2-е Коринфянам 3 глава

Второе послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Нужно ли нам заново представляться друг другу? Нужны ли вам или нам верительные грамоты?
2 Вы — наша грамота, начертанная в наших сердцах. Она у всех на виду, ее читают все.
3 Нельзя не видеть, что вы — письмо Христово, написанное в нашей заботе о вас не чернилами, а Духом Бога Живого, — и не на каменных скрижалях, а на скрижалях живого сердца.
4 К нам от Христа пришла особая уверенность в Боге.
5 Вряд ли мы сами способны независимо судить по своему разумению. Способность наша от Бога.
6 От Него достался нам дар служителей нового договора — не буквы, а Духа. Буква убивает, а Дух животворит.
7 Служение буквенному начертанию смерти на камне сопровождалось таким ослепительным блеском, что сынам Израиля невыносимо было взирать на лицо Моисея по причине этого, впрочем преходящего, отблеска славы на его лице.
8 Не гораздо ли больше света в служении Духа?
9 Если служение осуждения сопряжено с явлением света, то служение оправдания в этом смысле намного его превосходит.
10 И теряет силу свет предшествующей славы по своей малости перед светом славы последующей.
11 Есть свой свет и в преходящем, но куда больше света в непреходящем.
12 Тут есть надежда, которая позволяет нам действовать с особенным дерзновением.
13 В этом наше отличие от Моисея. Он загораживал лицо покрывалом, чтобы не ослепить сынов Израиля, а это было угасание преходящего.
14 Покрывало заслонило им все. По сей день при чтении Ветхого договора оно остается неотброшенным. Отбрасывается оно верой в Христа.
15 По сей день при чтении Моисея дальше покрывала их взор не проникает.
16 Но для прямого контакта с Господом, покрывало нужно убрать.
17 Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы все с открытым лицом, как в зеркало, взираем на славу Господню и с каждым разом все светлее и светлее Духом Господним преображаемся в Его образ.

Новый Библейский Комментарий

3:1−3 Рекомендательные письма

Павел отвечает на требование коринфян относительно рекомендательных писем, которые должны быть у него по прибытии в Коринф. Вероятно, это была идея лжеапостолов, которые подняли свой голос против Павла.

Ст. 1, 2 Павел считает, что такие одобрительные письма не нужны в принципе, потому что сами коринфяне подобны такому письму: Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших. Само существование церкви в Коринфе, несомненно, свидетельствует о действенных результатах его служения.

Ст. 3 Эта церковь — письмо Христа, написанное на скрижалях сердец коринфских верующих, но не чернилами, а Духом. По благодати Божьей, это письмо стало одобрением служения, которое и создало его. Хотя при определенных обстоятельствах верное служение не венчается очевидными успехами, данное наблюдение не должно быть оправданием неэффективного служения в других условиях. Обычно о нашем служении судят по достигнутым результатам.

3:4−6 Служители нового завета

Ст. 4, 5 Здесь Павел отвечает на вопрос, который сам задал в 2:16, показывая, что его полномочия исходят от Бога. В этом нет ложной скромности, но скорее трезвая оценка того факта, что духовная работа может быть совершена только при помощи силы, которой Бог наделяет человека через Свой Дух.

Ст. 6 Деятельность Павла в рамках нового завета-договора — это служение не буквы, но духа. Здесь подчеркивается контраст между законом Моисея и Святым Духом, т. е. исходные черты старого и нового завета, соответственно. Буква убивает в той мере, в какой она произносит суд на тех, кто нарушает закон. Дух животворит, потому что в условиях нового завета грехи прошены, а народ Божий под действием Духа может жить для Бога.

3:7−18 Два разных по характеру служения

В данном разделе Павел использует тексты Исх 34:29−32 (7−11) и 34:33−35 (12−18), особо подчеркивая разницу между служением нового и старого заветов, чтобы продемонстрировать верховенство нового завета. Главная цель Павла состоит в том, чтобы пролить свет на служение славы, которое было ему доверено, и тем самым объяснить, почему, несмотря на многочисленные трудности, он не упал духом (ср.: 4:1).

Ст. 7−11 В Исх 34:29−32 говорится о славе, которая сопровождала дарование закона, о славе, отраженной в сияющем лице Моисея и вселившей страх в сердца израильтян. Павел признает, что старый завет был явлен в величии красоты и славы, но он размышляет и о том, что новый завет должен быть окружен еще большими славой и великолепием. Превосходство нового завета обосновывается при помощи трех аргументов: служение духа гораздо более величественно и славно, чем служение смертоносным буквам, начертанное на камнях (7, 8); служение оправдания более славно, чем служение осуждения (9); а пребывающее служение прекраснее преходящего (11). Служение старому завету, в котором закон осуждал преступавших его, сошло на нет с пришествием Христа. Служение нового завета осуществляется силой Духа; оно дает возможность человеку занять правильную позицию перед Богом, и это непреходяще, потому что это служение не будет заменено другим.

Ст. 12−18 В Исх 34:33−35 рассказывается, как Моисей закрыл лицо после представления закона Божьего израильтянам, чтобы они не смогли увидеть его сияния. Павел объясняет это попыткой скрыть от израильтян природу озаряющей все вокруг славы, которая сопровождала старый завет, а также противопоставляет отсутствие смелости у Моисея своему дерзновенному служению новому завету (12, 13). Он также усматривает в покрывале, сокрывшем лицо Моисея, нечто, напоминавшее неснятое покрывало, которое мешало многим современникам Павла иудейского происхождения проникнуть в суть закона Моисея, когда они читали его в синагоге (14, 15). Верующие, обратившие свои сердца к Господу, сбросили это духовное покрывало (16), и с открытым лицем взирают на славу Господню, преображаясь в тот же образ (18).

Подчеркивая преимущественную славу служения нового завета, Павел стремится в первую очередь объяснить, почему он столь дерзновенен и крепок духом в своем служении (12; ср.: 4:1). Возможно, при этом он хотел противопоставить свое служение учению оппонентов в Коринфе, которые придавали огромное значение своему иудейскому происхождению (ср.: 11:216, 22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.