение Вавилона, вначале его падение и потом его гибель, и что непосредственно следующие за этим слова подтверждают такое понимание: Он сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице... ст. 2. Но это также заимствовано из Ис 21:9, где описывается не столько грех Вавилона, его поклонение идолам (которых истинное название — бесы), сколько его наказание, так как, согласно всеобщему представлению, нечистые духи и отвратительные и нечистые птицы часто посещают город или дом, лежащий в развалинах.

3. Объясняется причина его разрушения (ст. 3). Хотя Бог и не обязан давать отчет в Своих действиях, тем не менее Ему угодно делать это, особенно в наиболее грозных и страшных действиях. Нечестие Вавилона было безмерно велико, ибо эта великая блудница не только сама забыла истинного Бога и обратилась к идолам, но с великим искусством и большим усердием вовлекла в свое духовное блудодеяние многих людей и удерживала их под своим влиянием с помощью богатства и роскоши.

4. Всем, ожидающим милости от Бога, дается предупреждение, чтобы они не только вышли от нее, но и содействовали ее уничтожению, ст. 4−5. Заметим здесь:

(1) Даже в Вавилоне Бог может иметь Своих людей, принадлежащих к избранным по благодати.

(2) Дети Божии призываются выйти из Вавилона, и призываются действительно это сделать.

(3) Те, что решили участвовать с нечестивыми в их грехах, подвергнутся язвам их.

(4) Когда грехи людей достигают небес, тогда гнев Его достигает земли.

(5) Хотя Бог запретил личную месть, но Он желает, чтобы Его дети, по Его призыву и под Его водительством, участвовали в низложении врагов, Его и одновременно их собственных, врагов непримиримых и злостных, ст. 6.

(6) Бог будет наказывать грешников в соответствии с их нечестием, гордостью и самоуверенностью, ст. 7.

(7) Когда бедствие постигает людей неожиданно, эта неожиданность еще более усугубляет их бедственное положение, ст. 8.

Стихи 9−24. I. Горестный плач друзей Вавилона о его падении. Заметьте здесь:

1. Кто эти плачущие. Это те, которые были увлечены ее блудом, те, кто принимал участие в ее чувственных наслаждениях и разбогател от ее богатства и торговли, — цари и купцы земные. Цари земные, кого она обольстила идолопоклонством, позволив им произвольно и жестоко управлять своими подданными, оставаясь в то же время в рабском подчинении ей. Купцы земные, то есть те, которые торговали вместе с ней индульгенциями, отпущениями грехов, уделами и привилегиями; они будут рыдать, потому что обогатились от этой торговли.

2. Как они плакали.

(1) Они стояли вдали, они не осмеливались приблизиться к нему. Даже друзья Вавилона будут издали наблюдать за его падением. Хотя они участвовали в его грехах, в его греховных наслаждениях и обогащении, однако не желали участвовать в его язвах.

(2) Они издавали горестные вопли: Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

(3) Они плакали и посыпали голову свою пеплом, ст. 19. Греховные удовольствия временны и кончаются безутешной печалью. Все те, кто радуется успеху врагов церкви, будут участвовать в их падении; те, кто более всего предается своей гордости и прихотям, менее всего способны переносить несчастья. Их печаль будет такой же чрезмерной, какими были прежде их удовольствия и веселье.

3. Что было причиной этого плача — не грехи, а наказание за них. Они плакали не о том, что впали в идолослужение, полюбили роскошь и стали гонителями, но о том, что их постигло разорение — они лишились своей торговли, богатства и власти. Дух антихриста — это мирской дух, и печаль его — это печаль мирская. Они плачут не о том, что гнев Божий обрушился на них, но о том, что они понесли большие убытки, лишились внешнего комфорта. Здесь приводится большой перечень богатств и товаров этого города, которые все были неожиданно потеряны (ст. 12−13), и потеряны безвозвратно (ст. 14): ...все тучное и блистательное удалилось от тебя, — ты уже не найдешь его. Церковь Божия может временно пасть, но потом снова воскреснет, падение же Вавилона будет окончательным низвержением, подобно низвержению Содома и Гоморры. Благочестивая скорбь поддерживает в несчастьях, а мирская скорбь усугубляет их.

II. Ликование и торжество по поводу безвозвратного падения Вавилона, как на небе, так и на земле: в то время как его собственные люди плакали о нем, рабы Божии призываются веселиться, ст. 20. Заметьте:

1. Какой всеобщей будет эта радость: небо и земля, ангелы и святые будут участвовать в ней. То, что составляет предмет радости для рабов Божиих на земле, является радостью и для ангелов на небесах.

2. Как она справедлива и обоснована, потому что:

(1) Падение Вавилона было актом справедливого возмездия Божьего. Бог отомстил за Свой народ. Они доверили свое дело Тому, Кому принадлежит возмездие, и вот пришло время воздаяния врагам Сиона, и хотя они не находят удовольствия в чьем-либо несчастье, однако имеют причину радоваться откровению славного правосудия Божия.

(2) Оно было окончательным. Этот враг уже не потревожит их, они были заверены в этом замечательным знамением (ст. 21): И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. В нем уже не будет жить человек, никакие работы не будут производиться там, никакого веселья не будет, не будет света, но будут мрак и опустошение в возмездие за его великое нечестие: во-первых, за то, что волшебством его были введены в заблуждение все народы, и, во-вторых, за убийство тех, кого он не смог обольстить», ст. 24. Отвратительные грехи заслуживают великого разорения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.