Откровение 6 глава

Откровение
Слово Жизни → Библия говорит сегодня

Слово Жизни

1 Я видел, как Aгнец открыл первую из семи печатей, и затем услышал, как одно из четырех живых существ сказало громоподобным голосом: — Подойди!
2 Я посмотрел и увидел белого коня. У его всадника был лук, и ему был дан венец. Он выехал как победитель, чтобы победить.
3 Когда Aгнец снял вторую печать, я услышал, как второе живое существо сказало: — Подойди!
4 И вышел другой конь, огненно-красный. Его всаднику дан был длинный меч и власть лишить землю мира, чтобы люди на ней убивали друг друга.
5 Когда Aгнец снял третью печать, я услышал, как третье живое существо сказало: — Подойди! Я увидел черного коня. Его всадник держал в руке весы.
6 И я услышал со стороны четырех живых существ нечто похожее на человеческий голос, говорящий: — Одну меру пшеницы — за денарий, и три меры ячменя — за денарий, но не повреди масла и вина!
7 Когда Aгнец снял четвертую печать, я услышал голос четвертого существа. Оно сказало: — Подойди!
8 Я увидел зеленовато-желтого коня. Его всадника звали Смерть, а за ним следовал ад. Им была дана власть над четвертой частью земли, чтобы губить людей мечом, голодом, эпидемиями и дикими зверями.
9 Когда Aгнец снял пятую печать, я увидел под жертвенником души тех, кто был убит за Божье слово и за свое свидетельство.
10 Они громко закричали: — До каких пор, святой и истинный Владыка, Ты не будешь судить и мстить живущим на земле за нашу кровь?
11 Каждому из них была дана белая одежда, и им было сказано подождать еще некоторое время, пока число их соработников и братьев, убиваемых так же, как и они, не достигнет своей полноты.
12 Потом я увидел, как Aгнец снял шестую печать. Тогда вдруг разразилось сильное землетрясение, и солнце стало черным, как мешковина из козьего волоса, а луна стала красной как кровь.
13 Небесные звезды упали на землю, как инжир осенью падает с деревьев от сильного порыва ветра.
14 Небо свернулось, как свиток, и все горы и острова были сдвинуты со своих мест.
15 Цари земли, высокопоставленные чиновники, полководцы, богатые и власть имущие, и все люди — рабы и свободные — попрятались в пещерах и расщелинах гор.
16 — Упадите на нас, — умоляли они горы и скалы, — спрячьте нас от сидящего на троне и от гнева Aгнца!
17 Наступил великий день их гнева, и кто может устоять?

Библия говорит сегодня

2. ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: ПОБЕДА (6:1, 2)

Видения, следующие за снятием первых четырех печатей, связаны между собой (подобно серии внутри серии). Их связывает целый ряд общих черт. Об этом мы поговорим позже, а пока речь пойдет об отличительных чертах каждого видения.

Многие комментаторы связывают стих 2 с одной из сцен драмы. Эта сцена «разыгрывается» значительно позже. В 19:11, так же, как и здесь, появляется на белом коне победитель в венце. Там он назван Царем Царей, Господом господствующих, Словом Божьим, то есть, Иисусом Христом. На основании этого делается предположение, что всадник в 6:2 — также Иисус Христос.

Затем, если мы зададимся вопросом, что Христос делает в обществе таких ужасных созданий, как второй, третий и четвертый всадники, нам следует вспомнить Евангелие от Марка 13:10 и параллельные этому стиху места, где говорится, что с течением времени нам следует ожидать не только распространения зла, но также и распространения побеждающего Евангелия.

Мы можем счесть, а можем и не счесть это доказательство достаточным для того, чтобы назвать первого всадника Иисусом Христом. К этому вопросу мы еще вернемся. Однако во всех случаях, основная суть записанного Иоанном состоит в том, что за снятием первой печати следует победа.

3. ВТОРАЯ ПЕЧАТЬ: ВРАЖДА (6:3−4)

Если первый всадник — Христос и всепобеждающее Евангелие, то, может быть второй выступает в контрастной роли зла, символизируя войну в мире? Или он означает раскол среди людей, возникающий, когда одни принимают Евангелие, а другие отвергают его? (Мф 10:34−36). Или это образ гонений Церкви? Если, с другой стороны, первый всадник — не Христос, то, может быть, это персонифицированная слава войны, в то время как второй — ее ужасы?

