Иакова 2 глава

Послание Иакова
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Братья! Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы не должна быть пристрастной.
 
Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.

Когда придет к вам туда, где вы собираетесь, человек с золотым перстнем, в богатой одежде и придет в смердящих обносках бедняк,
 
Допустим, что на ваше собрание[6] придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.

И вы, встречая по одежке, скажете богатому: «Вот место получше. Садись», а бедняку скажете: «Стой где стоишь» или «Сиди у меня в ногах», —
 
Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног»,

То не ставите ли вы у себя одних выше других и не судьи ли вы с превратными суждениями?
 
то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?

Подумайте, дорогие братья! Разве не бедных мира одарил Бог богатством веры и избрал наследниками Царства, которое Он обещал тем, кто Его любит?
 
Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?

А вы унизили бедного. Не богатеи ли вас притесняют, не они ли таскают вас по судам?
 
А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам?

Не они ли срамят ваше доброе имя и прозвание?
 
Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?

Конечно, если вы по Писанию исполняете державный закон «Люби ближнего, как самого себя», то хорошо делаете.
 
Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»[7], то поступаете правильно.

А вот пристрастным отношением грех совершаете и перед Законом делаетесь преступниками.
 
Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников.

Кто подчиняется всему Закону и согрешит хоть в чем-нибудь — виновен сразу во всем.
 
Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.

Тот, кто сказал «Не сотвори измены жене», сказал и «Не убий». И убийца, будь он хоть каким верным супругом, — перед Законом только преступник.
 
Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность»,[8] сказал и: «Не убивай».[9] Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.

Говорите и делайте все с оглядкой, что будете судимы по закону свободы.
 
Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу.

Кто без милосердия, тому суд без милости. А на милосердие суда нет.
 
Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!

Что проку, братья, если кто говорит, что у него есть вера, а дела не делает? Может ли такая вера спасти его?
 
Братья мои, какая польза, если человек говорит, что имеет веру, но дел не имеет? Может ли такая вера спасти его?

Если брат или сестра разуты-раздеты и нуждаются в насущном хлебе,
 
Если брат или сестра без одежды и без пищи,

А кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром. Тепла вам да сытости!» — и пойдут несолоно хлебавши, то что проку?
 
то какая польза будет в том, что кто-то из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и ешьте», не дав им того, в чем они нуждаются?

Так и вера, если остается без доброго дела — сама по себе мертва.
 
Так же и вера, если не имеет дел, сама по себе мертва.

Мне могут возразить: это, мол, разные вещи. А я не вижу веры, если нет добрых дел. Зато веру в добрых делах видно сразу.
 
Может, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня есть дела — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах».

Ты веришь, что Бог один. Правильно делаешь. И бесы верят — и трепещут.
 
Ты веришь, что Бог — един[10], и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.

Но как тебе не знать, никчемный человек, что вера без дел пуста?
 
Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна[11]?

Не делами ли оправдался наш отец Авраам, когда сына своего Исаака возложил на жертвенник?
 
Не в результате ли дел наш праотец Авраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?

Нельзя не видеть, что всеми его делами двигала вера и дела сообщили вере совершенство.
 
Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила совершенство.

Исполнилось слово Писания: «Поверил Авраам Богу — и зачлось ему за праведность», — и он наречен другом Божьим.
 
Так исполнились слова Писания: «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность»,[12] и Авраам был назван другом Божьим[13].

Как ни посмотри, человек оправдывается делами, а не одной только верой.
 
Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.

В том же смысле и Рахав проститутка не делами ли оправдалась, когда приютила у себя лазутчиков и отослала их другой дорогой?
 
И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приютила лазутчиков и послала их другим путем?[14]

Как мертво тело без духа, так и вера без дела мертва.
 
Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [6] — Букв.: синагога. Здесь, вероятно, собрание верующих в Иисуса иудеев.
8 [7]Лев 19:18; см. также Мф 22:39; Мк 12:31; Гал 5:14.
11 [8]Исх 20:14; Втор 5:18.
11 [9]Исх 20:13; Втор 5:17.
19 [10] — См. Втор 6:4.
20 [11] — В некот. ранних рукописях: мертва.
23 [12]Быт 15:6.
23 [13] — См. 2Пар 20:7; Ис 41:8.
25 [14] — См. Нав 2:1−24; Нав 6:22-25.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.