По Луке 11 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Как-то раз Иисус в одном селе молился, и после молитвы кто-то из Его учеников говорит Ему: «Господи! Научи нас молиться. Иоанн своих учеников научил».
 
Однажды Иисус молился, и когда Он закончил, один из учеников попросил Его: — Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников.

Иисус сказал: «Молитву творите так: Отче! Да святится имя Твое! Да придет Царство Твое!
 
Он сказал им: — Когда вы молитесь, говорите так: «Отец,[77] пусть святится имя Твое! Пусть придет Царство Твое![78]

Хлеб наш насущный дай нам на каждый день.
 
Даруй нам каждый день наш насущный хлеб

Прости нам грехи наши, как и мы прощаем своим должникам. И не испытывай нас».
 
и прости нам наши грехи, ведь и мы прощаем каждому, кто нам должен. Не дай нам поддаться искушению»[79].

Иисус рассказывал: «Бывает с друзьями, что на ночь глядя приходит один к другому и говорит: “Дружище! Одолжи мне три лепешки.
 
Потом Иисус сказал им: — Вряд ли у кого-либо из вас есть друг, который поступает следующим образом: например, приходит к нему в полночь товарищ и просит: «Друг, одолжи мне три лепешки.[80]

Завернул ко мне с дороги старинный мой приятель, а мне на стол собрать нечего.”
 
Ко мне с дороги заехал друг, и мне нечего ему предложить».

А тот через дверь отвечает: “Перестань стучать. Дверь заперта. Я с детьми уже в постели. Встать и вынести тебе ничего не могу.”
 
А тот, находясь в доме, отвечает: «Не беспокой меня. Дверь уже заперта, дети мои со мною в постели, не могу я сейчас встать и дать тебе хлеба».

Говорю вам: если он и не встанет и не вынесет ему по дружбе, то по его неотступности встанет и даст ему сколько просит.
 
Говорю вам, что даже если он не встанет и не даст ему по дружбе, ему все-таки придется сделать то, о чем его попросили, только чтобы не осрамиться[81].

Говорю вам: просите — и будет вам дано, ищите — и найдете, стучите — и вам отворят.
 
Поэтому Я говорю вам: просите — и вам дадут, ищите — и найдете, стучите — и вам откроют.

Кто просит, тому дается. Кто ищет, тому найдется. Кто стучится, тому отворяется.
 
Кто просит — получает, и кто ищет — находит, и кто стучит — тому откроют.

Кто из вас, отцов, подаст сыну змею, когда сын попросит рыбу?
 
Есть ли среди вас такой отец, который даст своему сыну[82] змею, когда тот попросит рыбы?

Кто подаст ему скорпиона, когда тот попросит яйцо?
 
Или, если тот попросит яйцо, даст ему скорпиона?

Если даже вы, люди черствые, добры к своим детям, тем более Небесный Отец одарит Святым Духом, когда Его попросят».
 
Если вы, будучи злы, умеете давать своим детям благие дары, то тем более Небесный Отец даст Святого Духа тем, кто просит у Него!

Иисус изгонял беса, отнимающего язык. Бес вышел — и немой заговорил. Толпу это потрясло.
 
Однажды Иисус изгнал демона немоты. И когда демон вышел, человек, который был нем, заговорил. Люди удивлялись.

Но кто-то сказал: «Это бесовский деспот Вельзевул помогает Ему изгонять бесов».
 
Но некоторые говорили: — Он изгоняет демонов силой Веельзевула, повелителя демонов.

А другие не без подвоха просили у Него указания с неба.
 
Другие, желая испытать Иисуса, попросили, чтобы Он показал им знамение с неба.

Зная их мысли, Иисус сказал: «Междоусобица в стране ведет к запустению. Из-за домашней междоусобицы рушится дом.
 
Но Иисус, зная их мысли, сказал им: — Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и дом, где есть распря, рушится.

Если Сатана объявил войну самому себе, не устоит его царство. Вот вы говорите, что изгонять бесов Мне помогает Вельзевул.
 
И если сатана враждует против самого себя, то как устоит его царство? Я говорю это потому, что вы заявляете, будто Я изгоняю демонов силой Веельзевула.

Но если Мне против бесов помогает Вельзевул, то разве вашим целителям помогает кто-то другой? Они сами осудят вас за ваши слова.
 
Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи[83]? Так что они будут вам судьями.

Нет, Божьим перстом, вот чем Я изгоняю бесов, и, стало быть, до вас уже дошло Божье Царство.
 
