Деяния 10 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии МакДональда

Русского Библейского Центра

1 В Кесарии, в Италийской когорте был центурион, некий Корнелий —
2 Человек благочестивый и вместе со всем своим домом пребывающий в страхе Божьем, в расположении к милостыне среди народа и во всегдашней молитве перед Богом.
3 В третьем часу дня ему было явственное видение Божьего ангела: ангел пришел и позвал его: «Корнелий!».
4 И он, не сводя с него глаз, с ужасом сказал: «Что, Господи?». Тот отвечал: «Молитвы твои и подаяния не остались незамеченными у Бога.
5 Пошли людей в Яффу позвать Симона Петра.
6 Он остановился в доме Симона кожевника у моря».
7 Когда ангел, говоривший с ним, оставил его, Корнелий позвал двух рабов и денщика из благочестивых солдат, бывших у него в услужении,
8 Все им объяснил и послал их в Яффу.
9 Днем, когда они шли уже по предместью, Петр поднялся на кровлю для молитвы. Было около полудня.
10 Ему захотелось есть, да и пора. В ожидании обеда он забылся.
11 И видит отворенное небо, и снижается на него будто чаша — полотнище, прихваченное с четырех сторон и так спускаемое на землю,
12 И там — всякие земные четвероногие, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И ему послышался голос: «Петр! Выбирай! Заколи себе и ешь».
14 Петр сказал: «Ни за что, Господи! Я никогда ничего скверного, нечистого не ел».
15 И снова этот голос: «Что Бог очистил, скверным не полагай».
16 Так было трижды, и чаша опять взмыла в небо.
17 Петр терялся в догадках, что за видение ему было. Люди от Корнелия, расспрашивая по дороге, подошли к дому Симона и остановились у ворот.
18 Крикнув оттуда, они спросили, тут ли живет Симон Петр.
19 Петр все еще размышлял о видении, и тут Дух говорит ему: «Видишь, те трое ищут тебя.
20 Что же ты? Сойди и ступай с ними не раздумывая. Это Я послал их».
21 Петр сошел к посланцам и сказал: «Если вы ищете меня, то вот я. По какому делу вы пришли?».
22 Они ответили: «Корнелий, центурион, человек праведный, пребывающий в страхе Божьем и пользующийся доверием всего иудейского народа, получил от святого ангела повеление: тебя к себе пригласить и выслушать».
23 Тогда Петр завел их на свою половину и принял как родных. На следующий день он, в сопровождении еще нескольких братьев из Яффы, отправился с ними в путь.
24 На другой день он уже был в Кесарии. Для встречи с гостями Корнелий созвал родственников и близких друзей.
25 Когда Петр вошел, Корнелий приветствовал его поклоном в ноги.
26 Петр поднял его и сказал: «Встань! Я такой же человек».
27 С этими словами он переступил порог и видит полный дом народу,
28 И говорит: «Вы знаете, что иудей нарушает Закон, если общается с неиудеями и ходит к ним в гости. Но меня Бог вразумил никого не полагать скверным или нечистым.
29 Поэтому я пошел не раздумывая, как только за мной прислали. И все-таки я спрашиваю: по какому делу я вам нужен?».
30 Корнелий сказал: «Четвертого дня в это самое время, в третьем часу, я был у себя дома и молился. И предстал передо мной человек в сияющей одежде
31 И сказал: “Корнелий! Услышана твоя молитва. Милостыни, тобой подаваемые, не остались незамеченными у Бога.
32 Пошли в Яффу позвать Симона Петра. Он гостит в доме Симона кожевника у моря.”
33 Я сразу послал за тобой. И хорошо же ты сделал, что пришел! Теперь все мы предстоим перед Богом, чтобы выслушать все, что тебе поручено сказать от Господа».
34 И Петр начал свой рассказ: «Сейчас я получил еще одно подтверждение, что Бог беспристрастен.
35 У кого во всяком народе есть страх перед Ним и в поступках правда, тот Ему угоден.
36 Он послал народу Израиля слово о мире и согласии с Богом через Иисуса Христа, Господа всех людей.
37 Это вы знаете. Знаете и о событиях, которые последовали за призывом Иоанна креститься. Они происходили по всей Иудее. А началось с Галилеи.
38 Бог Святым Духом и небесной силой помазал Иисуса из Назарета. Иисус обошел все земли, творя добро и исцеляя всех порабощенных Дьяволом. Он исцелял, потому что с Ним был Бог.
39 Мы — свидетели всех Его деяний в стране иудеев и в Иерусалиме. Потом Его убили, подвесив на кресте.
40 На третий день Бог поднял Его из мертвых — это видели.
41 Но видели не все, а одни только мы, свидетели, наперед избранные Богом. С Ним, воскресшим из мертвых, нам довелось есть и пить.
42 Он повелел нам возвещать и всячески удостоверять перед народом подлинность того, что Он — утвержденный Богом Судья живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что Его именем отпущение грехов получит тот, кто в Него верит».
44 Петр едва успел договорить, как Святой Дух сошел на всех, кто слушал Слово.
45 И удивились верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, что и на язычников излился дар Святого Духа.
46 Они слышали, как те, возвеличивая Бога, говорили не своей речью. Тогда Петр объяснил:
47 «Кто не допустит их до крещения, если им даруется Святой Дух, как и нам?».
48 И он распорядился об их крещении во имя Иисуса Христа. Напоследок они стали просить его остаться у них хотя бы на день-два.

