Откровение 12 глава

Откровение
Слово Жизни → Библия говорит сегодня

Слово Жизни

1 На небе появилось поразительное знамение: женщина, одетая в солнце, у которой под ногами была луна, а на голове — венец из двенадцати звезд.
2 Она была беременна и кричала от мучений, потому что у нее были родовые схватки.
3 Потом на небе появилось другое знамение: огромный красный дракон с семью головами, десятью рогами и с семью венцами на головах.
4 Его хвост смахнул с небес третью часть звезд и сбросил их на землю. Дракон встал перед женщиной, которая рожала, чтобы сразу проглотить ее ребенка, как только он родится.
5 Женщина родила сына, которому предстоит править всеми народами железным скипетром, и ребенок был взят к Богу и Его трону.
6 А женщина убежала в пустыню, в место, приготовленное для нее Богом, и там ее кормили 1260 дней.
7 На небе началась война. На одной стороне сражались Михаил и его ангелы, а на другой стороне воевал дракон со своими ангелами.
8 Дракон оказался недостаточно силен и потерял свое место на небесах.
9 Этот великий дракон — древний змей, которого называют дьяволом и сатаной; он, обманувший весь мир, был вместе со своими ангелами сброшен на землю.
10 Тогда я услышал в небе громкий голос, который произнес: — Наступило спасение, могущество и Царство нашего Бога! Власть теперь у Его Помазанника — Христа! Обвинитель наших братьев, обвинявший их день и ночь перед Богом, повержен!
11 Они победили его кровью Aгнца и словом своего свидетельства. Они не жалели жизни и не страшились смерти.
12 Поэтому радуйтесь, небеса и те, кто живет на них! Но горе земле и морю, потому что к вам сошел дьявол! Он полон ярости, так как знает, что ему осталось уже немного времени.
13 Когда дракон увидел, что он сброшен на землю, то стал преследовать женщину, родившую мальчика.
14 Женщине были даны два крыла огромного орла, чтобы она смогла улететь в место, приготовленное для нее в пустыне. Там ее кормят в течение времени, времен и еще половины времени, вне досягаемости дракона.
15 Змей выпустил из своей пасти поток воды словно реку, чтобы женщину унесло этой рекой.
16 Но земля помогла женщине: она раскрылась и проглотила реку, которую дракон выпустил из своей пасти.
17 Дракон разразился яростью на женщину и пошел войной на других ее детей — тех, кто соблюдает Божьи заповеди и несет людям свидетельство Иисуса.
18 И вот дракон встал на берегу моря.

Библия говорит сегодня

2. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (12:1−6)

Кто эти персонажи, действующие на небесной сцене? Главным образом с ними связано действие сцены 4. Женщина и дракон являются «знамениями», символическими фигурами, значение которых выходит за рамки привычного. Это не женщина и не дракон в буквальном смысле, а нечто большее. Третий персонаж, дитя, не является «знамением» в этом смысле, потому что он символизирует реальное человеческое существо. Все трое легко узнаваемы.

Нет никаких сомнений, что стих 9 объяснит нам, кто такой дракон. Это змей, дьявол (или клеветник), «сатана» (или враг), искуситель. Его головы означают, вероятно, не наличие интеллекта (в древнем мире думали сердцем), а власть; а семь диадем, или венцов, являются царскими венцами. Мы уже говорили, что число семь обозначает сущность. Тогда его семь украшенных венцами голов показывают, что он действительно обладает княжеской властью (Лк 4:6; Ин 14:30). Значение десяти рогов, возможно, заключается в том, что он пользуется ею с великой силой.

В мифологии многих древних народов есть один персонаж. Он, без сомнения, связан с драконом, или со змеем. Также и в Ветхом Завете, он в целом ряде отрывков выражает предназначенные для евреев богословские истины. Это было бы вопросом чисто академического интереса, если бы он не упоминался, к примеру, в Псалме 73:13−14. Здесь дракону не только дано имя (Левиафан), но, что самое существенное, он является символом Египта — древнего врага Израиля. Этот символ вновь возникает в Книге Пророка Иезекииля (29 и 32). В Откровении он становится одним из господствующих символов, а параллель с Египтом — одной из направляющих мыслей книги. Сцена 3 подводит нас к такой точке зрения: в этой сцене провозглашаемые трубами бедствия напоминают бедствия, сопровождавшие Исход. Также и город, в котором Божьи люди подвергались угнетению, называется «Египтом» (11:8). Это проливает свет на значение слова «пустыня» в сцене 4 (ст. 6). Дракон — это Египет. Женщина (в чем у нас будет возможность убедиться) — это Израиль. Ее побег в пустыню — это исход не в место тягот и страданий, а в безопасное место, находящееся под Божьей защитой. В итоге она, в конце своего 1260-дневного пути, достигает Земли обетованной. Эти сорок два месяца подобны сорока двум стадиям путешествия, отмеченным в главе 33 Книги Чисел.

