Иакова 2 глава

Иакова
Слово Жизни → Под редакцией Кулаковых

 
 

Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.
 
Братья мои, пусть вера ваша в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, будет свободна от всякой предвзятости по отношению к людям.1

Допустим, что в ваше собрание придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.
 
Придут, скажем, к вам на собрание два человека: один — богато одетый и с золотым перстнем, а другой — бедный, в поношенной одежде.

Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: "Проходи, пожалуйста, садись здесь", — а бедному скажете: "Постой там", — или же: "Садись здесь, на полу", —
 
Если, глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста, здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь, у меня в ногах», —

то не устанавливаете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?
 
если так по-разному относитесь вы к братьям,2 не оказываетесь ли судьями, да к тому же еще и со скверными мыслями?

Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?
 
Подумайте сами, братья мои возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его?

A вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и тащат вас в суд?
 
А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам?

Разве не они хулят доброе имя, которым вы называетесь?
 
Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь называться.

Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: "Люби ближнего твоего, как самого себя", — то поступаете правильно.
 
Если всегда исполняете Закон вышний3 так, как в Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя самого»,4 — хорошо делаете.

Но если вы пристрастны, то грешите, и закон обличает вас как преступников.
 
Но если по одежке людей встречаете и по-разному5 к ним относитесь, то грешите и перед Законом вы преступники.6

Кто соблюдает весь закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.
 
Кто, соблюдая Закон в целом, согрешает хотя бы в одном чем-то, тот и во всем виновным оказывается.

Тот, кто сказал: "Не нарушай супружескую верность", — сказал и: "Не убивай". Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты стал нарушителем закона.
 
Ведь Тот, Кто сказал: «Не прелюбодействуй»,7 Он же заповедал: «Не убивай».8 Так что даже если не прелюбодействовал ты, случись тебе убить — перед Законом ты преступник.

Говорите и поступайте так, как если бы вам предстояло быть судимыми по закону свободы.
 
Говорите и действуйте всегда как люди, которые по закону свободы судимы будут.

Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!
 
Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости.9 Ей, которую отвергли они, — торжествовать на Суде.10

Братья мои, какая польза в том, если человек говорит, что верит, но не делает? Может ли вера спасти его ?
 
Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто-то, что верует, а делом этого никак не подтверждает?11 Спасет ли его такая вера?

Если брат или сестра без одежды и без пищи,
 
Если брат или сестра ваши нуждаются в одежде и голодают,

то какая польза будет в том, если кто-то из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и ешьте", — не дав им того, в чем они нуждаются?
 
а кто-то из вас скажет им: «Всего доброго вам,12 одевайтесь теплей13 да питайтесь получше », но сам не даст им того, в чем у них нужда, что пользы в словах его?

Так же и вера, если она не имеет дел, мертва.
 
Так и с верой: без дел она мертва, сама по себе ничто.

Может, кто-то скажет: "У тебя есть вера, а у меня есть дела". Покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах.
 
Если попробует кто-то возразить на это: «Одному дается вера, а другому — дела»,14 отвечу ему: «Покажи мне эту веру твою, которая без дел, а я тебе свою в делах моих представлю».

Ты веришь, что Бог един, и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.
 
Ты веришь, что только один есть Бог? Хорошо делаешь. Однако ведь и бесы веруют и трепещут притом.

Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна?
 
Но не угодно ли тебе, жалкий15 ты человек, признать, что вера без дел тщетна?16

Не в результате ли дел наш праотец Aвраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?
 
Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака,17 сына своего, на жертвенник, разве не за это свидетельство18 веры был он признан праведным?19

Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила свое совершенство.
 
Ты и сам знаешь, что именно вера Авраама явила себя в делах его и совершенной она в делах этих стала.

Так исполнились слова Писания: "Aвраам поверил Богу, и это было засчитано ему в праведность", — и Aвраам был назван другом Божьим.
 
Тут всё вышло по Писанию: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».20 И назван был Авраам другом Божьим.

Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.
 
Так что видите, будет признан человек праведным21 или нет — от дел его зависит, а не от одной только веры.

И разве не по делам была оправдана проститутка Раав, когда приняла вестников и выслала их другим путем?
 
Вот и Раав, блудница, разве не делами по вере ее угодила она Богу,22 когда приняла в дом свой вестников23 и проводила их другой, безопасной дорогой?

Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
 
Так что снова скажу: вера без дел, как тело без духа, мертва.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: имейте веру Господа… без пристрастного отношения (к людям).
4  [2] — Друг. возм. пер.: не делаете ли вы различия между собой.
8  [3] — Букв.: царский.
8  [4] — Лев 19:18.
9  [5] — Букв.: пристрастно.
9  [6] — Букв.: Закон изобличает вас как преступников.
11  [7] — Исх 20:14; Втор 5:18.
11  [8] — Исх 20:13; Втор 5:17.
13  [9] — Букв.: не оказывает милости.
13  [10] — Друг. возм. пер.: милость торжествует над тем, что по справедливости должно было свершиться.
14  [11] — Букв.: а дел не имеет.
16  [12] — Букв.: идите с миром.
16  [13] — Или: грейтесь.
18  [14] — Букв.: ты веру имеешь, а я дела имею.
20  [15] — Букв.: пустой/никчемный.
20  [16] — Или: бесполезна; в некот. рукописях: мертва.
21  [17] — См. в Словаре Авраам и Исаак.
21  [18] — Букв.: разве не от дел; в знач. не в результате ли дел.
21  [19] — Букв.: был оправдан.
23  [20] — Быт 15:6.
24  [21] — Букв.: будет оправдан человек.
25  [22] — Букв.: была оправдана; или: признана праведной.
25  [23] — В некот. рукописях: лазутчиков.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.