1-е Петра 5 глава

Первое послание Петра
Русского Библейского Центра → Комментарии МакДональда

Русского Библейского Центра

1 Как и сам пастырь и свидетель страданий Христовых, причастный к предстоящему явлению Его славы, прошу ваших пастырей:
2 Пасите Божье стадо, какое у вас есть, присматривая за ним не по обязанности, а с охотой от Бога, не из корыстных интересов, а из усердия,
3 И не тираня опекаемых, а подавая пример стаду.
4 Явится Державный Пастырь — и будет вам неувядаемый венец славы.
5 Пастырям повинуйтесь и те, кто помоложе. Все вместе уступайте друг другу с обязательным смирением, потому что «Бог надменных не терпит, а смиренных обласкивает».
6 Смиренно оставайтесь в крепкой руке Божьей — и Он возвысит вас в свое время.
7 На Него возложите все свои заботы, потому что заботу о вас Он взял на Себя.
8 Не будьте легкомысленны и беспечны. Противник ваш Дьявол ходит как лев рыкающий, ищет, кого поглотить.
9 Противодействуйте ему твердой верой. Таким же страданиям в мире подвержены и ваши братья.
10 Бог по великой Своей милости призвавший вас к вечной Своей славе рядом с Иисусом Христом, Сам прервет недолгое ваше страдание, поставит вас на ноги, утвердит, придаст сил, сделает неустрашимыми.
11 Ему слава и держава вовеки! Аминь.
12 Я привлек Сильвана, брата, верность которого я очень ценю, чтобы в этом письме в немногих словах подбодрить вас и показать всю ценность Божьей благодати. От нее не отступайте.
13 Передает вам привет избранная, как и вы, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.
14 Приветствуйте друг друга целованием любви. Мир вам всем, кто живет по Христу!

Комментарии МакДональда

В. Увещания и приветствия (5:1−14)

5:1 Заключительная глава Первого послания Петра содержит увещания и приветствия. Вначале слово обращено к пастырям. Петр, имея власть давать пасторское напутствие, представляется как сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник грядущей славы. Сопастырь — как далека эта мольба от притязания быть «верховным первосвященником» Церкви! Свидетель — Петр видел, как Пастырь умирал за овец, и воспоминание о такой любви побуждает его, как преданного сопастыря, заботиться об овцах. Соучастник — скоро воссияет слава, явится Христос, и мы явимся с Ним во славе (Кол 3:4). Но до наступления той поры остается в силе поручение Спасителя: «Паси агнцев Моих! ...Паси овец Моих!» (Ин 21:15−17).

5:2 Пастыри — зрелые люди с христианским характером, которых Дух Святой определяет как духовных руководителей поместной церкви. НЗ говорит о многих пастырях — не одном пастыре в церкви или группе церквей, но о двух или нескольких пастырях в одной общине (Флп 1:1). Требования, предъявляемые к пастырям, можно прочитать в 1 Тимофею 3:1−7 и Титу 1:6−9. В первоапостольской Церкви, еще до появления записанного НЗ, пастырей назначали апостолы и их представители. Для этого последние оставались в новой церкви столько времени, сколько требовалось для того, чтобы убедиться в том, что кандидаты отвечают выдвинутым условиям.

Сегодня христиане должны признавать тех, кто имеет необходимые данные и исполняет пасторское служение, и повиноваться им.

Пасите Божье стадо, какое у вас. Стадо принадлежит Богу, а на пастырей возложена ответственность быть сопастырями. Не принужденно, но охотно. (В тексте NU вместо «охотно» читаем «согласно Богу». Традиционный перевод соответствует большинству манускриптов и удовлетворяет контексту намного лучше, как контраст по принуждению.) Наблюдение за стадом — это не работа, на которую выбирают или назначают. Дух Святой дает способности и побуждает к служению, а пастыри должны охотно отвечать на Его призыв. Так, мы читаем в 1 Тимофею 3:1: «...если кто епископства желает, доброго дела желает». Наряду с дарованной Богом способностью должна быть человеческая готовность.