Младенца легко узнать по тому признаку, что он будет «пасти народы жезлом железным». Правда, эта славная участь обещана и одержавшим победу христианам (2:6 и далее). Но они будут иметь это только благодаря своему происхождению от Того, Кому она по праву принадлежит. О пророчестве, впервые изреченном в Псалме 2:7−9, во многих местах Нового Завета говорится, что речь идет об Иисусе Христе. Именно на Него в первую очередь направлена ненависть дракона.

Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что в этом Псалме предсказано не только будущее царствование Младенца (вторая часть стиха 5, Пс 2:9), но также и Его рождение (первая часть стиха 5, Пс 2:9). В момент рождения Он официально становится Божьим Сыном, как при помазании на царство. В этом случае слова «родила» и «восхищено» относятся не к рождению и вознесению Христа, а к Его воскресению и вознесению, как ясно показано в послании к Римлянам 1:4. Однако поскольку здесь Он показан как дитя женщины-Израиля, а не как Сын Божий, то вероятнее всего, что слово «родила» относится к Его человеческому рождению в Вифлееме. Любопытно, однако, что в обоих случаях комментаторы выбирают именно стих 5. В последней трактовке Его служение, смерть и воскресение полностью опускаются. Важные факты — это Его рождение и вознесение: момент, когда Сын впервые оказался в пределах досягаемости дракона, и другой момент, когда Он в конце концов навеки избавился от него.

Личности женщины мы уже касались. Это не просто Мария, настоящая мать Иисуса; и не прародительница Марии Ева, чей потомок станет величайшим врагом змея (Быт 3:15); ни даже все матери в избранном роду, которые жили после Евы и до Марии. Будучи «знамением», она украшена великолепием солнца, луны и двенадцати звезд. Похожее видение в Ветхом Завете видел Иосиф в Бытии 37:9−11. Солнце, луна и звезды символизируют всю семью Израиля. Более того, она (Израиль) продолжает существовать даже после вознесения Христа и живет в течение «тысячи двухсот шестидесяти дней» — весь период истории Церкви между Первым и Вторым пришествиями Христа. Она, фактически, есть Церковь: ветхий Израиль, «отцы», от которых «Христос по плоти» (Рим 9:5), и новый Израиль, который Он теперь покинул, чтобы вернуться к Своему Отцу. Однако Он не оставил ее безутешной. Мы раньше говорили о символических образах Церкви, Моисея и Илии. Подобно им, она находит в пустыне мира место, где может быть в безопасности и где ее нужды удовлетворяются.

3. СХЕМА СОБЫТИЙ (12:7−16)

Конец странствий Церкви в пустыне (ст. 6), которые будут длиться три с половиной года (не считая тех трех с половиной дней почти в самом конце, когда покажется, что свидетели уничтожены), станут практически концом истории Церкви. Следующим великим событием станет Второе пришествие. Это надо иметь в виду, чтобы не делать поспешных предположений, что события, описанные в стихах 7 и 16, непосредственно следуют за событиями, показанными в стихах 1−6. Если мы все-таки сделаем такое предположение, то из него будет вытекать, что в период между концом трех с половиной лет и фактическим возвращением Христа, предположительно во время трех с половиной дней, происходит война; дракон терпит поражение; наступает Царство Божье — но ярость дракона не утихает и по-прежнему сулит земле зло; жена вновь бежит в пустыню, где пребывает на этот раз «в продолжение времени, времен и полвремени».

Можно почти с полной уверенностью сказать, что, «время, времена и полвремени» означают 1 + 1 + 1/2 «времен». Ветхозаветная параллель — Дан 12:7.

Там она вновь спасается от ненависти дракона. Все это происходит в самом конце истории человечества, в пределах трех с половиной дней. Но к тому моменту, как мы достигаем стиха 14, события становятся настолько похожими на события стиха 6, что мы невольно задаемся вопросом: а не повторяется ли здесь тот же самый стих? Сейчас нам уже довольно ясно, что такой метод — снова и снова возвращаться к началу, повторять, подчеркивать — свойствен Откровению. Давайте рассмотрим, как это проявляется в данном случае.

