К Римлянам 4 глава

К Римлянам
Слово Жизни → Под редакцией Кулаковых

 
 

Что мы можем сказать о предке нашего народа Aврааме, что он приобрел?
 
А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме?1 Чего Он достиг?

Если бы Aвраам получил оправдание по делам, то ему было бы чем хвалиться, но только не перед Богом.
 
Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом.

Ведь что говорит Писание? "Aвраам поверил Богу, и это было зачтено ему как праведность".
 
Что Писание говорит? «Поверил Авраам Богу, и было это зачтено2 ему в праведность».3

Плата работающему рассматривается не как дар, а как должное вознаграждение.
 
Работнику платят по долгу, а не из милости.

Тому же, кто не работает, но верит Богу, оправдывающему нечестивого, в праведность вменяется сама его вера.
 
Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется4 Богу, оправдывающему грешника,5 сама вера его вменяется ему в праведность.

Давид утверждает то же самое, говоря о благословении, получаемом человеком, которого Бог считает праведным независимо от его дел:
 
Давид говорит то же самое: называет блаженным6 он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:

"Благословенны те, чьи преступления прощены и чьи грехи покрыты!
 
«Блажен, кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;

Благословен тот, кому Бог не вменит греха".
 
блажен человек, грех которого Господом не зачтется».7

Относится ли это благословение к обрезанным или также и к необрезанным? Мы говорили о том, что Aврааму вера была зачтена как праведность.
 
Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: «Вера была зачтена Аврааму в праведность».

Как она была зачтена ему? До обрезания или после? Не после, а до обрезания!
 
Когда же случилось это?8 После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан.

Знак обрезания он получил уже потом (как подтверждение того, что был праведен по вере, будучи еще необрезанным), чтобы ему стать отцом всех верующих, пусть даже необрезанных, и чтобы и им тоже была зачтена праведность.
 
А обрезание он получил позже как внешний знак и печать той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Он отцом стал всех верующих, которым и без обрезания вера их может быть Господом в праведность зачтена;

Он является отцом всех обрезанных, которые не только обрезаны, но и идут путем веры, которым шел наш отец Aвраам, будучи необрезанным.
 
он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама еще в необрезании.

Ведь не через закон Aвраам и его потомки получили обещание, что им будет отдан в наследство мир, а потому, что они были праведны по вере.
 
И само обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство весь мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры.9

Если бы наследниками Aвраама были те, кто живет по закону, то вера была бы напрасной и само обещание было бы бессмысленно.
 
А если наследство получат лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание:10

Ведь закон производит гнев, а без закона нет и преступления.
 
ничего, кроме гнева, не сулит Закон;11 преступления только там не бывает, где нет закона.

Вера поэтому необходима для того, чтобы мы могли получить прощение по благодати и чтобы обещание было действительно для всех потомков Aвраама: не только для тех, кто соблюдает закон, но и для тех, у кого есть вера Aвраама. Он отец всем нам,
 
Потому и связано обещание с верой, оно — дар благодати, чтобы оно силу имело для всех потомков Авраама, не только для тех, кто привержен Закону, но и для тех, кто следует Авраамовой вере. Ведь он отец всех нас, —

как и написано: "Я сделал тебя отцом множества народов". Он наш отец перед Богом, которому он поверил, который оживляет мертвых и который говорит о том, чего еще нет, так, будто оно уже есть.
 
как о том и написано: «Отцом многих народов Я поставил тебя»,12 — таков он в глазах Бога, Которому он поверил, Бога, возвращающего к жизни мертвых и из небытия вызывающего к бытию то, что не существует.

Ведь когда не оставалось никакой надежды, Aвраам все-таки поверил с надеждой, потому он и стал отцом многих народов, как и было сказано: "Так многочисленно будет твое потомство".
 
Когда не на что было уже надеяться, Авраам не терял все-таки надежды: он поверил и стал отцом13 многих народов, как было ему сказано: «Столь многочисленно будет потомство твое».14

Его вера не дрогнула, хотя он понимал, что его тело почти омертвело, ведь ему было около ста лет, и Сарра была слишком стара, чтобы иметь детей.
 
Даже мысль, что тело его, по сути, [уже] мертво (ему ведь было уже почти сто лет) и что чрево Сарры давно омертвело, не ослабила веру его.

Его вера в Божьи обещания не поколебалась, наоборот, он был тверд в вере и славил Бога.
 
Не усомнился он, не перестал верить15 обещанию Божию, но, черпая силу в вере,16 вознес Богу хвалу,

Он твердо верил, что у Бога есть сила осуществить то, что Он обещал.
 
ибо уверен был в том, что Бог в силах исполнить Свое обещание.

И это было ему "зачтено как праведность".
 
Вот почему вера его [и] была зачтена ему в праведность.

Слова "зачтено ему" относятся не только к одному Aврааму,
 
«Была зачтена» — слова эти не об одном Аврааме написаны,

они относятся и к нам. Зачтено будет и нам, потому что мы верим в того, кто воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса,
 
но и о нас. Зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего,

который из-за наших грехов был предан смерти и воскрес для нашего оправдания.
 
Который смерти был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Авраам.
3  [2] — Или: вменилось, как и в последующих стихах этой главы.
3  [3] — Быт 15:6; то же в ст. 9 и 22.
5  [4] — Букв.: не делающему же, но верующему.
5  [5] — Или: нечестивого.
6  [6] — См. в Словаре Блаженный.
8  [7] — Пс 32 (31):1, 2 (LXX).
10  [8] — Букв.: как же была зачтена?
13  [9] — Букв.: ибо не через Закон обещание Аврааму… но через праведность по вере.
14  [10] — Или: отменяется обещание.
15  [11] — Букв.: Закон производит гнев, в том смысле, что он открывает грех и даже стимулирует его (см. 7:7−11).
17  [12] — Быт 17:5 (LXX).
18  [13] — Друг. возм. пер.: поверил, что будет отцом.
18  [14] — Быт 15:5 (LXX).
20  [15] — Букв.: не поколебался неверием.
20  [16] — Друг. возм. пер.: но был укреплен в вере.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.