1-е Коринфянам 14 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Первой должна быть у вас любовь. Но ищите себя и в других духовных дарах, прежде всего — чтобы пророчествовать.
 
Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества.

Кто говорит на языках, обращается не к людям, а к Богу, и никому не внятен: у его духа — слово с загадкой.
 
Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом[62] говорит тайны.

А кто с пророчеством, тот говорит — и созидает в людях веру, прибавляет им спокойствия, уверенности.
 
А тот, кто пророчествует, говорит людям для их назидания, ободрения и утешения.

Кто говорит на языках, созидает себя, а кто с пророчеством — созидает церковь.
 
Говорящий на незнакомом языке говорит в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви.

Желаю вам говорить на языках. Но лучше — пророчествовать. Говорящий на языках, не может тягаться с пророчествующим, разве что заговорит с разъяснением, чтобы в церкви шло назидание.
 
Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, чтобы вы пророчествовали. Кто пророчествует, тот больше того, кто говорит на языках, разве что он будет и истолковывать свою речь, чтобы и церковь получала назидание.

Что если я приду к вам, братья, и заговорю на языках? Какой будет вам от этого прок, если не истолкую, не подам как откровение или поучение, как весть или новую мысль?
 
Братья, если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления?

То же и бездушные предметы, издающие звук, — свирель или арфа, — если расстроены, как узнать, какой гимн исполняет свирель или арфа?
 
Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: свирель или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат?

И если труба издаст нечаянный звук, кто поймет его как начало сражения?
 
Если труба не протрубит разборчиво определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению?

Подобно этому, если ваш язык невразумителен, как узнать, о чем вы говорите? Ваши слова повиснут в воздухе.
 
Также и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете бросать слова на ветер.

Трудно сказать, сколько разных наречий существует в мире, и в каждом из них у всякого звука есть свой смысл.
 
В мире так много разных языков, но все они понятны тем, кто ими владеет.

Если звуки речи ничего мне не говорят, я понимаю, что это речь иностранца, для которого я сам иностранец.
 
Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий — чужеземец для меня.

Так и у вас. Радуясь духовным дарам, развивайте свои способности прежде всего в дарах, созидающих церковь.
 
Также и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии, но для назидания церкви.

Если говоришь на языках, молись, чтобы истолковать.
 
Поэтому, кто говорит на незнакомом языке, пусть молится о даре истолкования.

Когда я молюсь на языках, дух мой молится, разум же молчит.
 
Когда я молюсь на незнакомом языке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия.

Как быть? Молиться духом, молиться и умом. Петь духом, петь и умом.
 
Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.

Если ты перед Богом изливаешься духом, как скажет «аминь» на твое благодарение малосведущий? Он не в курсе и не понимает смысла твоих речей.
 
Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь!

Ты хорошо благодаришь, но другому это ничего не дает.
 
Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет.

Благодарение Богу! Я на языки способнее вас всех.
 
Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас.

Но в церкви предпочту пять слов разумом моим сказать другим на пользу, чем бездну словес на языках.
 
Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем десять тысяч слов на незнакомом языке.

Братья! Не будьте детьми рассудком. На всякое зло оставайтесь младенцами, рассудок же сохраняйте зрелым.
 
Братья, не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте младенцами, а по уму будьте взрослыми.

Написано в Законе: «Иными языками и иными устами заговорю с этим народом, но и тогда не захотят Меня слушать, — говорит Господь».
 
В Законе написано: «Через людей, говорящих на чужих языках, через уста чужеземцев Я буду говорить этому народу, но они и тогда не послушают Меня, говорит Господь».[63]

Говорение на языках — диво прежде всего не для верующих, а для неверующих. А пророчество — не для неверующих, а для верующих.
 
Таким образом, языки представляют собой знамение не для верующих, а для неверующих. Пророчество же — для верующих, а не для неверующих[64].

Скажем, если соберется у вас вся церковь и все заговорят не своими языками, и войдут несведущие или неверующие, — не подумается ли им, что вы не в своем уме?
 