Не для гнусной корысти, но из усердия. Финансовое вознаграждение не должно быть мотивом для пасторского служения. Этим мы не подразумеваем, что поместная церковь не может поддерживать пастора; о таких «служителях с полной рабочей неделей» сказано в 1 Тимофею 5:17−18. Но это означает, что дух наемничества несовместим с истинным христианским служением.

5:3 Третий аспект увещания Петра такой: и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. Пресвитеры должны подавать пример, а не приказывать. Они должны идти перед стадом, а не за ним. Они не должны обращаться со стадом так, как будто оно принадлежит им. Это удар в самое сердце авторитаризма!

Многие злоупотребления в христианском мире были бы устранены, если бы служители просто повиновались трем увещаниям в стихах 2−3. Первое отменило бы всякую неохоту. Второе положило бы конец корысти. Третье уничтожило бы церковный бюрократизм.

5:4 Служение пресвитера связано с огромными затратами физической и эмоциональной энергии. Он должен ободрять, давать советы, порицать, увещевать, учить, предостерегать и наказывать. Иногда это может казаться неблагодарной работой. Но верному пресвитеру обещана особая награда. Когда явится Пастыреначальник, он получит неувядающий венец славы. Откровенно говоря, мы не слишком много знаем о венцах, обещанных в Священном Писании: венец похвалы (1Фес 2:19), венец правды (2Тим 4:8), венец жизни (Иак 1:12; Откр 2:10) и венец славы.

Мы не знаем, будут ли это в буквальном смысле слова венцы, которые мы сможем бросить к ногам Спасителя; или же они просто свидетельствуют о степени ответственности, которая будет дана нам в Царстве Христа (Лк 19:17−19); или они — аспекты христианского характера, которые мы пронесем через всю вечность. Но мы точно знаем, что они будут вполне достаточной компенсацией за слезы, испытания и страдания, перенесенные нами здесь, на земле.

5:5 Младшие, будь то по летам или в вере, должны повиноваться пастырям. Почему? Потому что пресвитеры имеют мудрость, которая приходит с годами и опытом работы на ниве Божьей.

Они имеют глубокое, проверенное на практике знание Слова Божьего. И именно на них Бог возложил ответственность заботиться о Его овцах.

Все верующие должны облечься смиренномудрием; это — большое достоинство. Моффатт говорит: «Надеть передник покорности». Очень подходящие слова, если учитывать, что передник — символ слуги. Миссионер в Индии однажды сказал: «Если бы мне нужно было выбрать две фразы, необходимые для духовного роста, я выбрал бы: «Я не знаю» и «Простите». Обе фразы свидетельствуют о глубоком смирении». Представьте себе общину, в которой все члены обладают этим духом смирения; уважают других больше, чем себя; один перед другим берутся за выполнение непрестижной работы. Такой может и должна быть Церковь в действительности, а не только в воображении.

Если бы не было никакой другой причины для смирения, то достаточно только этой: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Петр цитирует греческий перевод Притч 3:34.)

Подумайте над этим: всемогущий Бог противится нашей гордыне и готов сломить ее, тогда как Тот же всемогущий Бог не способен противиться смиренному и сокрушенному сердцу!

5:6 Это смирение должно проявляться не только по отношению к другим людям, но и к Богу. В дни Петра святые проходили через огненные испытания. Бог не посылал эти испытания, а только допускал их. Лучшая линия поведения, говорит Петр, — смиренно принимать их от руки Господа. Он поддержит Своих детей и вознесет их в свое время.

5:7 Верующим дана привилегия без сомнений возложить все заботы свои на Господа, ибо Он печется о них. Еще раз Петр цитирует греческий перевод ВЗ (Пс 54:23).

