По Луке 16 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Лингвистический. Роджерс

Русского Библейского Центра

1 Иисус сказал ученикам: «Один богач держал управляющего, и от людей он узнал, что держит расхитителя.
2 Он призвал управляющего и говорит: “Что это о тебе я слышу? Дай мне отчет по хозяйству. Хозяйством ты больше заведовать не будешь.”
3 Управляющий задумался: “Как быть? Хозяин меня прогоняет. В земле ковыряться не с руки, нищенствовать — стыдно...
4 Нет, я знаю, что делать. Вот где я получу место, когда останусь не у дел!”
5 Одного за другим он потребовал к себе должников хозяина и первому говорит: “Сколько ты должен моему хозяину?”
6 Тот отвечал: “Сто кувшинов масла.” Говорит ему: “Вот твоя расписка. Скорей садись и пиши: пятьдесят.”
7 Потом другому говорит: “А ты сколько должен?” Тот сказал: “Сто мешков пшеницы.” И говорит ему: “Вот твоя расписка. Пиши: восемьдесят.”
8 И хозяин обманщика готов был восхищаться тем, как ловко тот выкрутился. Люди этого мира по-своему сметливее тех, кто несет в себе свет.
9 Говорю вам: приобретайте себе друзей маммоной облыжной. Иссякнет маммона, и они примут вас в свои вечные обители.
10 Тот, кому можно довериться в малом, не подведет и в большом. А кто ненадежен в малом, ненадежен и в большом.
11 Если вам нельзя доверить маммону облыжную, кто вам доверит истинное богатство?
12 Если вам нельзя доверить чужое, кто вам даст ваше?
13 Слуга не может иметь двух господ. Одному он будет служить с охотой, а другому кое-как; одним будет дорожить, а другим пренебрегать. Нет, нельзя сразу служить и Богу, и маммоне.
14 Фарисеи, у которых душа горит до денег, отозвались на это с насмешкой.
15 Иисус сказал: «Вы заноситесь перед людьми, но Бог видит вас насквозь. На что зарится человек, то мерзость перед Богом.
16 Закон и Пророки были до Иоанна. А с Иоанна возвещается Божье Царство и поощрение всем, кто дерзает в него войти.
17 Но при этом скорее небо и земля сойдут на нет, чем один штришок из Закона утратит силу.
18 Кто уходит от жены и женится на другой — нарушает верность. И кто женится на разведенной — нарушает верность.
19 Один человек жил на широкую ногу, одевался в пурпур тонкого полотна и каждый день задавал пир горой.
20 А нищий, по имени Лазарь, лежал у его ворот весь в струпьях
21 И довольствовался крошками со стола богача. Псы приходили слизывать с него струпья.
22 В свое время умер нищий, и ангелы отнесли его в укромы Авраамовы. Умер и богач. Похоронили его.
23 И в аду, пребывая в муках, он поднял глаза и увидел вдали Авраама и с ним Лазаря.
24 И крикнул: “Сжалься надо мной, отче Авраам! Пошли ко мне Лазаря. Пусть омочит в воде кончик пальца и охладит мне язык. Ведь как я мучусь в этом огне!”
25 Но Авраам сказал: “Чадо! Вспомни, что ты сполна получил свое хорошее в жизни, а Лазарь, напротив — обидное. И сейчас он здесь утешен, а ты претерпеваешь мучения.
26 К тому же между нами пролегла бездонная пропасть, и отсюда к вам никто не может перебраться, как бы ни хотел, да и от вас к нам.”
27 Тогда богач говорит: “Если так, прошу тебя, отче, пошли его в дом моего отца.
28 Там у меня пятеро братьев. Пусть он им все расскажет, а то и они угодят сюда на мучения.”
29 Авраам говорит ему: “У них есть Моисей и пророки: пусть их слушают.”
30 Отвечает: “Нет, отче Авраам! Вот если бы кто из мертвых встал и пришел к ним — покаются.”
31 Но Авраам на это возразил: “Если они Моисея и пророков не слушают, то и воскресший из мертвых ничему их не научит”».