В поддержку всех этих взглядов выдвигались библейские доказательства, некоторые из которых содержатся непосредственно в стихе 4. Например, при более точном переводе вместо слова «убивали» следует ставить «резали». Тогда «меч» может означать нож, которым закалывают жертву. Однако, если мы обратимся к тексту, то увидим, что всадник просто забирает мир. Если попытаться снова посмотреть на происходящее глазами Иоанна, то на данный момент можно удовлетвориться следующим утверждением: в видении дан образ вражды и конфликта.

4. ТРЕТЬЯ ПЕЧАТЬ: СКУДОСТЬ (6:5−6)

Третье видение со всеми своими ссылками на меры веса, деньги и цены описывает экономическую ситуацию; это не голод в полном смысле этого слова, но, определенно, недостаток, скудость. Хиниксы и динарии (ПС В) не слишком много значат для нас; ИБ передает это лучше: «Порция кукурузы за дневное жалованье, и три порции ячменя за дневное жалованье». Можно получить хорошую пищу (пшеницу или кукурузу) — но вместо всего жалованья, которое человек заработал за день! Если он захочет не только есть сам, но и накормить семью, то ему придется удовлетвориться худшей пищей — ячменем. Но здесь даже речи не идет об одежде и крове. Однако в елее и вине недостатка нет. Символизируют ли елей и вино роскошь, черную икру и шампанское, которые даже в самые тяжкие времена неизменно украшают столы богатых? Или это такие продукты, которые стараются не использовать даже тогда, когда запасы всей остальной пищи подходят к концу, и в таком случае третий всадник символизирует частичные трудности, а не полный голод? Но так или иначе, описанную ситуацию можно охарактеризовать по крайней мере как ситуацию серьезных экономических трудностей и имущественного неравенства.

5. ЧЕТВЕРТАЯ ПЕЧАТЬ: СМЕРТЬ (6:7−8)

Значение четвертого всадника и его спутника достаточно прозрачно. Люди убивали друг друга в конфликтах, символом которых стал рыжий конь, вышедший после снятия второй печати. Но там мы были свидетелями вражды причины конфликтов, в то время как здесь видим смерть — следствие.

Стереть с лица земли четверть человеческого рода... Это бедствие первой величины. Так мы думаем, пока не обратим внимание, что в тексте нет никаких указаний на однократное катастрофическое событие. В конце концов, всякий человек рано или поздно умирает. Здесь, вероятно, имеется в виду относительное количество смертей, являющееся неизбежным следствием войны, голода и тому подобных несчастий.

6. ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ: СТРАДАНИЕ БОЖЬИХ СВИДЕТЕЛЕЙ (6:9−11)

На данной стадии три фразы, характеризующие события после снятия пятой печати, требуют комментария.

«К подножию жертвенника» выливалась кровь жертв (Лев 4:7). Мученики, отдавшие свою жизнь, «потому что душа тела в крови» (а английском тексте и современных переводах — «жизнь тела», прим. перев.), возможно, символизируют всех, каким-либо образом пострадавших за Христа. Всякое такое проявление преданности есть жертва, угодная Богу.

«Живущие на земле», или, как более точно сказано в ИБ, «обитатели земли» — термин, присущий только Откровению. Он обозначает не человечество в целом, а тех, «кто чувствуют себя в своей тарелке при существующем порядке вещей», в противоположность тем, кто держится Слова и Божьего Свидетеля. Иоанн, будучи на «небесах», видит все в черно-белом цвете. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф 12:30). Нет ничейной полосы, и все люди являются либо гражданами небесного Царства (Флп 3:20), либо обитателями земли.

«Отомсти за нашу кровь», — вопиют души Божьих свидетелей. В свете всего, сказанного выше, их вопль кажется не только оправданным, но и справедливым. Ибо живущие на земле — это те, кто необратимо предан делу зла. Крики мучеников выражают не личную мстительность, а вполне оправданное желание увидеть торжество справедливости.

7. ШЕСТАЯ ПЕЧАТЬ: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ КАТАКЛИЗМ (6:12−17)

Здесь по крайней мере сразу ясно, о чем идет речь. Комментаторы иногда склонны делать догматические заявления, типа «Конечно, χ = у», хотя стоит лишь чуть-чуть задуматься, и становится ясным, что никаким «конечно» там даже и не пахнет. Но здесь в значении ошибиться невозможно. Нити библейских ссылок на описанные в этом абзаце события собираются воедино во властной речи Самого Христа (Мк 13 и параллельные места). Он говорит о parousia — Своем возвращении на землю и о снятии покрывала с Божьего лица. В стихе 17 этот день назван «великим днем гнева Его».