Комментарии МакДональда

10:1−2 Глава открывается событиями, происходившими в Кесарии (примерно в тридцати милях к северу от Иоппии). Корнилий был римским военачальником. Он был центурионом (сотником), то есть под его командой находилось около ста человек. Он принадлежал к Италийскому полку. Замечательны были не только его военные таланты, но и, в еще большей степени, его набожность. Он был благочестивым и богобоязненным человеком, творившим много милостыни бедным иудеям и постоянно молившимся Богу. Райри предполагает, что он, вероятно, был «прозелитом у врат», то есть верил в иудейского Бога и Его верховную власть, но не предпринимал еще никаких шагов, чтобы стать полноправным новообращенным иудеем». (Ryrie, Acts,. 61.)

Не ясно, был ли он уже спасен. Те, кто считает, что был, ссылаются на стихи 2 и 35; в последнем Петр говорит, очевидно, имея в виду Корнилия, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Те же, кто утверждает, что Корнилий еще не был спасен, указывают на 11:14, где приводятся слова ангела, обещавшего, что Петр скажет ему слова, которыми Корнилий будет спасен.

С нашей точки зрения, Корнилий — пример человека, который живет в соответствии со степенью просвещенности, которую дал ему Господь. Хотя этого света было недостаточно для спасения, Бог позаботился о том, чтобы он получил дополнительный свет Благой Вести. До знакомства с Петром у него не было уверенности в спасении, но он чувствовал свое родство с теми, кто поклонялся истинному Богу.

10:3−8 Однажды, около трех часов дня, Корнилий отчетливо увидел Ангела Божьего, который предстал перед ним и обратился к нему по имени. Поскольку Корнилий не был иудеем, он не так много знал о служении ангелов, как любой иудей, и поэтому испугался и принял ангела за Господа. Ангел успокоил его, сообщив, что Богу приятны его молитвы и творимая им милостыня, а затем велел послать на юг, в Иоппию, за человеком по имени Симон Петр, который гостит у Симона кожевника при море. (Кожевенное производство должно было размещаться за пределами города. Из санитарных соображений идеальным был берег моря, куда сбрасывались трупы животных.) Беспрекословно повинуясь, сотник отправил двоих из своих слуг и воина, который также был богобоязненным человеком.

10:9−14 На другой день около полудня Петр взошел на плоскую крышу дома Симона в Иоппии, чтобы помолиться. Он чувствовал голод и хотел есть, но еда еще готовилась внизу, в доме. Голод, разумеется, прекрасно подготовил его к тому, что последовало далее. Войдя в исступление, он увидел полотно, сходящее с неба, привязанное за четыре угла, в котором были всякие четвероногие звери, птицы и рептилии, чистые и нечистые. Глас с небес приказал голодному апостолу: «Встань, заколи и ешь!» Помня закон Моисеев, запрещавший иудеям есть всякую нечистую тварь, Петр произнес свой отрицательный ответ, который вошел в историю: «Нет, Господи!» Скрогги так комментирует его: «Тот, кто говорит «нет», никогда не должен добавлять обращение «Господи», а тот, кто искренне говорит «Господи», никогда не скажет «нет»».

10:15−16 Когда Петр объяснил, что раньше он никогда не нарушал заповедь есть только кошерную пищу, глас с небес сказал: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». Трижды повторился этот диалог, и затем полотно поднялось опять на небо.

Ясно, что это видение касалось не просто чистой и нечистой пищи, а имело более глубокий смысл. Действительно, с приходом христианства правила, касающиеся пищи, уже не действовали. Но истинным значением этого видения было следующее: Бог был готов открыть дверь веры язычникам. Как иудей, Петр всегда считал язычников нечистыми, чужаками, изгоями, безбожниками. Но теперь, по воле Божьей, ситуация должна была измениться. Язычники (которых символизировали нечистые звери и птицы) вскоре должны были исполниться Духом Святым так же, как иудеи (чистые животные и птицы), которые уже приняли Его. Национальные и религиозные различия должны исчезнуть, и все истинно верующие в Иисуса Христа станут равными в христианском братстве.

10:17−23 Между тем как Петр размышлял о своем видении, слуги Корнилия подошли к воротам и спросили о нем. Направляемый Духом, он спустился с крыши дома, чтобы приветствовать их. Когда он узнал о цели их прихода, он пригласил их и устроил на ночлег. Слуги хвалили своего господина, как мужа добродетельного и боящегося Бога, одобряемого всем народом иудейским.

10:23−29 На другой день Петр отправился в Кесарию с тремя слугами Корнилия и некоторыми из братьев иоппийских. Видимо, они провели в пути весь день, поскольку прибыли в Кесарию лишь в следующий день.

