Апокалипсис 3 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 «Aнгелу церкви в Сардах напиши: так говорит Тот, у кого семь духов Божьих и семь звезд. Знаю твои дела. Знаю, что на имя ты отзываешься, как живой, но сам ты мертв.
2 Опомнись! Не дай умереть в себе той малости, что осталась. Я не нахожу у тебя дел, которые ты исполнил бы ради Моего Бога.
3 Вспомни, что ты получил и что было тебе говорено. Соберись и покайся! А не опомнишься — приду к тебе, как тать, и не подумаешь, в который час пойду на тебя.
4 Есть у тебя в Сардах и такие, что не замарали своих одежд. Эти будут ходить со Мной в белом, потому что они достойны.
5 В белые ризы оденется победитель. Я не буду вымарывать его имя из книги жизни и Своим назову его перед Моим Отцом и Его ангелами.
6 Кто слышит — слушай слово Духа к церквам!
7 Ангелу церкви в Филадельфии напиши: так говорит Святой, Истинный. У Него ключ Давидов, которым Он отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит.
8 Знаю твои дела. Держу перед тобой дверь отворенную. Никто не затворит ее. Сила твоя малая, но ты сберег Мое Слово и от Меня не отрекся.
9 Вот, что Я сделаю со сборищем сатанинским, выдающим себя за иудеев. (А какие они иудеи? Только лгут). Я заставлю их прийти и пасть тебе в ноги. Пусть знают, что Я люблю тебя.
10 Ты доверился Моему слову и полон решимости. Я отведу от тебя годину испытаний, — она надвигается на вселенную и будет испытывать жителей земли.
11 Гряду скоро. Не растеряй что есть у тебя. Не давай никому отнять у тебя венец.
12 Столпом в Храме Бога Моего сделаю победителя. Он вечно будет стоять в Храме. Я напишу на нем имя Бога Моего и имя города Бога Моего, нового Иерусалима, — он спускается с неба от Бога Моего, — и напишу Мое новое имя.
13 Кто слышит — слушай слово Духа к церквам!
14 Ангелу церкви в Лаодикее напиши: так говорит Аминь — Свидетель верный и истинный, Начало творения Божьего.
15 Знаю твои дела. Ты ни холоден, ни горяч. Да будь же ты, наконец, холоден или горяч!
16 Так нет же, ты тепл, а не горяч и не холоден. За это изблюю тебя из Моих уст.
17 Ты говоришь: “Я богат, разбогател, ни в чем не знаю нужды,” — а не видишь, что ты обездолен, и жалок, и нищ, и слеп, и гол.
18 Мой тебе совет: купи у Меня золото, очищенное в огне, — сделаешься богатым, и ризу белую — оденешься и прикроешь срамную свою наготу, и купи снадобье от глазной болезни — прозришь.
19 Кого люблю, того привлекаю к ответу и наказываю. Потрудись же, покайся!
20 Стою у двери и стучу. Кто услышит Мой голос и откроет дверь, к тому войду, и будем вместе вечерять: Я с ним и он со Мной.
21 Победитель сядет рядом со Мной на Моем престоле, как и Я победил и сел рядом с Моим Отцом на Его престоле.
22 Кто слышит — слушай слово Духа к церквам!».

Новый Библейский Комментарий

3:1−6 Послание Сардисской церкви

Сардис был городом с богатым прошлым, чем его жители чрезвычайно гордились. Но во времена Иоанна былая слава города осталась лишь в воспоминаниях. Столица древнего Лидийского царства, Сардис достиг своего расцвета ок. 700 г. до н. э. в царствование Гига Гутту. Евреи называли его царем Гогом, и его имя символизировало собой силы зла в конце истории Земли. Он был убит при внезапном нападении киммерийцев. Город, преданный забвению после завоевания персами, стал возрождаться после того, как с помощью Тиберия был перестроен после землетрясения в 17 г. н. э. Церковь в Сардисе отражала историю города; некогда он носил имя, свидетельствовавшее о его духовных достижениях, но ныне он мертв (1). В послании находят отражение еще два момента из жизни города. Сардис был построен на горе, в городе находился акрополь, который считался неприступным. «Захватить акрополь в Сардисе», то есть совершить невозможное, — стало поговоркой. И тем не менее акрополь был завоеван не менее пяти раз, при этом дважды из-за потери бдительности стражей. Бросается в глаза явная параллель с отсутствием бодрствования церкви и ужасными последствиями этого (2−3). Сардис был также центром производства шерстяных изделий и одним из первых в крашении шерсти; это тоже, по-видимому, находит свое отражение в ст. 4−5.