Лингвистический. Роджерс

1 καί (G2532) также, связывает эту притчу с той, что была рассказана ранее (Arndt*).
εἶχεν impf.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь.
οἰκονόμος (G3623) управитель, управляющий владением. Это человек, которому давалось право и власть управлять всеми владениями от имени владельца. На эту должность выбирался трудолюбивый, ревностный, компетентный и достойный доверия человек, не слишком молодой и не слишком старый — от 35 до 65 лет (LNT*, 52; TDNT*; TLNT*; Columella, De Re Rustica, 11:16−265). В данном случае управляющий мог нести ответственность за сбор земельной ренты (PAP*, 91−94).
διεβλήθη aor.* ind.* pass.* от διαβάλλω (G1225) обвинять с враждебными намерениями, причем обвинение может быть как лживым и несправедливым, так и справедливым (BAGD*). Имеется в виду обвинять человека за его спиной (NTNT*, 69).
ὡς (G5613) потому что. Используется с part.*, которое передает основания обвинения против человека (RWP*).
διασκορπίζων praes.* act.* part.* от διασκορπίζω (G1287) рассеивать, растрачивать. Имеется в виду расточительство, небрежность и пренебрежение своими обязанностями (Geldenhuys*). Praes.* указывает на длительность процесса.
2 φωνήσας aor.* act.* part.* (temp.*) от φωνέω (G5455) звать.
ἀπόδος aor.* imper.* act.* от ἀποδίδωμι (G591) отдавать, возвращать. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию с оттенком срочности.
λόγος (G3056) отчет.
οἰκονομία (G3622) управление, доверенные ему обязанности. Это предполагало предоставление записей, счетов, документов об оплате, кассы и подборки отчетов (TLNT*, 2:572). Управляющий не только должен предъявить все отчеты, это означает также его отставку, увольнение, но в тюрьму его не посадили (Marshall*; PAP*, 96−98).
δύνῃ praes.* ind.* pass.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.* О форме см.* BD*, 46.
οἰκονομεῖν praes.* act.* inf.* от οἰκονομέω (G3621) быть управляющим, нести ответственность за управление имением (см.* ст. 1).
3 ποιήσω aor.* conj.* act.* от ποιέω (G4160) делать. Совещательный conj.*, «что мне делать?».
ἀφαιρεῖται praes.* ind.* med.* от ἀφαιρέω (G851) отнимать. Praes.* указывает, что процесс имел место, но еще не стал достоянием общественности (PAP*, 98).
σκάπτειν praes.* act.* inf.* от σκάπτω (G4626) копать. Это был наиболее тяжелый вид работы (BAGD*).
ἐπαιτεῖν praes.* act.* inf.* от ἐπαιτέω (G1871) просить о чем-л., просить милостыню. Эпэкз.* inf.* объясняет, чего он стыдился.
αἰσχύνομαι (G153) praes.* ind.* med.* (dep.*) стыдиться.
4 ἔγνων aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать. «Знаю!”; это восклицание, означающее, что озадаченного человека, находящегося в затруднении, осенило (RWP*).
ποιήσω fut.* ind.* act.*, см.* ст. 3.
μετασταθῶ aor.* conj.* pass.* от μεθίστημι (G3179) удалять, передавать.
δέξωνται aor.* conj.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать, приветствовать. Его задачей было найти себе место, где его приняли бы. Conj.* с ἵνα (G2443) в прид.* цели.
5 προσκαλεσάμενος aor.* med.* part.* (temp.*) от προσκαλέω (G4341) созывать, призывать к себе кого-л.
χρεοφειλέτης (G5533) должник.
ὀφείλεις praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должным, иметь долг.
6 βάτος (G943) еврейская единица для измерения жидкости, от 30 до 35 л (BAGD*), урожай 150 деревьев стоимостью около 1000 динариев (BBC*).
ἐλαίου gen.* sing.* от ἔλαιον (G1637) оливковое масло. Gen.* содержания или описательный.
