Стих 3
Не было бы никакой заслуги у людей, избирающих Христа, если бы их, избирающих, не предваряла бы благодать Божия. Потому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, говорит: А вас Господь да исполнит, и преисполнит любовью друг к другу и ко всем (12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, 1Фес 3:12). Это благословение: любить друг друга — нам дал Тот, Кто прежде дал нам закон, чтобы мы возлюбили друг друга. Наконец, в другом месте, к ним же обращаясь (ибо, несомненно, в некоторых из них уже было то, что он благословлял их обрести), Павел говорит: Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг к другу между всеми вами.
О благодати и свободной воле, Сl. 0352, 904.28.
Стих 5
Если бы язычнику объяснили, как следует понимать то последнее, что выдвигает Фавст , злоумышляя против древних книг [Ветхого Завета] как якобы возводящих хулу на Бога, поскольку, согласно им, Он неминуемо покарает мечом, от которого никому не будет пощады, как праведникам, так и грешникам, — он, возможно, не стал бы противиться ни Новому Завету, ни Ветхому, и ему пришлась бы по душе евангельская притча, которая желающим слыть христианами либо неясна по причине их слепоты, либо неприятна по причине их развращенности. Ибо Всевышний Виноградарь готовит Свой нож для лозы, не приносящей плода, иначе, чем для лозы плодоносной. Однако Он не щадит ни годную, ни негодную, первую очищая, а вторую отсекая (ср. 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Ин 15:1−3 ). Ведь из людей никто не наделен такой праведностью, чтобы не иметь нужды в испытании страданиями ради либо усовершенствования, либо укрепления, либо проверки своей силы. Разве и они (манихеи) не числят среди праведников апостола Павла, который, хотя и исповедуется смиренно и искренне в своих прошлых прегрешениях, однако благодарит за то, что оправдался верою в Иисуса Христа (ср. 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Гал 2:16)? Щадил ли его Тот, Кого не понимают пустомыслы, когда Он говорит: Я не пощажу ни праведника, ни грешника (3 и скажи земле Израилевой: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, и извлеку меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого. Иез 21:3)? Пусть же они услышат и самого Павла: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, говорит он, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 2Кор 12:7−9).
Тот же Павел говорит, что эти тяготы и преследования являются доказательством того, что будет праведный суд Божий.
Против Фавста-манихея 22.20, Cl. 0321, 22.20.608.11.
Стих 11
То, что я сказал: спасения через эту религию, благодаря которой — единственно истинной — истинное спасение воистину обещается, ни один достойный никогда не был лишен, а тот, кто был лишен, не был достоин, — я сказал не в том смысле, будто бы каждый достойный окажется таковым по заслугам своим, но в том, в каком говорит апостол: Не от дел, но от Призывающего, — сказано было... «больший будет в порабощении у меньшего» (12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Рим 9:12). Это призвание, по его утверждению, связано с изволением Божиим, а потому он говорит: не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати (9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 2Тим 1:9), а также: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Рим 8:28). Об этом же звании он говорит: чтобы соделал вас достойными Своего святого звания.
Источник: Переосмысления 2.31, Сl. 0250, 2.31.17.