К Римлянам 3 глава

К Римлянам
Слово Жизни → Под редакцией Кулаковых

 
 

В чем же тогда преимущество быть иудеем и какую пользу дает обрезание?
 
Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?

Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье.
 
Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.

И если сейчас многие из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность?
 
И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?

Конечно нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: "Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде над Тобой".
 
Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2

Но если наша неправедность яснее выявляет Божью праведность, то значит ли это, что Бог неправ в своем гневе на нас? (Я говорю по-человечески.)
 
Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?

Вовсе нет. Если бы это было так, то как бы Бог мог судить мир?
 
Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?

Но если моя неправедность делает ярче Божью истину и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я судим как грешник?
 
Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?

Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро, как на нас клевещут и говорят, будто мы так учим? Такие люди заслуживают осуждения.
 
Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.

Так что же? Есть у нас какие-либо преимущества перед другими? Никаких! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники, — все оказались под властью греха.
 
Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.

Написано: "Нет ни одного праведного, ни одного!
 
В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;

Никто не понимает и никто не ищет Бога.
 
нет разумеющих, никто Бога не ищет.

Все уклонились и стали негодны, нет ни одного, кто делал бы добро, ни одного".
 
Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5

"Их гортань — как открытая могила, и с их языков сходит ложь". "У них под губами яд гадюки."
 
Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7

"Их слова полны проклятия и горечи".
 
и на устах одни проклятия и горечь.8

"Они готовы к кровопролитию,
 
Скоры они9 на пролитие крови.10

где они прошли — там разрушение и погибель,
 
Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

им неведом путь к миру".
 
Не знают люди пути к миру,11

"Они не боятся Бога".
 
страха Божия лишились они».12

Мы знаем: то, что говорит закон, говорится для тех, кто находится под законом, поэтому никто не имеет извинения и весь мир стал виновен перед Богом.
 
Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!

Никто не будет оправдан перед Ним по делам закона. Закон лишь дает нам знать, что такое грех.
 
Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.

Но сейчас, независимо от закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют закон и пророки.
 
Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;

Праведность от Бога дается через веру в Иисуса Христа всем, кто верит, потому что нет различия,
 
и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.

так как все согрешили, и все лишены славы Божьей,
 
Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,

и все получают оправдание даром, по благодати через искупление, которое в Иисусе Христе.
 
а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.

Его поставил Бог кровавой искупительной жертвой для всех, кто верит. Так Бог пожелал проявить свою справедливость и простить людям грехи, совершённые прежде.
 
[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;

Он долго терпел, чтобы сейчас показать свою праведность. Он сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса.
 
так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.

Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Каким законом? Законом дел? Нет, законом веры.
 
Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.

Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения закона.
 
Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23

Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников,
 
Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.

потому что есть только один Бог, который оправдает обрезанных по их вере и необрезанных тоже через веру.
 
Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.

Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем закон, наоборот, мы утверждаем его.
 
Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.