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
δέξαι aor.* imper.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать. Aor.* imper.* с оттенком срочности.
γράμμα (G1121) письменный знак, указание на письменный договор.
καθίσας aor.* act.* part.* от καθίζω (G2523) садиться. Сопутств.* part.* со знач. imper.*
γράψον aor.* imper.* act.* от γράφω (G1125) писать. Aor.* imper.* является специфическим и срочным. Предполагается, что управляющий освобождает должников от незаконных процентов (ростовщических), которые осуждались библейским законом (LNT*, 56−74), но в данном случае могли иметься в виду не деньги, а часть будущего урожая. В любом случае, он действует от имени своего господина, и должники счастливы уменьшению долга (PAP*, 100−101). Он прощает им от имени своего господина около 500 динариев (BBC*).
πεντήκοντα (G4004) нескл. пятьдесят. Каждое сокращение долга стоило около 500 динариев (PAP*, 101).
7 κόρος (G2884) мера сыпучих тел, для зерна, муки и т. п. от 350 до 430 л (BAGD*); урожай примерно с 40 гектаров стоимостью около 2500 динариев (BBC*).
8 ἐπῄνεσεν aor.* ind.* act.* от ἐπαινέω (G1867) хвалить. Если бы господин пересмотрел этот поступок управляющего, должники бы расстроились, но благодаря принятию этого решения общество стало относиться к хозяину как к великодушному человеку; таким образом, управляющий прославил своего господина (PAP*, 101−2, 106−7).
ἀδικία (G93) несправедливость, здесь: неправедный, относится к его предыдущему состоянию.
φρονίμως (G5430) adv.* мудро. В данном случае это значит «применить ум и навыки в целях самосохранения» (PAP*, 106).
ἐποίησεν aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать, действовать.
φρονιμώτεροι comp.* от φρόνιμος (G5429) мудрый; comp.* более мудрый. Этот умный мошенник был достаточно мудрым, чтобы полностью довериться той милости, которой он удостоен был в начале истории. Это доверие окупилось. Ученики тоже должны обладать мудростью подобного рода (PAP*, 107).
9 ποιήσατε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 8. Здесь идет речь о том, как человек должен распоряжаться своими деньгами (Воск)
ἐκ (G1537) от, посредством, кроме. Предлагался перевод «и не» (Pasquale Colella, “Zu Lk 16:7”, ZNW* 64 [1973]: 125).
μαμωνᾶς (G3126) маммона, имущество, богатство. Сравнительный список значений этого слова см.* в H. P. Ruger, “Μαμωνᾶς”, ZNW* 64 [1973]: 127−31; TDNT*; EDNT*; Fitzmyer*, 1109; Мф 6:24.
ἐκλίπῃ aor.* conj.* act.* от ἐκλείπω (G1587) терпеть неудачу, когда неправедный маммона не может помочь (Arndt*). Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.*
δέξωνται aor.* conj.* med.* (dep.*), см.* ст. 6, приветствовать, принимать. 3 pers.* pl.* является indef.* и имеет значение pass.* или относится к Богу (SB*, 2:221).
αἰώνιος (G166) вечный.
σκηνάς acc.* pl.* от σκηνή (G4633) шатер (TDNT*; SB*, 2:221).
10 ἐλαχίστῳ (G1646) dat.* sing.* superl.* от ὀλίγος несколько; элативн. знач. superl.*, очень мало (RWP*).
11 ἐγένεσθε aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть, доказывать правоту (Plummer*). Ind.* в cond.* 1 типа, предполагающем реальность условия.
ἀληθινός (G228) истинный, реальный, настоящий, подлинный (BAGD*; TLNT*). Adj.* используется в роли subst.*
πιστεύσει fut.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить, доверять; с dir.* obj.* в acc.* и indir.* obj.* в dat.*
12 ἀλλοτρίῳ dat.* sing.* от ἀλλότριος (G245) других; принадлежащий другим.
