По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Лингвистический. Роджерс

Русского Библейского Центра

1 Этими словами Иисус закончил Свое обращение к народу. Затем Он вернулся в Капернаум.
2 Там у одного центуриона умирал от тяжелой болезни раб, а этим рабом центурион очень дорожил
3 И когда услышал об Иисусе, послал к Нему иудейских старейшин с просьбой прийти исцелить раба.
4 Те пришли к Иисусу и стали дружно просить за центуриона: «Сделай это для него. Он этого достоин.
5 Он любит наш народ. Он построил нам синагогу».
6 Иисус пошел с ними. Но когда Он был уже недалеко от дома, центурион выслал Ему навстречу друзей сказать от своего имени: «Не трудись, Господи! Я недостоин, чтобы Ты ступил под мой кров.
7 Да и самого себя я посчитал недостойным подойти к Тебе. Скажи слово — и хлопец будет здоров.
8 Сам я слушаюсь командира, но и у меня есть свои подчиненные. Я говорю солдату: “Марш!” — и он идет. Говорю другому: “Ко мне!” — и он подбегает. Рабу тоже говорю: “Иди делай!” — и раб делает».
9 Иисус услышал в его словах удивительное. Он повернулся к толпе, шедшей следом, и сказал: «Говорю вам: с такой верой Я впервые встречаюсь даже в Израиле».
10 Посланцы вернулись домой и нашли раба в добром здравии.
11 Затем Иисус пошел с учениками в город Наин. Народ шел за Ним толпами.
12 Из городских ворот навстречу Иисусу как раз выходила большая толпа горожан: хоронили единственного сына матери-вдовы.
13 Господь увидел вдову, сжалился над ней и говорит: «Не плачь».
14 Затем подошел, положил руку на носилки. Шествие остановилось. Иисус сказал: «Юноша! Говорю тебе: встань!».
15 Мертвый приподнялся, сел и заговорил. Так Иисус вернул вдове сына.
16 Всех пронял страх. Все славили Бога и говорили: «Великий пророк появился среди нас. Бог посетил Свой народ».
17 Весть об Иисусе дошла до самых дальних уголков Иудеи.
18 Передали ее и Иоанну его ученики. Он выделил двух учеников и послал их
19 Спросить у Господа: «Ты ли тот самый Грядущий? Или нам ждать другого?».
20 Они пришли к Иисусу и говорят: «Иоанн Креститель послал нас спросить у Тебя: Ты ли тот самый Грядущий? Или нам ждать другого?».
21 К тому времени Иисус уже много народу исцелил от недугов и хворей и от злых духов и много слепых у Него прозрело.
22 И Он говорит им: «Идите и расскажите Иоанну все, что сами видели и слышали: слепые прозревают и увечные сидни встают на ноги, прокаженные очищаются и глухие обретают слух. Мертвые встают. И до нищих доходит проповедь евангелия.
23 Счастлив, кто не чурается Меня».
24 Посланцы Иоанна ушли, а Иисус рассказывал в толпе об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Что вас там привлекло? Тростинка, ветром колеблемая?
25 Зачем вы туда ходили? Кого увидели? Человека в богатых нарядах? Людям, привыкшим к пышным нарядам и роскоши, место не там, а в царских палатах.
26 Зачем вы туда ходили? Кого увидели? Пророка? Да, говорю вам, пророка. И даже больше чем пророка.
27 Это о нем сказано в Писании: “Впереди Тебя посылаю вестника. Твой путь для Тебя он приготовит.”
28 Говорю вам: Иоанн — воистину великий человек. Таких больше нет. Но и он не ровня тому, кто в Царстве Небесном меньше всех.
29 Все, с кем Иоанн говорил, увидели Божью правду и приняли Иоанново крещение, даже сборщики податей.
30 Но фарисеи и законники отказались понимать Божью волю и не крестились у Иоанна.
31 Стало быть, с кем сравнить Мне людей нынешнего поколения? Кому они подобны?
32 Так делают дети. Вот они садятся играть на площади и перекликаются: “Давайте плясать под нашу свадебную!” — “Нет, давайте горевать под нашу погребальную!”
33 Пришел Иоанн Креститель — ни хлеба не ест, ни вина не пьет, — и вы говорите: “В нем бес.”
