По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

В тот день Иисус вышел из дому и сидел у моря.
 
В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.

Собралась большая толпа, и Он пересел в лодку. Люди стояли на берегу.
 
Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.

У Иисуса на все была своя притча. Он говорил: «Вышел сеятель сеять.
 
И Он о многом говорил им в притчах: — Сеятель вышел сеять.

И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Налетели птицы и поклевали зерна.
 
И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие упали среди камней, где скудость земли, и в неглубокой почве вскоре проросли.
 
Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.

Но на солнце ростки поникли и из-за слабости корней засохли совсем.
 
Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.

Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их.
 
Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.

А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: одни во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать.
 
Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.

У кого есть уши — слушай!».
 
У кого есть уши, пусть слышит!

Ученики спрашивают Иисуса: «Зачем Ты говоришь с людьми притчами?».
 
Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?

Он ответил: «Затем, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.

Имущему дастся и будет у него еще больше, а у неимущего отнимется и то, что есть.
 
У кого есть, тому будет дано ещё, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.

Я говорю с ними притчами, потому что они видя не видят, слыша не слышат и не понимают.
 
Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.

С ними исполняется пророчество Исайи, как сказано: “Ухом будете слышать и не понимать. Оком будете смотреть и не видеть.
 
В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.

Закоснели умы в этом народе. Заложило у них уши и заслонились глаза, и не могут они глазами видеть, ушами слышать, сердцем понимать и ко Мне обратиться, чтобы Я исцелил их.”
 
Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил»[85].

Поэтому счастливы ваши очи — они видят, и уши — они слышат.
 
Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.

Поверьте Мне, не один пророк и праведник желал видеть, что вы видите — и не увидел; и слышать, что вы слышите — и не услышал.
 
Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Слушайте, к чему притча о сеятеле.
 
Так послушайте, что значит притча о сеятеле.

Один слышит Слово о Царстве и остается глух. Приходит Окаянный и подбирает что заронилось. Вот о ком рассыпанное по тропе.
 
К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает её, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.

А упавшее среди камней — о том, кто слышит Слово и тут же с радостью его принимает,
 
Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,

Но корня не пустил и долго не держится. С началом испытаний и гонений за Слово он сникает.
 
но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.

Упавшее в терние — о том, кто слышит Слово, но мелочи жизни и обольщение богатства заглушают Слово, и оно не дает плода.
 
Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.

А упавшее на хорошую почву — о том, кто слышит Слово и не глух. Он оправдывается плодами: один во сто крат, другой в шестьдесят, третий в тридцать».
 
Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Иисус рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это вот как такой случай. Хозяин посеял в поле чистое семя.
 
Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.

Люди спали. Пришел враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
И вот когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.

Когда взошли и стали созревать хлеба, появились и сорняки.
 
Пшеница взошла, появились колосья, тут стали заметны и сорняки.

К хозяину пришли рабы и говорят: “Сударь! Ты сеял в поле чистое семя. Откуда же там сорняки?”
 
Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»

Хозяин ответил: “Это мог сделать только враг.” Тогда рабы говорят: “Давай мы пойдем выполем ниву.”
 
«Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»

Но он сказал: “Нет. А не то вместе с сорняками как бы не повыдергать вам и пшеницу.
 
«Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.

Пусть они вместе растут до жатвы. А с началом жатвы я скажу жнецам: первым делом возьмитесь за сорняки, свяжите их в снопы и спалите. А пшеницу снесите в амбары”».
 
Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Иисус рассказал еще одну притчу: «Царство Небесное — это как горчичное зернышко, которое сажают в огороде.
 
Рассказал Он им и ещё одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.

Маленькое семя вырастает выше всех кустов и становится деревом. Прилетают птицы и вьют в его ветвях гнезда».
 
Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.[86]

И рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это как закваска. В три меры муки женщина вложила закваску — и заквашенное взошло».
 
Иисус рассказал им ещё одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки[87], чтобы вскисло всё тесто.

Иисус обо всем говорил в толпе притчами. И ко всему у Него всегда была своя притча.
 
Всё это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,

Исполнилось сказанное через пророка: «Буду говорить притчами, буду рассказывать что было тайного с сотворения мира».
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».[88]

Он оставил толпу и зашел в дом. Его окружили ученики и просят: «Растолкуй нам притчу о сорняках в поле».
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.

Он ответил: «Сеющий чистое семя — это Сын человеческий,
 
Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.

Поле — это мир, чистое семя — те, кто свой в Царстве, а сорняки — от Окаянного.
 
Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.

Их посеял враг. Это Дьявол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.

Как собирают и бросают в огонь сорняки — так будет в конце света.
 
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.

Сын человеческий пошлет Своих ангелов, и они уберут из Его Царства всех грешников вместе с их злыми делами
 
Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников.

И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.
 
Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

А праведники в Царстве Отца своего будут сиять, как солнце. У кого есть уши — слушай!
 
А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!

Царство Небесное — это драгоценный клад, зарытый в земле. Счастливец нашел его и тут же опять зарыл. На радостях он продает все, что у него было, и покупает эту землю.
 
Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

Царство Небесное — это жемчужина. Торговец охотится за дорогим жемчугом
 
Ещё Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.

И нападает на жемчужину редкой красоты. Он продает все, что у него было. И покупает ее.
 
Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить её одну.

Царство Небесное — это невод. Невод забросили в море — и наловили много всякой рыбы.
 
Ещё Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.

Полный невод вытащили на берег, расселись вокруг и все хорошее собрали в корзины, а плохое выбросили.
 
А когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет и в конце света: придут ангелы, отделят плохих людей от хороших
 
Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных

И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.
 
и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

Понятно ли вам все это?». Они отвечали: «Да».
 
Вы поняли всё это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.

Иисус сказал: «А для книжника учение о Царстве Небесном — это как тот случай, когда хозяин дома вытаскивает из кладовой и новые вещи, и старье».
 
Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

Этими притчами Иисус завершил там Свое пребывание.
 
Иисус, закончив рассказывать эти притчи, ушел оттуда.

Он вернулся в родной город и учил народ в синагоге. Про Него, недоумевая, говорили: «Откуда у Него эта мудрость и эти чудесные способности?
 
Он пришёл в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?

Мы что, не знаем, что это сын плотника? Что Мария — Его мать? А Иаков, Иосиф, Симон, Иуда — Его братья?
 
Разве Он не сын плотника? Не Марией[89] ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?

Что все эти вот тут у нас сестры — Его сестры? Откуда же у Него все это?».
 
Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?

И все у Него было им не так. Иисус сказал: «Нет пророка в своем отечестве! Где угодно, только не у себя дома».
 
И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

Из-за их неверия Он не совершил там больших чудес.
 
И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
14 [85]Ис 6:9-10.
32 [86] — Ср. Дан 4:7-9.
33 [87] — Букв.: три саты, около 27 кг муки.
35 [88]Пс 77:2.
55 [89] — Греч. Мариа́м — так в оригинале так же в Мф 27:56, 61; Мф 28:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.