Апокалипсис 19 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 После этого я услышал в небе громкий слитный голос огромной толпы: «Аллилуйя! Спасение, и слава, и сила — это все наш Бог.
2 Праведны Его приговоры, в них правда. Он осудил великую шлюху, растлившую всю землю своим развратом, воздал ей за кровь Своих рабов».
3 И повторили: «Аллилуйя! Стоять ей в дыму во веки веков!».
4 Двадцать четыре старца и четверо животных пали и поклонились Богу, восседающему на престоле, и сказали: «Аминь! Аллилуйя!».
5 С престола раздался голос: «Бога нашего хвалите, все рабы Его, все убоявшиеся Его, малые и великие!».
6 И я услышал слитный голос огромной толпы, как шум прибоя, как оглушительные раскаты грома: «Аллилуйя! Воцарился наш Господь Бог Вседержитель.
7 С восторгом и радостью воздадим Ему славу. Идет свадьба Агнца. Невеста Его нарядилась».
8 Она наряжена в тонкое полотно, чистое, ослепительно белое. Чистое, белое полотно — это праведные дела святого народа.
9 Ангел сказал мне: «Напиши: счастливы те, кто зван на свадебную вечерю Агнца!» — и говорит мне: «Это истинные слова Божьи».
10 Я пал к его ногам, поклонился ему. Но он сказал: «Оставь это. Тебе и твоим братьям, которые несут свидетельство Иисуса, я ровня. Богу поклонись! Свидетельство Иисуса — это дух пророчества».
11 Я увидел, как открылось небо. И вижу: конь белый и всадник — зовется Верный и Истинный. Праведны суд Его и война.
12 Очи Его — как пожар. На голове у Него много диадем. Имени Его написанного никто не знает, кроме Него Самого.
13 Одежда Его омочена в крови. Имя Его — Слово Божье.
14 За Ним на белых конях следует небесное воинство в одеждах тонкого полотна, белого, чистого.
15 Из Его уст исходит острый меч — Он будет разить им народы. Он будет пасти их железным жезлом. И Он на давильне будет давить вино ярости и гнева Бога Вседержителя.
16 На епанче и на бедре у Него написано имя: «Царь царей. Господь господ».
17 Я увидел ангела, стоящего на солнце. Громким голосом он крикнул стервятникам, летающим в поднебесье: «Собирайтесь все на великую Божью вечерю!
18 Будет вам пожива — тела царей, тела военачальников, солдат, тела коней и всадников, тела свободных и рабов, малых и великих!».
19 И я увидел зверя, а с ним земных царей и их армии. Они собрались, чтобы сообща двинуться против Всадника и Его армий.
20 И схвачен был зверь и с ним его лжепророк, который творил у него чудеса и завлекал ими тех, кто согласился на метку зверя и поклонялся его изваянию. Оба заживо были брошены в озеро огненное, серное.
21 Остальных перебил Всадник, сразил мечом, исходящим из Его уст. Слетелись птицы и объели их тела.

Новый Библейский Комментарий

19:1−10 Благодарение за суд над Вавилоном

Хвала справедливости Бога, разрушившего город антихриста, которая возгремела с неба, представляет собой ответ на призыв ангела в 18:20 «веселиться» о том, что совершил Бог. Хвала небес приводится в ст. 1−4, а «святых, апостолов и пророков» в ст. 6−8. В гл 5 обратный порядок восхваления; вначале мириады ангелов возносят свое ликование, затем двадцать четыре старца и четыре живых существа добавляют свое слово: Аминь. В ответ на призыв, обращенный к слугам Божьим («малым и большим»), прославить Бога (5) раздается мощный хор голосов спасенных (6−8). Четырехкратное Аллилуйя в этом отрывке — уникальный случай для Нового Завета; это слово больше не встречается на его страницах. Мы знаем его по псалмам, особенно по так называемым Аллилуйным псалмам (Халлелам), то есть 112−117, которые воспевались израильтянами на праздниках, и особенно на празднике Пасхи.

Ст. 1−2 Эта песнь продолжает славословие из 7:10 и по смыслу близка к 12:10. Спасение включает в себя избавление от противоборствующих сил, а потому соответствует суду. Ангелы прославляют суды, как это вообще характерно для Откровения (ср.: 7:9, после снятия печатей; 11:16−18, после возвещения труб; 15:3 — в ожидании излития чаш гнева).

Ст. 3 Вторичное Аллилуйя возвещает окончательное и бесповоротное уничтожение Вавилона. Здесь явная перекличка с Ис 34:9−10, где описывается День Господень как суд над Эдомом, который, в свою очередь, вызывает в памяти разрушение Содома и Гоморры. Однако описание неугасимого огня горящей смолы в Едоме сменяется изображением земли, населенной дикими птицами и животными, что делает два образа суда совершенно несовместимыми. К тому же ст. 3 должен оцениваться в соответствии с тем, как Иоанн описывает новое творение (21:1−5), а потому здесь не находится места для вавилонского огня.

Ст. 5 Голос от престола принадлежал одному из четырех живых существ, а не исходил от Христа во славе, Который вряд ли мог обращаться к народу Божьему со словами хвалите Бога нашего.

Ст. 6−8 Хвала Церкви относится к наступлению царства Бога и браку Агнца, а не к падению Вавилона. Фраза воцарился Господь Бог соответствует сказанному в 11:17 и означает, что Он установил Свое царство спасения, полное безграничного благословения для человечества. Следовательно, наступило время для брака Агнца, потому что Церковь уже стала невестой Христа, но еще не стала «славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф 5:25−26). Комментарий по поводу того, что дано ей облечься в виссон чистый и светлый (8), исходит от Иоанна и не составляет часть текста песни. Однако обращает на себя внимание баланс между благодатью Бога и откликом людей в утверждениях: дано ей было облечься в виссон чистый и светлый, ибо святость есть дар Божий, а невеста приготовила себя, облачившись в праведность святых. Эта двойственная природа христианской Церкви сохраняется на протяжении всей жизни христианина (ср.: Флп 2:12−13).

