Деяния 28 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии МакДональда

Русского Библейского Центра

1 Опасность миновала. Остров, как вскоре нам стало известно, назывался Мальта.
2 Островитяне были на редкость приветливы. Дождь не прекращался, было холодно, и они разложили для нас костер, обогрели нас.
3 Павел подошел и бросил в костер охапку хвороста, и тут змея, отпрянув от огня, обвилась вокруг его руки.
4 Островитяне увидели гадину, повисшую у него на руке, и стали говорить: «Этот человек, как видно, убийца. В море спасся, а не жилец. Это ему возмездие».
5 Но Павел стряхнул гадину в костер и остался невредим.
6 Ждали, что появится опухоль или что он вдруг упадет замертво. В конце концов стало понятно, что ему ничего не делается, и они изменили мнение. Стали говорить, что он бог.
7 Публий, наместник на острове, жил в своей вилле неподалеку от берега. Он принял нас, и в течение трех дней мы пользовались его щедрым гостеприимством.
8 Как раз тогда отец Публия лежал в сильном жару: болел дизентерией. Павел пришел к нему и помолился, возложил на него руки и исцелил его.
9 После этого исцеления стали приходить другие немощные на острове и исцелялись.
10 Нас окружили почетом, а когда пришла пора собираться нам в дорогу, снабдили всем необходимым.
11 Мы отплыли через три месяца на александрийском корабле «Диоскуры», зимовавшем на острове.
12 Придя в Сиракузы, мы пробыли там три дня
13 И опять вышли в море. Прибыли в Регию. День спустя подул южный ветер, и на другой день мы были уже в Путеолах.
14 Братья, которых мы здесь нашли, упросили нас остаться у них на неделю. Наконец, перед нами был уже Рим.
15 Тамошние братья знали о нашем прибытии и вышли навстречу. На Аппиевой площади и у Трех Таверн, где мы встретились, Павел возблагодарил Бога и воспрянул.
16 Когда мы пришли в Рим, Павлу разрешили под охраной солдата поселиться отдельно.
17 Через три дня Павел пригласил к себе верхушку иудеев. Когда гости пришли, он сказал: «Мужи братья! Я ничего не сделал против нашего народа и обычаев наших отцов, но вот из Иерусалима узником передан в руки римлян.
18 Они допросили меня и за отсутствием вины, достаточной для смертного приговора, хотели отпустить.
19 Но иудеи не согласились, и тогда мне пришлось потребовать суда кесаря — конечно, не для того, чтобы судиться с моим народом.
20 Я созвал вас, чтобы открыто перед вами высказаться. Вот, за надежду Израиля закован в цепи».
21 Они сказали ему: «Мы ни писем о тебе не получали из Иудеи, ни новостей от вновь прибывших братьев о тебе не слышали. Худого слова о тебе никто не говорил.
22 Хотелось бы тебя послушать. Что у тебя за мысли? Все, что мы знаем — это что с новым толком нигде нет согласия».
23 В условленный день их еще больше собралось у него в странноприимном доме. С утра до самого вечера он красноречиво в деталях рассказывал им о Божьем Царстве и доводил до их сознания правду об Иисусе, ссылаясь на Закон Моисея и пророков.
24 Сказанное одних убедило, в других вызвало недоверие.
25 Они заспорили друг с другом, стали уходить, и Павел сказал: «Хорошо Дух Святой сказал нашим отцам через пророка Исайю:
26 “Пойди к народу этому и скажи: ухом будете слышать и не понимать. Оком будете смотреть и не видеть.
27 Закоснели умы в этом народе. Заложило у них уши и заслонились глаза, и не могут они глазами видеть, ушами слышать, сердцем понимать и ко Мне обратиться, чтобы Я исцелил их.”
28 Да будет вам известно, что язычникам послана Божья весть о спасении: они и услышат».
29 [ отсутствует ]
30 И еще два года прожил там Павел, снимая покои, где он всегда кого-то принимал
31 И с чувством полной свободы беспрепятственно возвещал Божье Царство и учение о Господе Иисусе Христе.

