1-е Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Новый русский перевод

 
 

Напоминаю вам, братья, о евангельской вести, которую я вам принес, которую вы приняли и хорошо запомнили.
 
Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.

Эта весть вас спасает, и от нее не отступайте, а не то выйдет, что вы попусту поверили.
 
Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.

Я прежде всего передал вам то, что сам получил. Христос умер за наши грехи — это по Писанию.
 
Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.

И был погребен и на третий день воскрес, тоже по Писанию,
 
Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].

И явился Кифе, потом Двенадцати.
 
Он явился Кифе и потом Двенадцати.

Вслед за тем явился сразу более чем пятистам братьев, сегодня в большинстве своем здравствующих, а некоторые и почили.
 
После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].

Потом явился Иакову, потом всем апостолам.
 
Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,

После всех явился и мне, недорослю,
 
и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.

Мельчайшему из апостолов. Я преследовал Божью церковь и звания апостола недостоин.
 
Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.

Но по Божьей милости я такой, какой есть, и милость Его не пропала даром: я трудами изобилую более их всех, вернее, не я, а Божья со мной благодать.
 
Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.

Впрочем, не все ли равно, кто из нас тут проповедует? Важно, что вы поверили.
 
Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.

Только вот что. Если Христос, как мы проповедуем, воскрес из мертвых, то зачем у вас говорят, что нет воскресения мертвых?
 
Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша ни к чему, ни к чему и ваша вера.
 
А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.

Вдобавок мы оказываемся еще и распространителями лжи о Боге, свидетельствуя о Боге, что Он воскресил Христа, которого, выходит, не воскрешал, если мертвые не воскресают.
 
Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.

Да только, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.

А если Христос не воскрес, то ни к чему ваша вера: вы всё так же прозябаете в ваших грехах.
 
А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.

В таком случае погибли и те, кто умер с верой в Христа.
 
Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.

И если мы лишь в этой жизни полагаемся на Христа, то мы — первые, кого нужно пожалеть.
 
Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.

Но нет, Христос из мертвых все-таки воскрес, положил начало.
 
Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]

Если смерть осуществилась через человека, то и воскресение мертвых — через человека.
 
И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.

Как по Адаму все умирают, так по Христу все оживут,
 
Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.

Причем каждый в свой черед: сначала Христос, а потом, с Его пришествием, уже все Христовы.
 
Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.

А после этого — конец: Христос истребит всякое начало, всякую власть и силу и передаст Царство Богу Отцу.
 
И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Словом, Ему надлежит царствовать, пока Бог не повергнет всех врагов Ему под ноги.
 
Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]

Истребится и последний враг — смерть.
 
Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.

«Все покорил и поверг Бог Ему под ноги». Сказано: «все покорил», но понятно: кроме Того, кто покорил Ему все.
 
Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.

Когда же покорит Ему все, тогда и Сын Ему, Покорившему, покорится — Богу, а Он-то и есть все во всем.
 
Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.

А не то бы мертвым какая была польза от тех, кто принял за них крещение? Если мертвые не воскресают, для чего тогда вообще за них крестятся?
 
Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?

Для чего и нам все время смотреть в глаза смерти?
 
Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?

Нет дня, чтобы я не был от нее на волосок. Это так же верно, как то, что моя у вас заслуга — труды Христа Иисуса, Господа нашего.
 
Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!

Но что толку было мне насмерть биться со зверями в Эфесе, если со смертью все кончается? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, все равно завтра умрем»!?
 
Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?

Не обманывайтесь: «дурная среда растлевает добрые нравы».
 
Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]

Придите же по-настоящему в себя и не грешите. К стыду вашему говорю: не все знаете Бога.
 
Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.

Кто-нибудь скажет: «Как мертвые воскреснут? С каким телом придут?».
 
Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»

Непонятливый! Посеянное тобой не будет жить, пока не умрет.
 
Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!

И на сев ты идешь не с готовым растением, а с голым зернышком, скажем, пшеничным или еще каким.
 
Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.

И Бог дает ему жизнь, какую предусмотрел: каждому виду зерна свою жизнь.
 
А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.

Не все живое одинаково. Своя стать у людей, своя у диких животных, у птиц, у рыб.
 
Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.

Есть тела небесные, есть земные. Но свечение небесных тел — одно, а земных — другое.
 
Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.

Своя игра света у солнца, своя игра света у луны, своя у звезд. И отличается игрой света звезда от звезды.
 
У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.

Так и воскресение мертвых: в землю — тленное, из земли — нетленное.
 
Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.

В землю — низменное, из земли — возвышенное. В землю — отжившее, из земли — полное жизни.
 
Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,

В землю — тело материальное, из земли — тело духовное. Есть тело живой души и есть тело духа.
 
сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.

Так и написано: «Стал первый человек Адам душой живою». Последний Адам — дух животворящий.
 
Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.

И не духовное сначала, нет — материальное, затем духовное.
 
Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.

Первый человек — земной, из праха. Второй Человек — с небес.
 
Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.

Какой тот из праха, такие и те, кто из праха. Какой Небесный, такие и небесные.
 
Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.

Мы обрели образ того, кто из праха. Обретем и образ Небесного.
 
И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.

Но вот что, братья: плоть и кровь наследовать Божьего Царства не могут. Смертное с бессмертным не сочетается.
 
Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.

Тайну вам открываю: не все мы умрем, но все преобразимся —
 
Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,

Одним махом, во мгновение ока, по звуку последней трубы. Труба прозвучит — и мертвые воскреснут нетленными, а мы преобразимся.
 
внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.

Тленному предстоит облечься в нетление, смертному — в бессмертие.
 
Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.

И когда наша тленная суть облечется в нетление и наша смертная суть — в бессмертие, тогда оправдается слово написанное: «Смерть победой поглощена».
 
Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]

«Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?».
 
«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]

Жало смерти — грех, а довод греха — Закон.
 
Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.

Благодарение Богу! Он дарует нам победу рукой Господа нашего Иисуса Христа.
 
Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!

Словом, дорогие братья, будьте тверды, несгибаемы, всегда изобильны делом Господним. Труд ваш для Господа небесполезен.
 
Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.