ὑμέτερος (G5212) ваше, ваше собственное. Небесное сокровище будет их неотторжимой собственностью (Marshall*).
δώσει fut.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
13 οἰκέτης (G3610) раб, слуга. Имеется в виду вся прислуга, работающая в доме (TLNT*, 1:384).
δουλεύειν praes.* act.* inf.* от δουλεύω (G1398) попадать в рабство, быть рабом. Inf.* дополняет гл.* Praes.* inf.* указывает на длительное действие служения.
μισήσει fut.* ind.* act.* от μισέω (G3404) ненавидеть. Формы будущего времени в данном контексте являются гномическими, указывают на общую истину.
ἀγαπήσει fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить.
ἀνθέξεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἀντέχομαι (G472) прилепляться, держаться за кого-л., быть преданным кому-л. (MM*).
καταφρονήσει fut.* ind.* act.* от καταφρονέω (G2706) пренебрегать, нерадеть, не обращать внимания, предполагает недостаток уважения, с gen.* (TDNT*; TLNT*).
14 ἤκουον impf.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать, слушать. Impf.* изображает длительное действие: «они слушали».
φιλάργυρος (G5366) любящий деньги (TLNT*). О жадности фарисеев см.* SB*, 1:222; 4:1, 336−39.
ὑπάρχοντες praes.* act.* part.* (adj.*) от ὑπάρχω (G5225) существовать, быть.
ἐξεμυκτήριζον impf.* ind.* act.* от ἐκμυκτηρίζω (G1592) задирать нос, относиться неуважительно или с подозрением; глумиться (Arndt*; LN*, 1:435; TLNT*, 2:534−35; TDNT*; см.* Пс 2:4).
15 δικαιοῦντες praes.* act.* part.* от δικαιόω (G1344) оправдывать, провозглашать праведным. Part.* в роли subst.* Praes.* part.* является усилительным, «те, кто пытается оправдать себя».
ὑψηλός (G5308) высокий, повышенный, завышенный.
βδέλυγμα (G946) мерзость, нечто отвратительное. Изначально означает нечто отталкивающее по причине издаваемого зловония (Arndt*).
16 εὐαγγελίζεται praes.* ind.* med.* (dep.*) от εὐαγγελίζομαι (G2097) провозглашать или объявлять как благую весть (TLNT*).
βιάζεται praes.* ind.* med.* от βιάζομαι (G971) использовать силу, принуждать. Интенсивный praes.*, «каждый старается протиснуться туда» (Arndt*). О значении med.* см.* BS*, 258; о возможном значении pass.* («каждого побуждают или открыто приглашают входить») см.* TLNT*, 1:290−91; Fitzmyer*, 1117.
17 εὐκοπώτερον comp.* от εὔκοπος (G2123) легкий; comp.* легче.
παρελθεῖν aor.* act.* inf.* от παρέρχομαι (G3928) идти мимо, проходить. Inf.* объясняет, что именно является более легким.
κεραία (G2762) рог, один из маленьких рожков или выступов, которые являются отличительной особенностью еврейских букв (Plummer*). Acc.* как субъект inf.*
πεσεῖν aor.* act.* inf.* от πίπτω (G4098) падать. Эпэкз.* inf.*
18 ἀπολύων praes.* act.* part.* от ἀπολύω (G630) отпускать, разводиться. Part.* в роли subst.*
γαμῶν praes.* act.* part.* от γαμέω (G1060) жениться.
μοιχεύει praes.* ind.* act.* от μοιχεύω (G3431) совершать прелюбодеяние. Гномический praes.* указывает на общую истину.
ἀπολελυμένην perf.* pass.* part.* acc.* fem.* sing.* от ἀπολύω. (G630) Христос сказал о необходимости постоянного соблюдения закона; теперь Он приводит отдельный пример (Meyer*).
19 δέ (G1161) и, теперь. О взаимосвязи идей в этой главе см.* LNT*, 78−99.
ἐνεδιδύσκετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от ἐνδιδύσκομαι (G1737) одевать кого-л. во что-л., одеваться, с acc.* Обыденный impf.*, «он обычно одевался».