Комментарии МакДональда

28:1−2 Как только команда и пассажиры сошли на берег, они узнали, что находятся на острове Мелит. Некоторые иноплеменники видели кораблекрушение и были свидетелями того, как его жертвы выходят из воды. Они человеколюбиво развели огонь для прибывших, которые насквозь промокли и замерзли, так как, выбравшись из морской воды, попали под дождь.

28:3 Когда Павел помогал разводить огонь, его укусила ядовитая змея. Очевидно, змея находилась в спячке в плавнике. Когда хворост положили на огонь, ехидна быстро ожила и бросилась на апостола. Она повисла на его руке — не просто обвилась вокруг нее, а действительно укусила за руку.

28:4−6 Сначала местные жители решили, что апостол, должно быть, убийца и хотя он спасся при кораблекрушении, суд Божий все же настиг его. Они ожидали, что у него вскоре будет воспаление или он внезапно упадет мертвым. Но поскольку змеиный укус не оказал на апостола никакого действия, они переменили мысли и решили, что он Бог! Это еще один яркий пример непостоянства и переменчивости человеческого сердца и ума.

28:7 В то время начальником острова Мелит был Публий. Он владел значительным участком земли недалеко от того места, где оказались потерпевшие кораблекрушение. Этот богатый римский чиновник принял Павла и его друзей дружелюбно, оставив их у себя на три дня, пока они не нашли постоянного жилья, где могли остановиться на всю зиму.

28:8 Доброта этого язычника была вознаграждена. Примерно в это время заболел его отец, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.

28:9−10 Весть об этом чудесном исцелении быстро облетела весь остров. В течение следующих трех месяцев к Павлу приводили больных, и все они исцелялись. Жители Мелита отблагодарили апостола и Луку, когда те уезжали, оказав им почести и принеся много подарков, которые были бы полезны на пути в Рим (Возможно, что наряду с чудесным даром исцеления Павла, Лука также использовал свои медицинские знания. Если бы Господь неодобрительно относился к медицине. Он вряд ли доверил бы врачу написание 28% Нового Завета — Евангелие от Луки и Деяния Апостолов!)

28:11 Через три месяца, когда зима кончилась и плавание снова стало безопасным, сотник с вверенными ему узниками сел на Александрийский корабль, зимовавший на том острове. Носовым украшением этого корабля (и его названием) были Диоскуры, то есть братья-близнецы Кастор и Поллукс, которых мореплаватели-язычники почитали как богов, покровительствующих морякам.

28:12−14 От Мальты они прошли около восьмидесяти миль и пришли в Сиракузы, столицу Сицилии, расположенную на ее восточном побережье. Корабль остановился там на три дня, затем продолжил свой путь в Ригию, расположенную на юго-западной оконечности Италии, на «носке» италийского «сапога». Через день подул благоприятный южный ветер, позволивший кораблю пройти еще 180 миль на север — вдоль западного побережья Италии в Путеол, расположенный на северном берегу Неаполитанского залива. Путеол находился примерно в 240 км к юго-востоку от Рима. Там апостол нашел братьев-христиан, общением с которыми ему было дозволено насладиться в течение семи дней.

28:15 Мы не знаем, как весть о прибытии Павла в Путеол достигла Рима. Однако две группы братьев вышли навстречу ему. Одна группа прошла шестьдесят девять километров на юго-восток от Рима к Аппиевой площади. Другая группа встретила апостола в пятидесяти трех километрах к юго-востоку от Рима, в Трех Гостиницах. Павла глубоко взволновало и воодушевило столь трогательное проявление любви к нему римских христиан.

28:16 По прибытии в Рим ему было позволено жить в частном доме с воином, стерегущим его.

К. Домашний арест Павла и его свидетельство иудеям в Риме (28:17−31)

28:17−19 В соответствии со своим принципом свидетельствовать прежде всего иудеям, Павел послал приглашение их религиозным вождям. Когда они сошлись в доме, который он снимал, Павел объяснил им, в чем состояло его дело. Апостол сказал, что, хотя он не сделал ничего против еврейского народа или его обычаев, иудеи из Иерусалима предали его в руки римлян на суд. Языческие властители не смогли найти за ним никакой вины и хотели освободить его, но так как иудеи противоречили, апостол принужден был потребовать суда у кесаря. Сделал он это не для того, чтобы выдвинуть обвинение против иудейского народа, а чтобы защитить себя.

