Апокалипсис 16 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Я услышал громкий голос, он из Храма говорил семи ангелам: «Идите опрокиньте на землю семь чаш Божьего гнева».
2 Пошел первый, опрокинул чашу на землю. И открылись страшные, мучительные язвы у людей, которые носили метку зверя и поклонялись его изваянию.
3 Второй ангел опрокинул чашу в море, и море сделалось мертвой кровью: все живое в нем умерло.
4 Третий ангел опрокинул чашу в реки и источники вод, и они сделались кровью.
5 Я услышал ангела вод. Он говорил: «Не Ты ли есть — и был — и свят?! И праведен, что так судил?!
6 Они пролили кровь святых Божьих людей и пророков. Ты дал им напиться крови — и поделом!».
7 И до меня донесся возглас со стороны алтаря: «Да, Господи Боже Вседержитель! Праведны Твои приговоры — в них правда».
8 Четвертый ангел опрокинул чашу на солнце, и солнце набрало силу огня — жечь людей.
9 И людей жгло — началось настоящее пекло. Люди проклинали Бога, который как хотел мог распорядиться любой пагубой. И не покаялись, не воздали Ему славы.
10 Пятый ангел опрокинул чашу на престол зверя, и в царстве зверя сделался мрак. Люди от боли кусали там языки
11 И проклинали Бога Небесного за боль и за язвы. И ни в чем не раскаялись.
12 Шестой ангел опрокинул чашу в великую реку Евфрат, и река пересохла, открылся путь царям с востока на запад.
13 И я увидел трех жаб — это дракон, зверь, и лжепророк изблевали трех нечистых духов.
14 Эти трое — бесовские духи, творящие чудеса. Они идут к царям всей вселенной собирать их на сражение в великий День Бога Вседержителя.
15 «Иду, как тать. Хорошо тому, кто чутко спит с одеждой под рукой и не пойдет нагим, постыдно неприкрытым».
16 И собрали их в одном месте, называемом по-еврейски Армагеддон.
17 Седьмой ангел опрокинул чашу в воздух, и из Храма, оттуда, где престол, раздался громкий голос: «Свершилось!».
18 И сразу — гул, громы, ударили молнии и началось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди появились на земле. Землетрясение ужасающее, сокрушительное!
19 Великий город разломился на три части. Рухнули языческие города. Не думал Бог забывать о Вавилоне — великой столице: дал ей чашу с Божьим вином ярости и гнева!
20 Острова разбежались и пропали из виду горы.
21 Тяжелый град, весом с пудовую гирю, посыпался на людей с неба, и люди проклинали Бога за пагубу с градом — пагубу невыносимую.

Новый Библейский Комментарий

16:1−21 Описание судов, связанных с чашами гнева

Ст. 1 Поскольку никто не может войти в храм до тех пор, пока не будут вылиты семь чаш гнева и суды не окончатся (15:8), громкий голос, говорящий из храма, может быть только голосом Бога.

Ст. 2 Первая чаша гнева соответствует египетским язвам, вызвавшим воспаление у людей и скота (Исх 9:10−11).

Ст. 3−7 Превращение моря и пресной воды в кровь, как и суды второй и третьей трубы (8:8−11), разделяет одну египетскую язву на две (Исх 7:19−21). В словах ангела из ст. 5−6 звучит та же мысль, что и в книге Премудрости Соломона 11:5−14, но относится она к антихристу и его служителям, которые проливают кровь святых и пророков. В этом суде присутствует жертвенник (ср.: 6:10; 8:3−5). Обращает на себя внимание отсутствие будущего времени по отношению к судам (как в 11:17) (в синодальной Библии здесь стоит слово грядешь, в отличие от греческого текста). Поскольку Сам Бог действует в этих судах, которые приведут к Его царству, незачем говорить о Его будущем пришествии.

Ст. 8−11 И снова происходит как бы расщепление одной египетской язвы («тьмы»; Исх 10:21) на две, связанные с чашами гнева. Ангел, вылив четвертую чашу гнева на солнце, делает его более горячим, но не уменьшает его света. Пятая чаша, вылитая на престол зверя, создает тьму. Возможно, что страдания от этой язвы были обусловлены сатанинской силой саранчи, появившейся после пятой трубы и вызывавшей мучения у поклонявшихся зверю (9:1−6). Такое толкование согласуется с взаимосвязью между трубами и чашами гнева, о чем говорится во введении к гл. 15−16.

Ст. 12−16 Шестая чаша, как и шестая труба, ассоциируется с рекой Евфрат (ср.: 9:13−16), но если шестая труба возвещает о нашествии сатанинского воинства, шестая чаша возвещает о подготовке пути царям от восхода солнечного. Эти цари далее описываются в 17:12−13; но они сами отдадут себя во власть антихриста (17:17), разорят блудный город (17:16) и развяжут войну против Агнца (17:14). Повеление совершить это исходит от трех бесовских духов, которые выходили, подобно жабам, из уст дракона, зверя и лжепророка. В древности жабы считались нечистыми тварями, иногда даже служителями злых сил. Здесь в их задачу входит, как и в истории Ахава и «духа лживого» (3Цар 22:19−23), склонить правителей всего мира объединиться в великой последней битве против Бога на месте, называемом по-Еврейски Армагеддон. Точное значение этого имени неизвестно. Слово «Армагеддон» является транслитерацией на греческий еврейского выражения «гора Мегиддо», но этот город расположен на Ездрилонской (Изреельской) равнине в Израиле, и в его окрестностях нет никакой горы (ближайшая гора — гора Кармил лежит к северу от города). Подобно числу 666, Армагеддон — один из излюбленных апокалиптических терминов, но мы не владеем его секретом. Для Иоанна это слово обозначает не столько место, сколько событие, а именно последний мятеж нечестивых против Бога, после которого устанавливается Его царство.

Ст. 17−21 Седьмая чаша, вылитая ангелом на воздух, предполагает нечто гораздо более страшное, чем опустошения, связанные с предыдущими язвами; она означает окончательный отпор, который будет дан силам зла, а посему раздался громкий голос от престола» (голос Бога?), который возвестил: Совершилось! На ум приходит возглас Иисуса с креста: «Совершилось!» (Ин 19:30), а также возвещение о свершении замысла Бога в новом творении (21:6). Молнии, громы и голоса позволяют говорить, как в 8:5 и 11:19, о теофании (Богоявлении), заключающей в себе суд и открывающей царство славы. Но хотя землетрясение — неотъемлемый атрибут пришествия Бога (напр.: Ис 13:13; Агг 2:6−7; Зах 14:4−5), данное землетрясение выделяется особо, поскольку оно потрясло основы города великого и городов языческих. «...Всякий остров убежал, и гор не стало» — это символ того, как будет реагировать творение на явление превосходящей все славы Божьей (ср.: 6:12−14). Последний суд знаменуется выпадением града величиной в талант (ср.: египетские язвы, Исх 9:24; обращение вспять вражеского войска Иисусом Навином, Нав 10:11; фатальная судьба воинства Гога, Иез 38:22). Все эти ужасы затмеваются последним событием, но и оно не ведет людей к покаянию.

В гл. 17−19 раскрывается все, связанное с последними чашами гнева.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.