1-е Фессалоникийцам 2 глава

Первое послание Фессалоникийцам
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Что и говорить, братья, наше пребывание у вас оказалось небесполезным.
2 В Филиппах, как вам известно, нам пришлось вытерпеть немало побоев и унижений. Но, несмотря на жестокие препоны, мы все-таки донесли до вас Божье евангелие. Неустрашимость наша от Бога.
3 В нашем спокойном слове нет неправды, превратного смысла или подвоха.
4 Как Бог усмотрел нас и доверил нам евангелие, так мы и говорим, угождая не людям, а Богу, созидающему наш нравственный облик.
5 Да мы и не предавались у вас, как вы знаете, ни льстивым речам, ни корыстным намекам. Бог свидетель!
6 Мы не хотим, чтобы люди пели нам славу — ни у вас, ни у кого другого.
7 От нас как апостолов Христовых вы могли бы ждать жесткого подхода. Но мы отнеслись к вам с кротостью, подобно кормилице, отдающей всю нежность детям.
8 Из чувства приязни мы старались передать вам не только евангелие Божье, — отдали бы и саму нашу жизнь, потому что вы стали нам очень близки.
9 Мы были у вас недосужны, трудились не покладая рук — это вы должны помнить. Возвещая у вас Божье евангелие, мы днем и ночью работали, чтобы никому из вас не быть в тягость,
10 А только чтобы вы поверили. И все было по совести, с соблюдением святости и чистоты. Свидетели вы сами. И Бог.
11 Вы видели, как одного за другим, словно отец своих детей,
12 Мы и уговаривали вас, и по-всякому убеждали и упрашивали жить достойно Бога, зовущего вас к Себе в Свое светлое Царство.
13 И мы Бога непрестанно благодарим за то, что вы, услышав от нас Божье Слово, приняли его и признали в нем не слово человеческое, а Слово поистине Божье, которое и действует в вас, теперь уже верующих.
14 Вы, братья, сделались подобием Божьих церквей Христа Иисуса в Иудее. Вы не меньше претерпели от своих соплеменников, чем те от иудеев,
15 Которые и Господа Иисуса убили, и древних пророков и нас изгнали, и Бога гневят, и людям препятствуют:
16 Не дают нам говорить язычникам, чтобы спаслись. Да только мера их греха всегда переполнена. Надвигается на них гнев бесповоротный.
17 Мы же, братья, после непродолжительной разлуки с вами, — разлуки зрением, не сердцем, — теперь еще больше желаем увидеть ваши лица.
18 Поэтому мы, — я, Павел, говорю это и о себе тоже, — не раз хотели прийти к вам, но помешал Сатана.
19 С кем и разделить нашу надежду, и радость, и достойную награду, если не с вами, перед Господом нашим Иисусом Христом, когда придет?!
20 Вы — наша слава и восторг.

Новый Библейский Комментарий

2:1−16 Поведение миссионеров в Фессалонике

Основная часть послания начинается с обращения к теме, затронутой в 1:5, 6. Миссионеры, да и все христиане привлекают к себе недоброжелательный интерес и потому должны прилагать все усилия, чтобы их жизнь была вне всякой критики. Очевидно, люди, не принадлежавшие христианской общине, в отсутствие Павла критиковали его поведение как миссионера, и теперь он защищается от этих обвинений.

По просторам Римской империи бродило столько религиозных проповедников и философов, наживавшихся кто как может на своих слушателях, что миссионерам приходилось всячески подчеркивать отличие своих побуждений и методов от побуждений и методов своих недобросовестных конкурентов. Приведенные здесь критические высказывания и опровержения сравнимы с высказываниями некоторых античных философов, которые также считали себя несправедливо обвиненными. В основном миссионеров обвиняли в эксплуатации тех, кто становился их последователеями, и в существовании за их счет. Все призывы к новообращенным рассматривались как средство возвышения и обогащения обманным путем.

Ст. 1, 2 Павел призывает читателей послания вспомнить о его миссионерском посещении («вы знаете» и «вы помните» — ключевые выражения в ст. 1, 2, 5, 9, 11). Они имели возможность убедиться, что его миссионерский труд не был бездейственным, то есть бессодержательным или нерезультативным. Наоборот, как поругание в Филиппах (Деян 16:19−24), так и противодействие в самой Фессалонике (ср.: 1:6; 2:14−16; 3:3, 4) было мужественно встречено им.