28:20 Именно потому, что он не был виновен в каком бы то ни было преступлении против иудейского народа, он и призвал вождей римских иудеев. На самом деле он был обложен этими узами за надежду Израилеву. Надеждой Израилевой, как объяснялось выше, называется исполнение обетовании, данных еврейским патриархам, в частности обетования о Мессии. Теснейшим образом связанным с исполнением этих обетовании было воскресение мертвых.

28:21−22 Вожди иудеев открыто признались, что ничего не знают об апостоле Павле. Они не получали никаких писем из Иудеи о нем, и ни один из их знакомых иудеев ничего плохого о нем не говорил. Однако они действительно хотели больше услышать от Павла, потому что знали, что о христианском учении, которое он представлял, спорят везде.

28:23 Через некоторое время многие иудеи пришли в гостиницу к Павлу послушать его. Он воспользовался этой возможностью, чтобы свидетельствовать им о Царстве Божьем и удостоверять их об Иисусе. Делая это, он цитировал закон Моисеев и пророков от утра и до вечера.

28:24 Некоторые поверили его свидетельству, а другие не верили. (Неверие — это не просто неспособность принять Благую Весть. Оно указывает на категорическое неприятие.)

28:25−28 Когда Павел увидел, что иудеи в очередной раз в целом отвергают Благую Весть, он процитировал Исаию (6:9−10), где пророк должен был проповедовать людям, сердца которых огрубели, уши были глухи и глаза слепы. Снова апостол ощутил, как разрывается его сердце от того, что благовествует он нежелающим слушать весть Евангелия. Так как иудеи отвергли ее, Павел заявил, что понесет весть о спасении язычникам, и выразил уверенность в том, что они ее услышат.

28:29 Неуверовавшие иудеи ушли, споря между собою. Как указывает Кальвин, цитируя обличающие пророчества, Павел вызвал негодование тех безбожников, которые отвергли Мессию. Такое обличение ополчило их против тех иудеев, которые уверовали в Иисуса. Реформатор делает из этого следующее практическое заключение:

«Наконец, бессмысленно заявлять, основываясь на этом месте, что Евангелие Христово порождает споры, тогда как очевидно, что таковые проистекают только из человеческого упрямства. Фактически, для того чтобы жить в мире с Богом, нам необходимо вести войну против тех, кто обращается с Ним без должного уважения». (John Calvin, The Acts of the Apostles, 11:314.)

28:30 После этого Павел оставался в Риме еще целых два года, живя на своем иждивении и проповедуя нескончаемому потоку посетителей. Вероятно, именно в это время он написал послания ефесянам, филиппийцам, колоссянам и Филимону.

28:31 Он пользовался достаточной свободой, проповедуя Царство Божье и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Так заканчивается книга Деяний Апостолов. Некоторые считают, что эта книга обрывается слишком резко. Однако модель, заложенная в самом начале Деяний, к этому моменту была полностью реализована. Евангелие распространилось на Иерусалим, Иудею, Самарию, а теперь и на языческий мир.

О жизни Павла после завершения событий, описанных в Деяниях, можно судить лишь по его более поздним произведениям.

Бытует мнение, что лишь после двухгодичного пребывания Павла в Риме Нерон выслушал его дело и вынес оправдательный приговор.

Затем апостол опять отправился в путь, который стал известен как четвертое миссионерское путешествие. Вероятно, в это время он посетил следующие места (хотя и не обязательно в приведенном порядке):

1. КОЛОССЫ и ЕФЕС (Флм 1:22).

2. МАКЕДОНИЮ (1Тим 1:3; Флп 1:25; Флп 2:24).

3. ЕФЕС (1Тим 3:14).

4. ИСПАНИЮ (Рим 15:24).

5. КРИТ (Тит 1:5).

6. КОРИНФ (2Тим 4:20).

7. МИЛИТ (2Тим 4:20).

8. НИКОПОЛЬ, где провел зиму (Тит 3:12).

