По Иоанну 7 глава

Евангелие по Иоанну
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Потом Иисус ходил по Галилее. В Иудею Его не манило: там задумали Его убить.
 
После этого Иисус ходил по Галилее. В Иудею Он не шёл, так как иудеи хотели убить Его.

Приближался иудейский праздник Кущей.
 
Когда приближался иудейский праздник Шалашей[47],

Братья говорят Ему: «Не сиди на месте. Ступай в Иудею. Пусть Твои ученики увидят Тебя в деле. Покажи им, на что Ты способен.
 
братья Иисуса сказали Ему: — Не оставайся здесь, иди в Иудею, чтобы и Твои ученики увидели чудеса, которые Ты совершаешь.

Хочешь, чтобы о Тебе знали — ничего не делай в тайне. Дай людям представление о Своих способностях».
 
Ведь никто, стремящийся к известности, не действует втайне. Если Ты делаешь такое, покажи Себя миру. —

Даже Его братья не верили в Него.
 
Даже Его братья не верили Ему.

Иисус ответил им: «Мое время еще терпит, а вам нечего ждать.
 
Иисус сказал им: — Мое время ещё не подошло, для вас же подходит любое время.

Ненависти к вам мир не питает, а Меня ненавидит: Я обнажаю его грехи.
 
Вас мир[48] не может ненавидеть, Меня же он ненавидит, потому что Я свидетельствую о том, что его дела злы.

Идите пока на праздник без Меня, а Я не хочу торопиться».
 
Идите на праздник, Я же пока не пойду, потому что Мое время ещё не подошло. —

Сказал и остался в Галилее.
 
И Иисус остался в Галилее.

И только когда Его братья были уже на празднике, Он тоже пришел, но не сказываясь, а как бы скрытно.
 
Но когда Его братья пошли на праздник, Он тоже пошел, только не открыто, а так, чтобы никто не знал.

Иудейские власти разыскивали Его на празднике, спрашивали, где Он.
 
На празднике иудеи искали Его и спрашивали: «Где Он?»

Много было всяких разговоров о Нем в толпе. Одни говорили: «Он достойный человек», а другие: «Нет, Он смутьян», —
 
В народе об Иисусе шло много перешептываний. Некоторые говорили, что Он хороший человек, другие — что Он обманывает народ.

Но из боязни перед властями никто не говорил о Нем открыто.
 
Однако открыто никто о Нем ничего не говорил из страха перед иудеями.

В разгар праздника Иисус пришел в Храм и учил там народ.
 
Первая половина праздника уже прошла, когда Иисус пришёл в храм и стал учить.

Люди в Храме недоумевали: «Сам в учениках не был, а такие познания! Откуда?».
 
Иудеи удивлялись и спрашивали: — Откуда у Него такая ученость, ведь Он нигде не учился?

Отвечая им, Иисус сказал: «Я учу не от Себя. Мое учение — от Того, кто послал Меня.
 
Иисус ответил: — Учение Мое не от Меня, но от Того, Кто послал Меня.

Кто хочет жить согласно Богу — поймет, от Бога Мое учение или Я говорю Сам от Себя.
 
И кто действительно хочет исполнять волю Бога, тот узнает, от Бога Мое учение или же Я говорю Сам от Себя.

Кто говорит от себя, занят сотворением собственной славы. А сотворяющий славу Тому, кто Его послал, верен истине, в Нем нет неправды.
 
Тот, кто говорит от себя, ищет славы самому себе, Тот же, Кто ищет славы Пославшему Его, истинен, и нет неправды в Нем.

У вас есть Закон Моисея, но вы его не соблюдаете. Почему вам так хочется убить Меня?».
 
Разве Моисей не дал вам Закон? Однако ни один из вас не соблюдает Закона. Зачем вы хотите убить Меня?

Из толпы отвечали: «У Тебя с головой неладно. Кто хочет Тебя убить?».
 
— Да Ты не одержим ли демоном? Кто хочет Тебя убить? — отвечал народ.

Иисус сказал: «Не успел Я и одного дела сделать, как вы все всполошились.
 
Иисус сказал: — Я совершил лишь одно дело[49], и вы так удивляетесь.