34 Пришел Сын человеческий — и ест и пьет, — и вы говорите: “Как есть обжора и пьяница. А такие грешники, как сборщики податей, Ему друзья-приятели.”
35 Но мудрость верна себе во всех своих ипостасях».
36 Фарисей пригласил Его к себе откушать. Иисус пришел, сел за стол.
37 Одна горожанка, тамошняя грешница, узнала, что Иисус в гостях у фарисея, и принесла в алебастровом кувшине миро.
38 Стоя возле Иисуса и плача, она роняла слезы Ему на ноги и вытирала своими волосами. Она целовала Его ноги и возливала на них миро.
39 Пригласивший Его к себе фарисей, наблюдая, подумал: «Будь Он пророком, Ему было бы известно, что за женщина прикасается к Нему. Грешница!».
40 Иисус сказал ему на это: «Слушай, Симон, что скажу тебе (тот говорит: “Скажи, Учитель”):
41 У заимодавца было два должника: один задолжал ему пятьсот динариев, другой пятьдесят.
42 Но когда у них не нашлось чем заплатить, он простил обоим. Который из них будет ему больше благодарен?».
43 Симон ответил: «Думаю, тот, кому он больше простил». Иисус говорит ему: «Ты правильно рассудил».
44 И указывая взглядом на женщину, говорит Симону: «Видишь эту женщину? Когда Я вошел, ты воды Мне не дал для ног. А она слезой омыла Мне ноги и вытерла своими волосами.
45 Ты с поцелуем ко Мне не подошел. А она не перестает целовать Мне ноги.
46 Ты масла Мне на голову не возливал. А она возлила Мне на ноги миро.
47 Вот что Я скажу тебе: прощаются все ее грехи. Их у нее много, но много и любви. А кому мало прощается, у того мало любви».
48 И говорит ей: «Прощаются тебе твои грехи».
49 Гости не могли поверить: как это можно прощать грехи? Кто Он такой?
50 А Иисус сказал женщине: «Тебя спасла твоя вера. Ступай с миром».

Лингвистический. Роджерс

1 ἐπειδή (G1894) после. Обычно имеет причинное значение, но здесь временное (RWP*).
ἐπλήρωσεν aor.* ind.* act.* от πληρόω (G4137) выполнять, завершать, заканчивать, выполнять задание (Marshall*).
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
2 ἑκατοντάρχος (G1543) командир сотни воинов, центурион (см.* Мф 8:5; Деян 10:1; IDB*, l:547f; TJ*, 101).
ἤμελλεν impf.* ind.* act.* от μέλλω (G3195) собираться. Используется с inf.* для выражения fut.* Impf.* с inf.* выражает будущее или намерение на какой-л. момент в прошлом: «он собирался умереть», «он был на пороге смерти» (MKG*, 307).
τελευτᾶν praes.* act.* inf.* от τελευτάω (G5053) умирать.
ἔντιμος (G1784) дорогой, ценный, почитаемый. Используется с dat.* уважения αὐτῷ (G846).
3 ἀκούσας aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать.
ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, отправлять кого-л. на выполнение задания, облекая властью пославшего (TDNT*).
ἐρωτῶν praes.* act.* part.* (сопутств.*) от ἐρωτάω (G2065) спрашивать, просить.
ἐλθών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἔρχομαι (G2064) приходить.
διασώσῃ aor.* conj.* act.* от διασῴζω (G1295) спасать, избавлять, исцелять. Писатели-медики использовали это слово со знач. избегать тяжелого заболевания или эпидемии, справляться с приступом (MLL*, 10).
4 παραγενόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от παραγίνομαι (G3854) приходить. Part.* в роли subst.*
παρεκάλουν impf.* ind.* act.* от παρακαλέω (G3870) призывать на помощь, взывать, молить. Impf.* подчеркивает длительность мольбы.
σπουδαίως (G4709) охотно, откровенно.
ᾧ dat.* sing.* от ὅς (G3739), rel.* pron.* О возможном латинизме см.* BD*, 8.
παρέξῃ fut.* ind.* med.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от παρέχομαι (G3930) даровать что-л. кому-л.