πορφύρα (G4209) пурпур.
βύσσος (G1040) тонкий лен. Его верхняя одежда была окрашена в пурпур, а его нижняя одежда была из тонкого льна, сотканного из кудели (Arndt*).
εὐφραινόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от εὐφραίνομαι (G2165) радоваться, наслаждаться собой. Part.* в перифр.* обороте, подчеркивающем длительное действие в прошлом.
λαμπρῶς (G2988) великолепно, помпезно, экстравагантно, чрезмерно (TLNT*, 2:366).
20 πτωχός (G4434) бедный, нищий (TDNT*; MNW; EDNT*).
ἐβέβλητο plperf.* ind.* pass.* от βάλλω (G906) бросать, помещать. Он был помещен туда и по-прежнему там находился.
πυλών (G4440) gen.* pl.* ворота. Имеется в виду большой украшенный вход в дом (Marshall*).
εἱλκωμένος perf.* pass.* part.* (adj.*) от ἑλκόω (G1669) быть покрытым болячками. В медицине используется для описания страдающих от язв (MLL*, 31; DMTG*, 148).
21 ἐπιθυμῶν praes.* act.* part.* от ἐπιθυμέω (G1937) желать, жаждать. Лука использует это слово с inf.* для выражения неисполненного желания или стремления (Jeremias, Parables).
χορτασθῆναι aor.* pass.* inf.* от χορτάζω (G5526) удовлетворять, насыщать. Inf.* в роли obj.*
πιπτόντων praes.* act.* part.* (adj.*) от πίπτω (G4098) падать. Он хотел, чтобы ему позволили заползти под стол после того, как уйдут гости, и подобрать объедки вместе с собаками (LNT*, 89).
ἀλλὰ καί (G235; G2532) дальше, более того. Две частицы употребляются вместе в прогрессивном значении: «и, что хуже всего» (Thrall*, 14; Marshall*).
κύνες nom.* pl.* от κύων (G2965) собака.
ἐπέλειχον impf.* ind.* act.* от ἐπιλείχω (G621) лизать. Предл.* ἐπί может указывать на место — «облизывать» (RWP*).
ἕλκη acc.* pl.* от ἕλκος (G1668) рана, язва (MLL*, 32; см.* ст. 20).
22 ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, случаться, с inf.* (см.* 2:1).
ἀποθανεῖν aor.* act.* inf.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать.
ἀπενεχθῆναι aor.* pass.* inf.* от ἀποφέρω (G667) уносить.
κόλπος (G2859) лоно. Имеется в виду почетное место на пиру (см.* Ин 13:23; Jeremias, Parables; SB*, 2:225−27).
ἀπέθανεν aor.* ind.* act.*
ἐτάφη aor.* ind.* pass.* от θάπτω (G2290) хоронить.
23 ἅδῃ dat.* sing.* от ᾅδης (G86) Гадес, подземный мир, мир мертвых (TDNT*; SB*, 4:ii:1016−29).
ἐπάρας aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπαίρω (G1869) поднимать.
ὑπάρχων praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ὑπάρχω (G5225) существовать, быть.
βάσανος (G931) мука, пытка. Изначально — пробный камень, на котором испытывали металлы, затем — дыба для истязания людей (RWP*; TWNT*; EDNT*; NIDNTT*; SB*, 4:1016−165).
ὁρᾷ praes.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть. Hist.* praes.*
24 φωνήσας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от φωνέω (G5455) звать, выкликать.
ἐλέησον aor.* imper.* act.* от ἐλεέω (G1653) сострадать, проявлять милость; видеть, что кто-л. сильно нуждается; сочувствовать и помогать нуждающимся (TLNT*; NIDNTT*).
πέμψον aor.* imper.* act.* от πέμπω (G3992) посылать. Оба aor.* имперфекта используются для того, чтобы подчеркнуть срочность, крик о помощи (Bakker*, 100).
βάψῃ aor.* conj.* act.* от βάπτω (G911) погружать.