Но если Я изгоняю демонов рукой Божьей, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

Пока дюжий хозяин с оружием в руках охраняет свой двор, его собственность в безопасности.
 
Если сильный и хорошо вооруженный человек охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.

Но вдруг нагрянет и одолеет его тот, кто сильней, и тогда захватывает оружие, на которое полагался хозяин, и делит отнятое.
 
Но если кто-то более сильный нападет и одолеет его, то он заберет оружие, на которое полагался хозяин, и разделит добычу.

Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.

Нечистый дух оставляет человека и скитается по пустырям, ищет приюта и не находит. И говорит: “Вернусь-ка я к себе домой. Зачем я ушел?”
 
Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его. Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел».

Возвращается и находит дом выметенным и прибранным.
 
Он возвращается и находит дом чисто выметенным и убранным.

Тогда идет и приводит с собой семь других духов, в ком еще больше зла. И входят и поселяются в доме. И становится для того человека последнее хуже первого».
 
Тогда он идет и берет семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале.

Иисус говорил с толпой, и тут одна женщина крикнула: «Блаженно чрево, что носило Тебя, и грудь, что питала Тебя!».
 
Иисус ещё говорил, когда одна женщина из толпы крикнула: — Блаженна та мать, что родила Тебя и выкормила!

Он ответил: «Как же блаженны те, кто слушает Божье Слово и этим Словом живет!».
 
Иисус ответил: — Блаженнее те[84], кто слышит слово Божье и исполняет его.

Толпа все прибывала. Иисус говорил: «Нынешнее поколение — поколение клятое. Ему неймется без указаний. Но не будет ему указаний, кроме указания пророка Ионы.
 
Людей собралось ещё больше, и тогда Иисус начал говорить: — Это поколение — злое. Оно ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Как Иона был указанием для ниневитян, так будет и Сын человеческий для нынешнего поколения.
 
И как Иона стал знамением для жителей Ниневии, так и Сын Человеческий станет знамением для этого поколения[85].

С людьми этого поколения встанет на Суде царица Юга и покажет против них. Она с конца земли пришла послушать Соломонову мудрость. А здесь имеет место то, перед чем мал и Соломон.
 
Царица Юга[86] [87] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

С этим поколением встанут на Суде жители Ниневии и покажут против него. Они на проповедь Ионы ответили покаянием. А здесь имеет место то, перед чем мал и Иона.
 
Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[88]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.

Светильнику место нe в чулане, а на ножке, чтобы горел и светил всем, кто входит.
 
Никто, зажегши светильник, не ставит его в погреб или под горшок. Наоборот, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела — глаз. Взор твой светел, потому что внутри тебя свет. И взор твой черен, потому что внутри тебя тьма.
 
Твой глаз — светильник твоего тела. Если твой глаз ясен, тогда и всё твое тело полно света. Если же у тебя дурной глаз, то и всё твое тело темно.

Смотри же, не тьмой ли обернулся в тебе свет!
 
Так что смотри, не тьма ли тот свет, который внутри тебя.

Если внутри тебя чистый свет без единого пятнышка, то и сам ты будешь излучать свет, как излучает свет пламя светильника».
 
Итак, если всё твое тело полно света и в нём нет ни одной темной части, то оно всё будет светло, как бывает, когда светильник освещает тебя сиянием.

За разговором один фарисей пригласил Его к себе отобедать. Иисус пришел, сел за стол.
 
После того, как Иисус закончил говорить, один фарисей пригласил Его к себе на обед. Иисус пришёл и возлег у стола.

Фарисей удивился тому, что Иисус не совершил первым делом омовения перед едой.
 
Фарисея удивило, что Он не совершил перед едой ритуального омовения.

На это Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, чашу и блюдо снаружи содержите чистыми. А внутри у вас грязь и не чисто.
 
Но Господь сказал ему: — Вот вы, фарисеи, очищаете чаши и тарелки снаружи, но внутри вы полны жадности и злобы.

Невежды! Тот, кто сотворил наружную сторону, сотворил и изнанку.
 
Глупцы! Разве Тот, Кто сотворил внешнее, не сотворил и внутреннее?

Пусть ваша милостыня идет от сердца — тогда кругом у вас все будет чисто.
 
Что же касается внутреннего, то давайте милостыню, и тогда всё у вас будет чисто.

Горе вам, фарисеи! Вы отдаете десятину с мяты, руты, со всякого пучка зелени, а Божьей правде и любви не отдаете должного. А о них-то, помимо прочего, и нужно прежде всего радеть.
 