5 ἀγαπᾷ praes.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Praes.* изображает длительное действие.
ᾠκοδόμησεν aor.* ind.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить. Aor.* изображает акт проявления любви.
6 ἐπορεύετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти.
μακράν (G3112) adv.* далеко.
ἀπέχοντος praes.* act.* part.* (temp.*) от ἀπέχω (G568) быть далеко. Gen.* abs.*
ἔπεμψεν aor.* ind.* act.* от πέμπω (G3992) посылать.
σκύλλου praes.* imper.* pass.* от σκύλλω (G4660) сдирать кожу, бить, беспокоить, тревожить, надоедать; pass.* беспокоиться (BAGD*; MM*). Praes.* imper.* с отр. призывает к завершению развивающегося действия.
ἱκανός (G2425) достаточный, достойный, соответствующий чему-л., подготовленный для чего-л. (LN*, 1:679).
στέγη (G4721) крыша.
εἰσέλθῃς aor.* conj.* act.*, см.* ст. 1. Conj.* в прид.*, объясняющем ἱκανός, или в прид.* результата.
7 ἠξίωσα aor.* ind.* act.* от ἀξιόω (G515) полагать или считать достойным.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.*, см.* ст. 3. Inf.* объясняет основной гл.*
εἰπέ aor.* imper.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию.
ἰαθήτω aor.* imper.* pass.* 3 pers.* sing.* от ἰάομαι (G2390) исцелять.
8 τασσόμενος praes.* pass.* part.* от τάσσω (G5021) помещать или располагать, выбирать, назначать, давать задание. Praes.* part.* является атрибутивным: «Ибо я человек, который обычно подчинен власти» (Plummer*).
πορεύθητι aor.* imper.* pass.* (dep.*), см.* ст. 6.
ἔρχου praes.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 3.
ποίησον aor.* imper.* act.* от ποιέω (G4160) делать. О суровой, строгой дисциплине в армии см.* TJ*, 112.
9 ἐθαύμασεν aor.* ind.* act.* от θαυμάζω (G2296) дивиться, поражаться кому-л., изумляться какому-л. предмету (LN*, 1:312).
στραφείς aor.* pass.* part.* (temp.*) от στρέφω (G4762) поворачивать; pass.* оборачиваться.
ἀκολουθοῦντι praes.* act.* part.* dat.* masc.* sing.* от ἀκολουθέω (G190) следовать, с obj.* в dat.*
τοσαύτην acc.* sing.* fem.* от τοσοῦτος (G5118) такой великий, такой большой.
εὗρον aor.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить. Сравнение рассказов Матфея и Луки см.* в Zane C. Hodges, “The Centurion’s Faith in Matthew and Luke”, Bib Sac* 121 (1964): 321−32.
10 ὑποστρέψαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ὑποστρέφω (G5290) возвращаться.
πεμφθέντες aor.* pass.* part.*, см.* ст. 6. Part.* в роли subst.*
ὑγιαίνοντα praes.* act.* part.* (adj.*) masc.* acc.* sing.* от ὑγιαίνω (G5198) быть здоровым. Слуга был не просто исцелен, но был полностью здоров (MLL*, 11; см.* DMTG*, 316).
11 ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, случаться (см.* 2:1).
ἑξῆς (G1836) adv.* времени следующий, в последовательности, на следующий день, потом (BAGD*).
ἐπορεύθη aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 6.
καλουμένην praes.* pass.* part.* от καλέω (G2564) звать. Город Наин располагался между Назаретом и Капернаумом (ZPEB*, 4:358−60; Fitzmyer*, 658).
συνεπορεύοντο impf.* ind.* med.* (dep.*) от συμπορεύομαι (G4848) путешествовать вместе.
12 ἤγγισεν aor.* ind.* act.* от ἐγγίζω (G1448) подходить, приближаться, с dat.*
ἐξεκομίζετο impf.* ind.* pass.* от ἐκκομίζω (G1580) выносить, в особенности, для похорон. Impf.* указывает на развитие процесса похорон.
τεθνηκώς perf.* act.* part.* от θνήσκω (G2348) умирать; perf.* быть мертвым. Part.* в роли subst.*
μονογενής (G3439) единственный, единственный ребенок.