ἄκρον (G206) acc.* sing.* кончик.
δάκτυλος (G1147) палец.
ὕδατος gen.* sing.* от ὕδωρ (G5204) вода. Gen.* с гл.* указывает на вещь, которую кто-л. обмакнул (Marshall*; BD*, 95).
καταψύξῃ aor.* conj.* act.* от καταψύχω (G2711) остужать, охлаждать. Об использовании в медицинских текстах см.* MLL*, 32. Conj.* с ἵνα (G2443) в прид.* цели.
ὀδυνῶμαι praes.* ind.* pass.* от ὀδυνάω (G3600) причинять боль; pass.* испытывать боль, мучиться, страдать от сильных болей (BAGD*; MM*). Примеры использования этого слова в медицинских текстах см.* в MLL*, 32−33; DMTG*, 249. Praes.* указывает на постоянное страдание. О конце царей, правителей и господ и приходе Сына Человеческого см.* 1 Enoch 63.
25 μνήσθητι aor.* imper.* pass.* (dep.*) от μιμνῄσκομαι (G3403) помнить.
ἀπέλαβες aor.* ind.* act.* от ἀπολαμβάνω (G618) забирать, принимать.
παρακαλεῖται praes.* ind.* pass.* от παρακαλέω (G3870) ободрять, утешать.
ὀδυνᾶσαι praes.* ind.* pass.*, см.* ст. 24. О форме см.* BD*, 45.
26 μεταξύ (G3342) с gen.* между.
χάσμα (G5490) разделение, пропасть.
ἐστήρικται perf.* ind.* pass.* от στηρίζω (G4741) устанавливать, утверждать. Perf.* показывает, что именно установлено. Богосл.* pass.* указывает, что великая пропасть создана Богом.
θέλοντες praes.* act.* part.* от θέλω (G2309) желать, хотеть, с inf.*, part.* в роли subst.*
διαβῆναι aor.* act.* inf.* от διαβαίνω (G1224) проходить через.
δύνωνται praes.* conj.* pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.* Conj.* с ὅπως (G3704) в прид.*, выражающем результат.
διαπερῶσιν praes.* conj.* act.* от διαπεράω (G1276) пересекать. Conj.* в прид.* результата.
27 ἐρωτῶ praes.* ind.* act.* от ἐρωτάω (G2065) спрашивать.
πέμψῃς aor.* conj.* act.*, см.* ст. 24. Богатый человек проявил любовь к своим братьям, но не любовь к Лазарю (LNT*, 90). Conj.* в obj.* прид.*
28 διαμαρτύρηται praes.* conj.* med.* (dep.*) от διαμαρτύρομαι (G1263) свидетельствовать, предупреждать. Предложное сочетание может означать: «успешно свидетельствовать» или «свидетельствовать вдумчиво и откровенно» (Plummer*). Conj.* в прид.* цели.
καί (G2532) тоже, также.
ἔλθωσιν aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти. Conj.* используется в отр. прид.* цели.
29 ἀκουσάτωσαν aor.* imper.* act.* 3 pers.* pl.* от ἀκούω (G191) слышать, слышать и повиноваться, с obj.* в gen.*
30 πορευθῇ aor.* conj.* pass.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти, совершать путешествие. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором говорящий предполагает возможность условия.
μετανοήσουσιν fut.* ind.* act.* от μετανοέω (G3340) раскаиваться, изменять мнение.
31 ἀκούουσιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 29. Ind.* в cond.* 2 типа, в котором говорящий считает условие противоречащим факту.
ἀναστῇ aor.* conj.* act.* от ἀνίστημι (G450) подниматься, вставать. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, предполагающем возможность условия.
πεισθήσονται fut.* ind.* pass.* от πείθω (G3982) убеждать. Эта история учит необходимости внимательно прислушиваться к предостережениям Слова Божьего. О внебиблейских параллелях см.* Richard Bauckham, “The Rich Man and Lazarus: The Parable and the Parallels”, NTS* 37(1991): 225−46.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.