Дж. Сидлоу Бакстер указывает на два вида забот:

«Есть беспокойная забота в словах: «Все заботы ваши возложите на Него»; и есть любвеобильная забота в словах: «Ибо Он печется о вас». Всей нашей беспокойной заботе противостоит никогда не ослабевающая любвеобильная забота нашего Спасителя». (J. Sidlow Baxter, Awake, My Heart, p. 294.)

Не нужно волноваться; нам не нужно взваливать на себя весь груз забот, когда Он хочет и может нести их за нас. Бесполезно тревожиться; это все равно не решит проблем. Беспокойство — грех. Проповедник сказал однажды: «Беспокойство — грех, потому что оно отрицает мудрость Божью: оно говорит, что Он не знает, что делает. Оно отвергает любовь к Богу: оно говорит, что Он не проявляет заботу. И оно отрицает власть Божью: оно говорит, что Он не способен избавить меня от того, что заставляет волноваться». Есть над чем задуматься!

5:8 Нам следует не волноваться, а трезвиться и бодрствовать, потому что у нас сильный противник — дьявол.

Трезвиться — значит быть серьезно настроенным, иметь здравый подход к жизни, уметь разгадывать хитрости сатаны. Хорошо сказал Пентекост:

«Тот, кто не имеет ни малейшего представления о природе или характере нашего мира, кто не обращает внимания на умыслы и атаки нашего противника, дьявола, тот может позволить себе жизнь беспечную и легкомысленную. Но у того, кто смотрит на жизнь, как Иисус Христос, должно быть абсолютно другое отношение, совершенно иная перспектива, которой свойственны трезвость и рассудительность». (J. Dwight Pentecost, Your Adversary the Devil, p. 94.)

Нужно также быть постоянно бдительным, готовым отразить атаки противника. Здесь противник описан как рыкающий лев, ищущий кого поглотить.

Дьявол принимает различные образы. Иногда он приходит подобно змею, соблазняя людей к аморальности. Иногда он принимает вид ангела света, пытаясь обмануть людей в духовной сфере. Здесь в роли рыкающего льва он намерен устрашать народ Божий гонениями.

5:9 Мы не должны уступать его ярости. Скорее, мы должны сопротивляться ему, используя Слово Божье и молитву. Сами мы не в силах противостоять ему, но если мы тверды в вере, в нашем уповании на Господа, то способны сопротивляться ему.

Одно из средств сатаны — сломить нас, внушив мысль об уникальности наших страданий. Проходя через огонь испытаний, легко впасть в уныние, ошибочно решив, что никто, кроме нас, не испытывает столько напастей. Петр напоминает нам, что такие же страдания случаются и с христианскими братьями нашими во всем мире.

5:10 Истинная победа в испытаниях заключается в том, чтобы видеть Бога, Который все контролирует и удивительным образом воплощает Свои планы в реальность. Какими бы ни были наши испытания, мы должны прежде всего помнить, что Господь — Бог всякой благодати. Это прекрасное имя нашего Бога напоминает о том, что Его отношения с нами основаны не на наших заслугах, а на Его безмерной к нам любви. Какими бы жестокими ни были наши испытания, мы всегда можем благодарить Его за то, что мы не в аду, где нам положено быть.

Второе утешение мы можем находить в том, что Он призвал нас в вечную славу Свою. Это позволяет нам проникать взором за страдания этой жизни, в будущее, когда мы будем со Спасителем и навеки уподобимся Ему. Подумайте только! Нас извлекли из мусорной ямы и призвали в вечную Божью славу!

Третье утешение состоит в том, что наши страдания кратковременны. В сравнении с вечной славой жизненные горести менее чем мгновенны.

И заключительное утешение: Бог использует страдание, чтобы научить нас и сформировать в нас христианский характер. Он готовит нас к Царству. Ниже перечислены четыре аспекта этого процесса обучения.

