1-е Петра 2 глава

Первое послание Петра
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Откажитесь от всякой злобы, всякого плутовства, притворства, зависти, всяких наветов.
2 У вас, новорожденных младенцев, должно быть одно желание: тяга к духовному парному молоку. От него будет вам рост и ближе спасение.
3 Вы по себе знаете, что Господь добр.
4 Вы, приходящие к Нему, камню живому, людьми отвергнутому, но Богом избранному, выше всего ценимому,
5 Сами, как живые камни, слагаетесь в дом духовный, священство святое и через Иисуса Христа приносите дары духовные, угодные Богу.
6 Сказано в Писании: «На Сионе кладу камень краеугольный, избранный, драгоценный. Тому, кто верит в Него, не будет посрамления».
7 Для вас, верующих, Он — драгоценность, а для тех, кто не верит, это «Камень, который отвергли строители, стал во главу угла»
8 И «камень преткновения, камень-спотыка». Спотыкаются, потому что глухи к Слову. От этого их безысходность.
9 Но вы — избранное племя, царственное священство, Божье достояние, святой народ, способный возвестить о великих деяниях Того, кто призвал вас из тьмы к бесподобному Своему свету, —
10 Некогда и не народ даже, а сегодня народ Божий. Некогда оставленный без помилования, а сегодня помилованный.
11 Дорогие мои странники и пришельцы! Моя к вам великая просьба: отрешитесь от низменных интересов, коверкающих душу.
12 Живите среди язычников пристойно, чтобы те, кто выставляет вас сейчас в дурном свете, увидели наконец ваши добрые дела и прославили Бога в День посещения.
13 Ради Господа оказывайте повиновение всякому полномочию, учрежденному среди людей: государю ли как державному владыке,
14 Или губернаторам, которым он препоручает наказание преступников и поощрение добрых людей.
15 Воля Божья. Ей же угодно, чтобы добрые дела заставили умолкнуть невежество бездарей.
16 Вы свободны, но не делайте свободу прикрытием зла. Вы — рабы Божьи.
17 Всех привечайте. Любите братство. Бога бойтесь. Отдавайте почести государю.
18 Рабы, не без страха повинуйтесь своим господам, и не только добрым и сердобольным, но и гневливым.
19 Есть угождение Богу в несправедливом страдании, которое терпит человек по причине помышлений о Боге.
20 Что за новость терпеть побои за содеянное зло? Но если терпите страдания за добрые дела, это угодно Богу.
21 А к этому вы и призваны. Христос Своим за вас страданием оставил вам пример, чтобы вы шли по Его стопам.
22 «В Его жизни не было греха и в устах — обмана».
23 Когда глумились над Ним, Он не отвечал тем же. Страдая, не угрожал. Он просто доверился Праведному Судье.
24 Он Сам в Своем теле принес на крест наши грехи, чтобы мы, умерев для греха, жили для правды. Вы исцелились Его ранами.
25 Вы, как овцы, разбрелись было по сторонам, но вернулись сегодня к Пастырю и Обороне ваших душ.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−3 Стремление к духовному возрастанию

Новообращенный христианин нуждается в духовном возрастании, как новорожденный младенец в физическом росте. Это означает быть защищенным от всего, что может нанести вред, и питаться хорошей пищей. Новая жизнь дана нам, чтобы мы смогли достичь полного и окончательного спасения.

Примечания. Ст. 2 Словесное — греч. слово logikon одновременно означает и «духовный». В Евр 5:12 выражена та же мысль, а в Ветхом Завете много аллюзий на закон или слово Божье как на духовную поддержку.

Ст. 3 Пс 33:9, который цитируется здесь, может служить либо разъяснением причины страстного стремления к истине в ст. 2, либо это устремление свидетельствует о том, что вкусившие поняли, что благ Господь.