От Моисея повелось у вас обрезание, — впрочем, это скорее от праотцов, чем от Моисея, — и вы совершаете обрезание также и по субботам.
 
Моисей дал вам обрезание (хотя, конечно, обрезание идет не от Моисея, а от праотцев), и вы обрезаете детей даже в субботу.

Младенцев вы обрезаете в субботу, чтобы соблюсти Закон Моисея, не нарушить его. Почему же вы ополчились на Меня за то, что Я в субботу вернул человеку утраченное здоровье?
 
Так если человек может быть обрезан в субботу ради того, чтобы не был нарушен Закон Моисея, то почему вы злы на Меня за то, что Я исцелил всего человека в субботу?

Судите не поверху. Судите судом праведным».
 
Судите не по виду, а по справедливости.

В Иерусалиме пошли разговоры: «Его же тут вроде собирались убить!
 
В это время некоторые жители Иерусалима стали спрашивать: — Не Тот ли это, Которого хотят убить?

И вот, пожалуйста, Он открыто при всех говорит что хочет, и Ему ничего. И впрямь не убедились ли в верхах, что это Христос?
 
Вот же Он открыто говорит перед народом, и Ему не запрещают. Может, начальники достоверно узнали, что Он Христос?

Только ведь мы знаем, откуда Он. А вот когда придет Христос — никто не будет знать, откуда Он».
 
Но мы знаем, откуда Он, а когда придет Христос, то никто не будет знать, откуда Он пришёл.[50]

Иисус крикнул во весь голос (Он учил народ в Храме): «Это выто знаете, кто Я и откуда?! Я пришел не от Себя, а от Него. Истинный Он прислал Меня. Вы Его не знаете.
 
Тогда Иисус, Который продолжал учить в храме, громко возгласил: — Так вы Меня знаете?! И вы даже знаете, откуда Я?![51] Ведь Я не Сам от Себя пришёл. И истинен Тот, Кто послал Меня, но вы Его не знаете.

А Я Его знаю. Я — от Него, от Того, кто послал Меня».
 
Я же знаю Его, потому что Я от Него пришёл и потому что Он послал Меня!

Хотели было схватить Его, но не посмели. Не пришел еще Его час.
 
Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время ещё не настало.

Но в толпе было много и таких, что поверили в Него и говорили: «Столько чудес не сделает и Сам Христос, когда придет».
 
Многие же из толпы поверили в Него. Они говорили: — Неужели когда придет Христос, Он совершит больше знамений, чем Этот Человек?

До фарисеев дошли все эти разговоры о Нем в Храме, и первосвященники и фарисеи послали стражников схватить Его.
 
Фарисеи услышали, что шепчут об Иисусе в толпе, и поэтому первосвященники и фарисеи послали храмовую стражу, чтобы арестовать Его.

Иисус сказал: «Еще напоследок Я с вами, а там ухожу к Тому, кто Меня послал.
 
Иисус сказал: — Ещё не долго Мне быть с вами, и потом Я возвращусь к Пославшему Меня.

Будете искать Меня, и не найдете. Туда, где Я, вам не прийти».
 
Вы будете искать Меня, но не найдете, и туда, где Я буду, вы прийти не сможете.

Люди в Храме спрашивали: «Куда это Он собирается, что нам Его не найти? Может, Он собирается в греческую диаспору учить греков?
 
Иудеи стали спрашивать друг друга: — Куда это Он собирается идти, что мы не сможем прийти туда? Может, Он намерен пойти туда, где наш народ живет рассеянным среди греков, чтобы учить греков?

Что означают Его слова: “Будете искать Меня, и не найдете” и еще: “Туда, где Я, вам не прийти”?»
 
Что Он имел в виду, когда говорил: «Вы будете искать Меня, но не найдете» и «Туда, где Я буду, вы прийти не сможете»?

В последний, особенный день праздника Иисус встал и во весь голос прокричал: «Кто истомился жаждой? Иди ко Мне и пей,
 
В последний и самый торжественный день праздника Иисус встал и громко возгласил: — Кто хочет пить, пусть приходит ко Мне и пьет.[52]

Если веришь в Меня! Сказано в Писании: “Рекою живой воды потечет твоя жизнь”».
 
