По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Как-то в субботу Иисус проходил по хлебным полям. Проголодавшиеся ученики срывали колосья и ели.
 
В то время, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Его ученики были голодны и начали срывать колосья и есть зерна.

Фарисеи увидели и говорят: «Смотри, что делают Твои ученики! В субботу это нельзя».
 
Но когда это увидели фарисеи, они сказали Ему: — Смотри! Твои ученики делают то, что не разрешается делать в субботу.[72] [73]

Иисус ответил: «А то вы не знаете, что сделал Давид, когда он со своими людьми захотел есть!
 
Иисус ответил им: — Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались?

Он вошел в Божий Дом и ел жертвенный хлеб, хотя этот хлеб нельзя было есть ни ему, ни его людям. Едят только священники.
 
Он вошел в дом Божий и ел священный хлеб[74] [75], который нельзя было есть ни ему, ни его людям, но только священникам[76].

Вы что, не читали в Законе, что священники в Храме нарушают субботу и все равно виной не обременяются?
 
Или вы не читали в Законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины?

А Я говорю вам: с тем, что имеет здесь место, не сравнится даже Храм.
 
Говорю вам, что здесь присутствует Тот, Кто больше храма.

Если бы вы знали, что значит “Милости хочу, а не жертвы,” — не стали бы осуждать невиновных.
 
Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»[77], то не обвиняли бы невиновных.

Нет, каждый сам хозяин своей субботы».
 
Ведь Сын Человеческий — Господин над субботой!

И ушел. В одной синагоге, куда Он наведался,
 
Уйдя оттуда, Иисус зашел в синагогу.

Был калека с сухой рукой. И спрашивают Иисуса, надеясь поймать Его на слове: «Можно исцелять в субботу или нельзя?».
 
Там был человек с иссохшей рукой. Люди в синагоге искали повод обвинить Иисуса и поэтому спросили Его: — Позволяет ли Закон исцелять в субботу?

Иисус ответил: «Кто из вас не пойдет вытаскивать из ямы свою единственную овцу, если она упала туда в субботу?
 
Иисус сказал им: — Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца, и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит её оттуда?

А человек куда больше достоин внимания, чем овца. Давайте делать добро и в субботу».
 
А ведь насколько человек дороже овцы! Стало быть, в субботу позволяется делать добро.

И говорит калеке: «Протяни руку». Тот протянул — и обе руки стали здоровы.
 
После этого Он сказал больному: — Протяни руку. Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой, как и другая.

Фарисеи ушли и стали сообща думать, как им погубить Иисуса.
 
Фарисеи же, выйдя, стали совещаться о том, как им убить Иисуса. Узнав об этом, Иисус ушел из тех мест.

Иисус это понял и ушел оттуда. За Ним шла большая толпа. Он всех исцелил
 
За Ним последовало много людей, и Он исцелил их всех.

И сказал, чтобы никому о Нем не говорили.
 
Но Иисус запретил им разглашать о том, кто Он[78].

Это было, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:
 
Так исполнялись слова, сказанные через пророка Исаию:

«Вот Раб Мой избранный, любимый Мой Раб, угожденье души Моей. Духом Моим наделю Его, и народам Он возвестит правосудие.
 
«Вот Мой избранный Слуга! Любимый Мною, в Ком радость души Моей! Я дам Ему Духа Моего, и Он возвестит народам правосудие,

Он не станет браниться, голоса не возвысит. Крика Его на улицах никто не услышит.
 
Он не будет ни спорить, ни кричать; никто не услышит Его голоса на улицах.

Он тростинки надломленной не переломит, фитиля мерцающего не задует. Он даст утвердиться правосудию.
 
Тростника надломленного Он не переломит и тлеющего фитиля не погасит, пока не даст восторжествовать правосудию.

На Его имя будут уповать народы».
 
На имя Его будут надеяться народы»[79].

К Иисусу привели одержимого бесом, слепого и немого, и Он исцелил его: больной заговорил и стал видеть.
 
Привели к Иисусу человека, одержимого демоном, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он заговорил и стал видеть.

В толпе были потрясены. Люди говорили: «Уж не сын ли это Давидов?».
 
Все люди удивлялись и спрашивали друг друга: «Может, это и есть Сын Давидов?»

Но у фарисеев было другое мнение: «Ему помогает бесовский деспот Вельзевул, а то как бы Он изгонял бесов!».
 
Когда же фарисеи услышали это, они сказали: «Он изгоняет демонов не иначе как силой Веельзевула, повелителя демонов».

Иисус прочитал их мысли и сказал: «Междоусобица в стране ведет к запустению. Не устоит ни город, ни дом, если в них междоусобица.
 
Зная, о чем они думают, Иисус сказал им: — Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и никакой город или дом, разделенный враждой, не устоит.

Если Сатана изгоняет Сатану, если он пошел войной на самого себя, может ли устоять его царство?
 
И если сатана изгоняет сатану, значит, он враждует против самого себя. Как тогда устоит его царство?

Если Мне против бесов помогает Вельзевул, то разве вашим целителям помогает ктото другой? Они сами осудят вас за ваши слова.
 
Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи?[80] Так что они будут вам судьями.