Совершить — испытания закаляют верующих; они воспитывают в них необходимые качества характера и делают духовно зрелыми.

Утвердить — страдания делают христиан более устойчивыми, способными защищать свою веру и не сломиться под нажимом. Это же слово Господь Иисус использовал в беседе с Петром: «...утверди братьев твоих» (Лк 22:32).

Укрепить — преследованиями сатана добивается того, чтобы ослабить и изнурить верующих, но достигает противоположного результата. Они укрепляют христиан и делают выносливыми.

Соделать непоколебимыми — глагол в оригинале имеет один корень со словом «основание». Бог хочет, чтобы каждый верующий твердо укоренился на надежном фундаменте — Его Сыне и Его слове.

Лейси говорит: «Неизбежные в христианской жизни испытания всегда приносят тот же благословенный плод в жизни верующего: они совершенствуют веру, формируют характер, утверждают, укрепляют и делают Божьих детей непоколебимыми». (Harry Lacey, God and the Nations, p. 92.)

5:11 Изумительным образом Бог берет верх над преследованиями и страданиями и обращает их во славу Свою, поэтому совсем неудивительно, что Петр восклицает: «Ему слава и держава во веки веков. Аминь». Лишь Он один достоин славы; только в Его руках держава — в безопасности!

5:12 Силуан (вероятно, тот же самый человек, который назван Силой — краткая форма имени) был верным братом, которому Петр диктовал это послание; очевидно, он и доставил его. Петр написал Первое послание с целью уверить верующих, находящихся в рассеянии, в том, что исповедуемая ими христианская вера — истинная вера, или, как он называет, истинная благодать Божья. Возможно, в разгар гонений у них возникал вопрос: правы ли они, избрав христианство?

Петр объявляет, что они правы. Они нашли истину Божью и должны твердо стоять в ней.

5:13 Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. (В Синодальном переводе слово «церковь» добавлено переводчиками.) Невозможно установить с уверенностью, кто или что имеется в виду под словами: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне». Вот некоторые из основных толкований: 1) «Братство» (2:17; 5:9); (В греческом языке это собирательное существительное имеет женский род.) 2) жена Петра; 3) некая видная в той местности дама. Также невозможно понять, какой Вавилон имеется в виду.

Это может быть: 1) известный город на реке Евфрат, где жило много иудеев; 2) военная база под тем же самым названием на реке Нил (маловероятно); 3) Рим. В Откровении город Вавилон в общем соотносится с Римом (17:1−9; 18:10, 21).

Третий вопрос возникает по поводу упоминаемого имени Марк. Был ли это родной сын Петра по плоти или имеется в виду Иоанн Марк, автор Евангелия? Последний более вероятен. Если это так, то нам решать, назван ли Марк сыном Петра, потому что последний привел его ко Христу, или слово «сын» просто подразумевает близкие духовные отношения между старшим и более молодым христианином. Слово, которое Петр использует для сына, здесь не то же самое, которое Павел использует для описания своих духовных отношений с Тимофеем и Титом, и соответствует древней традиции, согласно которой очень яркое Евангелие от Марка основано на воспоминаниях Петра как очевидца. (Обычное греческое слово huios; Павел использует teknon, буквально «новорожденный» или «ребенок».)

5:14 Петр завершает послание напутствием и благословением. Напутствие: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви». Обязанность любить братьев — установленный для Церкви порядок, хотя способ выражения любви может изменяться вместе с культурой и временем.

Благословение: «Мир вам всем во Христе Иисусе». Это говорящее о спокойствии слово обращено к бросаемым бурей святым, которые терпят невзгоды во имя Христа. Иисус шепчет слова «мир вам» Своему искупленному Кровью стаду, ибо оно страдает за Него среди беспокойного общества.

Мир, совершенный мир — может ли смерть омрачить все? Иисус победил смерть и всякую ее власть.

(Эдвард Х. Бикерстет)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.