9. ТРОАДУ (2Тим 4:13).

Нам не известно, почему, когда и где он был арестован, но мы знаем, что он во второй раз был приведен в Рим как узник. Это заключение было гораздо тяжелее, чем первое (2Тим 2:9). Его оставило большинство друзей (2Тим 4:9−11), и он знал, что недалек уже его смертный час (2Тим 4:6−8).

Согласно преданию, он был обезглавлен недалеко от Рима в 67 или 68 г. н. э. В качестве панегирика Павлу можно привести его собственные слова из 2 Коринфянам (4:8−10, 6:4−10 и 11:23−28), ему же служит наш комментарий к этим богодухновенным отрывкам.

ЧЕМУ УЧИТ КНИГА ДЕЯНИЙ

Мы прочитали книгу Деяний, и теперь неплохо было бы еще раз вспомнить о принципах и практике первых христиан. Что характеризовало каждого верующего в отдельности и поместные церкви, членами которых они были?

Прежде всего, совершенно ясно, что христиане первого века жили преимущественно для Господа Иисуса. В центре их мировоззрения был Христос. Смысл и цель их существования составляло свидетельство о Спасителе, и они отдавали этому все силы. В мире, где велась яростная борьба за выживание, появилась группа ревностных учеников-христиан, которые искали прежде Царства Божьего и правды Его. Все остальное подчинялось этому славному предназначению. Джоветт с восхищением замечает:

«Ученики принимали крещение со святым, горячим воодушевлением, которое нисходило на них от алтаря Божьего. В их сердцах горел огонь, который придавал силу всей их жизни. Это пламя в душах апостолов напоминало огонь в топке огромного лайнера, который сквозь бури ведет его над готовой поглотить бездной. Ничто не могло остановить этих людей. Ничто не могло .задержать их на пути. Все их дела и слова подчинялись одному могучему призванию. Огонь, дающий им тепло и свет, был ниспослан им, когда от крестились Духом Святым». (J.H. Jowett, Things that Matter Most, 248.)

Центральной темой их проповеди было воскресение и слава Господа Иисуса Христа. Они своими глазами видели воскресшего Спасителя. Люди убили Мессию, но Бог воскресил Его из мертвых и даровал Ему самое почетное место на небесах. Все должны преклонить колена перед Ним — Человеком, вознесенным на небо и сидящим одесную Господа. Другого пути спасения нет.

Среди господствующей вокруг ненависти, жестокости и жадности христиане демонстрировали любовь ко всем людям. На преследования они отвечали любовью и молились за своих врагов. Братолюбие, которое царило в их среде, заставляло врагов восклицать: «Смотрите, как эти христиане любят друг друга!»

У нас создается однозначное впечатление, что вся их жизнь была подчинена одной цели — распространению Евангелия. Что касается их собственности, они считали, что только управляют ею по поручению Бога, а не являются ее владельцами. Если где-то возникала нужда, туда быстро передавались средства, необходимые для ее удовлетворения.

Оружие воинствования их было не плотским, но сильным Богом на разрушение твердынь. Они понимали, что ведут борьбу не против религиозных или политических вождей, а против духов злобы поднебесных. И потому они шли вперед, вооруженные верой, молитвой и Словом Божьим. В отличие от ислама, христианство не распространялось с использованием насилия.

Первые христиане были отделены от мира. Они жили в нем, но ему не принадлежали. Они охотно общались с неверующими, свидетельствуя им, но никогда не подвергали риску свою верность Христу, принимая участие в греховных удовольствиях этого мира. Как пилигримы и странники, они шли по чужим землям, стремясь нести благословение всем, но не оскверняя себя участием в их грехах.

Занимались ли они политикой и пытались ли исправлять общественные пороки тех дней? Они считали, что все пороки и злоупотребления мира порождены греховной природой человека. Политические и социальные реформы лечат симптомы, не воздействуя на заболевание. Только Евангелие может проникнуть в суть проблемы, изменив порочную природу человека. Поэтому они не отвлекались на второстепенные меры. Они проповедовали Евангелие всегда и везде. И всюду, куда проникала Благая Весть, она приносила с собой исцеление и исправление.

