Деяния 11 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии МакДональда

Русского Библейского Центра

1 До апостолов и братьев, живших в Иудее, дошла весть, что язычники тоже приняли Божье Слово.
2 Когда Петр вернулся в Иерусалим, недовольные из обрезанных стали с ним спорить.
3 Они говорили: «Ты ходил в гости к необрезанным и с ними ел».
4 Петр рассказал им все, как было:
5 «В городе Яффе во время молитвы было мне в забытьи видение, что снижается будто чаша — полотнище, прихваченное с четырех сторон и так спускаемое с неба прямо на меня.
6 Я заглянул и увидел земных четвероногих, зверей и пресмыкающихся, и птиц небесных,
7 И услышал голос: “Петр! Выбирай! Заколи себе и ешь.”
8 Но я сказал: “Ни за что, Господи! Я ничего скверного, нечистого никогда в уста не брал.”
9 И снова прозвучал голос с неба: “Что Бог очистил, скверным не полагай.”
10 Так было трижды. И опять все ушло в небо.
11 Тут как раз остановились перед домом три человека: их послали за мной из Кесарии.
12 И Дух сказал мне, чтобы я шел с ними не раздумывая. Ко мне присоединились еще шестеро братьев. Человек, который за мной посылал,
13 Рассказал нам, что видел у себя дома ангела. Ангел пришел и говорит: “Пригласи к себе из Яффы Симона Петра.
14 Он скажет тебе слова, которые спасут и тебя, и весь твой дом.”
15 Когда после этого я заговорил, на них сошел Святой Дух, как прежде сходил на нас.
16 И я вспомнил слова, которые сказал нам Господь: “Иоанн крестил водой, а вы будете крещены Святым Духом.”
17 Бог посылает им тот же дар, что и нам, поверившим в Господа Иисуса Христа. А кто я такой, чтобы останавливать Бога?».
18 Этот рассказ их успокоил. Славя Бога, они говорили: «Стало быть, Бог и язычникам дал покаяние с обретением жизни».
19 Те, кто бежал от гонений, начавшихся со Стефана, везде говорили о Слове, но только одним иудеям. Так было в Финикии, так было на Кипре и в Антиохии.
20 Но те из них, что пришли в Антиохию с Кипра и из Кирены, вели разговор о евангелии Господа Иисуса и с эллинами.
21 С ними была рука Господня. Многие и многие приняли веру и обратились к Господу.
22 Слух об этом дошел до иерусалимской церкви, и оттуда в Антиохию отправили Варнаву.
23 Он пришел, увидел Божью милость, за всех порадовался и пожелал им так и льнуть к Господу всей душой.
24 Сам же он был человеком добродетельным, исполненным Святого Духа и веры. И пришли к Господу многие и многие.
25 Оттуда Варнава отправился в Тарс искать Савла.
26 Нашел и взял его с собой в Антиохию. Целый год они вдвоем учили здесь народ, который приходил к ним в церковь большой толпой. В Антиохии учеников впервые стали называть христианами.
27 Как раз в те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
28 Один из них, по имени Агав, указал на знамение от Духа о наступлении великого голода во всех землях, что и случилось при Клавдии.
29 Тогда ученики решили собрать пособие, от каждого по достатку, для братьев в Иудее.
30 Это и было сделано, и с этим послали к пресвитерам Варнаву и Савла.

Комментарии МакДональда

11:1−3 До Иудеи быстро дошел слух, что Петр проповедовал язычникам и что они получили спасение. Поэтому, когда Петр вернулся в Иерусалим, обрезанные стали упрекать его в том, что он делил трапезу с язычниками. Обрезанные здесь — это христиане еврейского происхождения, чей прежний образ мышления все еще держал их в плену. Например, они считали, что язычник, желающий получить полное благословение от Господа, должен подвергнуться обрезанию. Они все еще полагали, что, разделив с язычниками трапезу, Петр поступил неправильно.

