Деяния 18 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Из Афин Павел пошел после этого в Коринф.
 
После этого Павел покинул Афины и отправился в Коринф.

Там он встретил иудея-понтийца, по имени Аквила, и его жену Прискиллу, недавно пришедших из Италии (по указу Клавдия все иудеи должны были уйти из Рима). Он сошелся с ними
 
Там он встретил иудея по имени Акила, уроженца Понта. Тот недавно прибыл из Италии со своей женой Прискиллой (потому что кесарь Клавдий приказал всем иудеям покинуть Рим), и Павел пришёл навестить их.

И остался у них работать по схожести ремесла: они промышляли изготовлением палаток.
 
У них было одно ремесло с Павлом: они изготавливали палатки, и поэтому Павел остался работать с ними.

По субботам он беседовал в синагоге с иудеями и эллинами, пытаясь склонить их на свою сторону.
 
Каждую субботу он рассуждал в синагоге с иудеями и греками, пытаясь их убедить.

Из Македонии вернулись Сила и Тимофей. В синагоге Павел продолжал настойчиво убеждать всех в том, что Иисус — это Христос.
 
Из Македонии пришли Сила и Тимофей, и Павел посвятил всё свое время возвещению слова, свидетельствуя иудеям о том, что Иисус — Христос.

Но иудеи перечили ему, бранились, и он, отряхнув ризу, сказал им: «Ваша погибель на вашей совести. А моя совесть чиста. Все! Ухожу к язычникам».
 
Но так как те стали препятствовать ему и оскорблять его, то он, отряхнув пыль с одежды, сказал им: — Вы сами повинны в своей гибели! Я чист, и теперь я иду к язычникам.

И он ушел от них к Титию Юсту, чтущему Бога. Его дом стоял как раз по соседству с синагогой.
 
Павел вышел из синагоги и пошел в дом, стоявший рядом, в котором жил Титий Иуст, человек, чтущий Бога.

Старейшина этой синагоги Крисп поверил в Господа вместе со всем своим домом. Многие коринфяне тоже заинтересовались, поверили и начали принимать крещение.
 
Начальник синагоги Крисп и все его домашние поверили в Господа. И многие из коринфян, слышавших Павла, уверовали и были крещены.

Ночью Господь в видении сказал Павлу: «Не бойся. Говори без умолку.
 
Однажды ночью Господь сказал Павлу в видении: — Не бойся! Продолжай говорить и не умолкай.

Я с тобой. Тебе ни от кого не будет зла и насилия, потому что в этом городе народу у Меня много».
 
Я с тобой, и никто не причинит тебе вреда. В этом городе есть много принадлежащих Мне людей.

Павел провел там полтора года, учил Божьему Слову.
 
И Павел провел там полтора года, уча их слову Божьему.

При Галлионе, новом проконсуле в Ахайе, иудеи решили наконец покончить с Павлом. Они привели его в суд
 
В то время, когда Галлион[111] был правителем провинции Ахаия[112], иудеи, собравшись, напали на Павла и привели его на суд.

И говорят: «Вот этот подбивает людей чтить Бога не по Закону».
 
Они стали обвинять его: — Этот человек убеждает людей чтить Бога не так, как учит наш Закон.

Но Павел не успел еще рта раскрыть, как Галлион говорит иудеям: «Будь это случай прямого нарушения общественного порядка мне, конечно, пришлось бы дать ход вашей жалобе, иудеи.
 
Павел не успел ещё ничего сказать, когда Галлион обратился к обвинителям: — Иудеи, если бы вы обвиняли его в каком-либо правонарушении или же в серьезном преступлении, то у меня было бы основание принять вашу жалобу.

Но когда дело касается буквы вашего собственного Закона и ваших авторитетов, тут разбирайтесь сами, я вам не судья».
 
Но так как здесь идет спор об учении, именах и вашем Законе, то решайте эти вопросы сами. Я не желаю быть судьей в подобных делах.

И он выдворил их из суда.
 
И он прогнал их из суда.