Христиане не были удивлены, когда их начали преследовать. Их учили ожидать этого. Вместо того, чтобы мстить своим преследователям или хотя бы защищаться, они доверились справедливому судье — Богу Вместо того чтобы стараться избегать судебных процессов, они молились, прося даровать им мужество свидетельствовать о Христе всем, с кем доведется встретиться.

Перед апостолами стояла цель проповедовать Евангелие всему миру. Они не делали различия между проповедью Евангелия в родной стране и в чужих землях. Полем их деятельности был весь мир. Но сама по себе евангелизация не являлась самоцелью, концом их миссии; другими словами, они не довольствовались лишь приведением людей ко Христу, оставляя затем новообращенных на произвол судьбы. Все обращенные объединялись в местные христианские общины. Здесь они получали наставление в Слове, учились молиться и всячески укреплялись в вере. Затем они отправлялись нести Благую Весть другим.

Именно основание поместных церквей придавало работе постоянный характер и обеспечивало распространение Евангелия на прилегающей территории. Поместные общины были самостоятельными, то есть самоуправляемыми, самораспространяющимися и самофинансируемыми. Каждая община не зависела от других церквей, хотя между ними существовала тесная духовная связь. Каждая церковь старалась основывать другие общины на прилегающих землях. И каждая церковь финансировалась изнутри. Не существовало какой бы то ни было центральной казны или какой-либо базовой организации.

Церкви, в первую очередь, служили духовным прибежищем христиан, а не центрами обращения неверующих. Церковная деятельность включала обряд преломления хлеба, богослужение, молитву, изучение Библии и общение верующих. Церкви не проводили евангелизационных собраний как таковых, но благовествовали всюду, где возникала возможность обратиться к неверующим: в синагогах, на рынках, на улицах, в тюрьмах и по домам.

Богослужения проводились не в возведенных для этой цели особых зданиях, а в домах христиан. Это придавало Церкви необходимую во времена гонений мобильность, позволяя ей быстро и легко «уйти в подполье».

Вначале, разумеется, не было никакого разделения на конфессии. Все христиане считали себя членами Тела Христова, и каждая поместная церковь считалась частью вселенской Церкви.

Не было и разграничения между духовенством и мирянами. Ни один человек в общине не обладал исключительными правами на наставление, проповедь, совершение крещения и хлебопреломления. Признавалось, что каждый верующий наделен особым талантом и свободен развивать этот дар.

Те, кто обладал даром апостольским, пророческим, даром проповедника, пастыря или наставника, не стремились утвердиться в качестве официальных лидеров Церкви. Их задачей было укреплять христиан в вере, чтобы они также ежедневно могли служить Господу. В новозаветные времена людей готовил к служению особый дар — помазание Духом Святым. Этим объясняется, почему необразованные, простые люди оказали такое влияние на свою эпоху Они были не «профессионалами» в том смысле, который мы вкладываем в это слово сегодня, а проповедниками-мирянами, которые получили помазание свыше.

Благовествование в книге Деяний часто сопровождалось чудесами, знамениями и различными дарами Духа Святого. Хотя, как кажется, чудеса играют более значительную роль в первых главах, они продолжают совершаться до конца книги.

Основав жизнеспособную поместную церковь, апостолы или их представители назначали пресвитеров (старейшин) — людей, которые должны были служить духовными наставниками. Эти люди были пастырями стада. В каждой церкви трудилось по нескольку пресвитеров.

В книге Деяний существительное «диакон» не используется как термин, обозначающий священнослужителя. Но соответствующим глаголом описывается служение Господу как духовное, так и материальное.

На заре христианства практиковалось крещение погружением. По-видимому, верующие крестились вскоре после обращения. В первый день недели ученики собирались вместе, чтобы, преломив хлеб, вспомнить Господа. Это служение, вероятно, не было таким официальным, каким оно является сегодня. Хлебопреломление обычно сопровождалось общей трапезой, или вечерей любви.

В ранней Церкви огромную роль играла молитва. Она была «дорогой жизни», ведущей к Господу. Молитва была искренней, горячей и исполненной веры. Ученики также практиковали пост, чтобы сконцентрировать все свое внимание на духовном, ни на что не отвлекаясь и не впадая в сонливость.