11:4−14 Защищаясь, Петр просто рассказал обо всем, что произошло: о своем видении полотна, спускаемого с неба, о явлении ангела Корнилию, о приходе посланных от Корнилия, о повелении Духа пойти с ними и о сошествии Святого Духа на язычников. Так как Бог явил Свою волю столь различными путями, но вполне определенно, сопротивляться или возражать — значило бы не подчиниться Господу.

В рассказе Петра есть несколько интересных подробностей, отсутствующих в предыдущей главе.

1. Он сказал, что полотно с неба опустилосъ точно на то место, где стоял он (ст. 5).

2. Он говорит, что внимательно рассматривал его (ст. 6).

3. Еще одна деталь, которую добавляет Петр: вместе с ним из Иоппии в Кесарию пошли шесть братьев (ст. 12).

4. Из стиха 14 мы узнаем об обещании ангела, что Петр скажет Корнилию слова, которыми он и весь его дом спасется. Этот стих — одно из основных доказательств того, что Корнилий не был спасен до прихода Петра.

11:15 Согласно рассказу Петра, Дух Святой сошел на язычников, как только он начал говорить. Когда же мы читаем Деяния 10:44, у нас создается впечатление, что некоторое время он уже говорил. Очевидно, он начал говорить, но был прерван, не успев сказать многого.

11:16 Когда Дух Святой сошел на язычников, Петр тут же вспомнил о Пятидесятнице. Затем его память вернулась к обетованию Господа о том, что Его ученики будут крещены Духом Святым. Он понял, что это обетование, частично исполненное в Пятидесятницу, продолжало исполняться и сейчас.

11:17 Затем Петр обратился к обрезанным с вопросом: «Итак, если Бог решил даровать Духа язычникам, что Он ранее сделал для уверовавших иудеев, кто же такой Петр, чтобы он мог воспрепятствовать Богу?»

11:18 К чести этих еврейских христиан отмечено, что, услышав рассказ Петра, они признали в этом действие руки Божьей и резко изменили свою позицию. У них больше не было возражений. Вместо этого они прославили Бога за то, что Он даровал язычникам покаяние в жизнь.

Б. Основание церкви в Антиохии (11:19−30)

11:19 Теперь повествование возвращается ко временам гонения, последовавшего за мученической смертью Стефана. Другими словами, события, описанные в следующих стихах, произошли до обращения Корнилия.

Рассеявшиеся от гонения принесли Благую весть в:

1. Финикию, узкую полосу территории вдоль северо-восточного побережья Средиземного моря, на которой располагались порты Тир и Сидон (современный Ливан).

2. Кипр — большой остров на северо-востоке Средиземного моря.

3. Киринею — портовый город на северном побережье Африки (современная Ливия).

Но они не проповедовали Евангелие никому, кроме иудеев.

11:20−21 Однако некоторые из христиан, кипрян и киринейцев, пошли в Антиохию и там проповедовали Евангелие еллинам. Благословлена была их проповедь, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Ф. У. Грант говорит: «Замечательно, как без всякого формализма была организована эта работа. Мы не знаем по имени ни одного человека, который был вовлечен в нее».

Распространение христианства на Антиохию стало важным шагом в продвижении Церкви вперед. Антиохия располагалась на реке Оронт, в Сирии, к северу от Палестины. Она считалась третьим по величине городом в Римской империи, и сегодня о ней говорят как о «Париже древнего мира». Позже Павел и его спутники отправлялись отсюда в свои миссионерские путешествия, неся Благую Весть язычникам.

11:22−24 Когда слух о великом духовном пробуждении достиг иерусалимской церкви, было решено отправить в Антиохию сердечного и доброжелательного Варнаву. Этот прекрасный человек сразу увидел, что Господь могущественно действует среди этих язычников, поэтому он убеждал их неуклонно и искренне держаться Господа. Как хорошо, что в эту новорожденную церковь был послан муж добрый, исполненный Духа Святого и веры. Во время его пребывания там довольно народа пришло к Господу. При этом сохранялось и единство с церковью в Иерусалиме.