Ст. 1 Вступление перекликается с 1:4 и 16. Воскресший Господь обладает семью духами Божьими; в контексте 1:4 речь может идти о Святом Духе, посланном семи церквам. Дух вдохновляет пророчество и воскрешает из мертвых; этой церкви должно прислушаться к предостережениям и стремиться получить животворящую силу Святого Духа. Как и в 2:1, семь звезд, то есть церкви, находятся в руках Христа, чтобы твердо удерживать их и судить. Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим (2). Но при этом никакие дела не упоминаются! Общине Сардиса нужны те качества, которые есть у церкви в Фиатире: любовь, вера, служение, стойкость. Если даже какие-то из этих качеств были у Сардисской церкви, она весьма вяло проявляла их на практике. Ее члены никогда не доводили до конца начатое. Поэтому к церкви обращается призыв: бодрствуй (ср.: Еф 5:14), чтобы сохранить то живое в церкви, что еще можно утвердить; вспомни, что ты принял, то есть апостольскую Благую весть и наглядный пример жизни Христа; храни и покайся (3), то есть обратись к Богу как при обращении в христианство. В противном случае, говорит Господь, Он придет, как тать. Несомненно, здесь аллюзия на притчу из Мф 24:43−44; ср.: 1Фес 5:2−4, как и в 16:15. Если вспомнить, что подобная лексика использовалась и в обращениях к церквам Ефеса и Пергама (2:5, 16), вполне допустимо полагать, что речь здесь идет не о втором пришествии Господа в силе и славе, а о суде Господа в настоящее время.

Ст. 4 У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, — это те, кто противостоял соблазну построить свою жизнь по языческим обычаям своих соседей. Именно они будут ходить с Господом в белых одеждах.

Ст. 5 То же обещано победителю (ср.: 19:7−8). Святость — это всегда дар Господа, проявленный в жизни верующего, жизнь Искупителя, прожитая в искупленном. Кроме того, белые одежды ассоциируются с радостью, с праздником (как в 19:7−8; ср. также: Екк 9:8) и победой. Эта картина вызывает много дополнительных ассоциаций. В Исх 32:32 говорится о том, что имя можно вычеркнуть из книги жизни, и, следовательно, речь идет о записи в книгах регистрации граждан. В Дан 12:1; Лк 10:20; Флп 4:3 и в данном стихе Откровения книга жизни символизирует собой подданных царства Бога. Исповедание Господа побеждающего перекликается с Мф 10:32: «...того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным».

3:7−13 Послание Филадельфийской церкви

В Филадельфии, как и в соседнем с ней Сардисе, часто случались землетрясения. И хотя Филадельфия не так серьезно пострадала от землетрясения в 17 г. н. э., как Сардис, в ней они происходили чаще. Страбон пишет по этому поводу: «Со стен домов никогда не исчезали трещины, а в разных районах города постоянно происходили разрушения. Вот почему в самом городе было мало жителей, и большая часть населения проживала в сельской местности, где владела плодородными землями». Опасной жизни в Филадельфии противопоставляется обетование о постоянном пребывании в городе Божьем (12), жители которого будут в полной безопасности, невозможной вне его стен. Все послание пронизано уверенностью и раскрывает перспективы жизни в царстве Бога.

Ст. 7 Воскресший Господь, Святой, Истинный, как Отец (6:10), а потому верен Своему слову. Он имеет ключ Давидов. В 1:18 говорится, что воскресший Иисус имеет «ключи ада и смерти» и поэтому может открывать ворота смерти и вести в жизнь вечную; эта фраза напоминает Ис 22:22 и означает власть над домом Давида и тем самым неоспоримое право Мессии допускать или препятствовать входу в царство Бога.

Ст. 8−9 Образ открытой двери часто интерпретируется в свете высказываний апостола Павла в 1Кор 16:9 и 2Кор 2:12, а именно — как предоставление возможности проповедовать Евангелие. В этом контексте, однако, открытая дверь почти несомненно относится к двери царства Божьего. Как и в Смирне, иудеи в Филадельфии названы сатанинским сборищем; они не только противостояли христианам, но утверждали, что в царстве Божьем нет для них места, поскольку оно предназначено исключительно для евреев. Напротив, Господь царства уже открыл двери царства Своим последователям, и в день их открытия Он заставит отступивших иудеев совершить то, чего они сами добивались для себя от язычников: они преклонятся перед христианами, которых презирали, и признают, что именно христиане — возлюбленные Мессии (см.: Ис 60:14).

Ст. 10 Година [час] искушения, которая придет на всю вселенную, — это не время начала мессианских судов над миром, но сами испытания. Слово година, «час», в близком смысле используется в молитве Иисуса в Гефсиманском саду, где он представляет ужас ожидания распятия и все, что предназначено Ему пережить (Мк 14:35; Ин 12:27). Страдания — это то, что предстоит миру, чтобы испытать живущих на земле. Эта фраза часто встречается в Откровении по отношению к неверующим (см.: 6:10; 8:13; 11:10; 13:8, 14; 17:8). Такое ограждение Церкви от последствий испытаний представлено в книге в виде разных образов судов Божьих (см.: 7:1−8; 11:1; 12:6), что находит свою параллель в Ин 17:15.