Но горе вам, фарисеи, потому что вы даете десятину с мяты, руты и других трав, а справедливостью и любовью Божьей вы пренебрегаете. И то нужно делать, и другого не оставлять.

Горе вам, фарисеи! Если и есть в вас какая любовь, то только к почетным местам в синагоге и приветственным крикам на площади.
 
Горе вам, фарисеи, потому что вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда вас приветствуют на площадях.

Горе вам! Вы — как застроенное кладбище. Люди ходят и не догадываются, что ходят по скверне».
 
Горе вам, вы подобны никак не обозначенным могилам, по которым люди ходят, даже не подозревая об их существовании.

Книжник говорит Ему: «Учитель! Этими словами Ты и нас задеваешь».
 
Один из учителей Закона сказал Ему: — Учитель, говоря это, Ты и нас обижаешь.

Иисус сказал: «Горе и вам, книжники! Вы взваливаете людям на плечи непосильную ношу, а сами пальцем не пошевелите, чтобы поучаствовать в труде.
 
Иисус ответил: — Горе и вам, учители Закона, потому что вы взваливаете на людей ноши, которые невозможно нести, а сами и пальцем не шевельнете, чтобы помочь им[89].

Горе вам! Вы пророкам ставите памятники, а ваши отцы их убивали.
 
Горе вам, потому что вы строите надгробные памятники пророкам, которых убили ваши предки.

Тем самым вы даете знать о своем согласии с делами своих отцов. Они убивали их, а вы им ставите памятники.
 
Вы сами свидетельствуете о том, что одобряете действия ваших предков: те убивали пророков, а вы строите им надгробные памятники.

Недаром изрекла Божья мудрость: “Я пошлю к ним пророков и вестников, а они будут их убивать или изгонять.”
 
Поэтому и Божья мудрость сказала: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, но они одних убьют, а других будут преследовать».

Да взыщется с нынешнего поколения за всех пророков, чья кровь пролита от сотворения мира,
 
Поэтому нынешнее поколение понесет ответственность за кровь всех пророков, пролитую от создания мира,

От крови Авеля до крови Захарии, убитого между алтарем и Храмом! Говорю вам: взыщется с нынешнего поколения!
 
от крови Авеля и до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом[90]. Да, говорю вам, нынешнее поколение ответит за всё.

Горе вам, законники! Вы присвоили себе ключ от знания. Да только ни сами не вошли, ни тех, кто идет, не пустили».
 
Горе вам, учители Закона, потому что вы присвоили ключ знания. Но и сами не вошли, и тем, кто хотел войти, воспрепятствовали.

И Он ушел оттуда. Книжники и фарисеи смотрели на Иисуса как на врага и все задавали и задавали Ему свои вопросы.
 
Иисус вышел из дома, а учители Закона и фарисеи обрушились на Него с яростными обвинениями и каверзными вопросами.

У них была одна цель: поймать Его на слове.
 
Они ставили Ему ловушки, пытаясь поймать на слове.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [77] — В некоторых рукописях: Отец наш Небесный.
2 [78] — В некоторых рукописях: « …Твое! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
4 [79] — В некоторых рукописях: « …искушению, но избавь нас от лукавого».
5 [80] — Букв.: « У кого из вас есть друг, к которому кто-либо придет в полночь и скажет ему: „Друг, одолжи мне три лепешки“…»
8 [81] — Или: из-за нахальства товарища. Смысл притчи в следующем: если даже человек, чтобы избежать позора (или из-за назойливости своего товарища), ответил на его просьбу, то насколько больше Бог желает ответить на молитвы Своих детей.
11 [82] — В некоторых рукописях: « …своему сыну камень, когда тот попросит хлеба? Или даст ему…»
19 [83] — Букв.: сыновья.
28 [84] — Или: « Скорее блаженны те…»
30 [85] — История пророка Ионы находится в Писаниях пророков. То, что пророк Иона три дня провел в желудке огромной рыбы, а затем чудным образом был освобожден Богом, было прообразом того, что Иисусу предстояло три дня провести в гробнице, а затем воскреснуть (см. Мф 12:40).
31 [86]Царица Юга. То есть Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
31 [87] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
32 [88] — См. Иона 3:6-9.
46 [89] — Букв.: и пальцем своим не дотрагиваетесь до них.
51 [90] — У иудеев был другой порядок книг Писания. И согласно ему, убийство Захарии — последнее из упоминаемых там (см. 2Пар 24:20-22). Смерть же Авеля была первым убийством на земле (см. Быт 4:1-10).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.