Ст. 4−10 Принадлежность к народу Божьему

Христиане должны духовно возрастать и все вместе, и каждый индивидуально, и Петр здесь снова обращается к этой теме. Он столь взволнован, что смешивает разные метафоры, но основная мысль прослеживается четко. Постоянно общаясь с Христом, живым камнем, христиане становятся, подобно Ему, живыми камнями. Отдельный камень сам по себе не представляет особой ценности, но вместе с другими он становится частью строения. Отдельный «живой» камень предназначен быть частью единого целого. Далее мысль Петра переключается от строения (возможно, здания храма) к тем, кто трудится в нем. Они, будучи членами духовного сообщества Бога, несут на себе двойную ответственность: богослужение, т. е. приношение духовных жертв (5), и свидетельство — возвещение совершенства (9).

Дополнительно Петр обращается к ветхозаветным образам живого Камня и показывает, как они воплотились во Христе: первый через верующих, а последние два через неверующих. Независимо от того, приходят ли люди в вере к живому Камню или отвергают Его, это не принижает высших целей Бога. В Мк 12:10 Иисус соотносит этот текст с иудейскими религиозными руководителями как со строителями. Христос стал краеугольным камнем, поставленным во главу угла здания, и тот, кто отвергает эту весть, претыкается и падает, как и предполагает Божье установление.

В отличие от неверующих, христианская церковь, как показывает Петр, наследует привилегии, обещанные народу Божьему в ветхозаветные времена. Вы ... дабы возвещать: здесь подчеркивается библейский принцип о том, что привилегия предполагает и ответственность. Наследующие благословения, данные Израилю, должны исполнять работу, возложенную на Израиль, и возвещать совершенства Бога, Который столь многим одарил их.

В ст. 4 и ст. 6−8 соединены два важных пророчества: о драгоценном камне из Ис 28:16 (в ст. 6 приводится цитата из LXX, как и в Рим 9:33 в послании Павла) и об отвергнутом камне в Пс 117:22. Иисус относит эту последнюю ссылку к Себе в Мк 12:10, а Петр приводит эту цитату о Нем перед синедрионом в Деян 4:11. Иисус одновременно и драгоценный камень в основании, на котором построена Его Церковь, и краеугольный камень, вокруг которого возводится все здание (см.: 1Кор 3:11; Еф 2:19−22). NIV mg показывает, что это один и тот же камень. Объединяя две вышеуказанные метафоры, Петр подчеркивает, что Христос драгоценен только для верующих (как свидетельствует контекст оригинала), а неверующие, отвергнувшие Его, находят в нем камень преткновения. Здесь Петр добавляет цитату из Ис 8:14.

Устрояйте (5): ближе к оригиналу было бы «вы устрояетесь», а не повелительное наклонение. Слова, использованные здесь и в ст. 9 (см. ниже), были важными и многозначными для народа Божьего в ветхозаветную эпоху. Их использование здесь призвано подчеркнуть духовную преемственность между теми, кто принадлежал к Божьему народу завета, и верующими христианами. Слово дом и акцент на мысли о принадлежности к народу Божьему в ст. 9, 10, вероятно, служили серьезным ободрением для тех, кто перестали быть «пришельцами и странниками» (2:11). Возможно, Петр здесь имел в виду разрушение храма (предсказанное Иисусом в Мк 13:2). Каждый христианин в отдельности (1Кор 3:16) и вся церковь вместе составляют храм Божий, дом духовный (5), поскольку там пребывает Его Дух. Именно этот текст, а также из ст. 9 христиане положили в основу учения о том, что вследствие уникальной жертвы Иисуса, который принес Свою жертву за грех единожды и за всех (см.: 2:24; 3:18), ныне нужно приносить единственные жертвы — духовные (см.: Рим 12:1, 2 и Евр 13:15, 16). Они должны приноситься всеми верующими. Единственное новозаветное служение, которое особым образом отделено от других, это служение старейшин, руководителей церкви — как в области проповеднической, так и пастырской деятельности (см. коммент. к 5:1−4 ниже). Иисусом Христом — это можно толковать либо как способ принесения жертвы, либо как причину, по которой они принимаются.