11:25−26 Затем Варнава вспомнил о Савле из Тарса. Именно он когда-то представил Савла апостолам в Иерусалиме. Тогда Савл вынужден был бежать из города, чтобы спастись от заговора иудеев. С тех пор он жил в своем родном городе Тарсе. Желая более активно вовлечь Савла в служение и дать церкви в Антиохии преимущество получить такого учителя, Варнава пошел в Тарс и привел Савла в Антиохию. Целый год они прекрасно трудились вместе с поместной церковью, уча немалое число людей.

Именно в Антиохии ученики первый раз стали называться христианами. Без сомнения, в то время такое название звучало как порицание, но с тех пор оно приветствуется всеми, кто любит Спасителя.

Дж. А. Стюарт комментирует:

«Преподобный Ф. Б. Мейер говорил: «Антиохия всегда будет занимать важное место в анналах христианства благодаря тому, что несколько не имеющих духовного сана и неназванных учеников, бежавших из Иерусалима от преследований Савла, осмелились проповедовать Евангелие грекам и собрать новообращенных в церковь, полностью игнорируя важнейшее правило иудаизма». Если бы эти христиане вышли из современной общины, в которой служение доверено лишь одному человеку, этот триумфальный период в истории Церкви, возможно, так никогда и не был бы написан. Как печально, что в среднестатистической церкви проповеднический дар Духа Святого остается под спудом, неиспользованным, поскольку у рядового верующего нет возможности его реализовать. Пока у каждой, даже небольшой, группы христиан есть пастор, которому платят за то, что он заботится о них, об одном можно говорить уверенно: мир никогда не будет полностью обращен в христианство. Возблагодарим же Бога за директоров воскресных школ, работающих на общественных началах; за учителей воскресных школ и групп по изучению Библии и за мирян-добровольцев. Если бы все они потребовали плату за свою работу, то из-за финансовых проблем мало какая церковь могла бы функционировать». (James A. Stewart, Evangelism, pp. 100−101.)

11:27−30 Хотя Антиохия стала центром благовествования язычникам, христиане этого города всегда поддерживали тесные и сердечные отношения с церковью в Иерусалиме, городе, который был центром проповеди Евангелия среди иудеев. Следующее событие подтверждает это.

Примерно в это время из Иерусалима в Антиохию пришли некоторые пророки. Этими пророками были христиане, которых Дух Святой одарил способностью быть глашатаями Божьими. Они получали откровения от Господа и сообщали их народу. Один из них, по имени Агав, предсказал, что на всей тогда известной земле разразится великий голод. И голод действительно имел место при кесаре Клавдии. Ученики в Антиохии незамедлительно решили послать пособие своим братьям христианам, живущим в Иудее. Это, конечно же, стало трогательным свидетельством того, что стена, разделявшая иудеев и язычников, рушится и древний антагонизм уничтожен крестом Христа. Божественная благодать явно царила в душах этих учеников, которые жертвовали анонимно, искренне и соразмерно: каждый из них пожертвовал по достатку своему. Ф. У. Грант с печалью замечает по этому поводу: «Сегодня, по-видимому, это звучало бы так: «Каждый пожертвовал немного от своего излишка, а самые богатые давали, соответственно, меньше всех».

Деньги были посланы к пресвитерам через Варнаву и Савла. Это первое упоминание о пресвитерах (старейшинах) в связи с Церковью. Однако иудеям институт старейшин был известен, поскольку старейшины были в синагогах. Нет никакой информации о том, как эти люди в Иерусалиме стали старейшинами — пресвитерами. В церквах, создаваемых среди неиудеев, пресвитеры назначались апостолами или их представителями (14:23; Тит 1:5). Требования, предъявляемые к ним, приводятся в 1 Тимофею 3:1−7 и в Титу 1:6−9.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.