Ст. 11 Впервые появляется эта формула: «се, гряду скоро», повторяющаяся в 2:2, 7, 20.

Ст. 12 Победитель будет столпом в храме Бога. В 21:22 ясно говорится, что в городе Бога нет храма в общепринятом смысле этого слова, что там храмом будет Господь Бог и Агнец. Данное здесь обетование свидетельствует о грядущем неразрывном единстве с Богом в Его небесном царстве. Напишу на нем имя Бога Моего — продолжение метафоры о столпе, то есть надпись будет на столпе, а не на челе победителя. В 1Мак 14:25−27 говорится о том, что дела Симона Маккавея были записаны «на медных досках» и выставлены «на столбах на горе Сион», что знаменует собой постоянную память о величии Симона. Слава победителя, однако, заключается не в его делах, но в том, что он носит имя Бога... и имя града Бога и новое имя Христа, то есть в приобщении к Богу и Сыну Божьему в Его славе и в том, что он подданный вечного царства Божьего и житель нового Иерусалима (21:2).

3:14−22 Послание Лаодикидийской церкви

Лаодикия была расположена на берегу реки Лик. Ее стратегическое положение на перекрестке трех имперских дорог, пересекавших Малую Азию, благоприятствовало становлению ее как процветающего торгового и административного центра. Понять послание этой церкви помогают три важных фактора из жизни города, известные всей Римской империи: город был банковским центром, чьими услугами по обмену валюты рекомендовал пользоваться сам Цицерон; в городе было развито производство одежды и шерстяных ковров из блестящей черной овечьей шерсти; в городе находилась медицинская школа и было налажено производство лекарств, в том числе и знаменитой глазной мази, которая изготавливалась с использованием местного сырья (тонкодисперсной горной породы). Жесткая оценка духовной жизни церкви (17) и призыв к покаянию (18) выражены с использованием этих известных особенностей города.

Ст. 14 Как Аминь, Иисус воплощает в Себе верность и истинность Бога (см.: Ис 65:16). Использование христианами слова «Аминь» дополнительно подкрепляет мысль о том, что Иисус также Гарант и Исполнитель замысла Божьего. Такая характеристика является ярким контрастом «верности» лаодикийцев. Титул начало создания Божия лучше передать как «первоисточник всего творения Божьего». Это соответствует Альфе в титуле «Альфа и Омега» (1:8) и, вероятно, подчеркивает власть и силу для воплощения в жизнь намерений Божьих, Гарантом и верным Свидетелем которых Он являет Себя.

Ст. 15−16 Ни холоден, ни горяч — эта характеристика, вероятно, напоминает свойства термальных вод в Лаодикии и в ее окрестностях. Соседний Иераполь славился своими горячими источниками; город Колоссы, также расположенный недалеко от Лаодикии, был известен своими источниками чистой холодной питьевой воды. В силу того что река Лик летом пересыхала, жители вынуждены были пользоваться водой, поступавшей из длинного виадука, которая была не только тепловатой, но и загрязненной, иногда гнилостной, опасной для здоровья. Церковь в этом городе производила впечатление яркой и ужасающей картины суда. (Ст. 16 не следует рассматривать как свидетельство того, что Господь предпочитает атеиста или религиозного фанатика «тепловатому» христианину. Речь идет об истинной жизни во Христе тех, кто исповедует христианскую веру, а не о том образе жизни, который они ведут.)

Ст. 17−18 В одном сложном предложении с противопоставлением (Ты говоришь... Я советую) проявляется парадоксальность лаодикийской ситуации. Несмотря на свое материальное богатство, они несчастны и жалки; несмотря на своих врачей и лекарство для глаз, они слепы; они наги, несмотря на обилие у них одежды. Соответственно, Господь призывает их купить у Него то, чего им не хватает (ср.: 1Кор 2:6−16; 2Кор 4:1−6).

Ст. 19 Отвратительные, тошнотворные условия, создавшиеся в Лаодикийской церкви, не угасили любовь Христа к лаодикийцам; Его резкая критика есть выражение Его любви, призванной привести их к покаянию (ср.: Евр 12:4−11). Милосердное приглашение, которое звучит в ст. 20, дается не всей церкви, как если бы Христос был вне ее. (В таком случае это могло звучать так: «Если церковь услышит голос Мой... пойду к ней и буду вечерять с ней и она со Мною».) Оно обращено индивидуально к каждому члену церкви, который может пригласить воскресшего Господа, открыть Ему дверь и приобщиться к Нему даже в самых обыденных обстоятельствах своей жизни.

Ст. 21 Подобно высоким привилегиям, предлагаемым этим неверным христианам, исключительно обетование, данное им: как верующие приглашают Христа в свой дом в этой преходящей земной жизни, так и Господь каждого, кто выдержит до конца, пригласит разделить с Ним в грядущем престол, который дарует Ему Отец. Об исполнении этого обетования говорится в 20:4−6, об участии в суде в тысячелетнем царстве и в царствовании во веки веков в 22:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.