Кто верит в Меня, как говорит Писание, у того из сердца[53] потекут реки живой воды.

Это Он говорил о Духе, которого предстояло принять тем, кто в Него верит. Духа пока не знали: Иисусу еще не было всей славы.
 
Иисус имел в виду Духа, Которого поверившие в Него должны были позже получить. Дух ещё не был дан верующим, так как Иисус ещё не был прославлен.

Но Его слова были услышаны, и в толпе одни сказали: «Это и вправду пророк»,
 
Некоторые люди в толпе, услышав слова Иисуса, сказали: — Он действительно Тот Самый Пророк!

А другие: «Это Христос». Но кое-кто говорил: «Нет, Христа нужно ждать не из Галилеи.
 
Другие говорили: — Он — Христос! Третьи говорили: — Разве из Галилеи Христос придет?

В Писании сказано, что Христос — семя Давидово — придет из Вифлеема, родного города Давида».
 
Разве не сказано в Писании, что Христос будет из рода Давида[54] и из Вифлеема[55], того селения, откуда был Давид?

Мнения о Нем в толпе разделились.
 
Народ разделился во мнениях об Иисусе.

Кое-кто хотел было схватить Иисуса, но ни у кого не поднялась рука.
 
Некоторые хотели схватить Его, но никто не поднял на Иисуса руки.

С пустыми руками вернулись стражники. Первосвященники и фарисеи спрашивают их: «Почему вы не взяли, не привели Его?».
 
Когда стражники храма возвратились к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: — Почему вы не привели Его?

Стражники сказали: «Никто еще так не говорил, как Он».
 
Стражники ответили: — Никто ещё так не говорил, как Этот Человек.

Фарисеи говорят им: «Значит, и вас Он сбил с толку?
 
— Он что, и вас тоже обманул? — спросили фарисеи. —

Разве поверил в Него хоть кто-нибудь из советников или фарисеев? Нет!
 
Разве хоть один из начальников или из фарисеев Ему поверил?

А те — толпа, далекая от Закона, Богом проклятая!».
 
А что эта толпа понимает в Законе? Эти люди прокляты.

Но один из них, Никодим, — это он как-то раз приходил к Иисусу, — сказал:
 
Никодим, один из фарисеев, который как-то раньше приходил к Иисусу, спросил:

«А разве можно по нашему Закону осудить человека, не дав ему сначала высказаться и не вникнув в дело?».
 
— Разве наш Закон дает право судить человека, не выслушав его вначале и не узнав, что он делает?

Ему ответили: «Ты сам не из Галилеи ли тоже? Вспомни Писание: не может пророк быть из Галилеи. Не найдешь такого в Писании».
 
Они ответили: — Ты что, тоже из Галилеи? Исследуй Писание, и ты увидишь, что ни один пророк[56] из Галилеи не приходит.

[Все разошлись по домам.
 
После этого все разошлись по домам.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [47] — См. Лев 23:33-43; Чис 29:12-39; Втор 16:13-17.
7 [48] — Здесь и во многих местах этой книги, данный термин подразумевает людей, погрязший во зле и грехе, которые противятся Богу и которыми правит сатана, повелитель демонов.
21 [49] — См. Ин 5:1-9.
27 [50] — В то время было несколько мнений о месте рождения Христа: одни считали, что Он должен родиться в Вифлееме, как было предсказано в Пророках (см. Мих 5:2; Ин 7:42), другие — что Его место рождения будет неизвестно.
28 [51] — Или: 8:14. Или: « Да, вы Меня знаете, и вы знаете, откуда Я!»
37 [52] — Вода играла определенную роль на празднике Шалашей. На седьмой день праздника священник в сопровождении торжествующей процессии верующих наполнял золотой кувшин водой из Силоамской купальни. Возвратясь в храм, он возливал эту воду на подножие жертвенника. На восьмой день праздник завершался торжественным собранием.
38 [53] — Букв.: из живота.
42 [54] — См. 2Цар 7:12; Иер 23:5; Пс 131:11.
42 [55] — См. Мих 5:2.
52 [56] — Или: обещанный Пророк.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.