2-е Коринфянам 2 глава

Второе послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Но я все-таки решил пока отложить свой визит к вам. Пусть уляжется обида.
2 Пусть я обидел вас, но и кто порадует меня, если не тот, кого я обидел!
3 Я для того и написал вам, чтобы, когда приду, не было мне горько за тех, за кого следует радоваться. И тут я уверен, что мою радость вы разделяете.
4 От невозможной скорби и щемления сердца обливаясь слезами, я писал вам не с целью обиды, а для того, чтобы вы знали о любви, какую я к вам питаю в избытке.
5 Тот, кто нанес мне обиду, обидел в некотором смысле, чтобы не сказать больше, и всех вас, а не только одного меня.
6 Большинством он наказан — и довольно.
7 Лучше теперь, напротив, простить его, дать ему вздохнуть, чтобы не заела его чрезмерная тоска.
8 Хорошо, если вы дадите ему почувствовать вашу любовь.
9 Когда я писал письмо, я хотел, чтобы у вас появился повод убедить меня в своем аккуратном послушании.
10 Кого прощаете вы, того и я. Если что и было прощать, я это простил — простил ради вас от лица Христа.
11 Нельзя, чтобы посмеялся над нами Сатана. О его происках мы порядком наслышаны.
12 Когда я пришел в Троаду с евангельской вестью о Христе, то, хотя Господь и распахнул передо мной двери,
13 Душа не хотела мириться с тем, что я не застал там брата моего Тита. Распрощавшись, я пошел в Македонию.
14 Благодарение Богу! Он всегда устраивает так, чтобы всем было видно: это в нас Христос. Знание о Нем сладостным дуновением повсеместно распространяется не без нашего участия.
15 Христово благоухание Богу мы доносим до всех и в слове спасения, и в слове погибели:
16 Для одних это дуновение смертоносное к смерти, для других — животворное к жизни. Кто способен на такое?
17 В отличие от многих мы в Слово Божье свое не подмешиваем. Нет, мы говорим от Бога и перед Богом. В нашем чистосердечном слове — только Христос.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−2 Первое из обещанных Павлом посещений коринфян оказалось очень болезненным (с огорчением), потому что во время его он подвергся серьезным нападкам с их стороны. Если бы апостол снова посетил их, это было бы весьма огорчительным для него, но уже по другим причинам: он должен был подвергнуть их неприятным для них дисциплинарным взысканиям, а потому ничего радостного в своем визите не видел.

Ст. 3−4 В этой связи вместо предполагаемого посещения Коринфа он написал им «жесткое» письмо, в котором говорилось: ...дабы пришед не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться. Это было написано от великой скорби и стесненного сердца... и со многими слезами и содержало в себе своего рода упрек коринфянам (ср.: 7:8, 9). Однако в его намерения не входило огорчить их, он писал: ...но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Истинная любовь сталкивается с неизбежными трудностями, даже страданиями, но не отступает. Павел не стремится хвалить себя, но готов к тому, что будет обвинен в этом, и принимает это во избежание конфликта. Если нам нужно разрешить конфликт, мы тоже должны подготовиться к нему, меньше всего заботясь при этом о своей репутации. Собственной репутацией можно пожертвовать ради улаживания конфликта в среде народа Божьего. Если такие конфликтные ситуации не будут разрешены надлежащим образом, от этого выиграет только сатана (ср.: 2:11).

Примечания. Слово совесть встречается в посланиях Павла чаше, чем во всех остальных книгах Нового Завета вместе взятых. В отличие от стоиков, Павел не рассматривал совесть ни как голос Божий в человеке, ни как осуждение прошлых поступков человека (обычно проступков), как это было принято в современном ему греч. мире. Для Павла человеческая совесть — это способность судить свои или чужие поступки и намерения. Совесть человека судит любые действия с позиций высоких нравственных критериев, на которые он опирается. Человеческая природа изменена грехом, вследствие чего и восприятие личностью критериев поступков, и сама функция совести (как неотъемлемой составляющей человеческой природы) подвержены воздействию греха. По этой причине совесть не может выступать в качестве беспристрастного судьи, оценивающего свое поведение. Собственная совесть может оправдать человека в том, в чем Бог не оправдывает его, и, наоборот, совесть может осудить человека за то, что, с точки зрения Бога, позволительно. Поэтому окончательный суд принадлежит Богу (ср.: 1Кор 4:2−5). Вместе с тем, отвергать голос совести — значит оправдывать духовную дисгармонию (ср.: 1Кор 8; 1Тим 1:19), но мы можем подчиняться самым высоким нравственным стандартам, стремясь с их помощью обрести более глубокое познание истины.