Слово Божье — написанное (Библия) или живое (Иисус Христос) служит фундаментом, на котором созидается все строение. Не покоряющиеся Христу вскоре обнаружат, что сталкиваются с препятствием на своем пути, которое рано или поздно заставит их споткнуться и упасть (8). (Более подробное обсуждение этого учения, которое здесь обозначено в общих чертах и может быть названо «предопределением», см.: IBD, р. 1262−1264.) Ст. 9 объявляет христианским верующим обетования, данные в Исх 19:5, 6 и Ис 43:20, 21, о которых Павел рассуждает в Рим 9. Род означает биологическое потомство и может указывать на преимущества возрождения и новой жизни. Слово, из которого происходит термин священство, в Новом Завете используется не для описания христианского служения, а скорее для роли, предназначенной всем верующим христианам (ср.: Откр 1:6). По всему Ветхому Завету функции царя и священника всегда были разделены, за исключением Мелхиседека и Мессии, которые совмещали в себе эти функции. Саул совершил грех, когда попытался присвоить себе эти два титула (1Цар 13:5−15). Во Христе христиане могут быть и царями, и священниками. Род избранный, т. е. народ, призванный отражать характер Бога, Его святость (1:16). Люди, взятые в удел (т. е. особые), отделенные: здесь используется образ восточного царя, который держит при себе особую сокровищницу, отдельно от государственного казначейства. Она была предназначена исключительно для него, и эта мысль впервые звучит в Исх 19:5 («удел») и воспринята Павлом (см.: Тит 2:14 — слово «особенный»). Совершенства — это слово трудно перевести точно, вероятно, ближе всего к оригиналу оно передается в RV — «превосходства». Христиане сочтут естественным и будут непосредственно отвечать таким образом Богу и своим ближним, когда поймут, что все эти благословения проистекают из свободной благодати и милосердия Бога (10). В подтверждение своей мысли Петр ссылается на тексты из Ос 1:8 — 2:1 и 2:23.

Ст. 2:11 — 3:12 Являть собой образ Христа для других

Поскольку христиане в особом смысле — народ Божий, их истинное обиталище — общий дом с Ним. Таким образом, проходя земной жизненный путь, они должны являть своей жизнью и своим отношением к ближним образ жителей другой, лучшей страны.

Примечательно, что первые три из четырех нижеследующих разделов посвящены иллюстрации этой мысли: образа жизни, повиновения (13, 18, 3:1). Использованное в оригинале слово означает поставить себя в положение ниже другого, а тем самым возвышать другого по отношению к себе (как в Флп 2:3). Как показывают нам Иисус (Ин 18:22, 23) и Павел (Деян 25:10, 11), это не означает, что христиане должны быть «половиком», о который вытирают ноги; они должны уметь твердо отстаивать свои права.

Ст. 2:11−12 Общие принципы человеческих взаимоотношений в мире. Начиная с 1:15, Петр рассматривал положительную сторону жизни — святость и жизнь для Бога. Теперь он кратко останавливается на отрицательной стороне, т. е. неприятии, воздержании, о чем он снова будет говорить в 4:1. Такой образ жизни помогает противостоять клевете и злословию, с которыми христиане уже столкнулись лицом к лицу. Это перекликается с поучениями Иисуса из Мф 5:16.

Примечание. Ст. 11 Упоминание пришельцев и странников в 1:1, 17 и Евр 11:13 восходит к Быт 23:4. Греха (букв, плотских похотей) необходимо удаляться, поскольку он разрушает бессмертный удел нашего бытия (см.: Гал 5:19−21).

Ст. 12 Под язычниками понимаются те, кто стоит в стороне от Бога, от радости общения с церковью как с истинным Израилем (см. выше коммент. к ст. 9, 10). В день посещения, т. е. в день суда.

Ст. 13−17 Определение отношения к властям. Добродетельное поведение выражается в повиновении всякому человеческому начальству. Крайне удивительно, что Петр, возможно, написавший эти строки в период правления Нерона, все еще подчеркивает эти Божественные установления как не утратившие своей нравственной силы (см.: Рим 13:1−7; 1Тим 2:1, 2). Лояльная позиция христианина по отношению к властям должна поставить его выше порочащих его подозрений и клеветы невежд (15). Христиане обязаны воздавать должное кесарю (Мф 22:21), и Петр не делает здесь никакого исключения из этого правила, даже при том, что он знал, как следует противостоять властям, когда они претендуют на то, что принадлежит исключительно Богу (Деян 4:19, 20; 5:29).