Сначала напомним сами себе о персонажах стихов 1−6: младенец, Христос; жена, Израиль, от которой Он родился и которая продолжает жить как христианская Церковь после Его вознесения; дракон, который стремится погубить младенца, а когда ему это не удается, изливает свой гнев на Церковь. В стихе 7 действие продолжается. Здесь впервые в Откровении появляется Архангел Михаил. В соответствии со сказанным в Книге Пророка Даниила, он — небесный защитник Израиля; а дракон есть «первобытный змей», старый, первый. (Да не позволим мы себе впасть в современную ересь, приверженцы которой считают слово «старый» выражением жалости или грубым выражением! «Старый» змей старше любого сотворенного существа по своей способности творить зло и обманывать, он достиг наибольшей зрелости в нечестии и коварстве.) Противопоставление стиха 7 — это то же самое противопоставление, которое мы видим и во второй половине стиха 4. Только здесь мы его видим при другой резкости. Конфликт между двумя архангелами, добрым и злым, это конфликт между Евой и змеем и между ее потомством и его потомством. Этот конфликт будет длиться на протяжении всей истории Израиля, до тех пор пока не придет «семя» (Гал 3:16; 4:4). Затем рождается Младенец; и Он Своим триумфальным шествием, от рождения до вознесения, неуязвленный драконом (ибо даже смерть является Его свободным выбором), наносит поражение дракону. Именно в момент воплощения Христа имеют место падение сатаны, пришествие Царства Божьего и владычества Христа. Начиная с этого момента и дальше, люди нового Израиля могли и могут провозглашать победу над драконом, благодаря смерти Агнца и тому, что они в своей собственной жизни испытали Его могущество. Ибо Агнец понес на Себе наказание за все обвинения, возводимые драконом на людей, и больше не остается «никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим 8:1). Даже смерть тела больше не важна для них (ст. 11). Бог на орлиных крыльях принес их к Себе (ст. 14; Исх 19:4). Они находятся в безопасном месте — в пустыне, где Он защищает их. Водный поток, которым дракон надеялся погубить их (характерная черта, символизирующая могущество Египта), ради них поглотила земля, и он стал сушей (ст. 15−16; Исх 15:12).

Может показаться, что в стихах 1−6 изложена схема истории. Они более насыщены событиями, в то время как стихи 7−16 дополняют рассказ, сообщая подробности о действующих лицах. Однако это мнение несостоятельно, поскольку, читая сцену 4, мы обнаруживаем в семи ее видениях неизменное свойство: описываемый ими конфликт представляет собой не столько последовательность событий, «историю», сколько никогда не прекращающуюся битву. И это присуще всему Откровению. Суть книги — изображение истин, которые ценны для любого читателя, в каком бы веке и в какой бы стране он ни жил. Следовательно, в этом смысле было бы чистой случайностью, если бы в стихах 1−6 раскрывалась «история», то есть, в стихах 1−4 описывались бы все века до Рождества, в стихе 5 — тридцать с лишним лет земной жизни Христа, а в стихе 6 — все века после Рождества.

Эти даты просто помогают узнать действующее лицо. В настоящей схеме событий, или плане, даты отсутствуют. Здесь говорится о звере, и о другом звере, и о последователях Агнца, и о трех Ангелах. Все они активно действуют в любую эпоху. Только в трех последних видениях Иоанн указывает на будущее, как он это делал в видениях о последних печатях и о последних трубах.

4. ПРЕЛЮДИЯ (12:17)

Если Израиль изображен в виде жены, то почему она не может также быть и матерью? Но хотя по отдельности каждый из этих символов, обозначающих ее, является исчерпывающим, невозможно (странно звучит) представить ее одновременно и женой, и матерью. Если она мать, то тогда Христос — ее супруг; она есть народ Божий. Если она жена, то Христос родился от нее; она есть сообщество людей Божьих. Сообщество абстрактное собирательное существительное. Каждый из нас может принадлежать к этому сообществу и, таким образом, быть причисленным к «прочим от семени ее». Если использовать альтернативное имя, то в одном смысле, мы есть Иерусалим, невеста (21:9−10); в другом смысле, мы — дети Иерусалима, ведь Иерусалим — «матерь всем нам» (Гал 4:26−27; ср. Ис 54:1; Ис 66:8). Против нас, людей, «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа», дракон мобилизует свои силы. В результате возникает космический конфликт, показанный в следующих семи видениях.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.