К Галатам 4 глава

К Галатам
Слово Жизни → Толкования Августина

Слово Жизни

1 Я имею в виду, что, пока наследник еще ребенок, он в своих правах ничем не отличается от раба, хотя на самом деле ему принадлежит все имение.
2 Но в детстве у него есть воспитатели и опекуны, которым он подчиняется до определенного времени, установленного отцом.
3 Так и мы, пока были "детьми", находились в рабстве у духовных сил, управляющих этим миром,
4 но когда пришло назначенное время, то Бог послал своего Сына, который родился от женщины, и под властью закона,
5 чтобы искупить находящихся под законом, чтобы мы стали полноправными детьми.
6 А поскольку вы — дети Бога, то Бог поселил в ваши сердца Духа своего Сына, Духа, который взывает к Богу: "Aвва! Отец!"
7 Так что ты уже не раб, а сын. A если сын, то Бог сделал тебя и наследником.
8 Когда вы еще не знали Бога, то были рабами существ, которые по природе своей не боги.
9 Но теперь вы знаете Бога и, что еще важнее, Бог знает вас. Так как же вы могли опять вернуться к этим слабым, ничтожным основам, в рабство которым вы желаете отдаться?
10 Вы даже чтите определенные дни, месяцы, времена и года!
11 Боюсь, что все мои труды ради вас были напрасны.
12 Братья, умоляю вас, будьте как я, потому что и я решил стать таким, как вы. Вы не причинили мне никакого зла.
13 Когда в первый раз я пришел к вам проповедовать Евангелие, я был болен, как вы знаете.
14 И хотя мое физическое состояние было испытанием и для вас, вы не пренебрегали мной и не унизили меня. Вы приняли меня как ангела Бога, как самого Христа Иисуса!
15 Где же теперь тогдашнее ваше счастье? Могу засвидетельствовать, что если бы вы могли, вы бы даже вырвали свои глаза и отдали мне.
16 Так неужели я стал вашим врагом, говоря вам истину?
17 Я знаю, что эти люди ревниво стараются перетянуть вас на свою сторону, но к добру это не приведет. Они лишь хотят оторвать вас от нас, чтобы вы стали их приверженцами.
18 Хорошо быть ревностным в достижении доброй цели, и похвально делать добро всегда, а не только когда я бываю у вас.
19 Дети мои, из-за вас я испытываю такие муки, как женщина, рождая ребенка, и так будет до тех пор, пока в вас не отразится образ Христа.
20 Как бы мне хотелось сейчас быть среди вас и говорить с вами совсем в другом тоне, потому что меня удивляет то, что я о вас слышу.
21 Скажите мне, вы, желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона?
22 Ведь написано, что у Aвраама было двое сыновей, один родился от рабыни, а другой — от свободной женщины.
23 Сын рабыни родился, как рождаются все дети, а сын свободной родился по обещанию Бога.
24 Здесь содержится аллегория: две женщины символизируют два союза. Один был заключен на горе Синай, и его символ — Aгарь, рождающая детей в рабство.
25 Aгарь — это гора Синай в Aравии и современный Иерусалим, потому что Иерусалим и все его дети в рабстве.
26 Но Небесный Иерусалим свободен, и это наша с вами мать.
27 Ведь написано: "Радуйся, бездетная, никогда не имевшая детей! Радуйся и ликуй, женщина, не испытавшая мук рождения! У покинутой женщины будет гораздо больше детей, чем у замужней!"
28 Вы же, братья, как и Исаак, дети обещания.
29 Тогда сын, рожденный обычно, преследовал сына, рожденного по силе Духа. То же происходит и сейчас.
30 Но что говорит об этом Писание? Оно говорит: "Выгони рабыню и ее сына, потому что сын рабыни не наследует того, что будет дано сыну свободной".
31 Итак, братья, мы дети не рабыни, мы дети свободной!