χήρα (G5503) вдова. Сострадание Иисуса к рыдающей вдове, которая во второй раз (сначала она потеряла мужа) лишилась кормильца и защитника, вероятно, надо понимать как мессианское деяние (TDNT*).
ἱκανός (G2425) здесь: много, многие, многочисленные. Согласно иудейскому обычаю, в похоронной процессии принимали участие все жители селения. В Галилее мужчины шли перед открытым гробом (SB*, 4: i:579−80; см.* Мф 9:23).
13 ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
ἐσπλαγχνίσθη aor.* ind.* pass.* от σπλαγχνίζομαι (G4697) быть тронутым, сострадать (TDNT*; EDNT*; NIDNTT*; TLNT*).
κλαῖε praes.* imper.* act.* от κλαίω (G2799) плакать, громко рыдать. Praes.* imper.* с отр. μή (G3361) указывает на остановку текущего действия.
14 προσελθών aor.* act.* part.* (temp.*) от προσέρχομαι (G4334) подходить.
ἥψατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἅπτομαι (G681) дотрагиваться, с gen.* Таким образом Он мог оскверниться (BBC*).
σορός (G4673) открытый гроб, носилки, на которых лежало тело (Arndt*).
βαστάζοντες praes.* act.* part.* от βαστάζω (G941) нести. Part.* в роли subst.*
ἔστησαν aor.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) стоять.
ἐγέρθητι aor.* imper.* pass.* от ἐγείρω (G1453) поднимать; pass.* подниматься. Aor.* imper.* указывает на специфическое действие.
15 ἀνεκάθισεν aor.* ind.* act.* от ἀνακαθίζω (G339) садиться. Авторами-медиками используется для описания пациентов, садящихся в постели (MLL*, 11).
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать, с inf.*
λαλεῖν praes.* act.* inf.* от λαλέω (G2980) говорить, издавать звук (Arndt*).
ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
16 ἔλαβεν aor.* ind.* act.* от λαμβάνω (G2983) брать, хватать.
ἐδόξαζον impf.* ind.* act.* от δοξάζω (G1392) прославлять, относиться с большим уважением. Inch.* impf.*, «они начали прославлять».
ἠγέρθη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 14.
ἐπεσκέψατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐπισκέπτομαι (G1980) смотреть, идти посмотреть, посещать. Речь идет о благодатных посещениях Бога, несущего спасение (BAGD*).
17 ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
18 ἀπήγγειλαν aor.* ind.* act.* от ἀπαγγέλλω (G518) сообщать.
προσκαλεσάμενος aor.* med.* part.* от προσκαλέω (G4341) призывать, созывать (med.* «к себе»).
19 ἔπεμψεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 6.
εἶ praes.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
προσδοκῶμεν praes.* ind.* act.* или conj.* (совещат.) от προσδοκάω (G4328) ждать, ожидать.
20 παραγενόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 4.
ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 3.
21 ἐθεράπευσεν aor.* ind.* act.* от θεραπεύω (G2323) оказывать медицинскую помощь, исцелять.
μαστίγων gen.* pl.* от μάστιξ (G3148) рана, кара, язва, мука.
ἐχαρίσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от χαρίζομαι (G5483) быть милостивым к кому-л., милостиво дарить.
βλέπειν praes.* act.* inf.* от βλέπω (G991) видеть. Inf.* в роли дополнения.
22 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.* от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать. О семитском использовании см.* MH*, 453.
πορευθέντες aor.* pass.* (dep.*) part.*, см.* ст. 6. Сопутств.* part.* со знач. imper.* (VANT*, 386).
ἀπαγγείλατε aor.* imper.* act.* от ἀπαγγέλλω, см.* ст. 18. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию.
εἴδετε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 13.
ἠκούσατε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 3.
ἀναβλέπουσιν praes.* ind.* act.* от ἀναβλέπω (G308) видеть снова. Iterat.* praes.* По поводу предл.* сочетания с ἀνά см.* MH*, 295.
περιπατοῦσιν praes.* ind.* act.* от περιπατέω (G4043) ходить вокруг.