Парадоксально, что христианская свобода определяется свободным выбором — жить как рабы Божий, выполняя Его волю (16). Следовательно, это не свободная лицензия на право потакать собственным прихотям под лозунгом «вседозволенности». Эти практические требования обобщены в четырех кратких повелениях: всех почитайте, т. е. выказывайте уважение тем, за кого умер Христос и в ком может быть восстановлено Божественное подобие; братство (т. е. своих собратьев по вере) любите; Бога бойтесь, т. е. надлежащим образом поклоняйтесь (в благоговейном страхе; см.: Евр 12:28, 29); царя чтите, т. е. выказывайте должное уважение.

Примечания. Ст. 13 Слова для Господа — это напоминание о примере и учении Иисуса. Верховной власти, т. е. превыше всех человеческих установлений.

Ст. 17 Петр цитирует Прит 24:21, где автор, в отличие от Петра, использует одно и то же слово для описания отношения и к Богу, и к царю.

Ст. 18−25 Отношение к работодателю, хозяину. Петр дает подробные наставления двум группам людей (слугам и женам), чье положение в древнем мире делало их жизнь, особенно в качестве верующих, чрезвычайно трудной. Многие слуги жили довольно сносно у своих хозяев, однако нередко испытывали на себе несправедливое отношение с их стороны. Если Петр входит в положение тех, кто занимался подневольным трудом, то Павел показывает, что и работодатель, хозяин должен тоже с уважением и сочувствием относиться к тем, кто работает на него (Ефес 6:5−9; Кол 3:22 — 4:1).

Терпение в случае заслуженного наказания не является добродетелью, христианин же призван принимать даже суровое обращение несправедливого господина.

Это достойно похвалы Божьей. Продолжать совершать добро и терпеть страдания, вероятно, это можно считать уделом христианина в свете того, что они приобщают его к страданиям Христа (ср.: Флп 3:10). Затем Петр напоминает своим читателям о пользе, которую могут принести им страдания.

Примечания. Ст. 18 Слуги находились в домашнем услужении, были обычными слугами в греч. и римских домах (см.: Флм.).

Ст. 19 Ибо то угодно Богу. Эта фраза может указывать либо на то, что хозяин мог объяснять этим незаслуженное наказание, которому он подвергал своего раба (зная о его вере), либо на то, что это было для раба побуждением беспрекословно подчиниться ему (потому что он знал, что Бог видит и разделяет его страдания; см.: Деян 9:4). Петр, вероятно, имел в виду слова Иисуса, записанные в Мф 5:11, 12, 46, 47; Лк 6:22, 23, 32−35 и в Ин 15:18−21.

Ст. 21 Пример — это слово использовано только здесь в Новом Завете, оно означает свод правил или наставлений, которым должен был следовать ученик.

Ст. 22, 23 Петр цитирует Ис 53:9 и 7 (ср.: Мк 14:61, 65; 15:29; Ин 19:1−9).

Ст. 24, 25 Это столь яркая картина, что создается впечатление, что ее описывает очевидец. Вознес, слово употребляется, когда речь идет о добровольной жертве (ср.: Евр 7:27, где использовано то же слово, переведенное фразой «принесши в жертву»). Упоминание о смысле страданий Иисуса (цитата из Ис 53:12 и ст. 5) предназначено для нас. Наш ответ Спасителю, Который понес на Себе наши грехи, — это вернуться к Нему как к своему пастырю, чтобы избавиться от грехов и жить для правды. Эта образная картина восходит к Ис 53 и Ин 10. Блюститель: это слово обычно используется для описания обязанностей пастуха и, следовательно, духовного пастыря. От этого корня происходит и англ. слово «епископ».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.