Ст. 9 Четвертая заповедь блаженства, прозвучавшая в Откровении, отражает кульминацию во взаимоотношениях Христа и Его народа. Званные на брачную вечерю Агнца — это верующие, и здесь двойной символизм: невеста и гости — одно и то же (ср. 21:9−10, где невеста одновременно и святой город). Cuu суть истинные слова Божий; они включают также и тех, кто говорит о суде над Вавилоном и о благословении участия в браке Агнца, то есть «истинные слова Божий» — это видения в 17:1 и до данного места.

Ст. 10 Ангел отвергает поклонение Иоанна, поскольку он сослужитель ему и братьям его, сохраняющим свидетельство Иисуса. Поклонения достоин только Бог, поскольку свидетельство Иисуса есть дух пророчества. Это могло бы означать, что Иисусово свидетельство есть дыхание, или сердцевина, пророчества. Однако это звучит слишком безлично. Смысл данного заявления проясняется, если мы вспомним, что у иудеев любимым именем для Духа Божьего было «Дух пророчества»; следовательно, «свидетельство, которое несет Иисус, есть бремя Духа, Который вдохновляет пророчество», и Он прославляет Господа! Это в совершенстве объясняет учение о Святом Духе в изречениях в Ин. 14−16 (см. особо: Ин 14:26; 16:12−15).

19:11 — 22:5 Откровение о Христе и о городе Бога

Суд над Вавилоном был основной темой в 17:1 — 19:10, которая, помимо того, раскрывалась в рассказе о семи чашах гнева (16:17−21). Но нам еще ничего не было сказано о судьбе антихриста и его приспешников, упоминавшихся в связи с шестой чашей гнева (16:12−14). Рассказ об этом предваряют последние видения победы Христа и Его царства, где описывается пришествие Христа и повержение в прах сил зла (19:11 — 20:3); царство Христа в этом мире (20:4−10); последний суд (20:11−15) и новое творение и город Бога (21:1 — 22:5).

19:11−21 Всадник на белом коне

Ст. 11−15 Пришествие Христа изображается серией символических картин, которые проливают свет на отдельные аспекты этого события, поскольку оно слишком грандиозно и непостижимо, чтобы охватить его полностью. Когда небеса раскрываются, первое, что видит Иоанн, это конь белый, и сидящий на нем... Верный и Истинный. Мы обычно не ожидаем буквального исполнения того, что Иисус вернется на белом коне в сопровождении мириад ангелов на конях, да и вряд ли это надо. Речь идет о представлении Иисуса как всемогущего Воителя, «Полевого Маршала» небесных воинств, грядущего, чтобы подавить восставших против Бога на земле, тех, кого ведут силы зла. Его очи как пламень огненный вызывают ассоциацию с судом, а много диадим соответствуют Его статусу «Царя царей и Господа господствующих». Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого, хотя оно приводится в ст. 11, 13, 16; правда, это лишь свидетельство о том, Кто Он, но только один Бог может владеть тайной Его личности (ср.: Мф 11:27). Его обагренная кровью одежда — это облачение Бога (см.: Ис 63:1−6), которое, по словам раввинов, Бог наденет в день отмщения Риму. Воинства небесные, которые сопровождают Христа, — это окружающие Его ангелы (ср.: 3Цар 22:19; Пс 102:20; Дан 7:9−10, 13; Мк 8:38; 13:26−27; 2Фес 2:5−6). Господь поразит народы острым мечом уст Своих; топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя — это две дополнительные картины, где Иисус вначале изображается как воин, а затем как фермер-виноградарь.

Ст. 16−18 Ангел призывает птиц-стервятников собираться на великую вечерю Божию; этот образ взят из видения Иезекииля о разгроме Гога и Магога (Иез 39:17−20), хотя последнее сражение Гога и Магога описывается Иоанном в конце существования земного царства (20:7−9) в соответствии с видением Иезекииля (Иез 38:7−9). Великая вечеря Божия для птиц-стервятников — отвратительный аналог пира, который начинается в царстве Бога (Ис 25:6) и описывается здесь как брачная вечеря Агнца.

Ст. 19−21 Зверь и его приспешники собрались, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. Собранные соответствуют понятию Армагеддон (16:16). Но никакой битвы на самом деле нет! Небесные воинства наблюдают, как были захвачены зверь и лжепророк; Христос мечом, исходящим из Его уст, поражает всех их союзников, а дьявол сброшен в преисподнюю. Это сцена суда, который производится силой слова Божьего. Все описание — образная картина, изображающая Христа на коне с мечом, исходящим из Его уст, и стервятников, пожирающих трупы. Детали картины вырисовываются не столь отчетливо, но доминирует главное событие — победа Христа над теми, кто противостоял Ему, полная и окончательная. Антихрист и лжепророк брошены в озеро огненное, горящее серою. Это озеро огненное — общепринятый образ ада, по-гречески геенна, что, в свою очередь, является транслитерацией еврейского слова Gehinnom, «долина Енномова», где евреи во времена Иеремии сжигали приносившиеся человеческие жертвы (см.: Иер 7:31). В апокалиптической литературе оба этих выражения — иносказательные, первое представляет развитие концепции преисподней, и оба указывают на неизбежность суда Божьего над теми, кто упорствует в своем мятеже против Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.