Ст. 3−6 Еще одним подтверждением честности миссионерской проповеди было то, что она не основывалась на заблуждении относительно Евангелия. Она не возникла в результате таких нечистых побуждений, как честолюбие или корысть, и не была попыткой лукавством склонить слушателей к принятию Благой вести (ср.: «лукавые делатели» во 2Кор 11:13). Наоборот, миссионеры были, так сказать, испытаны Богом, прежде чем удостоиться принятия в число Его сил, и постоянно находились под Его присмотром. Поэтому они прекрасно осознавали необходимость соответствовать высоким Божественным стандартам и отвергали сомнительные способы убеждения (такие, как приукрашивание Евангелия для облегчения его принятия).

Они стремились угождать Богу, а не своей аудитории, но не потому, что были безразличны к людям и их нуждам, а потому, что преуспеяние в человеческом смысле не было их целью. Поэтому они не прибегали к лести (словам ласкательства) и не притворялись, скрывая за высокими словами желание получить деньги с новообращенных (виды корысти). Еще одно обвинение могло заключаться в том, что они якобы искали славы от людей — как в лоне церкви, так и за ее пределами. Действительно, апостолы и миссионеры могли претендовать на определенные привилегии и даже права. Например, они имели право ожидать повиновения обращенных и удовлетворения церковью своих материальных нужд. Вероятно, здесь подразумевается главным образом первая из упомянутых привилегий. (Об отрицании Павлом второй привилегии см.: 2Фес 3:9; 1Кор 9:4−14; 2Кор 11:7−12). Во всяком случае, миссионеры могли воспользоваться своим авторитетом (хотя это и противоречило бы принципу, провозглашенному Иисусом, Лк 22:24−27), но они этого не сделали.

Ст. 7 В сущности, они были тихи. В заботе о верующих миссионеры и пастыри должны быть подобны отцу (11), но здесь использован образ кормилицы, более выразительно передающий свойственную родителям нежную заботу.

Ст. 8 Это отношение описано языком любви, которая выражает себя в желании одарять. С христианской точки зрения величайшим даром является благовестив Божие, а с человеческой точки зрения — соединение душ, к которому обычно стремятся влюбленные.

Ст. 9 О желании одарять любовью, а не обременять новообращенных, свидетельствовал изнурительный труд миссионеров. Они трудились не только днем, но и ночью (изготовляя палатки или занимаясь кожевенными работами; Деян 18:3), чтобы заработать себе на пропитание. Помощь из Филипп (Флп 4:16) была недостаточной. Павел объяснет свое решение работать собственными руками (ср.: 4:11; 2Фес 3:7−10; Деян 18:3; 20:34) главным образом тем, что не хочет быть зависимым от новообращенных или использовать их. Причиной такого выбора не были ни поиски возможностей встречаться с людьми в мастерских, ни желание продемонстрировать, что он не стыдится честного труда (хотя см.: 2Фес 3:8).

Ст. 10−12 Павел заканчивает обращением к читателям послания, убедившимся на собственном опыте, что миссионеры жили праведно и относились к ним по-отечески. Их главной заботой было побуждение верующих к такому образу жизни, который достоин людей, призванных Богом в Его царство с надеждой приобщиться к Его славе.

Ст. 13 О том, что приход миссионеров не был бездейственным (1), свидетельствует характер принятия слушателями их благовестия. Учение Павла часто осуждали как его собственное, чисто человеческое измышление, и потому он был благодарен людям, которые признали, что он действительно проповедовал учение, идущее от Самого Бога (ср.: Гал 1:11, 12). Неотъемлемым свойством этого учения является изменение жизни тех, кто его услышал.

Ст. 14−16 Новообращенные проявили не меньшее мужество, чем первые христиане в Иудее, подвергавшиеся жестоким гонениям со стороны своих соплеменников. Фессалоникийцы точно так же пострадали от рук своих сограждан — как язычников, так и иудеев (Деян 17:5). Павел тоже был иудеем и потому страстно желал, чтобы его народ прозрел и признал Иисуса Мессией. Но он слишком хорошо знал, что отвержение Иисуса приведет к отвержению Богом тех, кто отвергает Его. Поэтому он говорит о Божьем гневе, который обрушится на иудеев за их последний и самый тяжкий в долгой истории отвержения посланников Бога грех. Следует обратить внимание, что Павел пишет здесь лишь об определенной группе иудеев и не противоречит выраженной в Рим. 9−11 надежде на обращение еврейского народа к Богу; принятие Евангелия спасает людей от Божьего гнева.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.