2:5−11 Прощение обидчика

Ст. 5 Перед тем как призвать коринфян простить и восстановить своего оппонента в церкви, Павел напоминает им, что оскорбление огорчило не только его, но сказалось и на всей коринфской церкви.

Ст. 6 Тем не менее, как говорит Павел, для такого довольно сего наказания от многих. Здесь мы узнаем, что церковь применила по отношению к обидчику дисциплинарные меры, рекомендованные Павлом (ср.: 7:11, 12).

Ст. 7, 8 Павел заступается за обидчика, опасаясь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И убеждает коринфян проявить любовь к этому раскаявшемуся грешнику.

Ст. 9, 10 Он пишет, что намеревался не столько просить наказания для этого человека, сколько хотел испытать их послушание. Коринфяне продемонстрировали послушание, а потому теперь Павел просит их простить обидчика, уверяя, что и он также простил его.

Ст. 11 Прощение и восстановление его в церкви важно, чтобы верующим не сделал ущерба... сатана, т. е. не утвердился бы в церкви, ущемляя права одного из ее членов и используя моральное падение одной из противоборствующих сторон. Целостный подход Павла к этой проблеме напоминает нам, что явный или «пресловутый» грех со стороны членов церкви не должен быть игнорирован и не заслуживает снисходительного отношения. Дисциплинарные меры должны приниматься ради благополучия самой церкви и поддержания чести имени Божьего. Позиция Павла в данном вопросе напоминает нам, что такие меры воздействия были направлены также на восстановление в членстве виновной стороны. Те, кто стремится к примирению, должны осуществлять это на практике. Они не должны искать удовлетворения в требовании наказать обидчиков, но должны быть готовы вновь выразить и подтвердить свою любовь к ним, как только те смогут раскаяться.

2:12−13 Ожидание Тита

Вернувшись в Эфес после своего «болезненного» (огорчительного) визита и написав «жесткое» послание, Павел направился в Троаду, где ожидал встретить Тита и узнать от него новости по поводу ситуации в Коринфе. По прибытии в Троаду он обнаружил, что для него, для его благовестия отверста была дверь Господом, но поскольку он не встретил там Тита, то не имел покоя духу своему, а потому направился в Македонию, где надеялся по пути перехватить его. Тот факт, что Павел не воспользовался предоставившейся ему возможностью возвещения Евангелия, свидетельствует о его беспокойстве в ожидании новостей от Тита. Облегчение, которое он ощутил, когда в конце концов встретился с Титом в Македонии, описывается в 7:5−16, но перед этим апостол делает длинное отступление (2:14 — 7:4), рассказывая читателям о сущности своего служения и о том, как он пережил эти трудные времена.

2:14−17 Триумф служения

То, о чем Павел писал до этого момента, можно рассматривать как довольно грустный отчет о его служении. Он говорил о трудностях, с которыми столкнулся в Асии, о непонимании и критике его позиции по некоторым вопросам, об огорчении, которое подстерегало его в Коринфе, и об упущенной возможности возвещения Евангелия в Троаде. Чтобы смягчить этот довольно печальный рассказ, Павел вносит в него оптимистическую ноту, описывая, как Бог всегда и повсюду помогает ему осуществлять действенное служение.

Ст. 14 Несмотря на трудности, Павел все же воздает благодарность Богу: Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе. Этот образ триумфального шествия, возможно, восходит к римскому триумфальному шествию, и Павел изображает себя солдатом, которого Бог ведет к победе. В этом контексте подобного рода ассоциации не поддерживают «триумфалистский» подход к служению, поскольку Павел подразумевал торжество победы через страдания. В триумфальном шествии «благоухания» предназначались богам, а Павел говорит, что Бог распространяет благоухание познания о Себе, о Христе, через своих служителей.

Ст. 15, 16 Распространяющие Благую весть для Бога уподобляются Христову благоуханию; в тех, кто принимает Евангелие, присутствует запах живительный на жизнь, для отвергнувших же его — запах смертоносный на смерть. Зная, что проповедь Евангелия имеет столь важные следствия для тех, кто слушает его, и потому осознавая серьезную ответственность тех, на кого возложено это служение, Павел спрашивает: И кто способен к сему? (Ответ на этот вопрос мы находим только в 3:5: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить... но способность наша от Бога.)

Ст. 17 Павел осознает свою глубокую ответственность, говоря: Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие... Он отказывается манипулировать словом Божьим (ср.: 4:2) и отклоняет оскорбительные предположения о том, что он служит Богу из корыстных соображений. Напротив, апостол проповедует искренне, добросовестно отчитываясь во всем перед Богом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.