καθαρίζονται praes.* ind.* pass.* от καθαρίζω (G2511) очищать. Iterat.* praes.*
23 σκανδαλισθῇ aor.* conj.* pass.* от σκανδαλίζω (G4624) заставлять оступиться, оскорбиться (TDNT*). Conj.* в indef.* rel.* прид.*
24 ἀπελθόντων aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀπέρχομαι (G565) уходить. Gen.* abs.*
ἄγγελος (G32) посланник.
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 15.
ἐξήλθατε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 17.
τί почему? или что? (см.* Beyer*, 100−102; Marshall*).
θεάσασθαι aor.* med.* (dep.*) inf.* от θεάομαι (G2300) видеть, наблюдать. Inf.* цели.
σαλευόμενον praes.* pass.* part.* от σαλεύω (G4530) трясти. Имеется в виду незначительная вещь или личность. Они ходили не затем, чтобы посмотреть на незначительного человека (Stein*).
25 ἰδεῖν aor.* act.* inf.*, см.* ст. 13. Inf.* цели.
μαλακός (G3120) мягкий. Использовалось для описания одежды из тонкого материала (Marshall*).
ἠμφιεσμένον perf.* pass.* part.* от ἀμφιέννυμι (G294) одевать, одеваться. Об использовании acc.* с pass.* см.* BD*, 87.
ἔνδοξος (G1741) выдающийся, великолепный.
τρυφῇ (G5172) dat.* sing.* нега, роскошь.
ὑπάρχοντες (G5225) praes.* act.* part.* от ὑπάρχω быть, существовать. Part.* в роли subst.* переводится как rel.* прид.*
βασίλειον (G934) дворец.
26 ναί (G3483) да, конечно! Сильная эмфатическая частица, подтверждающая предыдущее утверждение (DM*, 262).
περισσότερον (G4055) comp.* от περισσός больший, необыкновенный (в comp.* от περισσός, вместе с относящимся к нему adv.* и comp.* является разговорной заменой слова μᾶλλον, μάλιστα [BAGD* 651]).
προφήτου gen.* sing.* от προφήτης (G4396) пророк. Gen.* сравнения.
27 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* относится к авторитетным документам или писаниям (MM*).
κατασκευάσει fut.* ind.* act.* от κατασκευάζω (G2680) готовить, строить, создавать.
28 μείζων (G3187) comp.* от μέγας великий; comp.* более великий.
Ἰωάννου gen.* от Ἰωάννης (G2491) Иоанн. Gen.* сравнения.
μικρότερος comp.* от μικρός (G3398) малый. Comp.* в роли superl.*: «наименьший», «мельчайший» (RG*, 667−69).
αὐτοῦ gen.* от αὐτός (G846), gen.* сравнения.
29 ἀκούσας aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 3.
ἐδικαίωσαν aor.* ind.* act.* от δικαιόω (G1344) объявлять праведным, считать праведным, оправдывать. Здесь: «признавать и утверждать праведность Бога» (GW*, 138).
βαπτισθέντες aor.* pass.* part.* от βαπτίζω (G907) креститься. Temp.* или сопутств.* part.*
30 ἠθέτησαν aor.* ind.* act.* от ἀθετέω (G114) отвергать, аннулировать. Используется при забраковке зерна как непригодного для пищи (MM*).
βαπτισθέντες aor.* pass.* part.* (причины), см.* ст. 29.
31 ὁμοιώσω fut.* ind.* act.* от ὁμοιόω (G3666) сравнивать. Совещательный fut.* указывает на предмет совещания.
32 παίδιον (G3813) ребенок.
καθημένοις praes.* med.* (dep.*) part.* (adj.*) от κάθημαι (G2521) сидеть.
προσφωνοῦσιν praes.* act.* part.* (adj.*) dat.* masc.* pl.* от προσφωνέω (G4377) призывать.
ηὐλήσαμεν aor.* ind.* act.* от αὐλέω (G832) играть на флейте.
ὠρχήσασθε aor.* ind.* med.* (dep.*) от ὀρχέομαι (G3738) танцевать.
ἐθρηνήσαμεν aor.* ind.* act.* от θρηνέω (G2354) рыдать, оплакивать.
ἐκλαύσατε aor.* ind.* act.* от κλαίω (G2799) плакать. И Иоанн, и Иисус были отвергнуты (Marshall*).