Именно после молитвы и поста антиохийские пророки и учителя рекомендовали Варнаву и Павла для выполнения особой миссии. До этого оба они некоторое время уже служили Господу. Такое избрание, следовательно, не было официальным рукоположением, а, скорее, выражало признание антиохийскими старейшинами того, что эти люди действительно призваны Духом Святым. Оно также служило доказательством того, что антиохийские братья всем сердцем были солидарны с Варнавой и Павлом в миссии, которую те взяли на себя.

Поместная церковь не контролировала служение тех христиан, которые отправлялись с проповедью Евангелия в другие места. Они могли совершать свое служение так, как направлял их Дух Святой. Но, возвращаясь домой, они рассказывали своей общине о том, как Господь благословил их работу.

В этом отношении Церковь была не высокоорганизованным учреждением, а живым организмом, который жил и развивался согласно воле Господней. Небесный Глава Церкви, Христос, направлял ее членов, а они старались сохранять восприимчивость, мобильность и готовность сразу откликаться на Божье руководство. Таким образом, в книге Деяний мы находим не фиксированный, закосневший порядок служения, а подвижность, свежесть и отсутствие косности. Например, не существовало жесткого правила, которое бы регламентировало, сколько времени апостол должен проводить в одном месте. В Фессалониках Павел, вероятно, провел три месяца, а в Ефесе оставался три года. Все зависело от того, сколько времени требовалось, чтобы укрепить верующих настолько, чтобы они сами могли продолжить христианское служение.

Некоторые считают, что апостолы сосредоточивали свое внимание на больших городах, основывая там базовые церкви, которые могли бы продолжать евангелизацию в пригородах. Но так ли это? Была ли у апостолов какая-либо единая и завершенная стратегия? Или изо дня в день они шли туда, куда направлял их Господь — и в большие города, и в маленькие деревушки?

Разумеется, в книге Деяний апостолов нас наиболее впечатляет то, что первые христиане жили надеждой и полагались на водительство Господа. Ради Христа они отказывались от всего. У них не было ничего и никого, кроме Самого Господа. Поэтому они ждали от Него ежедневных указаний, и Он их не разочаровывал.

Как кажется, у странствующих христианских проповедников было принято путешествовать попарно. Часто спутником становился более молодой служитель Божий, для которого это было своего рода ученичеством. Апостолы постоянно искали верующих молодых людей, которые могли бы стать их учениками.

Иногда служители Господа сами зарабатывали себе на жизнь; так, например, Павел занимался изготовлением палаток. В другое время они жили за счет пожертвований отдельных лиц или церквей.

Еще одно важное наблюдение состоит в том, что христиане, которые трудились рядом с духовными лидерами, признавали их таковыми. Святой Дух наделил этих людей особой властью. И тот же Святой Дух даровал верующим способность интуитивно чувствовать эту власть и подчиняться ей.

Ученики подчинялись светским властям, но до определенного предела. Этим пределом был запрет проповедовать Евангелие. В этом случае они предпочитали повиноваться Богу, а не людям. Когда их наказывали светские власти, они сносили это наказание, не сопротивляясь и не пытаясь сообща выступать против властей.

Сначала Евангелие проповедовалось иудеям, затем, когда народ израильский отверг Благую Весть, она стала распространяться среди язычников. Заповедь «сначала иудеям» была выполнена в книге Деяний исторически. Сегодня иудеи и язычники равны перед Богом: они ни в чем не отличаются, так как «все согрешили и лишены славы Божьей».

Служение ранней Церкви было сопряжено с огромной духовной силой. Страх навлечь на себя гнев Божий не позволял людям с легкостью причислять себя к христианам. Грех в Церкви бывал быстро разоблачен и иногда сурово наказывался, как, например, в случае с Ананией и Сапфирой.

Окончательный и последний вывод, который можно сделать, изучив книгу Деяний, таков: если бы мы следовали примеру первых христиан в вере, жертвенности, преданности и неустанном служении, мир был бы обращен в христианство еще в нашем поколении.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.