Вопросы о том, следует ли понимать землетрясение, помрачившееся солнце и тому подобное буквально, в данном случае не столь важны. В этот день придет конец всему мирозданию, как мы его знаем (Евр 12:26), конец галактикам, планетам и небесным телам, также и человеческим учреждениям, которые они могут символизировать.

Теперь мы вернемся к первым четырем печатям. Мы рассмотрим не те черты, которые отличают их друг от друга, а те, которые являются для них общими.

Один повторяющийся образец может заставить нас пересмотреть наше представление о первом всаднике как об Иисусе Христе. Это представление главным образом основано на видении, описанном в 19:11, — на тринадцать глав позднее, оно еще впереди, то есть, сам Иоанн еще некоторое время его не увидит. Разве не логичнее будет связать значение печати 1 со значением печатей 2−3, и 4? Если он еще не увидел белого всадника, символизирующего Христа, то разве не более естественным будет предположение, что все четыре всадника из главы 6 символизируют злые силы?

Как бы злы они ни были, именно Бог позволяет им выезжать; каждому из них «дана» власть (ср. Иов 1:12; Иов 2:6). Можно, конечно, сказать, что и Христу власть была дана Отцом (Мф 28:18); но Его дар являлся чем-то несравненно большим, чем просто разрешение, в то время как слово «дано», повторяющееся в 6:1−8 в разных вариациях, означает, что власть первого всадника того же рода, что и власть остальных трех. Это снова наводит на мысль, что он символизирует собой какое-то зло, а не побеждающее Евангелие Христа.

Третье связующее звено между видениями — на этот раз между всеми шестью» а не только между первыми четырьмя, — сходство между ними и отрывком из Евангелия, на который уже делалась ссылка, — Мк 13 (параллельные места: Мф 24; Лк 21). Особенно это заметно при сравнении Мф 24 с рассматриваемой нами главой из Откровения. Нам не следует удивляться тому, что эти отрывки перекликаются между собой. Ведь в обоих случаях одна и та же личность занимается одним и тем же вопросом. Там говорит Иисус; здесь Агнец открывает книгу. В обоих случаях Он открывает нам нечто, что произойдет в будущем (4:1; Мф 24:3). Так как Он — «свидетель верный» (1:5), то истина, о которой Он свидетельствует, должна отличаться последовательностью. Так оно и есть. Особенно ясно проступает эта связь при описании событий, связанных со снятием шестой печати (6:12−17 = Мф 24:29−30). Но события, сопровождающие снятие второй, третьей и четвертой печатей, также без труда можно связать с предшествующей частью данного отрывка из Евангелия. Фактически, нам совершенно не нужно что-то выискивать в тексте, чтобы с уверенностью утверждать, что Христос не только в обоих местах излагает одну и ту же тему, но и сохраняет порядок изложения. Главы сходятся шаг за шагом, подобно двум сторонам молнии. В согласии с этой параллелью, всадник, появляющийся вслед за снятием первой печати, символизирует земную· войну, а не побеждающее Евангелие; бедствия, о которых говорится в Евангелии от Матфея 24:7, — те же самые, что сопровождают и снятие печатей 2−3 и 4; о страдающей Церкви (Мф 24:9−12), которая тем не менее несет нерушимое свидетельство о своем верховном Господе (Мф 24:13−14), говорится при снятии печати 5. Мы пропускаем то место в Евангелии от Матфея (24:15−28), где говорится о падении Иерусалима, поскольку к тому времени, как были написаны пророчества Откровения 6, это событие уже миновало; и переходим к стихам 29 и 30, которые перекликаются, как мы уже заметили, с печатью 6.

В свете сказанного в 24 главе Евангелия от Матфея мы начинаем понимать общий смысл этой сцены. Что сулит будущее? Победу и вражду, скудость и смерть; «Но это еще не конец... Все это начало болезней» (Мф 24:6, 8).