33 ἐλήλυθεν perf.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить.
ἐσθίων praes.* act.* part.* от ἐσθίω (G2068) есть. Part.* образа действия, описывающее, как он пришел. Обыденный praes.*
πίνων praes.* act.* part.* от πίνω пить (G4095), part.* образа действия. Привычный praes.*
34 φάγος (G5314) обжора.
οἰνοπότης (G3630) пьющий вино, пьяница. Praed.* без арт.* подчеркивает характер или качество (см.* Ин 1:1).
35 ἐδικαιώθη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 29; Мф 11:19.
36 ἠρώτα impf.* ind.* act.* от ἐρωτάω (G2065) просить, просить кого-л. сделать что-л. Inch.* impf.*: «он начал просить».
φάγῃ aor.* conj.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть. Conj.* используется в прид.*, которое является дополнением гл.* (RG*, 991−94).
εἰσελθών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 1.
κατεκλίθη aor.* ind.* pass.* от κατακλίνω (G2625) заставлять лечь; pass.* возлегать за столом.
37 ἦν impf.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
ἁμαρτωλός (G268) грешный, преданный греху (RWP*). Praed.* adj.* без арт.* подчеркивает характер или качество (см.* ст. 34).
ἐπιγνοῦσα aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπιγινώσκω (G1921) знать, «узнав окончательно» (Arndt*).
κατάκειται praes.* ind.* med.* (dep.*) от κατάκειμαι (G2621) лежать, возлежать на застольном ложе (BAGD*).
κομίσασα aor.* act.* part.* (temp.*) от κομίζω (G2865) приносить.
ἀλάβαστρον (G211) гипс, очень мягкий камень, из которого делались фляги или вазы для хранения благовоний (Arndt*; Мк 14:3).
μύρου gen.* sing.* от μύρον (G3464) масло, благовоние; gen.* содержимого.
38 στᾶσα aor.* act.* part.* от ἵστημι (G2476) стоять. Сопутств.* part.* или part.* образа действия.
κλαίουσα praes.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 13. Внешнее действие плача является результатом и выражением внутреннего состояния горя, покаяния или радости, связанной с прощением греха (Geldenhuys*; Stein*).
δάκρυσιν dat.* pl.* от δάκρυον (G1144) слеза. Instr.* dat.*
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 15.
βρέχειν praes.* act.* inf.* от βρέχω (G1026) смачивать. Иисус лежал, а она стояла перед Ним и орошала Его ноги своими слезами (Marshall*).
θριξίν dat.* pl.* от θρίξ (G2359) волосы. Instr.* dat.*
ἐξέμασσεν impf.* ind.* act.* от ἐκμάσσω (G1591) вытирать, осушать.
κατεφίλει impf.* ind.* act.* от καταφιλέω (G2705) целовать, целовать с чувством. Целование ног было распространенным жестом глубокого уважения, в особенности по отношению к выдающимся рабби (Plummer*; SB*, 1:995; TDNT*; Fitzmyer*, 689).
ἤλειφεν impf.* ind.* act.* от ἀλείφω (G218) смазывать. Общее слово, не относится к религиозному помазанию (Trench, Synonyms*, 136; 2Цар. 12:20); однако см.* в Септ.* использование этого слова по отношению к помазанию священников в Исх 40:15; Чис 3:3 (GELTS*, 18; см.* также Jos., Ant.*, 6:165).
μύρῳ, см.* ст. 37. Instr.* dat.*
39 ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 13.
καλέσας aor.* act.* part.* (adj.*) от καλέω (G2564) звать, приглашать.
ἦν impf.* ind.* act.*, см.* ст. 37.
ἐγίνωσκεν impf.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать. Используется с ἄν (G302) в cond.*, противоречащем факту (GGBB*, 663).
ποταπή (G4217) какого рода? Буквально, из какой страны? (AS*).
ἅπτεται praes.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 14. Praes.* изображает развивающееся действие.
40 ἀποκριθείς aor.* pass.* (dep.*) part.*, см.* ст. 22.
σοί dat.* sing.* от σύ (G4771), 2 pers.* личн. мест. indir.* obj.*
εἰπεῖν aor.* act.* inf.*, см.* ст. 7. Эпэкз.* inf.*
εἰπέ aor.* imper.* act.*, см.* ст. 7.
