Откровение 18 глава

Откровение
Слово Жизни → Библия говорит сегодня

Слово Жизни

1 После этого я увидел еще одного ангела, сходящего с небес и наделённого великой властью; земля была озарена его славой.
2 Он произнес могучим голосом: — Пал, пал великий Вавилон, и стал жилищем демонов, пристанищем для всякого нечистого духа и всякой нечистой и мерзкой птицы.
3 Все народы пили доводящее до безумия вино ее разврата. Цари земли развратничали с ней, и купцы земли нажились на ее необузданной тяге к роскоши.
4 Затем я услышал с небес еще один голос. Он сказал: — Выйди из нее, народ Мой, чтобы тебе не участвовать в ее грехах и не подвергнуться ее наказанию.
5 Потому что ее грехи поднялись уже до небес, и Бог помнит ее преступления.
6 Сделайте ей то же, что она сделала другим, и отплатите ей вдвойне за ее дела. В той самой чаше, в которой она замешивала свое вино, замешайте ей напиток вдвое.
7 Доставьте ей столько горя и страданий, сколько она позволяла себе славы и роскоши. Потому что она хвалится в своем сердце: — Я сижу как царица! Я не какая-нибудь вдова! Я никогда не буду бедствовать!
8 И поэтому настанет день, когда ее постигнут бедствия: смерть, скорбь и голод. Она будет сожжена огнем, потому что могуч Господь Бог, осудивший ее.
9 Когда цари земли, которые развратничали с ней и наслаждались ее роскошью, увидят дым от ее пожарища, они будут рыдать по ней и бить себя в грудь.
10 Стоя вдали в ужасе от ее мучений, они будут говорить: — Горе! Горе! О великий город! О, Вавилон, могучий город! В один час пришел твой суд!
11 Купцы земли плачут и скорбят по ней, потому что никто уже не покупает их товаров:
12 товаров из золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга; льняных тканей, пурпура, шелка и ярко-красных материй; ценной древесины; изделий из слоновой кости, драгоценного дерева, бронзы, железа и мрамора;
13 корицы, пряностей, фимиама, мирры, ладана, вина, масла, отборной муки и пшеницы, скота и овец, коней и колесниц, рабов и человеческих душ.
14 Они будут говорить: — Плодов, которых желала душа твоя, уже нет у тебя. Все твои богатства и слава покинули тебя, чтобы уже никогда к тебе не возвратиться.
15 Торговавшие этими товарами купцы, нажившиеся на ней, будут стоять в стороне, перепуганные ее бедствиями. Они будут плакать и скорбеть,
16 говоря: — Горе! Горе! О великий город, одетый в прекрасную льняную одежду, в пурпурное и багряное, украшенный золотом, драгоценными камнями и жемчугом!
17 В один час было уничтожено такое огромное богатство! Все кормчие кораблей, все их пассажиры и моряки, и все, чей промысел связан с мореплаванием, будут издали наблюдать,
18 и, когда увидят дым, поднимающийся от нее, зарыдают: — Был ли еще когда-либо город, подобный этому великому городу?
19 Они посыпали свои головы пылью и со слезами и скорбью причитали: — Горе, горе, город великий, обогативший всех судовладельцев своим богатством! В один час ты был опустошен!
20 Радуйтесь о нем, небеса! Радуйтесь, святые, апостолы и пророки, потому что Бог осудил его за то, как он поступал с вами.
21 Затем могучий ангел взял большой камень размером в мельничный жернов и бросил его в море. — С такой силой будет брошен и Вавилон, великий город, и никто уже его не найдет, — сказал он.
22 — Никогда уже в тебе не будет слышно пения и музыки арфистов, флейтистов и трубачей, никогда уже в тебе не отыщется ремесленников, каким бы ремеслом они ни занимались, никогда уже не будет слышно в тебе шума от жерновов.
23 Никогда уже не будет гореть в тебе свет светильника, не будет слышно голосов жениха и невесты. Твои купцы были господами на земле, и все народы были очарованы твоим колдовством.
24 Но в этом городе пролилась кровь пророков, святых и всех убитых на земле.

Библия говорит сегодня

3. ТРЕТЬЕ СЛОВО: ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА (18:1−3)

Первый ангел поставил Иоанна лицом к лицу с тайной Вавилона. Затем он один за другим показывал ему различные аспекты зверя и жены, неотъемлемой частью которой является Вавилон. Можно полагаться или не полагаться на свое понимание его длинной речи (17:17−18), но невозможно не уловить содержащуюся в ней угрозу. Читатель, которого эта речь не испугала, даже не приблизился к ее пониманию. «Силы зла» сатанизма в дешевой фантастике просто кукольные черти по сравнению с этим описанием реального зла. Ангел пользуется всеми возможными метафорическими выражениями, чтобы найти применимые к зверю синонимы власти и могущества. Не смеем мы также недооценивать и способность убеждать, которой обладает жена. Возможно, мы пожимаем плечами, представляя себе описанные в 17:4 блеск и великолепие: «Как это дешево, как безвкусно!» Мы так реагируем, потому что считаем, что именно такой реакции от нас и ждут. Но на практике, в обыденной жизни, жемчуг, багряница и золотая чаша ужасающе притягательны. Мир действительно могуществен, его идеология действительно привлекательна, и мы знаем, что это такое — когда птица не может двинуться, прикованная к месту мерцающим взглядом змеи.

