Апокалипсис 5 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Я увидел в правой руке у Восседающего на престоле книгу — свиток, исписанный с обеих сторон и запечатанный семью печатями.
2 Я увидел могучего ангела. Ангел громко крикнул: «Кто достоин открыть книгу, снять с нее печати?».
3 И никто, ни на небе, ни на земле, ни под землей, не посмел открыть ее и читать.
4 И я долго плакал. Неужели нет никого, кто достоин открыть и читать эту книгу?
5 Наконец один из старцев говорит мне: «Не плачь! Лев из племени Иуды, корень Давидов, одержал победу. Он и откроет эту книгу с семью печатями».
6 И я увидел, что, кроме четырех животных и старцев, у престола стоит Агнец, будто закланный, с семью рогами и семью очами — это семь Божьих духов, разосланных по всей земле.
7 Агнец подошел и взял книгу из правой руки Восседающего на престоле.
8 И когда Он взял книгу, четверо животных и двадцать четыре старца пали в ноги Агнцу. У каждого в руках кифара и золотой сосуд с фимиамом — это молитвы святого народа.
9 И они поют новую песнь: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати. Ты был заклан и Своей кровью искупил Божьих людей всякой крови, всякого наречия во всех народах и племенах.
10 Ты сделал их царством и священством нашему Богу — и будут царствовать на земле».
11 Я видел несметные толпы — мириады мириадов и тысячи тысяч — ангелов у престола, вокруг животных и старцев и слышал их голоса.
12 Ангелы громко говорили: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, мудрость и крепость, честь и славу и благословение!».
13 Я слышал, как всякое создание на небе, на земле и под землей и в море, — все, что находилось в этих пространствах, — говорило: «Восседающему на престоле и Агнцу — благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков!».
14 И четверо животных говорили: «Аминь». И старцы пали ниц и поклонились.

Новый Библейский Комментарий

5:1−14 Запечатанная книга и Агнец

Фокус видения драматически смещается. Как будто телевизионная камера на небе, направляемая рукой Бога, останавливается на книге, которую никто не может открыть. Камера затем фокусируется на том, чего еще никто не видел: Он стоит в центре престола и, как победивший, достоин взять и раскрыть книгу (свиток). Когда Он совершает это, все небо оглашается хвалой. Создается впечатление, что здесь описывается восшествие на престол Иисуса Господа по образцу подобных церемоний на Среднем Востоке. Отдельные этапы этого церемониала — возвеличивание, представление, возведение на престол (интронизация) и всеобщее ликование. Возвеличивание представлено в ст. 5, презентация в ст. 6, атрибут власти в ст. 7 и всеобщая хвала и ликование в ст. 8−14. Так Христос-Искупитель вступает как суверенный владыка на престол славы.

Ст. 1 Было высказано много предположений о характере книги, которую Бог держит в Своей правой руке. Наибольший интерес представляют два из них: 1) это исписанный с обеих сторон юридический договор; и 2) это завещание или волеизъявление. Форма договора известна с древнейших времен: текст записывался на каменных табличках, которые закрывались глиной, при этом на одной стороне таблички кратко перечислялись статьи договора. Когда появились папирус и пергамент, процедура в целом не изменилась, но документ стал запечатываться семью печатями. Сходная процедура наблюдается при написании завещания, текст которого запечатывается в присутствии семи свидетелей, а по смерти завещателя оно открывается по возможности в присутствии тех же свидетелей. На внешней стороне не записывалось основное содержание завещания, тогда как в видении Иоанна по-другому, там выявляется отчетливая параллель с Иез 2:8−10. В действительности эти две формы контрактов тесно связаны: договор — это обычная форма завета-договора, а завещание — его частная форма. В таком понимании книга (свиток) в руках Бога представляет собой обетование Его завета о суде и грядущем царстве для человечества.

Ст. 2−3 Ангел действительно должен быть сильным, поскольку его голос был одновременно слышен по всей вселенной: на небе, на земле и в преисподней (под землей — царство Гадеса; ср.: Флп 2:10).

Ст. 5 Лев от колена Иудина (ср.: Быт 49:9), корень Давидов (Ис 11:1, 10), победил, пройдя через смерть и воскресение, а потому может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Посредством искупления, совершенного Христом, Бог установил Свое царство спасения.

Ст. 6 При описании Агнца используются различные речевые обороты, свойственные еврейскому мышлению. Все выглядело так, будто посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, но живой и побеждающий! В Откровении тема исхода раскрывается как фундаментальная картина искупления; закланный Агнец — это пасхальный Агнец. Вспоминается здесь и закланный агнец в Ис 53:7 — Слуга Господа, невинно страдающий во имя спасения человечества. Но у Агнца семь рогов, которые знаменуют собой мощную силу (Пс 74:4−7) и царственность (Зах 1:18, 19). Это ассоциируется с современным апокалиптическим представлением о Мессии как могущественном вожде (вожаке стада) народа Божьего, который спасает своих овец, побеждая диких зверей, стремящихся поглотить их. В Зах 4:10 именно Бог имеет семь очей, символизирующих всеведение; здесь они отождествляются с семью духами Божиими, посланными на всю землю, что согласуется с учением Иоанна (Ин 16:7−11). Обетование и апокалиптические ожидания Мессии Ветхого Завета, таким образом, раскрываются здесь с позиций их исполнения в Новом Завете.

Ст. 8−10 Херувимы и старцы поют новую песнь, поскольку Своей искупительной миссией Иисус открыл новую эру в царстве Бога (ср.: Ис 42:9−10, где говорится о новой песни в сходном контексте). Господь искупил для Бога Его людей из всех народов. Это метафора восходит к древнему обычаю выкупа из рабства, когда благородный человек, заплатив определенную цену, освобождал раба; в современном мире заложников освобождают подобным же образом. Здесь, однако, прообразом является освобождение Израиля из египетского плена, чтобы ему стать свободным народом Божьим в земле обетованной. Высшая степень свободы — для жизни вечной в Царстве Божьем — была дарована всему человечеству ценой драгоценной крови Искупителя. Итак, искупленные становятся царями и священниками Богу во исполнение обетования древнему Израилю (Исх 19:6). Царствование на земле будет их служением Богу (ср.: 20:4−6; 22:3).

Ст. 11−14 Множество ангелов подхватывают песнь хвалы Агнцу (ср.: Дан 7:10). Прославление силы и благословения Христова в начале Его царствования (11:17) созвучно восславлению Бога в 7:12. Все сущее на небе, на земле, под землей и в море в конце концов воссоединится в хвале с сонмом ангелов и архангелов (13). В то время как небесная хвала в ст. 8−12 знаменует начало царства Агнца, поклонение Богу и Агнцу всей вселенной еще ждет своего момента. Сопоставим с гимном в Флп 2:6−11: Господу присваивается имя превыше всякого имени при Его восшествии на престол Бога; это признание еще ожидает своего проявления во славе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.