41 χρεοφειλέτης (G5533) должник; тот, на ком есть обязательство или долг (RWP*).
δανιστής (G1157) ростовщик, профессиональный одалживатель денег (Arndt*). Ирод Агриппа I был в долгах у многих ростовщиков (Jos., Ant.* 18:147; TJ*, 57−62).
ὤφειλεν impf.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должным.
δηνάριον (G1220) динарий. Римская серебряная монета, равная примерно 18 центам Это была средняя дневная плата работника (BAGD*).
πεντακόσια (G4001) acc.* pl.* пятьсот. О случаях больших долгов в Римской империи см.* Nolland*.
πεντήκοντα (G4004) пятьдесят.
42 ἐχόντων praes.* act.* part.* (причины) от ἔχω (G2192) иметь. Gen.* abs.*
ἀποδοῦναι aor.* act.* inf.* от ἀποδίδωμι (G591) возвращать, отдавать. Inf.* в роли dir.* obj.*
ἐχαρίσατο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 21. Он подарил им их долг (Plummer*).
πλεῖον comp.* от πολύς (G4183) много; comp.* больше.
ἀγαπήσει fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить; вероятно, здесь имеется в виду «испытывать глубочайшую благодарность» (Fitzmyer*, 690).
43 ὑπολαμβάνω (G5274) praes.* ind.* act.* полагать, предполагать, высказывать предположение с видом притворного равнодушия (Plummer*).
ὀρθῶς (G3723) adv.* правильно, верно.
ἔκρινας aor.* ind.* act.* 2 pers.* sing.* от κρίνω (G2919) судить.
44 στραφείς aor.* pass.* part.* (temp.*), см.* ст. 9.
ἔφη impf.*/aor.* ind.* act.* от φημί (G5346) говорить. О форме см.* VA*, 443−46.
εἰσῆλθον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
ἔδωκας aor.* ind.* act.* 2 pers.* sing.*, см.* ст. 15. Это может быть переведено: «ты не поливал Мои ноги водой», что указывает не на несоблюдение Симоном элементарных норм хорошего тона, а на то, что он никак не продемонстрировал своей любви (Otfried Hofius, “Fußwaschung als Beweis der Liebe: Sprachliche und sachliche Anmerkungen zu Lk 7,44b”, ZNW* 81 [1990]: 171−77; BBC*).
ἔβρεξεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 38.
ἐξέμαξεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 38.
45 φίλημα (G5370) поцелуй. Публичный поцелуй не был особенно распространен среди иудеев периода второго храма, это был особый знак уважения (William Klassen, “The Sacred Kiss in the New Testament. An Example of Social Boundary Lines”, NTS* 39 [1993]: 122−35; особ. 123−26; Hofius, “Fufiwaschung...”, 176; SB*, 1:995).
διέλιπεν impf.* ind.* act.* от διαλείπω (G1257) останавливать, прекращать.
καταφιλοῦσα praes.* act.* part.*, см.* ст. 38. Part.* дополняет гл.*
46 ἐλαίῳ dat.* sing.* от ἔλαιον (G1637) оливковое масло. Instr.* dat.*
ἤλειψας aor.* ind.* act.*, см.* ст. 38. По поводу помазания и омовения тела см.* SB*, 1:426−429.
47 οὗ χάριν поэтому, на основании этого.
ἀφέωνται perf.* ind.* pass.* от ἀφίημι (G863) отпускать, прощать. Perf.* указывает на длительные результаты или состояние после завершения действия.
ἠγάπησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 42.
ἀφίεται praes.* ind.* pass.* Гномич.* praes.*
49 ἤρξαντο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 15.
συνανακείμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от συνανάκειμαι (G4873) сидеть рядом за столом, вместе возлежать за столом. Part.* в роли subst.*
ἀφίησιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 47.
50 σέσωκεν perf.* ind.* act.* от σῴζω (G4982) выручать, спасать, избавлять. Ее вера спасла ее, а не ее любовь (Caird*). Perf.* указывает на длительность результатов завершенного действия.
πορεύου praes.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 6.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.