Поэтому, если вся церковь соберется, и все будут говорить на языках, и зайдут люди несведущие или неверующие, то не скажут ли они, что вы беснуетесь?

Наоборот, когда все пророчествуют, и входит кто-нибудь из неверующих или несведущих, — от всех ему укоризна, от всех обличение.
 
Но если зайдет неверующий или несведущий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться.

И тогда обнажится его сердце со всеми его тайнами. Он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «Воистину, с вами Бог».
 
Все тайные помыслы его сердца станут явными, и он, павши ниц, поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!»

Разве не так, братья? Когда вы собираетесь, то, наверное, у каждого есть свой псалом, своя проповедь, свое откровение, свое слово на языке с истолкованием. Все это используйте для созидания.
 
Что же, братья? Когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть или псалом, или есть наставление, или откровение, или слово на языках, или толкование сказанного на языке, то пусть всё это будет для назидания церкви.

Если один заговорил на языках, пусть говорит и другой, но не больше трех, и не перебивая друг друга, а один толкуй.
 
Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое или самое большее трое, и притом по очереди, а один пусть истолковывает.

Если же в церкви нет толкователя, молча разговаривай с собой и с Богом.
 
Если же толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, а говори лишь себе и Богу.

Пусть говорят два-три пророка, а прочие вникайте.
 
И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном.

Но если еще кому рядом с ними будет откровение, первый умолкни.
 
Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит.

В свой черед каждый может пророчествовать, чтобы всем было поучительно, ко всем пришла живая мысль.
 
Вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы все могли получить наставление и ободрение.

Пусть вещее слово пророка всегда будет уместным.
 
Пророки могут контролировать свой дух,

Угодно Богу быть Богом не смуты, а мира... Как повелось у святого народа во всех церквах,
 
потому что Бог — Бог не беспорядка, а мира, как и во всех собраниях святых.

От женщин в церкви ожидается молчание. Им не позволено ни говорить, ни выходить из подчинения, как и Закон велит.
 
Женщины во время служений пусть молчат. Говорить им не позволяется[65], но пусть они будут в подчинении, как того требует и Закон[66].

Если у них есть желание учиться, пусть спрашивают, что нужно, дома у своих мужей. В церкви женщине говорить — себя выставлять в неприглядном свете.
 
Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично.

От вас ли вышло Слово Божье? К вам ли одним пришло?
 
Вы думаете, что слово Божье вышло впервые именно от вас или достигло лишь вас?

Тот, кто полагает себя пророком, человеком с духовным даром, пусть хорошенько запомнит: мои слова, адресованные вам — это Господня заповедь.
 
Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что всё, что я пишу вам, есть установление Самого Господа.

А кто откажется, тому и будет отказ.
 
Если же кто не признает этого, того и вы не признавайте.

Словом, братья, приветствуйте дар пророческий, но не запрещайте говорить и на языках.
 
Итак, братья, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и на языках.

При этом все должно делаться степенно, с толком.
 
Но всё должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [62] — Или: Духом. Здесь имеется в виду либо дух человека, либо Дух Божий.
21 [63] — См. Ис 28:11-12.
22 [64] — Говорение на языках не должно служить знаком духовности верующих. Скорее, языки — это знамение для неверующих, потому что (по мнению большинства толкователей) делают явной их отдаленность от Бога и обреченность на суд. А пророчество, наоборот, — для всего собрания верующих, потому что через него Бог очевидно работает в их среде (см. ст. 24-25).
34 [65] — Здесь говорится не о том, что женщины должны соблюдать полное молчание (ср. 1Кор 11:5, 13), но, возможно, что они не должны мешать ходу служения, задавая вопросы (см. ст. 35), либо имеется в виду то, что они не должны учить мужчин (см. 1Тим 2:11-12).
34 [66] — Не совсем ясно на какое конкретное место в Законе ссылается Павел, но, вероятно, имеется в виду то, что Бог изначально сотворил женщину помощницей мужчине (см. Быт 2:7, 21-22). Кроме того, последствия грехопадения лишь упрочили это положение (см. Быт 3:16). Ср. 1Тим 2:11-14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.