Вот почему чары необходимо разрушить голосом, обладающим еще большей властью и авторитетом. Второй ангел сходит с небес. Его слава ярче, а голос убедительнее, чем у ангела, говорившего о Вавилоне..Он возвещает нам жизненно важную часть божественной вести. Он говорит о падении Вавилона. По сути, это те же самые слова, которые Бог начертал Своим перстом, обращаясь к реальному, историческому Вавилону: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему» (Дан 5:26). Как это будет — нам неведомо. Придется ли христианам стать свидетелями тотального подавления капитализма, или Бог «положит конец царству» другим способом, — во всех случаях они не должны забывать, что, невзирая на всю символику «вечных холмов», ни зверь, ни жена не останутся у власти навечно. Настанет день, когда, оглядываясь назад, люди вспомнят об их всемирном владычестве как о ночном кошмаре, от которого они пробудились.

4. ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО: СУД НАД ВАВИЛОНОМ (18:4−20)

Падение исторического Вавилона в 539 году до Рождества Христова, ознаменовавшее собой конец халдейской или неовавилонской империи, является предметом нескольких ветхозаветных пророчеств. Эхо этих пророчеств — следующий небесный голос, произносящий четвертое слово о мистическом Вавилоне. Этому отрывку параллельны главы 13−14 и 47 Книги Пророка Исаии, главы 50 и 51 Книги Пророка Иеремии и глава 2 Книги Пророка Аввакума. Там описываются многие черты Вавилона, о которых говорится и в Откровении 18: его гордыня и роскошь, золотая чаша, которая опьяняет народы, его нечестие и обусловленное этим наказание; внезапность его огненной гибели, приводящая к полному опустошению, и ужас тех, кто полагался на него; и предупреждение Божьим людям — не участвовать в его грехе, чтобы не разделить его участь.

В одном из этих пророчеств (Иер 51:25) есть любопытный стих. В нем Вавилон называется «горой губительной». Это напоминает нам о том, что мы находимся в царстве символики; ибо Вавилония была самой равнинной из всех равнинных стран, а ее столица располагалась, по словам того же Иеремии, «при водах великих» (51:13). Потоки Евфрата, разветвляющиеся на все более и более мелкие реки и речушки, удачно иллюстрируют власть Вавилона над многими народами. Рим, с другой стороны, стоит на семи холмах, что показывает могущество и долговечность (кажущуюся) его империи. Поэтому нас не должно удивлять, когда в главах 27 и 28 Книги Пророка Иезекииля, содержащих пророчество, очень напоминающее Откр 18, речь идет о еще одном городе — Тире. Он был крупным портовым городом средиземноморского побережья Палестины. Тир особенно подходил в качестве символа третьего аспекта «мира» — изобилие (ст. 12, 13). Сама Блудница — больше, чем любой из этих городов. Холмы Рима, потоки Вавилона, моря Тира — все они призваны проиллюстрировать различные стороны Вавилона-блудницы. Но за всем этим стоит она — истинная вдохновительница гуманистического общества.

Товары Тира — пышный наряд блудницы — ежедневно проходят перед глазами людей. Непривилегированные желают иметь их, привилегированные желают иметь их больше, чем у них уже есть; они служат соблазном для всех народов. Но Божьи люди знают истинную цену этой роскоши, поскольку видят картину в целом. Они знают, что Тир — это Рим — это Вавилон. А когда призывы стиха 4 приводят им на память еще один нечестивый город — Содом, из которого был вызван Лот (Быт 19:12 и далее), они видят будущую перспективу «дыма от пожара ее» (ст. 9). В отличие от любящего мир Лота, они понимают суть дела достаточно четко, чтобы «выйти из него» и «веселиться» о свершившемся правосудии (ст. 20).

5. ПЯТОЕ СЛОВО: СМЕРТЬ ВАВИЛОНА (18:21−24)

Воды, взбунтовавшиеся от падения в море великого жёрнова, успокаиваются. Гибель Вавилона завершается молчанием. Оно еще более впечатляюще на фоне характерного для Откровения неистового шума, обычно сопровождающего крушение и гибель. По мере того как светильники города гаснут, на него снисходит ужасающая тишина: больше не слышно звуков веселья, шума работ или людских разговоров. Камень исчезает под водой, и от цивилизации ничего не остается, словно ее никогда и не было.

Воплощенная в реальном действии притча о камне, прекращение обычной жизни и ответственность за кровь мучеников — это то, о чем говорил Иеремия (51:63 и далее; 25:10; 51:49), а о последних двух дополнительно сказано в Евангелии (Мф 24:37−42; Мф 23:29−39). Особенно значительным является последнее. Убийца, которого обличает Иеремия, это Вавилон. Но когда Иисус выдвигает такое же обвинение, то обвиняемым становится Иерусалим. Иоанн этим именем называет ту, которая последовала за блудницей, — невесту, Божий город; он не прибегает к этому сравнению ни здесь, ни в главе 11, когда говорит о месте, где Христос был распят. Но по-прежнему именно на этом месте — на старом Иерусалиме — лежит ответственность за смерть Божьих служителей. Следовательно, образ блудницы — это собирательный образ пятого города, кроме Вавилона, Рима, Тира и Содома. Этот образ еще раз показывает, что сама блудница есть духовная реальность, которая больше любого из этих городов.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.