Толкования Августина

Стих 3

Народ, относящийся в силу единой веры к единому семени Авраама, хотя и собран из иудеев и язычников, частью, по возрасту младенчества, находится под водительством закона (т.е. той частью, которая включает иудеев); частью же — под вещественными началами мира, и эта часть — язычники.

И апостол относит себя к язычникам, ведь он не говорит: доколе вы были в детстве, вы были порабощены вещественным началам мира. Напротив, он говорит: Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. И здесь нет отсылки к иудеям, к которым по происхождению относился Павел; скорее, по крайней мере в этом месте, он относит себя к язычникам, поскольку так он может объединиться с теми, к кому послан был благовествовать.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 29. Cl. 0282, 29.94.26.

Стих 5

Павел говорит усыновление, чтобы мы четко понимали, что Сын Божий уникален. Ибо мы являемся сынами Бога по Его благодеянию и милости, Он же есть Сын по природе — т.е. то же, что и Его Отец [по Божеству].

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 30. Cl. 0282, 30.96.8.

Стих 6

Павел употребил два слова так, чтобы второе поясняло первое, ибо Авва значит Отец. Понятно, что он изящно, и не без оснований, соединил слова из двух языков, означающие одно и то же. Сделано это ради народа, призванного из иудеев и из язычников в единство веры, чтобы еврейское слово для иудеев и греческое слово для язычников, благодаря их одинаковому значению, относились к единой вере и единому Духу.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 31. Cl. 0282, 31.97.3.

Стих 8

Когда Павел говорит: вы служили богам, которые в существе не боги, то с очевидностью показывает, что единый истинный Бог есть Бог по природе, через имя Которого Троица воспринимается в самом лоне верующего кафолического сердца. Тех же, которые в существе не боги, выше называет апостол попечителями и домоправителями (2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Гал 4:2), поскольку нет творения — пребывает ли оно в истине, воздавая славу Богу, или не пребывает в истине, ища славы своей, — нет творения, говорю я, которое не служило бы, вольно или невольно, провидению Бога... Но подобно тому как магистрат, будучи под законом императора, делает то, что ему позволено, так и попечители и домоправители мира сего не делают ничего, кроме того, что Бог позволяет.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 32. Cl. 0282, 32.99.21.

Стих 9

Похоже, что дальнейшее возвращает к вопросу, который был уже разъяснен. На протяжении всего послания Павел показывает, что никому не удавалось поколебать веру галатов, кроме бывших от обрезания, которые стремились вернуть их к плотскому соблюдению закона, будто в нем и есть спасение.

Создается впечатление, что только в этом месте апостол обращается к тем, кто пытался вернуться к языческим предрассудкам... Говоря возвращаетесь и обращаясь не к обрезанным, а к язычникам, что следует из всего послания, он отнюдь не говорит, будто они вернулись к обрезанию, которого у них никогда не было, но — к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 33. Cl. 0282, 33.101.8. * * *

Бог, без сомнения, не теперь только познал тех, которых знал от сложения мира (10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 1Пет 1:10); но так как теперь сами они познали Бога по дару Его, а не по своим заслугам или способностям, то [Апостол] предпочел лучше употребить переносный способ слововыражения, называя их познанными от Бога тогда, когда уже Он сам явил им Себя для познания, и внести в свои слова поправку, как будто сказанное им сначала в собственном смысле не столь верно, чем попустить, чтобы они усвояли себе то, что даровал им Бог.

Источник: О книге Бытия буквально, 4.9

Стих 11

Итак, пусть читатель изберет истолкование по своему желанию1 , если при этом ему понятно, что суеверные наблюдения времен очень опасны для души, настолько опасны, что апостол в этом месте добавил: Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас... И если вдруг кого-то, даже катехумена, застанут в соблюдении субботы по иудейскому обычаю, то церковь приходит в смятение. А ведь ныне очень многие верующие со всей уверенностью скажут нам в лицо: во второй день месяца я в путь не отправлюсь2... Горе греховности человека! ведь мы отвергаем непривычное, а привычное терпим, хотя оно может быть весомым и закрыть для нас навсегда врата Царства Небесного. За него пролил кровь Свою Сын Божий. Часто встречаясь с привычным, мы учимся терпеть его, а по мере роста терпимости мы начинаем в нем участвовать.