В ожидании их прихода Корнилий созвал родственников своих и близких друзей. Когда Петр вошел, сотник пал к ногам его в знак благоговения. Апостол отказался принимать такое поклонение, сказав, что он только человек. Было бы неплохо, если бы все самозваные «преемники» Петра унаследовали бы и его смирение, запретив людям преклонять перед ними колена.

Увидев множество людей, собравшихся в доме, Петр объяснил, что, как иудей, он обычно не заходил в дома язычников, подобные этому, но Бог открыл ему, что он не должен больше считать неиудеев скверными или нечистыми. Затем он спросил, для какого дела они призвали его.

10:30−33 Корнилий охотно описал видение, которое он видел четвертого дня, когда ангел уверил его, что молитва его услышана, и сказал послать за Петром. Похвальна жажда, с которой сердце этого язычника ждало слова Божьего. Он сказал: «...теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога».

Такая открытая и жаждущая знаний душа, разумеется, должна быть удостоена Божественного наставничества.

10:34−35 Петр начинает свое свидетельство с откровенного признания. До сих пор он считал, что милость Бога распространяется только на народ израильский. Теперь он осознал, что Бог принимает во внимание не национальность человека, а его душу, честную и раскаявшуюся, неважно, иудей он или язычник «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

Есть два основных толкования стиха 35:

1. Некоторые считают, что человек, который искренне раскаивается и ищет Бога, спасен, даже если никогда и не слышал о Господе Иисусе. Аргументируют это тем, что хотя сам человек может и не знать о заместительной жертве Христа, Бог знает о ней и спасает человека благодаря этой жертве. Как только он видит искреннюю веру, он принимает во внимание жертву Христа, в том числе и за этого человека.

2. Другая точка зрения такова: даже если человек благочестив и поступает по справедливости, он еще не спасен. Спасение происходит только по вере в Господа Иисуса Христа. Но когда Бог находит, что человек живет согласно тому свету, который получил от Господа, Он позаботится о том, чтобы этот человек услышал Благую Весть и таким образом получил возможность спастись.

Мы считаем более верной вторую точку зрения.

10:36−38 Далее Петр напоминает своим слушателям, что, хотя Благая Весть была сначала послана иудеям, Иисус Христос есть Господь всех — как иудеев, так и язычников. Его слушатели, вероятно, уже слышали историю Иисуса из Назарета; она началась в Галилее, во времена, когда крестил Иоанн, и распространилась по всей Иудее. Этот Иисус, Которого помазал Дух Святой, прожил жизнь, самоотверженно служа другим, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом.

10:39−41 Апостолы были свидетелями, которые могли подтвердить истинность всего, что сделал Иисус. Они сопровождали Его по всей Иудее и в Иерусалиме. Несмотря на безупречную жизнь Иисуса, люди убили Его, повесив на древе. Но Бог воскресил Его из мертвых в третий день, и Его видели свидетели, предызбранные от Бога. Насколько мы знаем, ни один неверующий не видел Господа Иисуса после Его воскресения. Но апостолы не только видели Его, они с Ним ели и пили. Это, конечно, доказывает, что тело воскресшего Спасителя было материальным и осязаемым.

10:42 Воскресший Господь возложил на апостолов миссию свидетельствовать о Нем как о Судье живых и мертвых. Это согласуется со многими другими отрывками Писания, которые учат, что Отец весь суд отдал Сыну (Ин 5:22). Разумеется, это означает, что, как Сын Человеческий, Он будет судить язычников так же, как и иудеев.

10:43 Но Петр не останавливается надолго на теме суда. Вместо этого он объясняет, как можно избежать осуждения, открывая им великую истину христианства. Как учили все пророки ВЗ, всякий верующий во имя Мессии Христа получит прощение грехов. Это относится не только к Израилю, но и ко всему миру. Хотите ли вы, чтобы ваши грехи были прощены? Тогда поверьте в Него!

10:44−48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой излился на язычников. Все они говорили языками, восхваляя Бога. Для всех присутствующих это был знак, что на Корнилия и его домашних действительно сошел Дух Святой. Гости из Иоппии, иудеи по рождению, изумились при мысли о том, что язычники могли принять Святого Духа, не став предварительно прозелитами-иудеями. Но Петр уже не в такой степени был связан иудейскими предрассудками. Он сразу же понял, что Бог не делает никакого различия между иудеем и язычником, поэтому предложил креститься всему дому Корнилия.

Обратите внимание на выражение «которые, как и мы, получили Святого Духа». Эти язычники спаслись так же, как иудеи, — простой верой. Не было и речи о соблюдении закона, обрезании и любом другом обряде или ритуале.

Обратите внимание также на порядок событий, связанных с сошествием Духа Святого на язычников:

1. Они слушали слово, то есть они уверовали (ст. 44).

2. На них сошел Дух Святой (ст. 44:47).

3. Они крестились (ст. 48).

Таков порядок обращения, который существует как для иудеев, так и для язычников, когда Бог призывает людей во имя Свое.

Не удивительно, что после той милости, которую явил Дух Божий в Кесарии, христиане уговорили Петра пробыть у них несколько дней.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.