Нет, Божьим Духом, вот чем Я изгоняю бесов, и, стало быть, до вас уже дошло Божье Царство.
 
Но если Я изгоняю демонов Духом Божьим, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

Вор забрался в дом, а там дюжий хозяин. Унесет ли вор так легко вещи? Сперва скрути хозяина, тогда и уноси награбленное.
 
Как может кто-нибудь войти в дом сильного человека и разграбить его добро, если сначала не свяжет его? Только тогда можно будет ограбить его дом.

Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.

И вот еще что: всякий грех и хула простятся людям, но хула на Святого Духа не простится.
 
Любой грех и любое кощунство будут прощены людям, но кощунство над Духом прощено не будет.

Кто скажет слово против Сына человеческого, тому простится, а кто скажет против Святого Духа, тому не будет прощения ни в этом веке, ни в будущем.
 
Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тот будет прощен, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.

Если дерево хорошее, то и плоды хороши. А если дерево больное, то и плоды плохи. Дерево узнается по плодам.
 
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево узнается по его плодам.

Отродье змеиное! Не потому ли доброго слова от вас не услышишь, что вы сами злы? От родного нутра говорят уста.
 
Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке.

Добрый человек из своей доброй кладовой извлекает добро, а злой человек из своей недоброй извлекает зло.
 
Добрый человек выносит доброе из своего хранилища добра, а злой человек выносит злое из хранилища зла.

Говорю вам, что за каждое свое праздное слово люди ответят в День суда.
 
Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали.

В тот День твои слова оправдают тебя и твои слова осудят тебя».
 
Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!

Книжники и фарисеи говорят Иисусу: «Учитель! Мы хотим увидеть от Тебя чудесное указание».
 
Затем фарисеи и учители Закона стали просить Иисуса: — Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение.

Иисус ответил: «Клятому, беспутному поколению неймется без указаний. Не будет ему указаний, кроме указания пророка Ионы.
 
Иисус ответил: — Злое и развратное поколение ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Как Иона во чреве кита пробыл три дня и три ночи, так и Сын человеческий в сердце земли проведет три дня и три ночи.
 
И как Иона был три дня и три ночи в желудке огромной рыбы[81], так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

С нынешним поколением встанут на Суде жители Ниневии и покажут против него. Они на проповедь Ионы ответили покаянием. А здесь имеет место то, перед чем мал и Иона.
 
Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[82]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.

С нынешним поколением встанет на Суде царица Юга и покажет против него. Она с конца земли пришла послушать Соломонову мудрость. А здесь имеет место то, перед чем мал и Соломон.
 
Царица Юга[83] [84] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

Нечистый дух оставляет человека и скитается по пустырям, ищет приюта и не находит.
 
Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его.

И говорит: “Вернусь-ка я к себе домой. Зачем я ушел?” Возвращается и находит дом свободным, выметенным и прибранным.
 
Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел». Он возвращается и находит дом незанятым, чисто выметенным и убранным.

Тогда берет и приводит с собой семь других духов, в ком еще больше зла, и все поселяются в доме. И становится тому человеку еще хуже, чем было прежде. Так будет и с этим клятым поколением».
 
Тогда он идет, берет с собой семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале. Так будет и с этим злым поколением.

Пока Иисус говорил с народом, Его Мать и братья ждали снаружи, хотели поговорить с Ним.
 
Иисус ещё говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним.

Кто-то сказал: «Мать и братья Твои ждут снаружи, хотят поговорить с Тобой».
 
Кто-то Ему сказал: — Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.

Он ответил тому, кто это сказал: «Кто мать Моя и кто братья Мои?» —
 
Но Иисус ответил тому человеку: — Кто Мне мать и кто Мне братья?

И показал рукой на учеников. И говорит: «Вот Моя мать и Мои братья.
 
И, показав рукой на Своих учеников, сказал: — Вот Моя мать и Мои братья.

Исполняющий волю Моего Небесного Отца — вот кто Мне и брат, и сестра, и мать».
 
Кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне и брат, и сестра, и мать.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [72] — Иудеи должны были оставлять некоторую часть урожая для бедных и поселенцев. Кроме того, Законом разрешалось руками срывать колосья на чужом поле, это не считалось воровством (см. Лев 23:22; Втор 23:25). Фарисеи обвиняли учеников Иисуса не в том, что они срывали колосья и растирали их руками, но в том, что они делали это в субботу, в религиозный день покоя.
2 [73] — См. Лев 23:22; Втор 23:25.
4 [74] — Это были 12 хлебов, которые выставлялись каждую субботу в шатре, а позже и в храме Бога, а старые хлебы доставались священникам (см. Исх 25:30; Лев 24:5-9).
4 [75] — См. Исх 25:30; Лев 24:5-9.
3 [76] — См. Лев 24:8-9; 1Цар 21:1-6.
7 [77]Ос 6:6.
16 [78] — Иисус, вероятно, не хотел, чтобы люди видели в Нем только чудотворца-целителя. Другая возможная причина — растущая популярность, которая мешала Его служению (см. Мк 1:43-45).
18 [79]Ис 42:1-4.
27 [80] — Букв.: сыновья.
40 [81] — См. Иона 2:1.
41 [82] — См. Иона 3:6-9.
42 [83]Царица Юга. Т. е. Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
42 [84] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.