Примечания

  • 1 — Т.е. относятся ли эти слова к евреям или язычникам.
  • 2 — Речь идет об одном из суеверий того времени.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 35. Сl. 0282, 35.103.6.

Стих 19

Люди зачинаются в утробе матери, чтобы сформироваться, а когда сформируются, они рождаются.

Может удивить сказанное апостолом: Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Мы должны понимать, что муки рождения обозначают его заботы и стеснения о том, чтобы они родились во Христе, а также мучения из-за грозящей им опасности совращения, которую видит Павел.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам. Сl. 0282, 38.107.7.

Стих 21

Люди могут думать, что в случае с Агарью Авраам так поступал, [следуя человеческому желанию], однако апостол поясняет, что свершилось это согласно пророчеству, чтобы в лице обеих женщин и их сыновей обозначить два завета как предвещание будущего.

Источник: Августин Иппонский, Вопросы на Восьмикнижие 1.70 (на Бытие). Cl. 0270,1, Quaest.Genesis, 70.879.

***

Поскольку в Ветхом Завете содержится прообраз нового, то те люди Божии, которые тогда понимали это сообразно своему времени, показаны служителями и исполнителями Ветхого Завета, но наследниками — Нового.

Источник: Августин Иппонский, Против двух посланий Пелагия 3.4.6. Cl.0346, 3.4.6.492.6.

Стих 23

Тот факт, что Исаак рожден от свободной женщины, недостаточен, чтобы он означал народ — наследник Нового Завета. Более важно, что он рожден по обетованию. Ведь он мог родиться и от рабыни по плоти, и от свободной по плоти — как от Хеттуры, на которой Авраам затем женился и родил сыновей от нее, но не по обетованию, а по плоти (См. 1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Быт 25:1−2).

Источник: Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 40. Сl.0282, 40.109.9.

***

См. также толкование на 22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Гал 4:22.

Стих 25

Павел явно показывает, что здесь обеих [женщин — Агарь и Сарру,] надо воспринимать аллегорически. Ведь кто-то захочет увидеть и в сыновьях Хеттуры некий образ грядущего, полагая, будто запись о том, что такие люди делали определенные вещи, сделана не просто так, а по наущению Духа Святого; и выяснится, возможно, что такая аллегория означает ереси и схизмы. А сыновья свободной, т.е. Церкви, рождены по плоти, а не духовно по обетованию.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 40. Cl. 0282, 40.109.17.

Стих 27

Сарра обозначает небесный Иерусалим, ведь она в течение долгого времени по причине ее бесплодия отдалена была от соития с мужем. Такие, как Авраам, люди не использовали женщин ради удовлетворения [страсти], но — для продолжения потомства. К бесплодию ее добавилась еще и старость — чтобы во всей безнадежности обетование Божие было великой заслугой верующих... Преклонный возраст родителей Исаака означает, что хотя и новоизбранным был народ Нового Завета, но предназначение его принадлежит Богу, и оно есть тот самый древний небесный Иерусалим.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 40. Cl.0282, 40.110.7.

Стих 31

Давайте задумаемся: скажем ли мы, что праведники древности были детьми рабыни или — свободной? Избави Бог — не рабыни! Но если они — дети свободной, то Духом Святым они принадлежат Новому Завету; а Дух животворящий апостол противопоставляет букве, которая убивает (6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 2Кор 3:6).

Августин Иппонский, Против двух посланий Пелагия 3.4.12. Cl. 0346, 3.4.12.499.22.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.