Если брать за основу традиционную точку зрения, согласно которой сын Зеведеев, автор четвертого Евангелия, и автор Откровения — одно и то же лицо, то Мф 24 и Откр 6 являются, по сути, одной и той же речью. То, что Иоанн слышал «во плоти» на горе Елеонской, но по различным причинам не включил в свое Евангелие, теперь он увидел «в духе». Эта была та же самая весть, но на этот раз повторенная в зримых формах драмы. Она и должна была быть включена в Откровение. (В дальнейшем мы продолжим сравнение этих двух отрывков.)

Здесь надо поговорить об одном часто встречающемся недопонимании. «Войны и военные слухи» считают предвестниками близкого конца. Однако нужно обратить внимание: Христос подчеркивает, что это не так. Ужасающие события первых четырех печатей, которые те, кому придется при них жить, могут счесть признаками пришествия Христа и кончины века (Мф 24:3), по сути, являются вполне заурядными историческими событиями. Четвертый всадник скакал по земле на протяжении всей истории человечества и будет продолжать это делать.

Это может также послужить объяснением возгласа четырех животных, который они издавали при снятии печатей. В согласии со многими толкованиями, животные являются чем-то большим, нежели четверка персонажей, по счастливой случайности оказавшихся под рукой, чтобы «доложить» о появлении всадников. Но почему? И почему они зовут: «Иди!»? Они зовут не Иоанна: он уже был призван взойти туда, откуда может обозревать всю сцену (4:1) Ч Они не зовут также и всадников: мы помним, что животные, вероятно, символизируют природу, Божий мир. Поэтому с трудом верится, что они станут приветствовать крушение этого мира. Так или иначе, трое из четырех коней не «идут» вовсе, они просто предстают пред нами. К кому тогда взывают животные? Есть Некто, чей приход и обещан, и желанен. Прислушайтесь к зову в 22:20: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» Прислушайтесь к эху этих слов в 1:6−7: «Аминь. Се, грядет с облаками». В первой и последней главе Откровения использовано одно и то же греческое слово (переведенное как «гряду» и «грядет»). То же самое слово произносят и животные. За призывом следует вопль душ, находящихся под жертвенником: «Доколе?» И Божий народ, и Божье творение жаждут прихода Христа, чтобы Он избавил их от страданий (Рим 8:19−22).

По мере того как Агнец распечатывает книгу истории, нам открывается картина страдающего мира. Но если Он управляет всем, то уж, конечно, Церковь будет избавлена от этих бед? Разве Иезекииль, угрожая теми же «четырьмя тяжкими казнями», что и в стихе 8, не обещает тем не менее, что верный будет избавлен (Иез 14:21−22)? Но после снятия печати 5 (также и в Мф 24:9−12) становится ясно: нет, Церковь не исключение. Нападения снаружи и внутри будут до определенного предела испытывать тех, кто готов положить все, даже жизнь, за Слово и Свидетеля Божьего. Но как долго это будет продолжаться? Неужели никогда не будет отдыха Его страдающим людям? И ответ снова — нет, в этом мире не будет. Только когда этот мир прекратит свое существование и окончательно дополнится число тех, кто свидетельствует о Христе и страдает за Него, настанет день отмщения. Иными словам, зло будет цвести пышным цветом, принося · страдания миру в целом и церкви в частности. Это будет длиться все время от видения Иоанна до пришествия Христа (Печать 6 = Мф 24:14, 29−30). Печати 1−5 изображают различные аспекты всей истории; печать 6 описывает день, который положит ей конец.

Теперь мы можем понять, почему арена этих драматических событий описана столь подробно. В главе 6 Иоанну показана череда бед и несчастий, которые в ходе истории будут проноситься из конца в конец мира, и у многих может сложиться впечатление, что силы зла полностью бесконтрольны. Даже церковь не защищена от них; поэтому и у христиан может появиться искушение сказать так же, как сказал впавший в отчаяние англичанин в анархические времена царствования короля Стивена: «Бог и Его ангелы спят».

Обстановка в главах 4 и 5, следовательно, призвана запечатлеть в сознании Иоанна, а через него — и в нашем сознании, кто же на самом деле властвует над всем происходящим. Христос является центром не только Церкви (сцена 1), но и мира в целом. Именно за Ним остается последнее слово. Бог по-прежнему восседает на престоле.

Чтобы еще раз убедить в этом христиан, в главе 7 окончательно проясняется основная истина глав 4 и 5 и содержащийся в них урок. Этот урок заключается в следующем: хотя христиане будут проходить через временные страдания, их вечное спасение сомнению не подлежит.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.