Тогда толпа схватила старейшину синагоги Сосфена и стала бить его прямо напротив суда. Галлион остался безразличен.
 
Тогда все схватили начальника синагоги Сосфена и избили его перед зданием суда, но Галлион не проявил к этому никакого интереса.

Павел все же пробыл там еще много дней, а затем простился с братьями и отплыл с Прискиллой и Аквилой в Сирию. В Кенхреях он, по обету, обрил голову.
 
Павел пробыл ещё много дней в Коринфе. Затем он простился с братьями и вместе с Прискиллой и Акилой отплыл в Сирию. Перед отплытием Павел остриг волосы в Кенхреях, потому что некогда дал обет[113] Богу.

В Эфесе совместное плаванье завершилось. Здесь Павел оставил их. Он побывал в синагоге, беседовал с иудеями.
 
Они прибыли в Эфес, где Павел оставил Прискиллу и Акилу, а сам пошел в синагогу и рассуждал там с иудеями.

Они просили его погостить у них подольше, но Павел не согласился.
 
Они просили его остаться у них ещё на некоторое время, но он отказался.

На прощанье он сказал: «Я еще вернусь к вам, если Бог позволит». И отплыл из Эфеса.
 
— Я вернусь, если на то будет Божья воля, — пообещал Павел на прощание и отплыл из Эфеса.

Он побывал в Кесарии, наведался в Иерусалим, где посетил церковь, и ушел в Антиохию.
 
Он сошел с корабля в Кесарии, пришёл в Иерусалим и, поприветствовав местную церковь, отправился в Антиохию.

Там на некоторое время он задержался, а затем отправился дальше, проходя своим чередом Галатийский край и Фригию, и повсюду ставил на ноги учеников.
 
Проведя некоторое время в Антиохии, Павел отправился оттуда в путь через Галатийскую область и Фригию, укрепляя всех учеников.

В Эфес пришел иудей, по имени Аполлос, родом из Александрии, красноречивый, сведущий в Писаниях человек.
 
В Эфес тем временем пришёл иудей по имени Аполлос, родом из Александрии[114], человек образованный и хорошо знающий Писания.

Он имел представление о началах Пути Господня и, обладая живостью речи, трактовал Иисуса правильно, хотя знал только Иоанново крещение.
 
Он был научен Пути Господа и говорил очень горячо[115] и убедительно, правильно уча об Иисусе, хотя сам он знал только крещение Иоанна.

Аполлос начал смело проповедовать в синагоге. Аквила и Прискилла приходили слушать, потом пригласили его к себе. Они более основательно просветили его на предмет Божьего Пути.
 
Аполлос начал смело говорить в синагоге, и когда Прискилла и Акила его услышали, они пригласили его к себе и точнее объяснили ему Путь Божий.

Когда он надумал идти в Ахайю, братья это одобрили и написали тамошним ученикам, чтобы хорошо его приняли. По прибытии туда он помог крепко встать на ноги тем, кто по благодати принял веру.
 
Аполлос хотел идти в Ахаию, и братья, поощряя его, написали письмо ученикам, живущим там, с просьбой принять Аполлоса. Когда он пришёл туда, то оказал большую помощь тем, кто по Божьей благодати уверовал.

Он на площади успешно опровергал иудеев и доводами из Писаний показывал, что Иисус — это Христос.
 
Аполлос убедительно опровергал иудеев в открытых диспутах, доказывая Писаниями, что Христос — это и есть Иисус.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
12 [111] — Брат Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римского государственного деятеля, философа-стоика и писателя, воспитателя императора Нерона. Впоследствии Нерон принудил Сенеку, как и Галлиона, совершить самоубийство.
12 [112] — Римская провинция, включавшая в себя большую часть той территории, на которой расположена современная Греция.
18 [113] — Вероятно это был обет назорейства. Тот, кто давал такой обет, не должен был пить вина и стричь себе волосы. По окончании обета человек стригся и приносил жертву в храме (см. Чис 6:1-21).
24 [114] — Крупный портовый город в Египте, где была большая иудейская диаспора.
25 [115] — Или: говорил пламенея Духом.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.